Зеркальность Евгения Онегина

Параллелизм у Пушкина в произведении «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин в своем «романе в стихах» - «Евгений Онегин» использует технику обратного параллелизма. Также этот прием называется «зеркальной» композицией.
Что такое параллелизм? Это риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
Для создания «эффекта зеркала» в романе повторяются, по сути одни и те же события: влюбленность персонажа – письмо – отказ в попытке начать отношения. Эта связка используется в самом начале произведения (в третьей главе, XXXI строфа) и в его конце (глава 8, строфа XXXII).
Но всем известно, что в каждом зеркале меняются ориентиры и стороны света на полностью противоположные: лево-право, восток-запад и т.д. Так и в «Онегине» автор меняет основные принципы: если раньше письмо придумывала Татьяна, адресуя его Евгению, то в последней главе все происходит строго наоборот.
Меня заинтересовало, есть ли что-то подобное в самих текстах посланий? При детальном изучении произведения моя теория подтвердилась – «зеркальная» композиция присутствует и в эпистолярных отрывках романа. Далее мы рассмотрим эти доказательства.
Разумеется, начать стоит с самых первых строк писем. Итак, Татьяна:
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?»
Онегин:
«Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?»
Главные герои изъясняются очень похоже, но! В послании девушки данная мысль высказана в виде двух самых первых строк, а вот у Евгения – лишь в 5-6. Интересно, что также «диагонально» пересекаются и другие строки: «Меня презреньем наказать» и «Какое горькое презренье». Первая фраза идет сразу после вступления у Татьяны, а вторая, наоборот, одной из первых у Онегина.
Подобное чередование  мыслей встречается не раз и даже не три раза:
1)«Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает...»
2) «Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.»

2)«Чужой для всех, ничем не связан..»
1) «Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»
Герои мыслят одинаково, несмотря на то, что они различны: влюбленный - равнодушный, городской житель – деревенский…  Это также придает «зеркальность», учитывая, что персонажи, фактически, меняются местами. Точно также свое местонахождение меняют и фразы в их письмах:
1) «Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья.»
2) «Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!»

1) «Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.»
2) «Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови.»

Но, с другой стороны, есть в романе и абсолютно параллельные, повторяющиеся моменты. Так, например, нам известно, что влюбленность героев повторяется в начале и в конце, как и их равнодушие друг к другу. То же самое происходит и в письмах:
1) «Сначала я молчать хотела…»
2) «Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...»
1) «Я потерять не захотел…»
2) «Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе…»

Для чего Пушкин использует такие приемы? Почему не оставляет в покое ни Татьяну, ни Онегина?
Ответ на эти вопросы кроется в самой человеческой жизни. Каждый из нас наверняка встречался с подобными ситуациями. Потому что история имеет свойство повторяться в самые неожиданные моменты, как встреча Евгения и Лариной на балу. Александр Сергеевич воссоздал реальную жизненную ситуацию, которая может случиться с каждым из нас. Главное – в такой момент успеть вспомнить ответ Татьяны на пылкое признание ей в любви:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»


Рецензии