Записки второй половины 2006 года

      *     *     *

«Понять - значит простить". Раньше эта аксиома не вызывала никакого возражения. Она воспринималась безоговорочно, теперь - другое дело. Понять - это одно, а  вот простить - совершенно другое. Можно понять мотивацию всех злодеяний Гитлера, можно понять, чем руководствовался Чикотило, убивая молодых девушек, но как   можно их простить?
Вероятно, в этом афоризме есть истина. Если не войдешь   в психологическую шкуру рядом живущего, не можешь с ним нормально сосуществовать. Тогда в нем все   будет неприемлемо, потому, что   не соответствует моим стандартам.
А вот если я попробую войти в его шкуру и попробую мыслить его категориями - тогда другое дело. Но степени возможности сосуществования двух индивидов имеют определенные пределы. В некоторых случаях мы миримся со странностями в поведении рядом живущего человека. Нам это кажется смешным, нелепым. Но с этим можно мириться, в конце концов. И у нас есть странности для соседа, которые мы у себя просто не замечаем.
Но когда эти странности выходят за все мыслимые пределы, понять отклонения от нормы можно, но простить - далеко не всегда.


*     *     *


И снова пробный камень брошен. Судя по всему, для изучения общественного мнения, чеченский парламент подготовил свое предложение   об изменении конституции страны по выборам президента. Снова разговор о том, чтобы дать Путину возможность баллотироваться на третий срок. Есть даже предложение оставить Путина на президентстве пожизненно.
Маловероятно, чтобы чеченских депутатов так уж волновал этот вопрос. Люди из центра подвигли их на эту авантюру. В  то же время сам Путин заявляет иностранным журналистам, что менять конституцию считает нецелесообразным. Что за всем этим кроется?   

*     *     *



Новый образ жизни в капитализированном    обществе имеет гораздо больше омерзительных свойств, чем  социалистический. Но в нем есть одно несомненное преимущество. Советский   образ жизни способствовал идеализации руководителей страны. Нам казалось, что люди у управления государством умные, прозорливые и дальновидные. Они способны глубоко и всесторонне анализировать ситуацию, предугадывать дальнейшее развитие событий, практически влиять на характер и особенности этого развития.
Теперь стало очевидным, что многие из нас смотрели на окружающий нас мир сквозь розовые очки. Нами правили обычные люди, никакие они не пламенные   борцы за светлое будущее. Не обладали они светлым умом. Они были обычными людьми с множеством слабостей и недостатков.
Жизнь открыла глаза на многое. Сейчас политические деятели, стоящие у кормила государства, нисколько не маскируют свою истинную сущность. И стало очевидно, что во всем мире руководят обществом чаще всего не самые умные и самые достойные, а самые наглые и пробивные, самые бессовестные и беспринципные.

Удивительно, что люди   видят их ничтожество, но не гонят их с должности поганой метлой.

*     *     *



Недавно снова говорилось о страстотерпце цесаревиче  Алексее и всей страстотерпнои царской семье. У многих сложилось впечатление, что венценосные особы - одни из самых скорбных страдальцев за веру, трон и отечество. Этой семье действительно выпала трагическая   судьба.
Но при всем этом невольно возникают крамольные мысли, всю последнюю страшную войну миллионы советских детей не одномоментное, как царская семья, а на протяжении долгих четырех лет жили в ощущении каждодневного дикого ужаса. Сколько их было искалечено, сколько погибло в   нечеловеческих муках.
И ни у кого и в мыслях не возникло канонизировать хотя бы самых храбрых и самых претерпевших адские    страдания.
А наши мученицы - советские женщины  времен великой Отечественной войны и послевоенной невообразимой скудности. Сколько мук и страданий досталось на их долю. Теперь для многих это трудно и представить. Но ни одна из женщин военной поры не удостоена церковной святости.
Тут все дело в том, что канонизация - процедура земная, в сан святых кандидата возводят люди церковные. У них есть свои идеологические и духовные ориентиры, свои человеческие пристрастия.
Человеку, не верующему в загробную жизнь, трудно это представить. Но если смотреть на ситуацию с точки зрения человека верующего, может случиться так, что на Страшном суде получат тягчайшее наказание многие из причисленных к лику святых и на грешной земле очень почитаемых.  На эту крамольную мысль наталкивает жизненный факт. Несколько лет назад упорно муссировалась идея канонизации Григория Распутина. А ведь его современники знали как омерзительную, аморальную и богохульную личность.
Шел разговор и о канонизации Колчака, по приказу которого казнены многие тысячи россиян.

*     *     *


Наше представление о будущем никогда не сбывается полностью, кажется, так сказал Гете. Что ни думай по этому поводу, причисленные к сану великих, были людьми прозорливыми. Было время, когда приходилось писать под строгим контролем начальства, общества. Приходилось изощряться в словесной эквилибристике на чью-то потребу. Тогда казалось: вот выйду на пенсию - и смогу излагать на бумаге только то, что лежит на душе, для самого себя, для интеллектуальных упражнений.



Такое время представлялось великим счастьем.  Думалось, что в неспешной работе, в тщательном и основательном размышлении будет рождаться то, что порадует душу. Но появляется почти то же, что было во время работы по профессиональному заказу. Получается так, что человек даже с самим собой наедине не может в полной мере открыться. Поистине гениально выразил такое состояние наш земляк - поэт Алексей Прасолов:
Давая мыслям вольный   ход, не выдай их поспешным словом.
все именно так. Далеко не обо всем хочется откровенно говорить даже с самим собой. Даже самого себя человеку приходится опасаться и сторониться, прятаться от самого себя в тенетах лжи.
.Есть и другая сторона этой медали. Казалось, что в полной свободе, при обилии свободного времени придут какие-то действительно удивительные мысли. Найдутся свежие, точные и емкие слова, которые выразят эти мысли. Ничего такого вовсе не наблюдается. Теперь кажется, что при ежедневной работе со словом   получалось все значительно лучше, и слова находились свежее и точнее, и предложения строились лучше.



*     *     *
Евреи, несомненно, самая пострадавшая за всю историю развития человечества нация на земле. Они лишились своей Родины и до 1948 года были расселены по всему миру. На чужбине евреи считались людьми второго сорта. Их преследовали и унижали. Эта нация может гордиться тем, что она не ассимилировалась, а бережно сохранила свои национальные и культурные особенности. Боле того, евреи в условиях постоянного притеснения и унижения их национального и человеческого достоинства сумели так приспособиться к окружающей действительности, что не только не деградировали, а развили и усовершенствовали свой интеллект. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве развитых стран самые талантливые писатели, ученые, артисты, музыканты, администраторы - евреи.
Евреи - наиболее ненавистная нация для фашистов. Наряду с коммунистами они подвергались массовому уничтожению.  Казалось бы, после столь многих переживаний за всю историю развития человечества евреи должны стать наигуманнейшими из людей. Они в веках так много настрадались сами, что просто должны относиться к рядом живущим с особой бережностью.
На самом деле все далеко не так. Только что закончилась по резолюции ООН очередная арабо-еврейская война. Началась она из-за трех украденных еврейских солдат. Теперь об их судьбе почти и не говорят. Зато за более чем месячный период войны в Ливане погибло более тысячи мирных людей. Эти несчастные ни к организации против Израиля массового терроризма, ни к похищению еврейских служивых никакого отношения не имели.
За что, спрашивается, такое несоразмерное наказание? Ведь большинство погибших от бомб, ракет и снарядов - старики, женщины и дети. Причем детей - большинство.
Сейчас в мире понемногу раскачивается война между религиями. Мусульмане стали болезненно осознавать свою  обделенность в современном мире. У них теперь очень развито самосознание, и по большей части они видят виновников своих бед в лице европейцев и американцев, которые в основном - христиане. Как-бы невольно возникает война религий.
на фоне разрастающейся национальной и конфессиональной нетерпимости. Евреи могут пострадать в большей степени. Они всегда были козлами отпущения во всех странах как люди наиболее преуспевающие во всех сферах деятельности. Не будет тут исключения и на этот раз.
Так что не стоило бы евреям решать свои локальные проблемы столь радикальным образом.
Если смотреть на конфликт евреев и арабов со стороны, нельзя не поразиться вопиющему несоответствию степени их подготовленности к войне последних. Хорошо вооруженные и обученные, со строжайшей дисциплиной в войсках евреи, и плохо оснащенные, раздробленные по кланам и интересам арабы.
И  потери несоизмеримые. Арабов погибло если не в сотни, то в значительные десятки раз больше. Невольно задаешься вопросом, почему   арабы уже не в первый раз   идут на такое самопожертвование? Ни один из политологов в своих беседах эту тему почему-то не затрагивает. Между тем это один из коренных вопросов в связи с арабо-израильской проблемой. Что-то подвигает арабов на такое самопожертвование. С точки зрения мировой общественности они не всегда правы, но у арабов, судя по всему, есть своя правда, и ради нее они так решительно идут на любые потери, и не считают, что проигрывают.
Видать, в чем-то евреи ведут себя неподобающе. Впрочем, в последней войне это наблюдалось наиболее очевидно.


*     *     *


Кинорежиссер Татьяна Лиознова в телепередаче по каналу "Культура" воскликнула:
-Как же мы допустили развала такой великой державы?
Если бы такой кардинальный вопрос мучил многих граждан страны, мы бы не дожили до последующего позора.


*     *     *


У писателя Анатолия Приставкина есть одна небольшая повестушка о строительстве туннеля на Кавказе сразу после войны. Главный герой повести - обычный рабочий на этой стройке. Его девушка - секретарь комсомольской организации. На торжественное собрание к годовщине Октябрьской революции она похлопотала о включении своего возлюбленного в президиум. Сидит парень в президиуме и ничего такого особенного не ощущает. Не ощущает до определенного времени.
Как и положено, прочитали доклад по случаю. Потом секретарь парткома стройки сказал, что их коллективу надо принять социалистические обязательства в честь дня рождения товарища Сталина. Из зала кто-то произнес: обязательства мы примем, но не пора ли поговорить о жилье. Многие семейные, а живут все в вагончиках. Надо бы и о квартирах позаботиться.
Секретарь парткома взорвался, идет разговор о великом событии - дне рождения товарища Сталина, а  тут о жилье.
И парень внезапно понял, что и его злит заданный из зала вопрос. Вот попал в президиум - и злит. А сидел бы в зале - вопрос считал бы не обидным и вполне закономерным.
Парень и сам поразился резкой смене мироощущения в нем самом. Оказывается, стоит перейти в другую социальную группу - и ты уже воспринимаешь окружающий мир совершенно другими глазами.
Вот и получается, что человеческое существо очень внушаемое. И если ему изо дня   в день говорить, указывая на черное, что это белое, он начнет и сам верить, несмотря на явную абсурдность ситуации.
Было время, когда пора детства казалась временем счастливым и романтическим. 0 том послевоенном периоде написано много книг, снято много кинофильмов. Долгое время они воспринимались как реальное, адекватное отражение той далекой действительности. Ведь видел же я все сам своими глазами, именно так все и происходило. А если что и не так. То не должно и быть все точно буква к букве, места разные. Отсюда и некоторые различия.
Теперь постоянно говорят о советском лихолетье. Сначала такие утверждения начисто отвергались, вызывали полное неприятие и злость. Потом пришло время, когда к таким утверждениям стал относиться   совершенно спокойно. Ну, врут и врут.
На то она и новая власть, чтобы  обливать помоями старую, иначе не оправдаешь свои очевидные неурядицы. А так - наследие проклятого прошлого.
Сейчас невольно   стали возникать ощущения о крайней скудности прошлой жизни, о мученическом венце, который всю свою жизнь несли советские люди. И   что самое удивительное, есть и в этом новом ощущении своя доля истины.  Трудности после последней войны были величайшие, и о них говорилось довольно откровенно   и в художественной литературе, и в кинофильмах. Но ведь и радостного было много в те непростые годы. Люди видели, что жизнь постепенно налаживается. В каждой семье из года в год прибавлялось что-то в материальном плане.
А вот, поди ж ты, говорят каждый день, говорят... и в голове помимо твоей воли оседает, и уже кажется,   что и ты сам всю свою жизнь только и делал, что мучился.
Вот на этом и держится фундамент любой религии и любой идеологии, надо долбить нужную мысль изо дня в день. Возможно, одним и тем же предложением, а, возможно, в разных вариациях. Главное, чтобы суть мысли не менялась. И тогда идея прочно внедрится в умы широких масс, и начнет работать в нужном направлении.


*     *     *


Послушаешь многих видных людей страны и невольно создается впечатление, что у нас нет ни одного человека, кто бы ни пострадал от советской власти. Все -  жертвы. Напрашивается вздорная, на первый взгляд, мысль: если бы был  жив наш прошлый кумир - Брежнев, он тоже бы числился по скорбному списку пострадавших от советской власти.
И смех, и слезы.


*     *     *


Нам постоянно вдалбливают мысль, что мы при социализме жили очень бедно.
И мы уже начинаем верить этому утверждению. Ведь, как гласит народная мудрость, если тебя постоянно называть свиньей, можно и захрюкать.
Но вот совершенно неожиданно довелось услышать рассказ Владимира Солоухина "Вова, т-сс-с". Как и всегда у этого писателя сюжет немудреный. Он с сестрой отдыхает во владимирской  деревне. Внезапно к   нему туда приезжают чешский поэт со своей женой. И, естественно, при них переводчица.
Случилось так, что Солоухину совершенно нечем угощать дорогих гостей, и его   неожиданно выручает сосед - шофер колхозного бензовоза. Он приглашает и уже известного тогда писателя, и его иностранных гостей к себе в избу на застолье.
Солоухин счел необходимым в своем рассказе перечислить меню этого застолья. Там были предложены гостям: и черная, и красная икра, и балыки, и свежее мясо в разных  вариантах. Водки было запасено ящиками.
Два дня пировали чехословацкие гости и остались весьма довольные, и не только. Они остались в какой-то мере в неудобном положении. Они ранее принимали у себя на родине Солоухина, и угощали его намного скромнее, чем это сделал владимирский писатель. Чехи обещали   при очередной встрече у них на родине проявить подобную гостеприимность.
Подобные истории  о том, теперь уже далеком времени, могут рассказать многие современники Солоухина. Лично мне очень памятны вечеринки на моей родине. Было хорошим правилом по случаю, а нередко и просто так собирать у себя родственников, соседей и друзей. Предварительно готовилось обильное и разнообразное угощение. Много пили и ели. Много задушевно разговаривали. А уж как задушевно пели старинные песни!
Такие вечеринки, по большей части, проходили мирно. Люди после них становились ближе друг другу, и роднее. И никто не смотрел на случайно зашедшего человека как на крайне нежелательного. Ему давали стул и сажали за стол. Его потчевали наравне со всеми, даже если пришедший в глазах сельского   общества был человеком не уважаемым. Отказывать   в гостеприимстве не селе тогда было просто неудобно.
В связи с этим вспомнился и  другой частный случай. В телепередаче "Пока все дома" одна из известных в нашей стране актрис привела такой забавный эпизод. У них с мужем на квартире был поселен норвежский кинорежиссер. Как-то ночью на квартиру к этой актрисе завалилась компания ее коллег с выпивкой.  Целую ночь ели и пили. В холодильнике после этого, как метлой прошлись. Норвежский кинорежиссер был в полном ужасе: как семье доживать месяц, когда ни продуктов, ни денег не наблюдается.
Как рассказала та актриса, они без больших осложнений дожили. Они и сами участвовали не раз в таких набеговых компаниях к другим артистам, и никто от этого не разорился.
Потом актриса сказала, что в настоящее время среди актерской братии уже не принято так размашисто безалаберно ходить друг к другу в гости. Они больше сидят дома, и к себе стараются не приглашать.
А  теперь вернемся   к водителю бензовоза, который угощал Солоухина и его   гостей  разными редкими деликатесами. У него ведь среди шоферской колхозной братии была одна из самых низких зарплат. А он ради иностранцев мог себе позволить такое мотовство.
Более чем уверен, что тот незадачливый шофер пошел на большие траты, чтобы угодить иностранцам, чтобы показать, что мы любим у себя   принимать добрых людей, что и мы не хуже других.
Можно посмотреть на тот давний забавный случай и с другой стороны. Сосед Солоухина, идя на такое щедрое угощение, нисколько не думал  о том, что подобное мотовство существенно отразится на его семейном бюджете. Он твердо знал, что после этих трат по миру не пойдет. В наши дни такого с ним бы никогда не случилось. В наши дни шофер так бы не потратился даже в том случае, если бы у него в гостях был сам господь бог.
Получилось так, что неисправимый демократ последних лет своей жизни-
Солоухин, или, по определению водителя бензовоза, Вова,т-сс-с, сам того не ведая, пропел очень убедительный дифирамб так нелюбимой им советской власти. Что ж, бывает и так.




*     *     *

Демократы празднуют пятнадцатилетие августовского путча 1991 года. Если исходить из тональности радио- и телепередач, путчисты - люди глупые, самоуверенные и сомнительные в нравственном плане. О них говорится с налетом небрежной издевки. Проходимцы, мол, они и есть проходимцы.
Только такое мнение в стране далеко не у всех. Из тех же телепередач довелось узнать, что 40 процентов россиян в настоящее время встали бы на сторону путчистов, повторись ситуация пятнадцатилетней давности сегодня.
А в те годы львиная доля москвичей была на стороне демократов. Каждый верил, что дай только возможность без всяких ограничений развернуться - и они станут по-настоящему богатыми людьми. Ну, на худой конец, обеспеченными.
Теперь многие разобрались и со свободами, и с равными возможностями в достижении материального благополучия. И с демократами разобрались. Те воспользовались свободой на уровне вседозволенности только для них самих. Многие, разбогатев, отошли от политики и теперь купаются в излишествах. И плевать им с высокой   колокольни на нищенское существование народа, который они на словах так беззаветно любили.
А руководители   путча были, на мой взгляд, людьми порядочными. Но государственные деятели они оказались посредственные. Потому и, защищая родину, оказались ее изменниками. И этот идиотский ярлык останется за ними на многие годы. Он удобен и отвлекает от понимания той давней ситуации.
События 1991 года  подаются в средствах массовой информации только лживо. Хорошо помню, что тогда о введении в Москву войск говорилось, что они в столице только для поддержания порядка. У солдат не было никакого боезапаса. Помнится, солдаты это сами охотно демонстрировали москвичам. Почему же теперь ведущая  центрального канала телевидения говорит, что бронетранспортеры шли на штурм Белого дома? В то время, когда последние герои Советского Союза взгромоздились на одну из боевых машин, бронетранспортеры уже прошли мимо здания, которое демократы так самоотверженно защищали, какой же это штурм? Да еще без боезапаса?
Генеральная прокуратура по свежим следам расследовала инцидент с погибшими. Следствием установлено, что все трое были в состоянии алкогольного опьянения. Те журналисты, которые сейчас вовсю вопят о штурме, тогда нам показывали, как у Белого дома разгружались с машин ящики с водкой. И сколько откровенно пьяной молодежи среди защитников демократии.
Тогда же мы увидели, как раздавались защитникам Белого дома автоматы Калашникова. С этим боевым оружием за плечом давал интервью Растропович.  Тогда многие его передразнивали: "я-гусский"
Теперь восторгаются мужеством безоружных  защитников.  Тогда же мы видели, что многие из них вооружены.
И что из того времени ни возьмешь - все откровенная и неприкрытая ложь.


*     *     *


Недавно была телепередача об актере Леониде Быкове, только теперь узнал, что у этого талантливейшего человека была невыносимо трагичная личная жизнь. Вот уж поистине: каждому - свое. Выходит, никого не обходит чаша большой беды. После просмотра той передачи невольно вспомнилось, что и поэт Гейне восемь лет лежал в постели и терпел вздорный характер своей супруги.
По всем статьям дети Сталина просто обрекались судьбой на райскую жизнь. А они ее прожили в великих мучениях. То же произошло и с дочкой Брежнева. Не сложилась жизнь у дочки греческого миллиардера Онассиса.
И  действительно судьба бывает безжалостна даже к тем, кого она щедро    оделила властью, талантом, материальным благополучием. Каждому все едино отпущено своя доля несчастья.



*     *     *


В донецкой области разбился пассажирский самолет. 170 человек погибших. Днем раньше - взрыв на Черкизовском рынке в Москве. Теле - и радиопередачи, словно сводки с фронта. Раньше журналистам запрещалось писать об авариях. Говорили - замалчивание   недостойно. Теперь обо всем и во всех подробностях. Создается впечатление, что готовившие эти передачи испытывают садистское наслаждение от всех трагических подробностей.
*


*     *     *


Раньше думалось, что есть гениальные люди, которые хорошо спланировали нашу жизнь. А нам самим   не надо ломать голову. За нас все продумано, осмыслено и добротно спланировано. Нам только и остается жить по заготовленному сценарию.
 К сожалению,   на практике все гораздо сложнее. Социалистическое общество поэтому и рухнуло, что жили долгие годы по одному, давно заготовленному шаблону. А жизнь менялась, требовались новые правила игры. Их никто не предлагал. Всем думалось, что и по старым канонам все будет хорошо. На деле все закончилось плачевно.
Новые наши правители ничуть не умнее своих предшественников. Ничего лучше не придумали, как строить страну  по образу и подобию царской России. Но ведь тот миропорядок еще век назад полностью себя дискредитировал. Современники считали, что самодержавие было позором для русского общества.
Все-таки мы очень примитивные мыслители. Раньше считалось, что видные коммунистические функционеры были людьми мудрыми, честными, с высокой нравственностью.
Теперь нам говорят, что функционеры царской России - люди высокои нравственности и гуманизма, но нам о них очень многое рассказали их современники.  Из тех рассказов явствует, что они по большей части карьеристы, лицемеры и казнокрады. Так что нынешняя лапша о тех людях на наши уши уже не вешается.


*     *     *

Совершенно неожиданно прозвучало сообщение о том, что почти половина школ страны в плане противопожарной безопасности не соответствует элементарным требованиям.  Инспекторы противопожарной службы, однако, подписали им акты на эксплуатацию зданий в новом учебном году. Они объяснили это тем, что денег у директоров школ было только на подзарядку огнетушителей.
Вот такая получается картина. В стране просто громадный стабилизационный фонд, говорят, на критический момент, если вдруг цены на нефть на мировом рынке стремительно упадут. И тратить эти деньги внутри страны никак нельзя, иначе увеличится инфляция.
Никак в ум взять не могу, почему из этого стабилизационного фонда нельзя взять деньги на противопожарное обустройство школ.  Лишний раз убеждаешься, что людям среднего ума непостижимо то, что понятно людям государственным. У них светлые головы.



*     *     *


По всему видать, в скором времени в школах будут преподавать Закон божий как официальный предмет. Во многих местах уже введена "Культура православия. Телевидение с восторгом показывает, как дети рассказывают о своей приверженности православному вероисповеданию. О своей религиозности по поводу и без,   охотно говорят писатели, артисты, ученые. Стало правилом посещение богослужений руководителями администраций. Настойчиво поговаривают  о введении должности попов в вооруженных силах.
Между тем, с завидным постоянством по телеканалу "Культура" идут познавательные передачи по Библии, о происхождении жизни на земле. Беседы  такого рода весьма убедительны. Из них можно сделать вывод, что библия не что иное как документ высокой культуры, и не более того. Эти же беседы дают возможность понять, что жизнь на земле зародилась вовсе не по божественной воле, а в силу объективных физических причин.
После таких бесед так и хочется несколько умерить пыл сторонников введения в официальный ранг богослужение.



*     *     *


В последнее время все желающие могут основательно пополнить свои познания о жизни русских царей и представителей когда-то знаменитых родов. Если внимательно слушать все, что говорится по радио и телевидению, невольно подумаешь, что и бывшие правители нашей многострадальной страны отличались кровожадностью. Они не только во множестве казнили своих противников, но и были изобретательны в пытках.
Думаю, Сталин основательно знал историю страны, изучал он ее отнюдь не из обычного любопытства. Из документов истории он извлекал практические выводы для себя как повелителя, и казнил он своих противников, следуя давней российской традиции.
Теперь, кажется, понятно, почему Сталин так высоко ценил Ивана Грозного, а не Петра Первого. В определенной степени мог бы стать поучительным примером и Петр. Но он взял за образец образ жизни западных стран.   Сталину этот пункт совершенно не подходил. Будучи по происхождению грузином, он по натуре был горячим сторонником русской самости.
Поэтому он так ценил Грозного, тот за русскую национальную традицию стоял всю свою жизнь. А по кровожадности Петр ему мало уступает.






       


Рецензии