Голубая Надежда. Корень Зла ч. 43

Ценная бандероль стоимостью в один доллар

Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
 Уходя, не уйду...

"Разрисуй для меня Антверпен..."

Каким-то странно загнутым зигзагом
По улицам и старым площадям
Помечен город мечущимся шагом,
И вновь вернусь -  пускай года летят.
Всё подбираю ключ к загадкам прежним,
Найти не поздно, я им знаю счёт,
Пусть не успеть, но знаю, что, конечно,
Еще вернусь -  Антверпен подождет.

(Юлия Звездина 2.09.2012 Бюссель)


  За разговорами дорога показалась не такой долгой. Хотя проехали 500 с лишним километров.
Belgien +30 Sommer
Aber immer noch Fruhling
В Бельгии + 30 - лето
Хотя ещё весна.
(L.E.F.)
  Алла Михайловна прочитала по-немецки строки, что ранее декламировала Светлана Геннадьевна на английском языке.
  - Gut! Хорошо! - восхищаясь, произнёс Лоттинген. - Лучшее время для посещения Бельгии с мая по сентябрь. В это время обычно царит солнечная погода и многочисленные замки стоят зачарованными громадами. А зима в Бельгии  мягкая, правда, на побережье - промозглая и ветреная. Летом здесь не бывает изнуряющей жары, температура держится в пределах 25-28 градусов.
-  Здравствуй, Бельгия или солнечный Антверпен! - немного напыщенно произнёс Болдуман.
  И действительно, русских туристов встретила солнечная погода, это в начале июня! Автобус остановился на площади Koningin Astridplein перед центральным вокзалом Антверпена. Вокзал   поразил  своей красотой и величием. Он был просто прекрасен: высота  украшеннных росписями стен, параболической формы стеклянный потолок.
-  Не зря вокзал Антверпена называют Тадж- Махалом индустриальной эры.
Болдуман приступил  к своим обязанностям гида.
- Местные называют его "железнодорожный собор".  Центральный вокзал Антверпена построен в начале XX века и  выполнен в стиле неоклассицизма. (1)  Это основная достопримечательность города. Во всех рейтингах самых шикарных вокзалов антверпенский занимает верхние строки, и вполне заслуженно.
   Над вокзалом в окружении 8 башенок вознёсся  громадный купол, высотой 75 метров.  Внутри отделка из 20-ти видов мрамора и других камней. Высокие своды, вычурные колоны в греческом стиле, на стенах золотые гербы и монограммы, стеклянная крыша и три этажа с которых отправляются поезда. Представляете?! Целых три этажа! 
  Лоттинген  перед прощанием, поведал следующее:
 -  Современный Антверпен -  это потрясающе красивый город, наполненный исторической архитектурой, художественными музеями, интереснейшими культурными достопримечательностями. Но так как большинство их них находятся очень близко друг к другу, то 1 -  2 дней вполне хватит, чтобы посмотреть всё самое-самое, прогуляться старинными улочками и найти какие-то уникальные места. Вам понравится  атмосфера города.
  Ещё 500 лет назад Антверпен купался в роскоши. Каждое новое здание было шикарней предыдущего. Вот и вокзал построили под стать богатых пассажиров. Если роскошь, то во всём! Бытует шутка, что место для вокзала Антверпена было выбрано неслучайно. Якобы, его специально построили в квартале ювелиров. Так покупатели могли закупить бриллианты  и по-тихому, не светясь в самом городе,  возвратиться обратно к себе домой.
  Турпары Болдумана заговорили наперебой.
- Покупка бриллиантов - дорогое удовольствие, - высказала своё мнение Алла Михайловна.
- По-видимому, кто-то не хочет показать, что он богат, - предположил Алексей Анатольевич, историк.
- Ну, да! Вполне возможно, скрывают свои доходы, - согласился Виктор Терехов, фотокорреспондент.
- А я думаю, - вступила Оксана, - просто их не интересуют местные достопримечательности и они приехали именно за бриллиантами.
-  Villeicht! Возможно! - Лоттинген не стал останавливать внимание русских туристов ни на одном из замечаний. - Действительно, сразу напротив вокзала начинаются бесконечные лавки, торгующие "лучшими друзьями девушек"  и прочими  ювелирными изделиями.  На этом небольшом пятачке продаётся более половины всех бриллиантов в мире!
- Ого! Более половины всех брилиантов мира! - удивилась Надежда Константиновна, но потом покачала головой. - И что в этих бриллиатах? Не понимаю!
  Лоттинген с уважением взглянул на пожилую, симпатичную женщину.
- Вам легко говорить, - с некоторой долей сарказма произнесла учитель немецкого языка Алла Михайловна. - Ваш муж ювелир и может позволить  подарить вам бриллианты.
- Знаете, у меня есть пара недорогих ювелирных изделий, созданных руками моего Ванечки...Вот  обручальное кольцо, которое он мне подарил только на 10-летие нашей свадьбы. Да и оно просто золотое, как обычные обручальные кольца. Посмотрите!
  Надежда Константиновна  протянула правую руку. На безымянном пальце было не очень широкое, обычное кольцо с маленьким белым камушком.
- Этот камень мне подарил один мой клиент за то, что я сделал ему бриллиантовое колье. Сейчас колье очень дорого ценится, - в голосе Ивана Тимофеевича не было ни гордости, ни бахвальства.
 -  О! Ювелир! - Лоттинген, глядя на старого, но подтянутого человека,  приподнял брови. -  Вам значит известно,  что когда-то центр торговли бриллиантами, которые  поставлялись  из Индии, находился в Брюгге, а затем его порт обмелел и ювелиры переместились в соседний Антверпен.
- Потом на некоторое время пальму первенства перехватил Амстердам, - подхватил Иван Тимофеевич. -  Огранкой алмазов занимались в основном евреи...Извините, перебил...
Лоттинген только улыбнулся и продолжил:
-  Поэтому во время испанского владычества ювелиры-евреи  переехали из католического Антверпена в протестантский Амстердам. Однако этот период и  позволил Антверпену снова занять первое место. Дело в том, что сюда поставляли алмазы более низкого качества и меньшего размера, чем в Амстердам, благодаря чему местные огранщики со временем стали более опытными и в конечном итоге снова обошли амстердамских коллег.(2)
  Скажу честно, бриллианты - не для меня. Но, если вам интересно, прогуляйтесь по Алмазному кварталу Антверпена. Посетите Музей алмазов на  площади напротив Центрального вокзала.  По будням там можно наблюдать за процессом огранки бриллиантов. Это увлекательно! Где купить бриллианты в Антверпене и как их правильно выбрать, можете посмотреть в интернете. (3) Доступ есть в любом номере отеля.
- Обязательно посмотрим! - обрадовалась Оксана. -  Мне Валера обещал купить кольцо и серёжки с бриллиантами!
 - Вы где разместитесь? - спросил Лоттинген у Болдумана.
- Century Hotel.
- О! Это совсем недалеко: в 5 минутах от вокзала, неподалёку от Старого города,  в 20 минутах пешком от всех достопримечательностей. Всё рядом: супермаркеты, рестораны, кафе, магазины. Сам отель весьма скромный. Говорят, что  обстановка внутри спартанская.
- Здесь хорошие скидки и есть всё самое необходимое,  ничего более моим туристам  не нужно, - ответил Болдуман.
- Сколько времени вы будете в Антверпене?
- Сегодня и завтра, две ночи и два дня, - уточнил Михаил. - А послезавтра с утра отбываем в Лондон.
- А знаете, у меня ведь тоже есть дела в Лондоне и  в пригороде, - обрадовался Лоттинген, - можно я, как это говорится у вас, составлю компанию?
- Ну, что, дорогие мои турпары, - Болдуман обвёл взглядом своих туристов, - возьмём уважаемого профессора в свою компанию?
  Все оживились.
- Нет, не возражаем!
- Конечно, нет!
- С ним так интересно!
- Тогда до встречи! Тot ziens.Auf Wiedersehn! До свидания!Tot straks!  Пока! Tsch;;/Tsch;;i! Bis bald/ bis dann! До встречи!
Лоттинген попрощался и неспешно отошёл от группы.
- Tot straks!Тot ziens. - повторила Оксана. - Это на каком языке?
- А ты, как думаешь? - переспросил её муж Валерий.
- На нидерландском, ой...на голландском?
- Reсht! Верно! - исправился Болдуман.
- А Tsch;;/Tsch;;i! - Пока?   Мне понравилось, - вновь высказалась Оксана. - Я дома с подругами буду так общаться. Чюси-чюси...
- Ага, как муси-пуси, - с улыбкой произнёс Валерий.
 Оксана не обиделась, а запела: 
Муси-муси, пуси-пуси,- миленький мой,
Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой,
Я как бабочка порхаю над всем, и всё без проблем,
Я просто тебя съем…(4)
- Оксана! - Болдуман взял девушку за локоть. - Поёте вы хорошо  и тембр голоса приятный, но нам пора в отель. С 14.00 заселение. Час на отдых и потом - экскурсия по городу.
- Я как бабочка порхаю над всем, и всё без проблем! - шутя пропела в  ответ  Оксана.
  Посмеявшись,  все дружно поспешили в Century Hotel. Это было недалеко, налево, через дорогу.  Холл перед ресепшн небольшой. Заселили быстро, хотя было много туристов.  Уютный, спокойный отель. Дружелюбный персонал.   Пока ждали, предложили бесплатные напитки.
   Номера просторные,  чистые и  очень светлые. (5) Окна выходят на вокзал, но шума  не слышно.  Только семье   Толмачёвых - Ивану Тимофеевичу и Надежде Константиновне , как самым пожилым,   предоставили номер 311 "Комфорт", окна которого выходили во двор.  При входе в номер - удобная полка для чемоданов и дорожных сумок.
   И другие турпары попали в просторные номера, где было много света. Две удобные кровати с белоснежным бельем. Большой шкаф с зеркалом. Виктору, как фотокорреспонденту понравилось то, что в номере было много розеток. Можно  было перезарядить не только телефон, но и видеокамеру. Он, как в программе "Сам себе режиссёр" всегда напевал:
"Я всегда с собой беру видеокамеру..."
  В каждом номере -  стол и два стула.У кроватей тумбочки с  прикроватными лампами. И большой  телевизор с плоским экраном. Как оказалось  чуть позже, вечером, два канала  на русском языке. Это особенно пришлось по душе Ивану Тимофеевичу. Он с недавних пор засыпал под телевизор. Надежде Константиновне потом приходилось его выключать.
  Иногда в такие минуты Иван Тимофеевич просыпался и говорил:
- Надюша! Зачем выключила? Я слушаю!
 Потом долго не засыпал.  Надежда Константиновна только посмеивалась.
Между супругами начиналась шуточная словесная перепалка подслушанными, услышанными, прочитанными цитатами.
- А я недавно услышала: "Для всех смотрящих нас на экранах чёрно-белых телевизоров: я сегодня в желтом костюме". (6)
Иван Тимофеевич  отвечал:
- Ну, да! "Везёт дальтоникам -  не надо тратиться на цветной телевизор".(6)
На что Надежда Тимофеевна парировала:
-  Мы с тобой не дальтоники! "Да поцелуй меня как телевизор!"(6) Спи уже!
Обиженный Иван Тимофеевич засыпал.
"Телевидение интереснее, чем люди. Иначе в углах наших комнат стояли бы люди, а не телевизоры"
(Алан Корен)
   Болдуман заселился в небольшой  одноместный номер, стены которого  были обшиты деревом. Разобрали вещи. Приняв душ и немного передохнув, русские туристы собрались в холле. В ресторане их ждал недорогой комплексный обед: густая наваристая похлебка, говяжий гуляш по-фламандски, помидоры, фаршированные креветками и майонезом с картофелем фри.
  Картофель фри - в Бельгии называют фритт, французская картошка. Фрит дважды подвергается окунанию в кипящее масло. Первый раз - для того, чтоб картофель прожарился, а второй раз, после некоторого минутного "отдыха" - для образования хрустящей корочки. Фрит в идеале - до 12 см в длину.
  Иван Тимофеевич тоже с удовольствием похрустел картошкой фри, хотя дома предпочитал томлёную на сковородке. Жареную он, хотя и любил, но в пожилом возрасте это уже было вредно для желудка.
  Из напитков подали по желанию кофе и фруктовые соки.
 После сытного обеда Болдуман начал обзорную экскурсию.
- Самое замечательное в этом отеле - его расположение! Узенькая улочка, на которой он находится, выводит не только к вокзалу, но и к местному зоопарку. за вокзалом можно увидеть огромное Колесо Обозрения. Оно вращается с большой скорочтью. Таких ощущений не испытаете  нигде.Думаю, туда мы не пойдём. Так ведь?
 Все согласились:
- Нет, конечно!
-  Фи! Мы не дети, чтобы идти в зоопарк и кататься на карусели, - фыркнула, молчавшая давно,  всем на удивление,  Оксана.
-  Если пойдём налево - налево и прямо - выйдем  на центральную улицу,  ведущую в исторический центр.
Разрисуй для меня Антверпен...
Я хочу для цветных домиков
Пёстрые виды из окон. (7)
- Прежде всего, я хочу вам рассказать, почему город так называется: Антверпен.
  Со всех сторон послышались удивлённые возгласы:
- Почему?
- Да, интересно, почему?
- А я не задумывалась,  - с беспечностью молодости пробормотала Оксана.
  Ей казалось, что она сказала тихо, но её муж,  Валерий, посмотрел недовольно. Алла Михайловна, учитель немецкого языка, покачала укоризненно головой.
- Эх, молодёжь!" Alles vergeht, Wahrheit besteht/Всё проходит, правда остаётся. 
(немецкая пословица)
  Болдуман посмотрел на учительницу.
- Молодость о многом не задумывается, это старость размышляет и анализирует!
- Хорошо сказал, Миша! - Иван Тимофеевич пожал Болдуману руку. - Мы, пожилые, видим ошибки, но многие уже не исправить! А молодые не любят, когда им делают замечания и, тем более, поучают. Не учат, ведь многие учатся, а именно поучают.
Помните, Буратино говорил: "Поучайте лучше ваших паучат!" Но  не понимают, что мы хотим, чтобы они избежали наших ошибок!
- Спасибо! На ошибках учатся! А то все поучают, надоело! - с вызовом ответила Оксана, но потом успокоилась. - Мы не можем жить по указке. Извините! Михаил Михайлович! Так в чем секрет в названии Антверпен?
- Алла Михайловна, - обратился Болдуман к учительнице, - что  вы думаете, как переводится слово  Антверпен? Какие у вас возникли ассоциации?
- Я думаю, первый слог Hand - по-немецки - рука. Werpen....Такого слова, кажется, нет в немецком языке.
-  Werpen - это с нидерландского. Легенда гласит, что название города происходит от нидерландского "hand werpen", что означает "брошенная рука". На берегу реки Шельды, на которой сейчас стоит Антверпен,  сидел  отвратительный гигант  и требовал с проплывающих  мимо него непомерную дань. Тем, кто отказывался платить, он отрубал руку. Никто не мог ему возразить, боялись. Но нашёлся всё же  один  молодой и смелый римский солдат,  не выдержал такого беспредела, как сейчас говорят,  сразился с гигантом.
   Звали солдата  Сильвиус Брабо (Silvius Brabо). Битва была не на жизнь, а на смерть.  Брабо оказался не только решительным, но и сметливым. Он обхитрил  великана и  убил чудище.
-  Я поступаю с тобой также, как и ты с другими! -  С этими словами Сильвиус отрубил гиганту руку, и бросил её в реку. - Отныне здесь встанет городище и оно называть  "Нandwerpen"/Хандверпен.
Позже буква "Х" в названии выпала, потерялась, остальные же слились в одно слово. Город стал называться Андверпен.
- Ой, как страшно! Великан ужасный...Не хотела бы я с ним встреться! - Оксана в испуге прижалась к мужу.
- Как представлю, что всем, кто не платит налоги будут  отрубать руку,  - многие будут ходить безрукими, - прокомментировал рассказ адвокат Игорь Владимирович.
-  Да... - соглаился инженер Сергей Алексеевич. - Тогда рабочих рук, образно говоря, будет не хватать!
-  Это было давно и, вполне возможно, было не совсем так, - успокоил Болдуман  своих турпаров. - Это только легенда!  На самом деле название Антверпен с большей долей  вероятности  происходит от слова "aanwerp", что значит "наносной холм", что отражает географический характер первого поселения. Антверпен существовал уже в гало-романские времена.
- Совершенно верно!     А легенда сохранила как формы местных древних имён, так и факт прихода в эти места римлян, - продолжил  кандидат исторических наук  Алексей Анатольевич. -  Более того, если учесть, что римские легионеры Юлия Цезаря завоевали Фландрию в 51 году  до н.э., а по легенде город уже стоял, можно предположить, насколько древним является это место. Однако учёные утверждают, что появление Антверпена  произошло не ранее VII века.
- Думаю, что здесь сыграла роль относительность времени, свойственная всем подобным легендам, - предположил Болдуман.
-  Возможно! Первые укрепления у реки Шельды в IX веке были   разрушены викингами.
  В X веке Антверпен стал маркграфством - пограничной провинцией Священной Римской Империи. По реке  Шельде, здесь её называют Схельде,  проходила граница графства Фландрия, которое принадлежало королевству Франция.
  Город был аннексирован, то есть захвачен,  герцогством Брабантским, и к середине XIV века, благодаря своему морскому порту и рынку шерсти, стал лидирующим центром торговли и финансовым центром  западной Европы.
   Когда Антверпен стал частью графства Фландрия, он утратил многие свои привилегии в пользу Брюгге. Однако, в XV веке экономика Антверпена пережила  подъём  и он превратился в  один из крупнейших городов.
  Реформация и последующий конфликт между протестантами и католиками вызвали опустошение в Низких Землях. Испанская инквизиция при Филиппе II вынудила Северные Нидерланды отделиться от Южных и образовать в 1579 году независимую Утрехтскую Унию. В ответ испанцы в 1585 году захватили Антверпен, и Северные Нидерланды для защиты своей территории отступили за Схельду. Около 60% из 100 тысяч антверпенцев, включая большинство интеллигенции, художников и купцов, бежало в Северные Нидерланды.
  Эти страшные события не помешали Антверпену в XVII веке вновь добиться расцвета. Об этом говорит тот факт, что в городе работали художники Рубенс (Rubens), Ван Дейк (Van Dyck) и Йорданс (Jordaens), семьи скульпторов Квеллинов (Quelli) и Вербрюггенов (Verbrugghen).
  Схельда, которая впадает в море на 60 км ниже Антверпена, была блокирована в период между 1650 годом и XIX веком, что вызвало закат процветания Антверпена.
"Порт Антверпен, как пистолет, наставленный в сердце Англии", -  таким увидел  Наполеон  город и занялся его модернизацией.
  Французский период (1792-1815 гг.) был  трудным для города. Грабежи  сопровождались разрушением культурного наследства.  Но всё же соборы Антверпена  сохранились.
  Северные и Южные Нидерланды ненадолго объединились в период между 1815 и 1830 гг. Однако Схельда была закрыта вплоть до 1863 года,  когда Антверпен стал возвращать своё былое величие. Он занял третье место по величине среди портов мира, пока Гонконг, Сингапур и другие азиатские города постепенно не оттеснили его на  десятое место.
  В 1920 году Антверпен принимал шестые летние Олимпийские Игры.
- Спасибо, Алексей Анатольевич! - поблагодарил историка Болдуман. - Вы мне очень помогли.
-  Я много раз читал лекции по истории Антверпена и её роли  в  системе международной торговли, - ответил Алексей Анатольевич. -   Последнее, что я хочу сказать:  в 1993 году Антверпен был избран культурной столицей Европы. (8)
- Пора продвигаться дальше к центру, -  Болдуман поспешил дальше. -  Поверьте, на вокзале  шик и пафос Антверпена не заканчивается.  Сегодня нам предстоит пешеходнаяя экскурсия. 
  Шли тихо, неспеша,  оглядываясь по сторонам, удивляясь, восхищаясь. Михаил рассказывал:
-   Центром города является рыночная площадь Гроте Маркт  Grote Markt.  Эта треугольная площадь окружена Кафедральным собором Богоматери и Городской ратушей.  Ратуша была построена между 1561 и 1564 годами в стиле Ренессанс.  Верхняя часть фасада выполнена  во фламандском стиле, в то время как ниши  – результат итальянского влияния. Особого внимания заслуживает интерьер Ратуши. Внутри неё роскошные залы с большими фресками, например, Зал бракосочетаний, стены которого украшены картинами с изображением брачных церемоний разного времени. 
  Напротив городской ратуши  - фонтан, установленный в честь  Сильвиуса Брабо. На фонтане изображен победитель, держащий оторванную руку злодея, а у ног Сильвиуса Брабо лежит поверженное тело великана.
IMG201496607071
  На Рыночной площади находится небольшое здание, построенное в XV веке, которое раньше служило гильдией богатых купцов. Чуть позже на фасаде были добавлены скульптуры императоров, как знак благодарности за то, что немецкие купцы получали от них привилегии.
Обязательно внимательно рассмотрите Дома гильдий на северной стороне площади. К сожалению, это не оригиналы. Большая часть домов сгорела в 1576 и была затем реконструирована. Самый большой дом – Испанский дом (Pand van Spanje) под номером 7, на котором изображен Святой Йорис и Дракон. Святой Йорис вот-вот убьет дракона, которому едва удалось зацепиться за фасад. Складывается иллюзия, что дракон в любой момент может упасть вниз.
   Пара минут пешком и  русские туристы попали на  пышную  площадь, названную  в честь фламандского художника Давида Тенирса.(9)  Старший из 4 сыновей художника Тенирса Старшего  и Димфны Вилде. В 27 лет  Давид женился на дочери знаменитого художника Яна Брейгеля Старшего.(10)  Брак принёс ему солидное приданое, а также дружбу и покровительство Рубенса.
Градиенты бездушных долин -
Неуклюжий штришок картины,
Неумелый полёт рук.
Нарисуй для меня тьму,
Черноглазье ночной Шельды.(11)
  Тернис  писал картины на религиозные темы,  сцены деревенской жизни, интерьеры, портреты и пейзажи
   В 1644 году он занял должность декана антверпенской Гильдии Святого Луки. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский, назначенный в 1647 году губернатором Испанских Нидерландов, стал покровителем художника и вскоре  пригласил его в Брюссель к своему двору как придворного живописца и ayuda de c;mara, что в переводе с испанского -  хранитель,  галереи обширных художественных коллекций, в которую входило свыше 500 картин.
  Тенирс создал серию интерьеров этой галереи с картинами на стенах. В 1655 году он написал уменьшенные копии с 243 полотен старых итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога.
   Эти копии были использованы для изготовления гравюр, изданных в 1660 году в альбоме "Theatrum Pictorium" с латинского Театр живописи, одного из  первых  в истории иллюстрированных  каталогов  частной коллекции.
   Эрцгерцог также рекомендовал художника европейским монархам. Тернису  поступило огромное количество заказов.
   Король Испании Филипп IV купил столько картин художника, что пришлось строить новое здание галереи, чтобы вместить их. Вильгельм II Оранский и шведская королева Кристина также были горячими поклонниками его таланта.
   Жена художника, Анна Брейгель, умерла 11 мая 1656 года. Тенирс тяжело переносил вдовство, но уже 21 октября этого же года женился вновь. Его избранницей стала Изабелла де Френ , сестра Андре де Френа, секретаря консула Брабанта. В 1662 году Тенирс купил замок  рядом с Вилворде у Елены Фурман, второй жены Рубенса. (12) Замок стал его летней резиденцией.
  Тенирс  играл важную роль в основании антверпенской Академии художеств в 1663 году и был назначен её первым директором. В том же году он был удостоен дворянского звания, после чего перестал требовать деньги за написанные им картины. Конец его жизни был омрачён не только болезнями, но и семейными дрязгами. После смерти его второй жены в 1683 году дети от первого брака начали против отца судебный процесс, который продолжался вплоть до его смерти 25 апреля 1690 года и закончился только в 1692 году.
 Здесь же  на площади  установлен памятник  Тенирсу. 
- За площадью Тенирса начинается  улица Мейр. Такой толпы народа  вы не увидите даже в Брюсселе. Если приехать в Антверпен сразу из тишайшего Брюгге, то можно оглохнуть от шума. Местные жители говорят, что Антверпен даже более оживленный и столичный нежели сам Брюссель.
  Всё дело  в том, что Антверпен - столица шоппинга и бельгийской моды, и не только бельгийской. Антверпенская шестёрка модельеров в конце прошлого века прославила бельгийский дизайн и моду на весь мир.  Антверпенская шестёрка (The Antwerp SIX) -  шесть бельгийских модельеров-авангардистов, выпускников Королевской академии изящных искусств в Антверпене. Дирк Биккембергс (Dirk Bikkembergs), Вальтер ван Бейрендонк (Walter Van Beirendonck),  Анн Демельмейстер (Ann Demeulemeester), Дрис ван Нотен (Dries van Noten), Дирк ван Саен (Dirk Van Saene) и Марина Йи (Marina Yee) стали известны после показа своих коллекций на Лондонской неделе моды в середине 80-х годов XX века.
- Интересная информация!
Алла Михайловна выразила общую точку зрения.
-  Тенирса у нас в России почти не знают, больше всего Рубенса.
- Верно! В Антверпене в доме  Пауль Питер Рубенс
- Всего  десять минут  ходьбы от Мейра и  можно   войти  в мир Рубенса. Ну, что, идём? - спросил Болдуман и с большим вниманием оглядел каждого.
- Друзья, окунёмся в век XVII?! - поддержал  Михаила историк Алексей Анатольевич. - Молодёжь, вы согласны?
- Быть в Антверпене и не посетить дом, где жил Рубенс... -  Виктор и Валерий произнесли одновременно и, улыбаясь, переглянулись.
- Было бы просто нелепо, - продолжила психолог Ольга Михайловна.
- Согласна! - поддержала писательница Анна Романовна. - Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембранта, Венеция - с именем Тициана.
- Тогда идём! - пригласил Болдуман своих турпаров.
- Многое напоминает о художнике в городе. И прежде всего, его дом - один из многочисленных шедевров, оставленных им потомкам.
  Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Интерес публики к нему огромен. 
 Вот он - угол Рубенсстраат, совсем рядом с "Королевским дворцом", несколько шагов направо, и вот он - дом Рубенса. Воображение  турпаров Болдумана  было  готово к этой встрече.
  Рубенсу было тридцать три года, когда он, уже прославившийся написанными в Италии картинами и первыми антверпенскими холстами, приобрёл небольшой болотистый участок на берегу у канала, на окраине города. Шёл 1610 год. Художник только что женился на юной Изабелле Брандт. Он писал "Снятие с креста".
   Рубенс сам сделал эскизы своего будущего дома, эскизы, напоминавшие фантастические декорации к новеллам Боккаччо или Сакетти. Жизнь многое ему подарила и ещё больше обещала. Новый особняк должен был стать обителью, достойной и нынешней, и грядущей славы. Дом, украшенный снаружи портиком в стиле итальянского Возрождения, был внутри совершенно фламандским домом, -  так и письма его, написанные на отменном тосканском наречии, содержат мысли антверпенца. При этом нет в фасаде и портике ничего чрезмерно   пышного, как и во  всём, что делал Рубенс. Он показал здесь себя мастером. Разу­меется, ренессанс рубенсовского дома приправлен неизбежной долей барокко - глубокие ниши, очертания карнизов, лепнина -  бросает густые, глубокие тени, но всё это сковано че­канной точностью рисунка, гармонией целого, в котором чувствуется трезвый расчет художника, знающего и Витрувия, и Палладио. Есть потаённый смысл в скульптурных бюстах, украшающих ниши портика: в центре Минерва — богиня разума, по сторонам -  сатир и муза. Художник приказал вырезать над входом строки Ювенала:
"...самим божествам представь на решение выбор, что подходяще для нас и полезно для нашего дела, ибо взамен удовольствий дадут нам полезное боги. Мы ведь дороже богам, чем сами себе…"
А вот с другой стороны:
"Надо просить, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни…"
Здесь, в этом доме, родился в 1618 году его сын Николас и скончалась в 1626 году в его отсутствие горячо любимая жена Изабелла от чумы, свирепствовавшей в городе.   Здесь же родились его пятеро детей от Елены Фоурмен, которую он ввёл в свой дом, обвенчавшись с ней в 1630 году. (13)
Оригинальная обстановка времен Рубенса не сохранилась, но музейщики постарались восстановить  интерьеры той эпохи.  И  это им удалось.
  В мастерской им были созданы самые знаменитые полотна. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые живописцы Антверпена.  Дом Рубенса посетили такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие.
  Дом Рубенса был гостеприимно открыт для учёных, художников, писателей. Его хозяин отличался необыкновенной любезностью и поражал всех широкой эрудицией.
  Рубенс собрал в своем доме внушительную коллекцию картин. Увы, сейчас они разлетелись по разным музеям и частным коллекциям. Но все-таки бельгийцам удалось достать несколько известных полотен, в частности оригинал картины самого Рубенса "Адам и Ева в Раю"
  Дом Рубенса был куплен городом только в 1937 году, хотя в течение двух столетий магистрат решал вопрос о его приобретении. В 1946 году в июле он был открыт как музей и является ныне филиалом  Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Открытию музея предшествовала многолетняя реставрация помещений и наружного вида.   
  Известно, что через девять лет после смерти художника, последовавшей 30 мая 1640 года, в доме поселился Виллиам Кавендиш, герцог Ньюкастл, бежавший из Англии перед казнью Карла I. Он организовал в саду дома школу верховой езды для аристократии и богатых бюргеров, среди его учеников был также будущий король Карл II.
  К сожалению, в музее почти нет вещей и мебели, принадлежавших Рубенсу. Но с удивительным вкусом восстановлена атмосфера богатого патрицианского дома XVII столетия. В прихожей висят увеличенные фотографии гравюр  Харревейна, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли его реставрации.
Над камином - "Сретение"   Иорданса и "Поклонение волхвов" Адама ван Ноорта, антверпенского живописца, учителя Рубенса и Иорданса.   
  Минуя кухню и буфетную, турпары Болдумана оказались  в столовой, где собиралась по вечерам семья художника.
Это самая уютная комната дома. Над стулом висит портрет второй жены Рубенса  - Елена Фурман. Стены столовой украшены картинами друзей Рубенса, художников Д. Сегерса и Ф. Сней-дерса. На шкафу стоит кувшин с датой "1593 год", по старому преданию будто бы принадлежавший хозяину дома
 Потом оказались в спальне Рубенса.
- Меня всегда поражает во фламандских и голландских домах их кровати-шкафы, - вставил своё слово историк Алексей Анатольевич. -  Самое забавное, что когда Петр I жил в Заандаме, ему тоже приходилось ночевать в такой коробчонке, с его ростом!
  Но  самое интересное место в музее - это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. (14)
  Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников, его учеников и современников, около трехсот картин согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти. Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, монеты, медали, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги.
 Античную коллекцию скульптуры он хранил в "ротонде".  В кабинете находится вырезанная из слоновой кости Йоргом Петелем по рисунку самого Рубенса в 1627 году скульптурная группа "Адам и Ева". На столе в кабинете лежал альбом гравюр с фасадами и планами генуэзских дворцов и церквей, который был составлен Рубенсом и издан в Антверпене в 1622 году.
  Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещения. Напротив входной двери пробита узкая, высокая, до потолка, дверь, через которую выносили готовые большие полотна. В углу - сохранившийся с тех времен камин из черного мрамора. На стенах висят картины. Две из них принадлежат кисти Рубенса - "Благовещение", долгое время украшавшее домовую церковь герцогов Леганьес в Мадриде, и "Мавританский царь", а также работы его учителя Отто ван Веена и сотрудников по мастерской Корнелиса де Boca и Яна Вильденса.
  "Мавританский царь" - одна из трёх картин, изображающих волхвов, которые Рубенс написал для семьи знаменитых антверпенских издателей Моретус, с которой был в большой дружбе. По традиции мужские представители этого семейства носили имена волхвов - Бальтазара, Каспара и Мельхиора. Изображения двух других царей находятся в частной американской коллекции. Эта же является даром коллекционера и знатока Рубенса господина Г. Дюльера.
  Мастерская небольшая, а ведь из неё вышло около трёх тысяч картин, но просторная и удобная. Наверху находится помещение для учеников, а внизу - комната для приёма гостей, обитая удивительной красоты красно-коричневой кожей с тисненным по ней золотым орнаментом.
  Племянник художника Филипп Рубенс рассказывал французскому историку искусства Роже де Пилю:
"Так как он больше всего любил свою работу, то построил свою жизнь так, чтобы она была удобной и не причиняла вреда его здоровью. Он работал до пяти часов вечера, потом ездил верхом за городом или по городскому валу или искал средство развлечься другим способом. Когда он возвращался после прогулки, обычно он заставал нескольких друзей, с которыми делил вечернюю трапезу. Но он питал глубокое отвращение к злоупотреблению вином, чревоугодию и игре".
 Болдуман повёл своих туристов на второй этаж, где расположены жилые комнаты. Наиболее интересный экспонат в одной из них - деканский стул Рубенса в антверпенской гильдии св. Луки, с надписью золотыми буквами, вытесненными на коже на обратной стороне: "Петер-Пауль Рубенс, 1633 г.".
  Сад с павильоном  воспроизведены Рубенсом на картине 1631 года "Прогулка". Павильон представлен как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса. Справа от Геркулеса - статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева - статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры.
  В саду сохранилась  стена, отделяющая  владение Рубенса от территории Корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр "Снятие со креста",  составляющий гордость антверпенского собора Богоматери, а также надгробные плиты с могил его брата Филиппа Рубенса и сына последнего, перенесенные сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила.
  Полуторачасовая экскурсия прошла на одном дыхании. Болдуман закончил её такими словами:
 -  Всё в этом жилище великого художника доныне свидетельствует о его разумной манере жить, о высоком художественном вкусе, о незаурядности его личности.
Тут выступил Иван Тимофеевич:
- Я думаю, нам всем надо перекусить!
- Да, сейчас мы  пройдём на улицу Wapper,  это всего в 3 минутах  от музея Рубенса.
- А что там? - поинтересовался адвокат Игорь Владимирович.
 Он почти всё время молчал, но, видимо, очень проголодался. Как и все турпары. В поездках от положительных впечатлений  всегда хочется есть.
- Неподалёку от музея находится кафе Bomonde. Я читал о нём в Интернете хорошие отзывы!
  Все дружно последовали за Болдуманом. Обстановка  в кафе была  не просто  уютной, а удивительной!
- Чем-то похоже на  двухуровневую библиотеку, - сказал Алксей Анатольевич. - Только  света намного больше! 
Он много времени проводил в библиотеках не только российских, но и европейских городов.
IMG201496602697
  Здесь действительно готовят очень быстро, вкусно и не так дорого. Заказали Лазанью и Антрекот из говядины  с картофельным пюре. (15) Кофе и домашняя выпечка были изумительны!
  Потом  Болдуман с турпарами   прошли по улице Lange Nieuwstraat, заглянув ненадолго в  церковь  св. Иакова.
  Собор строился с 1491 по 1656 годы в стиле брабантской готики, при этом башня  так и осталась недостроенной. По проекту её высота должна была составить около 150 метров,  на самом  деле достигла только 55 метров.
-  Внутри собора в одной из  23 часовен -  гробниц  покоится прах Рубенса, - комментировал тихо Болдуман, но в гулкой тишине собора было хорошо слышно. -
  Рубенс  написал картину "Богородица, окружённая святыми"  с тем условием, чтобы её поместили в его гробницу. Ходили слухи о том, что это семейный портрет, и на нём Рубенс изобразил себя в образе святого Георгия. 
  Потом замолчал. Всех охватило чувство блаженства, душа, казалось, нашла своё место для покоя и умиротворения.
"Вернуть, пусть ненадолго, позабытый где-то в детстве восторг - это счастье"
(Вадим Синявский)
На алтаре стоял орган. Алла Михайловна тихо произнесла:
 - На этом органе в 1765 году на нем играл 9-летний Вольфганг Амадей Моцарт.
   Выйдя из церкви, свернув  в ворота рядом с церковью, попали в очень уютный и старинный дворик,  оказавшийся на самом деле площадью св.Николая /Sint-Nicolaasplaats.(16)
- Интересное место! - Болдуман посмотрел в путеводитель. - Площадь св. Николая...удивительно, не отмечена, как достопримечательность для посещения туристами.   Но обратите внимание: какая здесь  царит тихая и умиротворённая атмосфера. Этот готический уголок  не может не понравиться, правда?
  Все согласились.
Прогулка по городу и Дом-музей
А ты – во мглу веков глядись
В спокойном городском музее:
Там царствует Квентин Массис;
Там в складки платья Саломеи
Цветы из золота вплелись…
(Александр Блок)


(1) Неоклассицизм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма
 (2)  читайте:
"Антверпен -  что посмотреть в городе на Шельде" 15.03.2017 с сайта: (3) "Алмазы и бриллианты в Антверпене (Бельгия)" Максим Шатров Гид - экскурсовод, историк, переводчик, эксперт в области покупки алмазов и бриллиантов в Бельгии (Антверпене) http://belgium-gid.ru/brilliant_antverpen.html
(4) строки из песни Кати Лель
(5) отзывы туристов
(6) цитаты из Интернета 1) автор неизвестен, 2) Яна Джангирова,  3) Вадим Мозговой
(7) сайт "Стихи для людей"
(8) "Достопримечательности Бельгии. Город  Антверпен"
http://www.eupedia.com/belgiya/stad-antwerpen.shtml
(9)  Давид Тенирс Младший (крещён 15.12. 1610-25.04. 1690) -  один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.
(10) Ян Бергель Старший (1568-1625) - известный фламандский художник из династии  знаменитых Брейгелей, получил прозвище "Бархатный" и "Цветочный". Последнее за красочные детали изображения цветов.
(11) "Антверпен" Стихи для людей"
(12) Вилворде - город в центральной части Бельгии, немного севернее Брюсселя, в округе Халле-Вилворде
(13)с сайтов: Бельгия "Антверпен. Дом Рубенса"
Антверпен дом музей Рубенса
(14) ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
(15)  Рецепт Лазанья по-быстрому от  шеф-повара Киры
2 ст л оливкового масла, 2 кабачка цуккини, мелко нарезанные, 500 гр мясного фарша, 550 гр соуса Болоньезе, 250 упаковка готовых листов для лазаньи, порезанные пополам, 495 гр белого соуса , 50 гр тертого сыра Пармезан
 Нагреть масло в сковороде, обжарить цуккини 1-2 мин. Добавить фарш, обжаривать до коричневого цвета, затем добавить соус “Болоньезе”, готовить на среднем огне 15 мин.  Разогреть гриль до средней температуры. Тем временем положить листы для лазаньи в миску и залить кипящей водой. Оставить на 10 мин. Слегка подогреть белый соус. Взять форму для духовки размером 30х20 см. В основу положить пласт теста, затем слой половины соуса с мясом и 1/3 белого соуса. Затем положить еще слой теста, оставшийся мясной соус и треть белого. Накрыть оставшимся листами теста и залить белым соусом. Посыпать сыром Пармезан и готовить под горячим грилем 5-10 мин до золотистой корочки.
На заметку:
Соус “Болоньезе” на скорую руку
Обжарить 1 луковицу, 2 раздавленных дольки чеснока и 500 гр говяжьего фарша в сковороде. Добавить 1 банку порезанных консервированных томатов, 2 ст л томатной пасты, 1 ст л базилика и стакан вина и готовить как минимум 20 мин (чем дольше, тем ароматнее будет блюдо). Затем выкипятить всю лишнюю жидкость и подавать со спагетти.
По этому рецепту можно сделать запеченные перцы.
Антрекот из говядины:
Мясо (тонкий или толстый край) (500г.) обмыть, очистить от сухожилий, нарезать порционными кусками и отбить тяпкой. Отбитые куски мяса посыпать солью и перцем, положить на сильно разогретую сковороду с растительным маслом (2 столовые ложки) и обжарить до образования румяной корочки как одну, так и другую сторону.
  На гарнир подать жареный картофель или картофель в молоке.  Мясо полить соком, полученным при жарки и растопленным маслом. Картофель посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки или укропом.
(16)   Истории о путешествиях Кошака  livejournal.com


Рецензии