О вдохновении, или когда есть что сказать

Вдохновение не так часто заглядывает в гости. Так что хватай его там, где встретил...

- Боб Дилан



***


Юрий Ряшенцев:


По моему убеждению, поэзию определяет не «плохо» или «хорошо» написано, а способ соединения слов. Такой способ, при котором по выразительности стихотворения сразу узнаёшь именно определённого поэта, а не какого-то другого.

У меня так. Если я точно знаю, что хочу сказать, – я стихотворение не пишу, потому что скорее всего получится изложение. Я пишу, когда не вполне понимаю, что хочу сказать; и тогда неоформленная мысль сама приобретает более или менее ясные очертания в нужной ей форме.



***


С первой мыслью абсолютно согласен. Касаемо второй - вновь и вновь убеждаешься в неотмирной разности и "штучности" человеческих душ. Не настаивая ни на чём, могу лишь рассказать о своей "лаборатории", вне которой я писать не способен.

Самая главная проблема для меня (и в поэзии, и в прозе) - ЧТО сказать. Если тебя это тронуло по-настоящему, пошло током по венам, КАК сказать - вопрос второй. Скажется и напишется именно так, а не иначе. Просто доверься потоку и не терзай себя сомнениями.

Оттого, я не совсем понимаю, зачем садиться перебирать рифмы, смутно нащупывая сюжет, или неделями подбирать точный слог.

Увы. Чаще всего, сказать - нечего. Что-то - не трогает. Где-то - не хватает чуткости души. А что-то и вовсе не замечаешь.

Тогда, чтобы не утратить форму, пишешь сатиру. Это не стихи, а упражнение для ума на ироничную рифму в прозе. Что даётся очень легко - когда мне говорят - "сложно", я искренне не верю. Поверил бы в собственную исключительность, не будь русский язык столь богат :)

Но стих - это иное. Это не рифмы, а звукоряды, которые пропевает сама душа. Жаль, что чаще она молчит, спасаясь здоровым цинизмом от этого суетного мира...

Песен души, в самом деле, совсем немного. Из творчества нескольких моих собратьев по поэзии в нынешнем году тронула полным созвучием (если начистоту) лишь одна из них.

Я назвал её Песнь, потому что когда воспринимаешь (на слух, или на мониторе) - одинаково осознаёшь: выразить это иначе автор не мог. И вот это уже знакомо - до дрожи. Та самая нечастая благодать, которую бесцеремонно хватаешь и трясёшь - пока не поймёшь, что Песнь пропета и пора ставить точку...



***


Если жить...

простыми словами скажу я о самом важном —
открытым взглядом в глаза другим вы смотрите,
если сердце своё доверить, то лишь отважно,
если плакать, то одному, но громко, с криком,

если плавать, то за буйки, там, где море слышит,
если в горы, то выше неба и без страховки,
если прыгать, то только в воду с разбега с вышки,
если грустно, то на лицо капюшон толстовки,

если любить, то безусловно и без оглядки,
если петь, то во весь голос под звуки прибоя,
если летать, то под куполом звёздным, но шатким,
если упасть, то за грань, в пространство иное,

если идти, то пешком в лесу, где сосны в небо,
если цветы, то ромашек луг до горизонта,
если спать, то в траве в обнимку под звёздным небом,
если дождь, то по лужам босиком и без зонта,

если танец, то кружиться под ритм барабанов,
если обувь, то «кончики пальцев» — пуанты,
если жить, то с отсутствием детального плана,
если уйти, то слушая Дебюсси сонату.


- Иванна Дунец


Рецензии