Глава 29 Интеллектуальный барьер
Отдыхая после термической обработки в сауне и динамическом бассейне Сергей размышлял над путями научно-технического прогресса, теми скрытыми механизмами, которые определяют его уровень, направления и темпы развития.
Он выражал свои мысли коллегам: - Мне не понятно, что мешало людям моего поколения осознать в общем-то простые законы Природы и решить многие научно-технические проблемы, которые сегодня столь очевидны? Скажем, материальность пространства и вытекающие из неё следствия не так уж трудно было понять, к тому же в двадцатом веке они подтверждались всеми экспериментальными данными. Сотни тысяч учёных в моё время работали в науке, громадные институты и научные объединения развивали её, и всё-таки люди не сознавали простых и ясных предметов. Что мешало им шире взглянуть на привычные явления и понять их существо?
Боро откликнулся на интересы Сергея: - В Ваше время, Косер, люди знали только один уровень существования материи в её корпускулярно-волновой форме. Наука не предполагала наличие другого её уровня. В знаниях существовал пробел. По этой причине не был понятен вечный круговорот материи, в нём не доставало важного звена. Люди интуитивно догадывались, что в Природе действует замкнутый цикл взаимных превращений материи и пытались строить подобные циклы. Однако, Вы понимаете, что без важного звена - пространственных элементов материи, невозможно замкнуть и понять её круговорот. При этом люди не сознавали физического содержания самой корпускулярно-волновой материи.
Наука априори полагала, что материя возникла в пространстве когда-то давно при единовременном акте сотворения мира и с тех пор существует вечно. Под действием гравитации она постепенно сконцентрировалась в громадные материальные массы в виде звёзд, созвездий и галактик. Космический водород, присутствующий во всём пространстве вселенной, рассматривали как ту часть материи, которая не успела сконцентрироваться в звёздах, либо низвергнута последними в процессе их жизнедеятельности. Другие концепции исходили из того, что вся материя была когда-то сконцентрирована в одном сверхмассивном протоцентре. На определённом этапе развития этот гипотетический протоцентр якобы взорвался, и все звёзды, созвездия и другие космические объекты являются продуктами его выброса. Согласно этой гипотезе, с момента начального взрыва, выброшенные материальные массы миллиарды лет разлетаются в разные стороны от центра протовзрыва.
Тогда не было понимания того, что вселенная живёт непрерывно и развивается по замкнутому циклу. В ней корпускулярная материя и излучения всё время рождаются из пространства-материи и при гравитационном коллапсе вновь превращается в пространственные элементы в виде их нулевых флуктуаций.
Подобно тому, как в представлении древних народов Земля покоилась на трёх китах, плавающих в океане, в двадцатом веке звёзды в сознании людей существовали сами по себе. Они десятки миллиардов лет постоянно одаривали пространство колоссальными потоками энергии и корпускулярной материи и ниоткуда не получали её. Недостаточность и однобокость такого представления нисколько не смущала людей, и они твёрдо верили в него точно также, как древние люди твёрдо верили в опору Земли на китах. Ни у кого не вызывало сомнения то, что Солнце якобы когда-то было создано единовременным актом. Напротив, люди ни за что не хотели понять, что наше светило миллиарды лет постоянно рождается. Всё это время оно нарабатывало и сегодня продолжает создавать свою материальную субстанцию из пространства-материи. Этот процесс непрерывен и будет протекать до тех пор, пока масса светила не достигнет критической величины и в ней возобладает гравитационный коллапс. Тогда звезда перейдёт в иную фазу своего развития, в ней корпускулярная материя будет разрушаться и переходить на другой уровень её существования - в нулевые флуктуации пространственных элементов.
- Как убедить человечество в его заблуждениях? Каким образом можно вложить в его сознание новое, более глубокое понимание вещей? - задавался вопросом Сергей.
- Это очень непростая задача, - подтвердил Боро. - Несмотря на понимание важности развития знаний и большие усилия в этом вопросе, любое общество всегда воздвигало в сознании людей барьеры, которые прочно отгораживали их от новых взглядов.
Вся история человеческого общества свидетельствует о том, что люди всегда мыслили в рамках господствовавших представлений То, что выходило за рамки концепций общества принималось в штыки, отвергалось и отбрасывалось прочь. С высоты тысячелетий сегодня мы можем сказать, что это - общая закономерность психологии познания. Мы называем её интеллектуальным барьером общества.
Он вырастает из психологических свойств личности и является следствием более общего закона Природы.
Подобно тому, как иммунитет организованной структуры оберегает её от вторжения инородных тел и обеспечивает самостоятельное развитие, интеллектуальный барьер ограждает сознание от вторжения посторонних взглядов и, тем самым, обеспечивает его самостоятельное функционирование.
Эти два вида иммунитета, по-видимому, являются следствиями одного более общего закона Природы, определяющего свойства любой организованной структуры, будь то микроорганизм, клетка, животное, человек или человеческое общество. Любая организованная структура может существовать, если она обладает свойствами отгораживать себя от окружения своими барьерами, оболочками, мембранами. Она обменивается субстанцией с окружающей Природой избирательно, только путём переработки её своею организацией.
Всё это целиком относится также к интеллектуальной деятельности как отдельного человека, так и общества в целом и предстаёт перед нами, в виде интеллектуальных барьеров.
Таким образом, интеллектуальный барьер не является прихотью или консерватизмом какой-либо личности, он возникает как закономерное свойство организованной структуры общества. Очевидно, интеллектуальный барьер, также, как и иммунитет, является необходимым условием функционирования интеллекта личности и человеческой культуры. Без него было бы невозможно накопление и развитие знаний, так как они полностью растворились бы в гипотезах, ошибочных и ложных представлениях.
- Как Вы полагаете, Боро, есть ли интеллектуальные барьеры у нашей цивилизации и где проходят их рубежи? - интересовался Сергей.
- Разумеется, наша цивилизация развивается в полном соответствии с законами Природы. Есть в ней и интеллектуальные барьеры, однако, указать их рубежи весьма затруднительно. Скорее всего это - уровень тех гносеологических концепций, которыми мы живём. Всё, что выходит за рамки наших представлений, находится по ту сторону интеллектуального барьера. Всякий раз, когда мы открываем и принимаем новые знания, мы отодвигаем границы интеллектуального барьера.
- Да, но интеллектуальный барьер с одинаковым успехом отвергает как ошибочные, так и правильные взгляды. Он оценивает их по своим эталонам. Всё, что не вкладывается в эти мерки, он отбрасывает как ложное. Тем самым интеллектуальный барьер как бы замыкает интеллект сам на себя и делает его невосприимчивым к новому пониманию вещей, - полемизировал Сергей.
- Совершенно верно, это - оборотная сторона барьера, - согласился Боро, - её нужно учитывать. Понимая эту истину, в нашем обществе не отвергают любые даже самые необычные взгляды.
Новый взгляд принимают за отправную точку, развивают до логического совершенства и тем самым подтверждают либо полностью опровергают. Большую роль в этом развитии играет компьютерная техника и, в частности, мировая память. Она позволяет в считанные часы проработать любую гипотезу до завершения, наложить её на известные данные, найти место в структуре человеческих знаний, превратить в теорию, практическое знание, либо отвергнуть как ошибочную. Иными словами, при оценке новых идей мы как бы искусственно и сознательно обходим интеллектуальный барьер и пропускаем их через призму всего банка человеческих знаний. Это позволяет в значительной мере нейтрализовать сдерживающее начало интеллектуального барьера.
- Не лучше ли предоставить человечеству спокойно жить в рамках его знаний и не форсировать восприятие нового? - выдвигал альтернативу Сергей.
- Разумеется, человечество не погибло бы от того, что жило пониманием вещей на уровне двадцатого века, - согласился Боро.
- Однако, всякое новое знание увеличивает силу и власть человека над Природой, расширяет его возможности. Всякое незнание и заблуждение лишает его возможности пользоваться дарами Природы. Представьте, что мы не поднялись над уровнем знаний Ваших современников, следовательно, мы не имели бы доступа к неограниченному океану энергии, были лишены гравитонов, интровидения, мировой памяти и многих других современных возможностей.
Ясно, что уровень материальной и интеллектуальной жизни людей оставался бы низким. Что лучше, выбирайте, Косер. Только учтите, что для Вас также не было бы возможности возродиться и жить в наше время.
- Я решительно за развитие знаний, - ответил Сергей. - Пусть это хлопотно, вызывает беспокойство, требует напряжения мысли и воли, но именно в этом - высший смысл человеческой жизни.
Меня больше интересует другая сторона этой проблемы, как можно преодолеть инерцию мышления людей и вывести их за рамки существующих представлений? С этой проблемой мы вплотную столкнёмся на планете Ялмез. Ялмяне наверняка живут своими образами мышления и узкими, однобокими знаниями. Чтобы установить контакт с цивилизацией, потребуется расширить их представления и хоть в какой-то мере поднять до нашего уровня мировосприятия. Как это сделать?
- Я думаю, что новая информация лучше воспринимается людьми тогда, когда она преподносится им с высоты непререкаемого авторитета, как единственная и неоспоримая истина. Таким приёмом пользовались все земные учения, которые преуспели в овладении умами людей. Особенно наглядно это можно проследить на триумфе религиозных догматов.
По своей природе люди в подавляющем большинстве обладают слабым сознанием. Они не могут самостоятельно осмыслить новое понимание предметов, и воспринять его сами, поэтому они с большей готовностью принимают новое знание на веру, а не через призму своего осмысленного восприятия. Постепенно люди свыкаются с новыми знаниями и приходят к их пониманию.
Если среди ялмян процветают религиозные культы, то нам успешнее всего можно воздействовать на их сознание, разговаривая с ними голосом их богов. В этом случае мы сможем передавать ялмянам знания как непререкаемую истину и в дальнейшем поднимать их мировосприятие до нашего уровня.
Сергей согласился с мнением Боро и высказал свои соображения: - Я полагаю, что действенны и другие приёмы для передачи знаний ялмянам. Можно, например, выбирать из числа ялмян наиболее авторитетных учёных или общественных деятелей, доставлять их к нам на космоплан и здесь обучать нашим знаниям. После курса обучения они возвратятся в своё общество и именем своего авторитета будут утверждать новые знания.
Можно также нашим астронавтам внедряться в общество ялмян и проповедовать в нём мировосприятие землян, подтверждая его демонстрацией наших технических возможностей.
Боро с сомнением воспринял предложения Сергея: - Я полагаю, Косер, что подобные эксперименты не будут иметь успеха. Господствующие в человеческом обществе концепции взглядов владеют умами миллионов людей и вряд ли какой-либо авторитет из числа сограждан сможет их изменить. Чтобы преодолеть интеллектуальный барьер общества необходима целая школа людей, объединённых единством взглядов и длительная, напряжённая работа этой школы.
В земных условиях любое учение или религиозный догмат овладевали умами людей именно таким путём. Эта работа длилась десятилетия или даже столетия, пока новые концепции приобретали право гражданства и становились признанными в обществе.
В противном случае нашего воспитанника из числа авторитетных ялмян просто не будут слушать или скомпрометируют.
Демонстрации технических достижений землян, на мой взгляд, также не будут иметь успеха. Ялмяне просто их не поймут и не оценят. Попробуйте продемонстрировать им действие миражора или гипнотизёра. Уверен, что они воспримут это как природные явления и не сделают правильных выводов. Можете десятки, сотни раз летать на гравитонах перед ялмянами и от этого нисколько не расширится их мировосприятие. Они не поймут, что такое гравитон и тем более как он устроен и действует. Это, наверное, было бы чрезвычайно трудно объяснить даже Вашим современникам.
Как видите, Косер, не так просто вступить в контакт с другой цивилизацией. Для этого требуется преодолеть не только иммунитет цивилизации, но и интеллектуальный барьер общества.
Не трудно овладеть и пользоваться языком ялмян, но пока не ясно как расширить их мировосприятие и поднять до нашего уровня.
Без этого контакт с новой цивилизацией, по-видимому, будет не возможен. Поработайте над этой проблемой, Косер, - предложил Боро.
Свидетельство о публикации №217101802133