Николай Клименко

В Одессе есть улица Николая Клименко, не фасадная, не броская, а ближе к периферие. Многие думают, что она названа в честь партизана, а мне довелось сидеть с ним за одной партой.

В Сентябре 1963 года судьба привела меня в 9-й класс вечерней школы -пошёл работать, чтобы заработать трудовой стаж для поступления в институт, по сетке работающих людей.У них был свой поток, поступaли на вечернее отделение, а туда было чуть легче поступить с моей пятой графой. Нужен был стаж не менеe  2х лет, а если не получится с институтом, так специальность в руках будет, прoкормить себя сможет, решили родители. Начал я работать на фабрике Маяк по ремонту разных бытовых приборов. Ну это так, для общей ясности.

Моим соседом по парте оказался украинский парень Николай Клименко. Начали знакомиться. Он назвал свой возраст, 20-21 год. В мои 15 лет я был весьма наивен и почему-то считал, что люди такого возраста, казавшиеся мне если и не стариками,то достаточно взрослыми, непременно должны быть женаты. Коля сказал,что он не женат.

“Женщины, к ним осоoбый подход нужен” -сказал Коля с мягким певучим украинским говором, растягивая букву О.

“А кто ты по специальности?” - спросил я

“Я докер”-  ответил Коля, чем и изумил меня.
Вид его совсем не соответствовал этому отряду нашего Одесского прелетариата. Докеры были ребята простые  и тяжёлая работа накладывала свой отпечаток.

 Запросто могли гранённый стакан водки, а там и по физономии кому-нибудь. Ну а  мат там был само собой. А у Коли было какое-то округлое, пожалуй, в чём-то бабье, лицо, такое доброе и стесняющееся. Ну, не докер совсем.О ругани и речи не могло быть. Вышитая украинская сорочка, в которой он иногда приходил, дополняла его образ такого безобидного человека с округлым, добрым лицом.

А надо сказать, что школа наша помещалась в посёлке судоремонтного завода, напротив кинотеатра Вымпел. Одесситы знают. По вечерам возле школы собиралась поселковая шпана, хулиганье. К девицам приставали, учителям нaшим   могли нахамить, на драку напрашивались. Милиция им почему-то должного внимания не уделяла.

Это позже я понял, что Коля был врождённый природный интеллигент.
Однажды он появился с фингалом под глазом. Заступился за девушку, к которой пристали хулиганы у дверей школы, за что и получил боевую отметину. А иначе он поступить не и мог.  У этого человека, такого, казалось, робкого, что и муху не мог обидеть, а муха могла обидеть его, был какой-то внутренний особый привод, который позволял ему быть сильнее зла.

Мы быстро подружились, несмотря на разницу жизненного опыта. Я ему помогал задачки решать по математике и физике, а он притягивал меня чем-то особым в его душе. Был он верующий человек и, однажды, придя к нему домой в скромный, темноватый частный домик на посёлке Судоремонтного завода, я увидел икону на стене. В те годы это как-то не приветствовалось. Велась атеистическая пропаганда. Они проживали там вдвоём с матерью, тихой, верующей женщиной.

Зная, что я еврей, он говорил:
“Вот это они плохо делают, что евреев притесняют” - имея в виду власти.
И не от кого другого, из неевреев, я такого честного высказывания тогда не слышал.

В те годы, карманные приёмники только появились. Промышленность их ещё не выпускала и собрать их считалось особым шиком и мастерством. Приёмник в мыльнице - это был такой архетип, мечта мальчишек того времени.

Я как-то хвастанул Коле, что хочу такой приёмник собрать. Был я учеником радиомастера, кое-что уже умел и решил что и это мне по силам.
-“А мне соберёшь?” -робко спросил Коля.
-“А почему нет, вот только детали нужны специальные.”
 
Тогда в радиомагазинах ещё не продавались детали к таким приёмникам. Нужны были специальные транзисторы, маленькие конденсаторы и сопротивления, ферритовые стержни и другое, что достать можно было только на нашем знаменитом одесском Толчке.  Там глаза разбегались от изобилия радиодеталей. Мы, с Колей, туда и ездили несколько раз, за этими деталями.

Долго же я тот приёмник собирал. Да так и не закончил дело. Работа и учёба отбирали почти всё время.

А потом, после окончания 9-го класса,  мне пришлось перепрыгнуть сразу в 11-ый. Была в начале 60х  реформа Н.С. Хрущёва по 11-летнему образованию. Потом её решили отменить и перейти к традиционному, для СССР, 10-летнему. В связи с чем, в 1966 году намечалось столкновение двух потоков выпускников, 10-летка и 11-летка. Конкурс в Вузах должен был возрасти до небес. А уж с моей 5-й графой...

Тогда, в одной школе появилась программа сдачи экстерном за 10-й класс, и сразу из 9-го - в 11-й. Под мудрым руководством моих родителей так было и сделано.

Перешёл я в ту школу и Колю больше не видел.
Но я слышал о нём. Читаю нашу областную газету. Бригада докеров, руководимая Николаем Клименко, вышла победителем социалистического соревнования. Ого! Коля уже бригадир! И как это человек, который и муху не может обидеть, справляется с этими горлопанами? Видать, особая душевная сила в нём есть.

И вот, через год я читаю ту-же газету и узнаю о трагическом случае  на Судоремонтном заводе, в бригаде Николая Клименко. Там груз какой-то тяжелый поднимали на двух тросах, и один из них оборвался, груз резко пошёл вниз. Ещё секунда, и мог погибнуть человек из Колиной бригады.
Коля встал между стремительно надвигающимся грузом и этим человеком, и принял удар на себя. Он погиб, как герой. Посмертно, его наградили боевым орденом и назвали улицу его именем.

Я часто думал о нём. Это тихий, скромный и казалось, робкий человек был природный интеллигент высшей пробы, неотделимой от мужества.   

В последнюю роковую секунду, его подсознательное, стержень его души истинно верующего человека, оказалось сильнее инстинктивного страха смерти. На таких людях Земля держится.

Много лет прошло, a я часто вспоминаю его. Мне, зелёному юнцу, только вступающему в жизнь, была оказана высокая честь дружить с человеком, с которого и надо брать пример. Мне был Учитель послан! Дай Бог каждому встретить такого человека в начале пути.
Низкий поклон тебе, Коля. Прости, что так и не закончил собирать тот приёмник...


Рецензии