Сильный характер

Стук в дверь кабинета оторвал  Артова от чтения документов. Он готовился к отчету на коллегии УВД области, и для составления документа требовалось объединить сначала в голове, а потом и на бумаге выкладки, которые позволили бы ему отбиться от вопросов начальства. Самое грустное было в том, что ответы давно и всем были известны, но Система давно играла в игры, в которых не могло быть ничьей. Есть вопрос в плане работы Коллегии – будет и ответ в виде какого-нибудь выговора или ещё какого-либо экзекутата. Это было понятно, но выглядеть слабо Артов не привык.
Вечер был не поздним, но большая часть сотрудников Управления разошлись по домам, а договоренности  о встрече у него ни с кем не было.
-  Войдите,- сказал Артов, не отрывая глаз от документов.
- Разрешите, товарищ подполковник,- входя в кабинет одновременно с вопросом, произнес нежданный визитер.
Это был один из подчиненных Артова, Алексей Мохов,  оперативник  отдела УР УВД.
- Заходи, Алексей, коль пришел. Что стряслось у тебя? – спросил Артов, протягивая руку вошедшему коллеге. Как-то само собой ему было понятно, что сотрудник  пришёл по какому-то личному вопросу. Все служебные вопросы решают днем и не опера, а их начальники. А вечером?
- Извините, Сергей Андреевич, что отрываю от дел. Мне нужно посоветоваться с Вами по личному вопросу, а у меня нет родителей. Мои уже давно умерли, брат мой далеко, а по телефону всего не скажешь. Да и не советчик он мне по такому делу. Я подумал, что лучше Вас никто не разберётся в моём деле.
- Спасибо, Лёша, за доверие, но не ошибись – может быть, лучше к заму по кадрам или с ребятами. Коллективный ум лучше, я думаю.
- Нет. В моём вопросе коллективный ум  только внесёт сумятицу. Мне спокойный совет нужен, а не буйный.
-Да ты садись, садись. Я  вот тоже пересяду к тебе поближе, напротив, за приставной стол.
Артов отошел от бумаг, пересел за стол, чтобы быть с вошедшим на одном уровне, без регалий – человек пришёл за советом по личному вопросу, здесь должности ни при чем.   
- Ну, так что у тебя произошло, расскажи для начала,- попросил Артов.
Алексей помолчал немного, а потом, видимо собравшись с духом, негромко сказал: «Мне жена изменяет».
«Час от часу не легче!» – пронеслось в голове у Артова. У него за период службы много чего перед глазами было, жены сотрудников приходили и жаловались на мужей с их похождениями, но здесь…
- А с чего ты взял такое в голову? Как говорят люди – не бери в голову, бери в плечи – шире будут,  - Артов попытался обратить в шутку сказанное его подопечным. Он не знал, как ему нужно было себя не только вести, но и как реагировать на такую ситуацию. Мужчина признавал своё фиаско! И причем, спокойно и обстоятельно, почти без эмоций!
«Это сколько же он передумал в голове своей бедовой?» - подумал Артов. «Сколько же ночей и дней гложет его душу такое?»

Однажды утром Артову в кабинет позвонила жена одного из руководителей отделов управления. Она  напрямую задала Артову вопрос - был ли её муж вчера ночью с ним на каком-либо оперативном мероприятии. По тону вопроса и по тембру голоса было ясно, что она вопрос назревал долго, а сегодня она не долго думала, как выяснить такой вопрос. Так что скорость ответа Артова имела значение, малейшая заминка была бы приговором её мужу.
Артов мог ничего не отвечать, извиниться и положить телефонную трубку. Но двойственность сиуации была в том, что, с одной стороны, вопрос останется висеть в воздухе, покоя женщине не принесёт, а с другой,  все дальнейшие её действия могли спровоцировать что-нибудь нехорошее. Артов решил оттянуть ответ, но сделать это как можно спокойнее, так как только спокойствие могло решить столь сложный семейный вопрос. По-одесски, вопросом на вопрос.
- А почему Вы вдруг решили, что я буду отвечать на Ваш вопрос? – спросил Артов женщину.
Она явно не ожидала такого и её уверенность в неверности мужа как-то отступила чуть-чуть – её неожиданно пригласили к диалогу! Это был вопрос, который ей, видимо, было сложно с кем-то обсуждать. Она несколько замешкалась с ответом.
- Ну, как… Я ведь не спрашиваю о том, что вы делали. Я просто хочу узнать, мой муж действительно был с Вами? Он вчера, вернее сегодня, пришёл в 4 утра и сослался на то, что он участвовал в чем-то необходимом и с Вашим участием. Вы не хотите мне отвечать?
- Если честно, то Ваш вопрос несколько неожиданный для меня – я давно служу и ни разу моя жена  не позволяла себе даже пытаться выяснить, говорю ли я ей правду или нет. Она знала, за кого шла замуж, и что я никогда не буду отвечать на такие вопросы. А тут незнакомый мне человек звонит и задаёт вопрос, от ответа на который может зависеть настолько много, что не отвечать на него я не могу. Вы не предполагаете вариант, что  я лично недолюбливаю Вашего мужа и сделаю так, что ему будет очень плохо?
- В смысле?
- Отвечу Вам, что он лжет – Вы такой вариант не рассматривали?
- Я много слышала о Вас от мужа, так что у меня сложилось впечатление, что Вы человек честный.
-Так все же Вы в каких-то вопросах верите мужу? - Артов взял инициативу в свои руки.
- Ну, конечно же! – ответила измученная женщина.
- Так и верьте ему. Он был со мной,  и я отпустил его тогда, когда это стало возможно.
- Спасибо Вам! Я так измучилась, а выяснить не могу. Поверьте, мне было очень трудно позвонить Вам и задать вопрос. А сейчас я просто выдохнула из себя какой-то сгусток, мне легче.
Голос женщины явно стал звонче и растерянее, так как она чувствовала вину за своё обращение.
- Рад за Вас.
- Можно ещё одну просьбу?
- Она не нужна. Я сохраню Ваш звонок в тайне.
- Спасибо, до свидания!
Сотрудник этот конечно-же получил от Артова всё, что заслуживает. Но потом,   по прошествии какого-то времени. Но это так и не спало их брак в дальнейшем…
Это был случай, когда ситуация была классической – муж гуляет, жена разбирается. Но в случае с Лешкой вопрос был другим – жена загуляла, а муж не ищет подтверждения – он в чём-то уже уверен.
«Хорошо, что в себе не стал носить такое. Тут и до беды недалеко, ствол-то  всегда подмышкой» - пронеслось в голове у Артова.
- Я знаю точно – с кем, знаю когда, знаю как давно, – продолжил с грустью рассказывать Алексей. Она заочно учится в институте и когда ездит на сессию, они там и встречаются. Мне её подруга рассказала, говорит, что у Таньки даже есть мысли о замужестве с тем клоуном.
- Да, паря, у тебя вопрос не из лёгких,- вздохнул Артов.
- Что мне делать, Сергей Андреевич? – Алексей с тоской посмотрел на Артова.
- Я не знаю, так сразу и не посоветуешь, это ведь не гайку отвернуть. Я не знаю, Алексей. Да и брать на себя ответственность в таком вопросе как-то боязно.
- А Вы на моём месте что бы сделали? – неожиданно задал вопрос гость.
- Э, нет, брат! Ты мне такие посулы не шли – мне и на моём месте хорошо! Да и у меня такой ситуации быть не может – у нас характеры с женой другие. И воспитание.
- Нет, вот как бы Вы поступили?
- Леша, я не знаю, ещё раз тебе говорю.
- Я к Вам пришёл, как к отцу, как к старшему товарищу, мне-то идти с этим не к кому, поймите! У нас дети, их как делить?
- Я не знаю ответа, не знаю. Ты вот что, дай-ка мне свой ствол, я его в сейф уберу, чтобы в дежурке вопросов не возникало. У тебя ведь на постоянной носке пистолет?
- Да Вы что, я же не идиот! Уж сколько времени я знаю, и ничего! – возмутился было Алексей.
- Ты знал это один. А теперь и я знаю, и уже я несу ответственность, за то, как сложится ситуация. Гони ствол, – сказал Артов тоном, не терпящим обсуждения,  и протянул через стол руку ладонью вверх, готовый принять оружие из рук коллеги.
Алексей пожал плечами, но спорить не стал, достал пистолет и аккуратно вложил в руку Артову, стволом к себе, как нож лезвием.
- Вот и хорошо, - сказал Артов и убрал оружие в сейф.
- И что же делать мне, а?- Алексей зациклился на вопросе.
- А что ты сам хочешь, ты знаешь сам?
-Что значит, что я хочу? - Ответил вопросом на вопрос Алексей. От меня то что может зависеть в такой ситуации? Все козыри не на моих руках.
- Да? Ошибаешься, мой друг! Ты сам что ждёшь от ситуации? Ты хочешь развестись, забрать детей. Как вариант. Или хочешь забрать детей, а Татьяну выгнать. Или убить её,  а самому сесть лет на 6-8, больше не дадут. В этом случае дети в детский дом – это уже ты лучше знаешь, что там. Сам ты что хочешь, ты знаешь свой вариант развития событий? –   Артов стал находить нить беседы. Да и мысли забегали вроде бы в нужном направлении.
- Я люблю Таньку. Я хочу сохранить семью, жить вместе, долго, до старости.
- Ну, так ты ответь себе на простой вопрос – ты сможешь жить с этим всю оставшуюся жизнь, без рецидивов, срывов и всплесков ненависти или обид. Пойми, всю, именно всю жизнь, а не какую-то её часть. Люди через много лет не могут успокоиться, кто пьет сам, кто бьёт жену, кто срывается как-то по другому. Я в силу своего характера и кавказского воспитания не смог бы справиться с этим, говорю откровенно. А ты сможешь?
-  Я - смогу. Ради неё, дуры, ради детей, ради нас всех вместе  - я сумею. Я знаю, что такое одиночество в толпе. Не приведи Господи кому. Как её успокоить, вернуть, оттащить от этого мужика, вот в чем вопрос.
-  Ну, вот! Так  что мы с тобой пришли к пониманию того,  чего ты хочешь. Это уже хорошо. Лиха беда начало. Теперь скажи, ты знаешь лично того, с кем она, ну, того, шуры-муры крутит.
-  Знаю. Он в УВД области служит, в розыске.
- Ещё что знаешь?
- Семья у него, двое детей, квартира. Живёт с женой давно.
- Так у них это с Татьяной серьёзно или как, ты как думаешь сам?
- Подруга говорит, что Танька сошлась бы с ним, а вот тот чёрт – кто же знает?
- Ты знаешь его домашний номер телефона? Можешь ему позвонить? – спросил неожиданно Артов. У него вырисовывался план действий.
-  Могу, мы с ним знакомы. Не близко, а так, виделись раз 5, 6 за всё время.
-  А сейчас, вечером,  можешь позвонить ему?
- Могу, легко, - недоуменно ответил Алексей, не понимая, куда клонит Артов.  И что  я ему скажу? Привет, сволочь, поймаю,  ноги повыдёргиваю?
-  Да нет, всё, кажется, проще. Вот что надо сделать. Сейчас позвонишь ему, и мы запишем ваш разговор на диктофон. У меня он подключён к телефону, так что качество будет хорошее. Спроси его про Татьяну, скажи, что ты всё знаешь и как мужик мужику задай вопрос – он любит Татьяну и готов принять на себя все тяготы и лишения совместной с ней жизни, в том числе и детей, или не готов?  Ты без крика, спокойно, рассудительно спроси его, у него серьёзно это или так, гон поросячий. Пусть говорит, что хочет. Я думаю, что он просто кобелирует, а Таньке твоей мозги запудрил. А в разговоре мы почувствуем, что да как. Если что не так, я тебе подскажу.
- Думаете,  получится?
- У тебя есть предложение получше?
- Нет, я не понимаю, для чего это?
- Появился у меня план в голове. В двух словах – любовь любовью, а если Таня услышит, что будет говорить тот чел об их отношениях, я думаю, это ей не понравится. Ей глаза надо открыть. Она во сне, витает в облаках. Женщины живут иногда в иллюзорном мире, у них другая психика. А от любви до ненависти, говорят, один шаг. Вот и подтолкни её к этому шагу. Больше некому, кроме тебя. Она и себя-то не слышит в своей глупости. Я одну такую видел – она влюбилась во врача, потому что у него, как она считала, были самые красивые руки.  Хорошо муж не догадался, а то бы он накрутил бы им хвосты!
- И что потом?
- Что? Прозрела.
- Так что, звоню?
Подключив  диктофон к телефону и включив его на запись, Артов кивнул Алексею.
Тот набрал номер,  и после 5-го звонка мужской голос в трубке обыденно произнёс «Алло».
 Разговор начался спокойно, ровно. Видимо, Алексей так пережевал все возможные варианты разговора до прихода к Артову, что его спокойствию можно было только позавидовать. После приветствия Алексей перешёл к делу.
- Валера, я тебя хочу спросить – ты что, и правда,   мою жену любишь?
- Чего? Ты о чем, Алексей?
- Как о чём? О том, что вы с ней в её сессию встречаетесь, имеете отношения. Она уже подумывает о переезде к  тебе для устройства жизни с тобой. Вот я и хочу узнать – ты обеспечишь ей и моим детям нормальное существование?
-  Да ты, мужик, охренел? Какая твоя жена, какие дети? Я ничего не понимаю – ты там не обкурился, нет? Ты откуда выдумал такое?
-  Я вообще не курю. А ты меня послушай. Вы встречаетесь вечерами в гостинице на улице Мельникайте. Ты приезжаешь  обязательно с каким-нибудь цветком. Часа через три уезжаешь. Если вы в шашки играете, ладно. Но с цветами играть в шашки ни один мужик к женщине не пойдёт. Само собой, вы в течение трёх часов забавляетесь.
- Ты дурак! Откуда ты взял?
- А ты, Валера, чувствуешь, я не спрашиваю, я утверждаю. Потому что знаю. И меня интересует вопрос – у вас это серьёзно? Если серьёзно – это одно. Если ты просто балуешься – другое. Ты просто ответь, не надо крутить мозги и мне. Я – не она. Я могу за это и по рогам надавать, только добраться до тебя и всё.
- Да пошел ты, вместе со своей женой. Мне своей хватает, а ты со своей женой  разбирайся сам. Я тебе не помощник. Бред какой-то. Лёха, ты что, правда серьезно думаешь, что  нас с ней что-то связывает?
- Валер, повторяю ещё раз - я не спрашиваю, я знаю всё, понимаешь, знаю. Но мне не нужно от тебя признания или опровержения. Мне нужен конкретный ответ – ты собираешься создавать с Татьяной семью?
- Да ты больной. Какую семью? У меня своих двое, их кто содержать будет? И кто тебе мог рассказать о нас эту чушь?
- А какая разница? Человек в курсе всех ваших шашней. От кого? Или ты прокололся, или Таня. Это не имеет значения. И не забывай – я тоже работаю не поваром в столовой, тоже умею складывать кубики. Проверил кое-что и понял, что всё это правда. И давай без нервов! Я к тебе претензий не имею, хотя как посмотреть на всю эту беду.  Но знай, как коллега, могу тебе в лицо сказать – гад ты! Сволочь!  Так не делают коллеги. А пока ответь просто, как я тебе всё это говорю.
- Да успокойся ты, ничего нет и быть не может. Я что, по-твоему, идиот, своих детей бросить и заняться воспитанием твоих? А жить где, на вокзале? Кто мне даст квартиру? Ты точно болен, подумай, что из такого союза выйдет.
- Ну,  вот и правильно, я тебя понял – ты и не думаешь создавать с Танькой семью, так?
- Так я тебе объяснил уже – пошёл ты вместе со своей женой знаешь сам куда! Сам выдумал, сам придумал, сам и разбирай. Ты что, сам мало кого за жизнь подмял и что, каждый раз жениться помчался? Бред какой-то!
- Я тебя услышал, Валера. Теперь вот что – если ты теперь Таньке что-нибудь скажешь о нашем с тобой разговоре, или встретишься с ней - я найду, как тебе должок вернуть. Я пойму, если ты с ней переговоришь, тогда и  я  с твоей женой пообщаюсь, понял? Мне есть, что ей рассказать.
- Иди ты!  – собеседник не прощаясь положил трубку .
Алексей посмотрел на Артова, головой задавая вопрос «Как получилось, нормально?»
Артов удовлетворенно кивнул.
 – Молодец, хорошо поговорил. Лучше и не придумаешь. И хорошо, что он трубку бросил.
- И что теперь делать? А потом что? Ну, записали разговор, дальше что? Ей дать послушать? А смысл?
- Смысл? Смысл глубокий. Я думаю, вот что нужно сделать. Канва действий такая. Ты вечерком с пятницы на субботу, когда детей уложите спать,  посади её перед собой, возьми бутылку, не знаю там чего, коньяку, шампанского, спирта, не знаю, что она любит. Скажи, что всё знаешь, что поговорил с тем мужиком. Неожиданно так, как обухом по голове! Резко! И дай послушать разговор. По смыслу сказанного этим чудаком на букву «М» чувствуется, что его задел разговор. Это первое. И второе - он теперь от неё как черт от ладана будет шугаться. Не будет он ей звонить, побоится. И третье  -  она просто эпизод его любвеобильной натуры. Так, для счёта. Ты и используй это – ведь если бы там была бы любовь, чувства, он бы позвонил, по любому. Если есть чувства. А он звонить не будет, я уверен. А для тебя самое главное – это фактор неожиданности. И контраст – вот я, нормальный, и вот человек на букву «М».  Без крика, визга, возьми её спокойствием, она у тебя женщина, надеюсь,  не глупая, при таком развитии событий поймёт, что ты не собираешься её гнобить весь остаток жизни. Ведь человеку что? Ему неизвестность страшнее приговора. Вот сидит человек в СИЗО, вроде бы и не работает, а вот худеет, вес теряет, чернеет. А после приговора едет этапом в зону – и начинает поправляться, хотя там и работать надо. А всё почему? Потому что он не знает, что его ждёт – неизвестность ест мозг, душу. А получил срок – он понимает алгоритм будущего, он может рассчитать силы на весь отрезок, что ему предстоит – когда условно-досрочно может выйти, когда свидание, когда передачка, когда звонок.  Вот и ты, дай ей составить свой алгоритм, даже напои, разговор построй таким образом, чтобы не отталкивать её, не карать, а понять, простить и забыть. Скажи, что всё знаешь и хочешь забыть это на всю оставшуюся жизнь. Ты начни, а слова сами придут. Ты же знаешь её как никто другой! Думаю, что таким образом и сможешь устаканить всё.
- А почему в субботу?
- Потому, что потом будет возможность вам придти в себя после тяжелого разговора, потом будет воскресенье.  Разговор у вас не пятиминутный будет, да ещё и с коньяком. Там и слёзы, и сопли потекут – ты только начни. Там эмоции могут захлестнуть через край, ты сам разберешься. Часам к пяти утра, думаю, только и угомонитесь. И в себя приходить будете всё воскресенье. Ты самое главное, заставь её заплакать – как заревёт, значит, всё, она поняла ситуацию и приняла твоё предложение забыть всё.  Ты как Наполеон – главное ввязаться в бой, а там манёвр станет понятным!
Алесей улыбнулся.
- У Вас так просто получается, что можно подумать, что лёгкий разговор у нас будет.
- Знаешь что, Алексей! Один умный сказал просто – «Секрет успеха – в постоянстве цели!» И я с ним полностью согласен – тебе нужен результат? Так вот и иди к нему, сам не виляй хвостом, добивайся своей цели. За тебя никто не решит этого ребуса – у него два автора – ты и твоя жена. Она ведь что-то нашла в том мужике. То, что в тебе не увидела или не поняла. Или ты сам что-то не так делаешь – не знаю. Вот ты и разбирайся, в чём суть.
- Да нет, Вы не думайте, я уверен, что у меня получится! Вы не волнуйтесь, я для себя решил уже – всё будет нормально. Лишь бы она поняла меня.
- Если будешь нюни распускать, ныть и выпрашивать – ни хрена у тебя не получится! Что ей тебя понимать? Женщины не любят нытиков и попрошаек. Я как думаю – если женщина говорит «нет», это «да», но потом. Ей себя понять нужно, ты ей помоги придти к нужному выводу, и всё! Здесь нужно спокойно, рассудительно и настойчиво действовать, выбрать золотую середину. Дашь слабину – и всю жизнь будешь каяться, что пошел на примирение. Второго раза произвести первое впечатление не получалось ещё ни у кого. Есть ещё такое русское мнение – рога ломают сразу. Сам рассчитай силы и слова. Другого мнения у меня нет. Я думаю, что мы с тобой правильно рассчитали акценты, которые тебе нужно расставить. Так что иди, рассчитывай и собирайся с силами и с мыслями. Вот возьми кассету и вперёд!
Алексей взял кассету, повертел её в руке и  ушёл.
Артов попытался вернуться к документам, но у него не получилось. Мысли скакали вокруг разговора с сотрудником, и мысль нет-нет, но выскакивала сама собой «А так ли насоветовал?»
«Да, вот ведь как бывает. Живут, живут и бац – вторая смена! Как в «Большой перемене». Но внутренний голос подсказывал, что другого он бы не смог придумать…
После выходных Алексей выбрал момент, когда Артов был один и зашёл к нему.
- Сергей Андреевич! Я к Вам сказать – у меня получилось! Как Вы и гворили – слюни, слёзы, платки, рыдания и разговор – долгий и трудный. Но спокойный. Я и сам многое понял, для себя. И моя вина есть в том, что произошло…
Артов прервал Алексея на полуслове.
- Ты скажи, вы вместе остаётесь, или как? Сам процесс мне знать не надо.
- Да, мы всё обговорили и всё решили! Вроде бы получилось, жизнь покажет.
- Вот и хорошо. Теперь иди, трудись. И запомни ещё одно – в личных вопросах должно быть так: нашёл – молчи, и потерял – молчи. По крайней мере, никто не сможет ни осудить тебя, ни  лезть с советами. А спокойствие дорогого стоит.
- Но Вы же мне помогли!
- Я? Ты ошибаешься. Не я, а ты решил все проблемы. Сам создал и сам решил. Я только помог с диктофоном, и всё.
- И Вы не думаете, что я тряпка или слабак?
- Да ты что? Я и не думаю! Нет! Ты человек очень крепкий. Характерный. Вот ты спросил меня тогда, как бы я поступил в твоей ситуации, помнишь?
- Да.
- Так вот я тебе скажу – я бы не смог сделать то, что сделал ты. У меня бы не хватило душевных сил. Это сродни усыновлению – одни могут это сделать, а я не сумею. Не хватит у меня душевных сил на это. Ни от жлобства, ни от чего другого.  Я пытался раньше представить себе такую ситуацию с усыновлением – я не смог бы, и всё тут! И в твоей бы ситуации не смог – не получилось бы. Быть великодушным труднее, чем жестоким. Поэтому великодушных людей многократно меньше, чем жестоких. Так что не беспокойся – ты сделал то, что сам решил. И никто не вправе что-либо тебе сказать, или осудить. Нет таких прав у других людей. Да и ты особо не распространяйся о случившемся.
- Да, я запомнил – нашёл - молчи и потерял - молчи.
- Вот именно. Ствол заберёшь? – спросил Артов.
- Я и забыл совсем! Надо же, а! Конечно, завтра в наряд заступать, тогда бы и вспомнил.
- Вот твоё оружие, бери и топай, служи… 


Рецензии