Смоленск на карте

Как в нашем городе появился Центр подготовки экскурсоводов.

Каждый из вас хотя бы раз встречал в центре Смоленска небольшие и плотно сбитые группы людей, увлеченно слушающие вещающего о достопримечательностях земли смоленской гида. Конечно, нашему городу-герою еще очень далеко до столицы и прочих крупных культурных и исторических центров, по улицам которых туристы бродят толпами, а профессиональные экскурсоводы способны презентовать свой город на нескольких иностранных языках. И все же туристический Смоленск существует, и смоленские гиды исправно водят туристов на крепостную стену, рассказывают про прибывшего из Германии оленя и музицируют у памятника Глинке. И мне отрадно думать, что некогда именно я внес весомый вклад в обучение большей части современных смоленских экскурсоводов.

Что нам стоит Центр построить?

Все началось в далеком 1998 году (подумать только, что с тех пор уже минуло почти два десятка лет!). Именно тогда в Смоленске только-только зародились два крупных туристических проекта; к слову, оба живы и до сих пор. К одному из них я подключился с радостью и буквально окунулся в работу с головой. Речь идет о запуске автобусных туров из Смоленска в Европу. В то время многие горожане страдали от невозможности вырваться за пределы родной страны, и потому это начинание было особенно желанным. Второй проект – курсы экскурсоводов – я с самого начала воспринял без особого энтузиазма. В то время я уже был профессиональным экскурсоводом и искренне недоумевал, зачем в городе нужны новые гиды. Однако моя коллега была со мною в корне не согласна. Она считала, что сообщество местных экскурсоводов нуждается в обновлении и, так сказать, в омоложении. В правоте ее слов я убедился на одной из традиционных воскресных экскурсий, посмотрев на окружающих меня коллег и осознав, что среди них я был самым молодым.Впрочем, оставались еще две вещи, которые подливали масла в огонь моего скептицизма по отношению к данному проекту. Во-первых, я жутко не люблю возиться со всевозможными бумажками, в то время как подготовка будущих экскурсоводов требовала как минимум составления программы и оформления прочих документов. Во-вторых, я задавался вопросом: кто придет к нам учиться на экскурсовода, если в то время стать гидом мог абсолютно любой желающий, не тратя при этом денег на обучение? Однако в итоге, взвесив все за и против, я все же согласился, но с одним условием – если наберется полноценная группа.Как ни странно, группа собралась, пусть и небольшая. Конечно, первый блин получился пусть и не комом, но все же далеко не все было гладко. Случались помарки и в организации, и в преподавании, ведь мы не шли по проторенной дорожке, а добивались каждой поставленной цели путем проб и ошибок. При этом выделялось такое количество энергии, что даже я при всем моем изначальном недоверии просто не мог сопротивляться общему энтузиазму.Именно так в стенах Смоленского гуманитарного университета и появился Центр подготовки экскурсоводов, который существует и по сей день. И пусть я уже покинул Смоленск и преимущественно вожу туристов по достопримечательностям Подмосковья, но приятно осознавать, что дело, в которое ты вложил столько времени и сил, по-прежнему живет, теперь уже – в моих учениках.

Один – для всех, другой - тематический

Первоначально мы предполагали, что основными желающими постичь премудрости грамотной организации экскурсий будут студенты географического факультета и факультетов иностранных языков. Однако, как показала практика, они никогда не составляли в общем объеме группы более пятидесяти процентов. Вторая половина группы формировалась из представителей самых разных возрастных, профессиональных и социальных категорий. К нам приходили учиться все, от студентов до убеленных сединами пенсионеров, учителя, врачи, порой встречались даже инженеры и повара. В основном, конечно, нашими учениками были представительницы прекрасного пола, но, глядя сегодня на текущее положение рынка экскурсионных услуг, я могу сделать однозначный вывод: лучшими местными гидами все же стали именно мужчины. При этом только треть закончивших наши курсы смолян остались работать в городе по свежеполученной специальности. Кто-то просто поставил свой диплом на полку и забыл о нем, другие уехали за пределы Смоленщины (причем некоторым из покинувших регион удалось стать успешными гидами в других городах нашей необъятной Родины).Большую часть экскурсий, которые мы предлагали нашим подопечным, составляли экскурсии обзорные – самые популярные и востребованные на рынке как тогда, так и сейчас. Конечно, специализированные экскурсии по городу мы тоже предлагали, например, архитектурную, археологическую, литературную и даже экскурсию по смоленским кладбищам. Причем последняя в нашем городе, увы, не прижилась, хотя в других городах подобные туры пользуются большим успехом.Был в моей практике и опыт профессиональных экскурсий, например, для сотрудников МЧС или коллег-географов (такие экскурсии я до сих пор время от времени провожу в Смоленске). Они всегда будут востребованы, ведь очень многих людей не интересует просто история города, им куда интереснее узнать о месте через призму их точки зрения. Как правило, такие экскурсии редки, но хорошо оплачиваются и зачастую бывают интересны не только экскурсантам, но и самим экскурсоводам. Увы, в процессе обучения будущих гидов я столкнулся с тем, что далеко не все из них горели желанием тратить свое время на разработку подобных экскурсий. Многие отдавали предпочтение стандартному продукту, несмотря на огромную конкуренцию в этом направлении. И по сей день в Смоленске найдется очень мало экскурсоводов, которые могут предложить туристам по-настоящему уникальный продукт. Кстати, как и экскурсоводов, которые могут рассказывать о городе на иностранных языках.К сожалению, до сих пор в Смоленске не существует специальных курсов для экскурсоводов в местных музеях и других культовых местах. «Но ведь в музеях есть собственные экскурсоводы, зачем еще вводить курсы для гидов со стороны?» - вполне можете спросить вы. Действительно, собственные экскурсоводы в музеях присутствуют, вот только уровень проводимых ими экскурсий и качество предоставляемых посетителям знаний зачастую оставляют желать лучшего.

Экскурсия под гром аплодисментов

Одной из самых необычных экскурсий, которые разрабатывались во время обучения в Центре, стала представительница так называемого мрачного туризма. Подобное направление весьма популярно в Великобритании, где очень много замков с приведениями, да и интерес людей к подобного рода объектам необычайно высок. У нас же за разработку столь оригинальной темой взялся парень из Белоруссии, который намеревался водить экскурсантов по белорусским замкам. Не знаю, удалось ли ему раскрутить столь необычное предложение у себя на Родине, но задумка была очень хороша.Встречались в моей практике и ребята, которые предпочитали обучению в группе индивидуальные курсы. Само собой, подобное удовольствие было не из дешевых, да и желающих так обучаться можно пересчитать по пальцам одной руки, однако такие персональные занятия тоже имели место быть. А вообще самыми первыми учениками нашего Центра были молодые люди, которые либо искали подработку на время учебы, либо действительно хотели изменить в своей жизни и попробовать себя в новой профессии.Недаром говорят, что хороший экскурсовод подобен хорошему лектору: в идеале, как только и первый, и второй произносит свою финальную фразу, ему должны начать аплодировать. Это высшая степень профессионализма, и я могу с гордостью утверждать, что некоторые из моих учеников ее достигли. Да и вообще больше половины действующих сегодня в Смоленске экскурсоводов – выпускники нашего Центра. Единственное, что меня немного удручает – я практически не помню тех самых первых ребят, с которых началась история Центра. Которые вместе с нами, преподавателями, были первопроходцами и прокладывали путь для будущих гидов. Хотелось бы вновь встретиться с ними, узнать, как дальше сложилась их жизнь и карьера, пусть даже последняя сегодня и не связана с туризмом.


Рецензии