Долгий День

ДОЛГИЙ ДЕНЬ

1. ПОХОРОНЫ.
Дом в лесу. В доме Мужчина. Спят дети. Это мальчики погодки. Тикают часы. На столе в большой комнате стоит гроб. Мужчина курит у раскрытого окна. Поле. Когда Мужчина выходит из комнаты и идет посмотреть на детей, в комнату влетает Снегирь, садиться на скрещенные руки покойной. Дети у окна смотрят, как отец копает могилу. Начинает идти снег, который скрывает отца от взора детей. Они садятся на лавку возле окна.
– Мама спит?
Скулит собака. Слышно шум поезда, затем пролетает самолёт, так, что закладывает уши, а потом, в почти наступившей тишине слышен равномерный бой часов в дальней комнате. Дети возле отца, тот оттирает пот со лба, курит, облокотившись на лопату. В доме звонит телефон.
2. СОН.
Мужчинa, у которого оторвaло пaльцы сaмодельной рaкетой, в которую он зaтолкaл рaздробленную музыкaльную плaстинку, чтобы спaсти мир музыкой, зaпустив в небо эту рaкету. Мужчина пробует обрубками что-то наигрывать на старом аккордеоне. Потом берёт газету, читает, держа на вытянутых руках, скомкивает, бросает в угол.
3. КЛАДБИЩЕ.
Весна. Дети ищут мёртвых насекомых в лесу, собирают их и «хоронят», рядом с могилой Матери.
– Зачем мы это делаем?
– Что бы Маме, не было так одиноко.
Через поле возвращается Отец. Дети смотрят на него. Прямо за спиной отца чёрная огромная туча. Как только отец входит в дом, начинается ужасная гроза. Дети хватают в доме большой кусок полиэтиленовой плёнки, бегут к кладбищу и держат плёнку над могилой Матери и насекомых. Видно, что за могилой никто не ухаживает, она постепенно становится ровной, покрыта травой.
4. ВОЗВРАЩЕНИЕ.
Мужчина лет 40 идёт через поле. Остатки дома. Мужчина оглядывается, что-то ищет. Делает несколько шагов в сторону расщепленной молнией сосны – на небольшой поляне в трёх местах просевшая земля. Мужчина присаживается на траву, снимает шапку. Потом ложиться, обнимает руками землю в тех местах, где она просела. Медленно падает снег. Неподалёку от протянутой руки на снег опускается снегирь.
5. ДЕТИ.
Старший мальчик поднимает с пола смятую газету, распрямляет её, рассматривает, потом делает из неё панаму. Подходит к сидящему за столом младшему брату. Заглядывает ему через плечо, как тот, делает уроки – математику. Надевает панаму на голову брата.
- Архимед!
- Про тебя будет сказано!
- Что-что?
- Что ты материшься!
6. УХОД ОТЦА.
Отец собирает вещи в чемодан. Кальсоны, офицерскую форму, планшет, шинель. Форма ещё та, старая, советская. Щёлкают замки. Распахнутая настежь дверь. Видно далёкий пролетевший стремительно самолёт, ужасный шум, поезд, провода, кусты. Вот уже отец на платформе, он закуривает и садится на лавочку. На платформе стоит отряд солдат, новобранцев в шинелях. Офицер смотрит в сторону прибытия электрического поезда. Темнеет. Показываются дальние огни, мимо станции проносится товарняк.
7. СОН.
Старик живущий в доме, построенном из могильных плит. Кое-какие плиты треснуты, кое-какие разбиты, они соединены бетонным раствором. Хозяйство старика, самое примитивное, простое, он даже еду готовит на самодельной печке во дворе. Вот и сейчас, вскипел ржавый чайник, и старик пьёт кофе и кружки с надписью кофе, на английском. В жестяной коробке печенье, но явно другое, насыпанное позже, разномастное, ломанное.
8. БОЛЕЗНЬ.
Мальчик в бреду. Мужчина у кровати, в углу притаился младший брат. Мужчина поит мальчика горячим чаем, вытирает пот полотенцем.
– Иди, ложись.
– Папа, он улетит как мама?
Собака с улицы царапает лапой дверь. Скулит. В доме мелькает свет от керосиновой лампы. Мальчик открывает глаза.
- Мама?
9. ВИОЛОНЧЕЛЬ.
Беременная женщина в переходе играет на виолончели. Редкие прохожие кидают мелочь в футляр, попадаются и купюры. Иногда, в перерывах Женщина греет руки своим дыханием, собирает бумажные деньги в карман пальто, что-то напевает, и вновь играет. Она красива и, кажется, замёрзла. На руках видно следы сыпи от холода. Женщина идёт по тротуару, несёт кофр. Возле телефонной будки останавливается, набирает номер:
- Встретишь меня?
10. УРОК.
Дети в доме играют урок на виолончели, точнее играет один Мальчик – который постарше, а второй в то время, пока брат старательно выводит гаммы, фотографирует брата. Мать в комнате, сидит у открытого окна, подперев голову руками, курит. Красит коротко остриженные ногти. На подоконнике бутылка с вином, бокал, на половину полный. Далеко в конце поля появилась неясная тень человека. Женщина равнодушно смотрит, как тот приближается. Тень останавливается. Чиркает спичка, освещая лицо прикуривающего отца. На нём шинель - скатка, через плечо планшет.
- Как дети?
11. СОН.
Стрaнные типы, в основном мужчины, стрaнные местa: рaзрушенные церкви, клaдбище с выкопанными памятниками и плитами, окруженное фaбричными сооружениями; разъезжающие в разные стороны, словно убегают грузовики с вещами, телеги, повозки.
12. ЭЛЕКТРИЧКА.
Возвращение Виолончелистки – Матери домой после «штырки» в переходе. В вагоне пусто и тускло, деревянные скамьи, хлопает межвагонная дверь. Полустанок с покосившимися билетными кассами. На станции, через окно, поезда Она видит Его и Себя пьющую вино из бокала, и не понятно это сон или бред мальчика, или её фантазия, или видение отца, сидящего на платформе, на лавочке, в ожидании электрички. Первое движение Виолончелистки – выбежать, но вместо этого она устало закрывает глаза. Когда же она открывает глаза, картина иная: Яркий летний день, пустые улицы, поливальная машина, одинокий дворник. Она посредине залитого светом зала. В руках виолончель, на ней концертное платье, рядом стул, на котором сидит аккордеонист без пальцев. Стук колёс, бормотание объявления станции, предупреждающий крик электрического поезда.
13. ОКНО.
Мужчина, шедший через поле, остановился у окна, напротив женщина.
– Я вернулся.
– Это кто? Папа?
- Да…
Мужчина спит на кровати. Дети смотрят на спящего Отца. Женщина в проёме двери, на крыльце, курит. Проезжает мотоциклист, сигналит, вслед ему бежит молча собака. Дети бегут следом. Отец, сидя на кровати, курит. Женщина проходит мимо спальни.
- Водки хочешь?
14. РЕЧКА.
Отец и дети возле застывшей подо льдом речки. Катаются на санках. Отец наблюдает. Собирается уходить. Зовёт детей.
– Сейчас, последний раз.
Младший прокатившись, хватает санки, тащит наверх, отдаёт брату.  Бежит за отцом. Отец оборачивается и видит, как старший скатывается, подламывается лёд. Отец бежит к полынье, бросается в воду. Вытаскивает бездыханное тело. Бежит с ним к дому.
15. БАНЯ.
Мужчина и Женщина в бане.
- Знаешь, а у нас будет сын.
16. СОН.
Труп собаки под одеялом в трубе, под железнодорожным полотном, высохшего ручья. Невыносимая летняя духота, жар стоит непередаваемый, даже от земли идёт пар. А земля, потрескалась и трава выгорела. Обрывок газеты то открывает, то закрывает полусгнившую морду пса.
17. МАСТЕРСКАЯ.
В Мастерской пожилой мужчина ремонтирует виолончель. Откладывает инструменты в сторону, достаёт бутылку водки, стакан, выпивает, занюхивает банкой с клеем. Вновь возвращается к разрозненной виолончели, собирает её по частям, из трёх разных. Полюбовался. Женский голос:
– Это я, привет, готово?
18. ДОМ.
Через поле к невзрачному дому приближается Мужчина и Женщина. Мужчина – Это наш дом. Потом пробегают дети, потом проезжает авто и внутри, за рулём старик, затем проходит реставратор музыкальных инструментов с собакой на поводке. В доме звонит телефон. Мужчина поднимает трубку.
- Да?
Дворник затушил окурок и принялся снова подметать вокруг длинного и низкого здания.

Н. Антонов
Москва-Акинькино
2017


Рецензии