132. Школа даосов о проникновении в чужую душу
О ПРОНИКНОВЕНИИ В ЧУЖУЮ ДУШУ И О ТОМ, ЧЕМ ЭТО ЧРЕВАТО
Я всегда задумывался над тем, почему в притче даосского мудреца Ян Чжу «Понимание звуков» Юй Боя разбил свою лютню и покинул понимающего его друга. Фрагмент о музыканте и тонком ценителе музыки встречается в древнекитайском трактате «Весна и осень Люя», цз. 9, VI. 140, а также в средневековой новелле «О том, как Юй Боя, лютню разбив, простился с «понявшим звук другом». Вот эта притча:
ПОНИМАНИЕ ЗВУКОВ
Прекрасные мелодии наигрывал на цине
Юй Боя, а Чжун Цзыци всегда ими восхищался,
Играет тот - как ветерок вдруг пробежал в долине,
Друг говорит: «Вот ветер в поле только что промчался».
Играет Боя о высоком восхожденье в гору,
Чжун тут же видит в звуках: «Как возвышенна вершина!
Великая гора, и всё кругом открыто взору,
Какой пейзаж ты создаёшь звучанием из цина»!
Тут Боя заиграл о быстром вод речных журчанье,
И друг вмиг был охвачен весь простором многоводным.
- «Как гладь речная хороша своим очарованьем»! -
Воскликнул он, являясь слушателем превосходным.
И так улавливал друг замысел любой Юй Боя,
Они без слов могли общаться, как даос с даосом.
Блуждая по горе Великой в поисках покоя,
Друзья под дождь попали и укрылись под утёсом.
Отдавшись грусти отрешённости, за цинь Юй взялся,
О тяжести невзгод, которые над ним нависли,
Сыграть в тот миг желая, своим думам он предался,
Чжун с первого же такта постигал все его мысли.
Печаль под выступом вдруг охватила сердце Боя,
- «Ты мои мысли, словно сердце, слышишь в это келье,
И разве в моих песнях от тебя я что-то скрою», -
Сказал со вздохом другу он, цинь выбросив в ущелье.
Вроде бы всё в этой притче прекрасно. Друг понимает друга с полуслова, с полузвука, но почему Боя расстался с другом и выбросил лютню в ущелье? Можно ли до такой глубины запускать кого-то в своё сердце? Ведь наша душа является нашим единственным убежищем, где мы остаёмся самими собой со своими секретами, и если кто-то в них проникает, помимо нашего желания, то вряд ли тогда наша душа может быть нашим убежищем. Если бы Боя не выбросил лютню в ущелье, то через некоторое время выбросился бы сам, покончив жизнь самоубийством. Последнее время в обществе широко наблюдается тенденция, когда люди широко распахивают свои души и публично перед всеми раздеваются. Но разве это хорошо?! Я уже не говорю о перлюстрации писем и подслушивание разговоров властями многих стран. Должно оставаться что-то личное, тайное, о чём никто не должен знать. Это тайное и есть наше внутреннее «я», которое является как бы «вещью в самой вещи» по определению Канта, и которое творит из нас человека. Как так случилось, что мы теряем право на личную жизнь, на сохранение своего внутреннего «я»? Можно найти тысячу причин для права кому-то проникать в наши души, но разве это хорошо? Истинную свою душу нельзя открывать никому, потому что, в этом случае, человек теряет себя как личность, как секрет божьего сознания, и происходит страшный процесс деперсонификации, который часто приводит людей к самоубийствам. В связи с этим мне вспоминается один текст из цикла «Великое в малом» Учителя о причинах самоубийств, который он мне дал в своё время для перевода.
ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВ
Людей повесившихся и утопленников духи
Всегда себе замену средь живущих всех искали,
Об их вселениях в души живущих ходят слухи,
Где духи бесов способом таким людьми ставали.
О духах тех, кого зарезали, кто был отравлен,
О поисках замены душ нет ясных представлений,
Как и о тех, сгорел кто, или кто-то был раздавлен,
Нет в летописи сведений, а также объяснений.
Пик горный Лоханьфэн в Жэхэ собой напоминает
Сидящего на корточках буддийского монаха,
У многих в горы отправляющихся вызывает
Невольно, почему-то, беспричинно приступ страха.
Оттуда человек упал раз и насмерть разбился,
И земляков его безумье сразу охватило,
На пик кто поднимался, в пропасть броситься стремился,
Так тело мертвеца, себе замену находило.
Что «дух себе замену ищет так», когда узнали,
Буддийского монаха на молитву пригласили,
Но все молитвы смерть предотвратить не помогали,
Лишь когда стражу выставили, прыгать прекратили.
Самоубийц, вообще-то, духи ждут себе замену
От тех, кто смотрит с лёгкостью на свою жизнь без страха,
Но в этом случае, так много лиц пришло на смену,
Чтоб жизнь отдать в безумии огромного размаха.
О тех, кто умер, ногу потеряв, не говорили,
Что внутренне свою неполноценность сознавая,
Они по своей воли своей жизни не ценили,
О чём же думали в горах те, жизнь свою кончая?
Зачем губить людей, подстраивая злоключенья,
Тем духам, что людей толкали в пропасти с навесов?
Быть может, это была кара или наважденье,
Отчаянье - найти себе в замену - горных бесов?
Ещё хочу добавить, что мы остаёмся только тогда личностями, когда в нас есть наша внутренняя тайна, в которую никто не должен проникать. Конечно, чем-то мы можем делиться с друзьями и знакомыми, но, когда в наше сознание кто-то начнёт проникать помимо нашего желания, и, не дай Бог, нами ещё манипулировать, то мы все превратимся в роботов. Только один Бог имеет право глубоко приникать в наши души и мысли.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217101900142