Фильм Неоконченная пьеса для механического пианино
Как часто мы задумываемся, что полезного мы сделали в своей жизни? Живем ли полно и честно, насколько это возможно? Мне кажется, такие мысли приходят к нам на окончании определенного жизненного отрезка, когда мы готовы сделать шаг вперед, чтобы что-то изменить в своей жизни, когда мы уже не можем жить по-старому.
В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалков задается вечными вопросами, над какими в свое время задумывался и сам Чехов. В основе фильма лежат несколько чеховских рассказов: «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь». Ведь действительно вопросы о смысле жизни, о собственной пользе, о правильности распоряжения прожитым временем были, есть и будут актуальны.
Посмотрев фильм, хочется сказать: «А ведь так все хорошо начиналось!» Умиротворенные летние пейзажи в «мажорных» тонах (заслуга операторской работы Павла Лебешева), милые беседы, сопровождаемые шутками и смехом – все это, казалось бы, предвещает шумные и веселые посиделки аристократов.
Действие фильма происходит в Войницевке – имении генеральской вдовы Анны Петровны. Мне нравится сравнение этого имения с Ноевым ковчегом, на котором собрались типичные представители русской аристократии. Анна Петровна (Антонина Шуранова), как бы она не старалась заигрывать с представителями противоположного пола и молодиться с помощью ярких нарядов с сиреневым боа, все равно уже в «возрасте элегантности», заметно увядающая и потрепанная жизнью. Ее сын Серж Войницев (Юрий Богатырев) внешне кажется взрослым мужчиной с усами, а на деле же он ранимый маленький мальчик, который при любой обиде бежит и жалуется со слезами маме. Трилецкий (Никита Михалков), доктор, человек благородной профессии, в итоге оказывается эгоистичным и уставшим от такой жизни человеком: медицина не его призвание. Порфирий Семенович Глаголев (Николай Пастухов) безответно влюблен в Анну Петровну, он ее односторонний воздыхатель и обожатель.
Постепенно в имение съезжаются гости. Одними из первых появляются Михаил и Саша Платоновы. Сашенька (Евгения Глушенко) вечно поправляет свою шляпу, похожую на абажур, а ее муж сравнивает ее с Наташей Ростовой, что его в ней и раздражает. Сам же Михаил Васильевич (Александр Калягин) изо всех сил пытается спастись от назойливой хозяйки имения, которая оказывает ему всяческие знаки внимания. Не происходит ничего сверхъестественного ровно до прибытия в имение жены Сержа Войницева – Софии Егоровны (Елена Соловей).
Софи – первая и самая сильная любовь Платонова. Однако она уже не та, что была 7 лет назад. Платонов удивляется, насколько она стала фальшивой и неестественной. София Егоровна громко рассуждает об эмансипации женщин, о труде (хотя сама не трудилась ни дня), она собирается развлекать себя кормлением крестьянских детей из соски, якобы это поможет матерям в деревнях. Но все это сродни тому, что ее муж собирается отдать все свои костюмы крестьянам. Только вот как они будут работать в поле во фраках он, увы, не подумал. Неся, объективно говоря, чушь о прогрессе, о непростой доле крестьян, они могут помочь только бесполезными вещами, которые лишь потешат их самолюбие.
Мне кажется, что именно в тот момент, когда Михаил Васильевич слышит, какая глупость льется из уст Софи, картинка его мира начинает постепенно рушиться, и он понимает, что данная его жизнь – обертка, а внутри – пусто.
Платонов осознает, как все неправильно. Врач Трилецкий не едет к больной, якобы не может, а на самом деле он просто развлекается и не хочет прерывать это. Михаил Васильевич кричит: «Ты обязан почитать всякую возможность, когда в тебе нуждаются!» Ключевое слово – «кричит». Он повышает голос от собственного бессилья. Мир вокруг него устроен неправильно, но сделать с этим он ничего не может. Его называют господином Чацким. Это очень точное определение. Он действительно будто бы сошел со страниц комедии Грибоедова, но уже под другим именем.
Сцена в столовой является самой важной сценой фильма. Павел Петрович Щербук (Олег Табаков) говорит: «Всем лучшим, что человечество имеет, оно обязано представителям «белой кости!» Щербук – олицетворение вымирающей аристократии. Он до сих пор кичится своим положением в обществе, хотя не сделал ничего полезного и не достиг особых вершин в отличие от того же «чумазого» Герасима Кузьмича, на деньги которого и была устроена встреча героев. И как Щербук радуется, когда понимает, что пианино механическое и что на самом деле «чумазый» крестьянин играть на нем не умеет. Он очень боится, что крестьянин может посягнуть на святое – то, что присуще и доступно только аристократическому обществу.
Михаила Васильевича раздражает пустая болтовня. «Самомнение у нас европейское, а развитие азиатское», - говорит он. Разглагольствовать мы можем долго, как плохо живется в России, что да как следует исправить, однако делать для улучшения своего положения мы будем ровным счетом ничего. Оплеух надавал Платонов всем, потому так больно было каждому эту критику принять, ведь правда глаза колет. И он имеет на это право, ведь видит недостатки он не только в окружающих, но и в себе.
Важным эпизодом является автобиографичный рассказ о студенте и девушке. Все верили в великолепное будущее Платонова, а он стал обыкновенным «шеловеком». Он говорит Софи: «Я верил в потом. Потом суп с котом». И их время с Софией Егоровной прошло. Когда он наконец осознает это, ему становится невероятно стыдно за собственную глупость.
Для Платонова наступает момент прозрения. Михаил Васильевич ненавидит себя за бесполезное существование, он кричит: «Мне 35 лет! Все погибло! Я ноль! Я ничтожество!» Он, как и Чацкий, бежит от всех, отталкивая каждого человека, который пытается его остановить. Однако, бросаясь с обрыва в воду, у него не получается не то что утопиться, а даже просто окунуться с головой в реку – настолько она мелкая. Трагедия превращается в фарс.
В этот момент режиссер сосредотачивает наше внимание на другой героине. Мы видим, как несется за ним через все поле, через траву, которая бьет по лицу, одна лишь Саша. Та девушка, которая сначала казалась нам дурочкой, которая с улыбкой и даже с некой гордостью смотрела, как хозяйка дома целует ее мужа, одна она только может успокоить Михаила Васильевича. Одна она только любит его по-настоящему. Не потому что жалеет о потерянном времени, не от скуки, а только потому, что пока жив Платонов, жива и она. И Миша уже не отталкивает ее, не говорит «Дома нежности, дома». Только в тот момент, когда они стоят на берегу реки, он понимает, как же он ошибался в своей жене. Михаил Васильевич наконец-таки понял, что не нужна его «прогрессистка» Софи, а нужна лишь добрая теплая Сашенька, которая бросится за ним на край света, которая будет его любить несмотря ни на что.
Платонов, хотя и ненавидит себя, а все равно приходит к тому, с чего начал. Он жалуется на мелководье, что он ушибся. Такое ощущение, что все слова, произнесенные до этого, были лишь наваждением. Платонов напоминает тот стул, который Яков безрезультатно пытается выловить из заросшего пруда.
На фоне бушующий страстей в душе главного героя и чуть недавно не случившегося самоубийства, мы видим, как восходит солнце и просыпается маленький Петя – племянник Щербука. Солнце освещает его спину, нательный крестик, краски картины снова становятся теплыми, прямо как в начале фильма, снова вокруг царит спокойствие.
Самым ярким героем данного фильма мне показался герой Александра Калягина – Михаил Васильевич Платонов. Говорят, что роль писалась специально под этого актера, Когда смотришь на игру Калягина именно такая мысль и приходит на ум. Ощущение, что актер играет самого себя, а не выдуманного персонажа.
На удивление понравилась игра Елены Соловей. Обычно она кажется мне отстраненной, будто бы из «другой оперы», но в роли Софии Егоровны она была великолепна.
Сам Никита Михалков не отходил от самобытного образа доктора, которого сначала хочется презирать, потому что он не выполняет свой долг, а в итоге хочется ему сочувствовать, когда слышишь его монолог.
В этом фильме прекрасно все: начиная с подбора актеров, заканчивая пейзажами и музыкой.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» - это фильм о выборе. «Механическое пианино» - жизнь героев фильма. Они живут по определенному сценарию, по определенным правилам, будто бы играя какую-то пьесу. Однако можно прервать это действо. Пьеса Платонова еще не окончена. Ему всего 35 лет - он осознал неправильность своей жизни не так поздно. И пусть он пока не может вылезти из «заросшего пруда», раз его пьеса еще не окончена, значит, есть шанс на счастливый финал.
Свидетельство о публикации №217101901906