Шкрабы Глава Р

РЕЧИ ВЫПУСКНЫЕ.  РАЗДАЧА  АТТЕСТАТОВ.



                Когда процесс обучения
                заходит в тупик,
он завершается прощальной точкой
                выпускного вечера.
               
                М.Задорнов.

Радостный сегодня день: вручение выпускникам аттестатов о среднем образовании. Торжественная панихида по «школьным годам чудесным» проводится, как обычно, в размалёванном чудовищными цветами и жар-птицами актовом зале школы, который был забит под завязку потными сияющими родительскими физиономиями. Большинство отцов не без сочувствия рассматривают облупленные стены общеобразовательного храма, поскольку, скорее всего, впервые за одиннадцать лет увидали воочию место, где их отпрыски усердно грызли или слегка надкусывали гранит науки.
На розовом заднике тесной сцены, обрамлённой красными запыленными кулисами, среди искусственных цветочных гирлянд, смутно напоминающих разноцветных пауков, грела душу выстраданная десятками поколений учащихся  надпись: ДО СВИДАНИЯ, ШКОЛА!
Согласно незамысловатому сценарию, вечер  открывался торжественным  вступлением  в зал выпускников, которые, судорожно прижав к груди букеты,  шли попарно, возглавляемые классными руководителями. Далее следовали официально приторные, но, к счастью, непродолжительные выступления директора школы, «классручек», родителей, полномочных представителей «горонка», шефов-бдагодетелей, разбавляемые номерами художественной самоНАДЕЯННОСТИ, то бишь, перепевами последних телехитов алюминиевых и жестяных голосов Украины, России и их окрестностей.
Выступление директора было простым, как семейные трусы. Суть его сводилась к необходимости ПОМНИТЬ, ЛЮБИТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ, ВЕРНЫМИ и так далее, и тому подобное…Его круглая лысоватая лоснящаяся физиономия с  блестящими коричневыми пуговками хитроватых глазёнок прямо излучала самодовольство и уверенность в завтрашнем дне, как в сегодняшней пьянке. Горыныч представлял собой тип руководителя, который мог запросто обаять, охмурить и опоить любого человекообразного и при этом остаться свеженьким, как огурчик. Директор не особо вникал в хозяйственные и кадровые проблемы, и был довольно посредственным учителем-предметником, а, следовательно, и методистом. Однако, благодаря происхождению (сын начальника должен быть начальником) и готовности бежать впереди паровоза, выполняя любые капризы областного управления, обаятельный и элегантный, Аскольд Горыныч был идеальным с точки зрения высшего руководства директором и вполне мог претендовать на значительно более высокий пост.
Наконец, неуклонно следуя сценарию, долговязый конопатый десятиклассник-ведущий, как и было условлено с Феликсой Эдмундовной, вызвал на сцену меня – выступить от имени учителей-предметников. Приближаясь к сцене, я почувствовал, что во рту слегка пересохло. Неловко споткнувшись на ступеньке, ухватил микрофон, зачем-то выдернул его из штатива предательски подрагивающими руками и быстро заговорил, по-детски стараясь за развязностью скрыть вполне естественное волнение:
– Дорогие выпускники, меня попросили сказать вам пару напутственных слов. И мне захотелось озвучить притчу, которую большинство, очевидно, классифицирует, как анекдот: Представьте аудиторию, в которой собрались студенты, ждущие экзаменатора. Все волнуются, как я сегодня. Наконец, появляется преподаватель, плотно закрывает двери и открывает форточку.
– Что я сейчас делаю? – спрашивает он у озадаченных студентов.
– Не знаем… - отвечают будущие специалисты.
– Я впустил «халяву»… Давайте ваши зачётки. – И ставит совершенно офонаревшим студентам отличные оценки.
На следующий день другая группа, пропьянствовав всю ночь, сползлась в ту же аудиторию и дождалась прихода чудака-препода, который, проведя те же манипуляции с дверью и форточкой, тоже спросил у присутствующих:
– Что я сейчас сделал?
– Вы впустили «халяву»! – нестройными, но радостными голосами доложили «подготовленные» студенты.
– Нет, – хитро улыбаясь, заявил препод, закрывая форточку, – «халява» только что улетела…
Зал, напряжённо вникающий в суть необычного выступления, после секундной паузы буквально взорвался смехом и аплодисментами.
– Почему я назвал этот анекдот притчей? Да потому что первая группа студентов – это вы во время выпускных экзаменов в общеобразовательной школе. А вторая группа – это вы же, только в вузах, техникумах, на производстве. Преподаватель-жизнь может не только впустить, но и выпустить «халяву».
Мы – учителя средней школы дали вам зелёный свет, а теперь всё зависит от вас! 
Многие захлопали в ладоши, потому что прекрасно поняли, о чём идёт речь…
– Ну, и закончить своё короткое выступление хочется четверостишием:
  Часто впадаю в экстаз
И вспоминаю я снова,
Как мама вела в первый класс,
А папа принёс с выпускного.

Желаю вам отлично повеселиться, но, как говорят: без фанатизма!
Получив от голубоглазой выпускницы пышный букет роз и запечатлев на её щеке целомудренный поцелуй, под несмолкающие аплодисменты, неловко кланяясь, я долго пробирался к своему креслу...
Председательница родительского комитета от всех присутствующих в зале предков выдала на-гора короткую, но убедительную речь:
Дорогие выпускники! Сегодня у вас печальный и радостный день. Печальный, потому что вы прощаетесь с детством, а радостный, потому что открываете двери в новую взрослую жизнь. Впереди вас ждут испытания, искушения, разочарования – настоящие экзамены судьбы.
Один мудрый человек сказал, что талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть из памяти и на одну треть – из воли. Инстинкт заложен в вас родителями, память развивали в школе, а теперь, чтобы реализовать свои способности, пришла пора проявить силу воли и успешно сдать экзамены судьбы.
Наградой вам будет материальное благополучие и осуществление самых дерзновенных и фантастических планов.
Пусть исполнятся ваши мечты!
 Затем потянулась бесконечная церемония вручения аттестатов «зрелости», во время которой нагловато застенчивые юноши неуклюже выбирались на сцену в своих новых мешковатых костюмах, а юные прелестницы, млея под бесконечными вспышками фотоаппаратов, упивались фурором, произведённым на зрителей их, как довольно элегантными, так редкими по безвкусице полусвадебными платьями и идиотскими причёсками.
Словом, всё было, как обычно, включая традиционный «капустник», на котором уже свободные и независимые от «гнёта учителей» выпускники самозабвенно пародировали любимых и нелюбимых наставников, обнародуя перед общественностью их мимику, жесты и бессмертные фразоньки типа: «а теперь объясняю для тех, кто в бронепоезде»…
Наконец прозвучала финальная песня, и принесённые выпускниками цветы превратили  «классручек» в передвижные клумбы, а треть учителей так и остались «нерасцветшими», как бедные родственники. Затем все дружно вывалились во двор школы, прямо в объятия тёплого июньского вечера.
Теперь оставался заключительный этап традиционного ежегодного действа – собственно сам ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР, плавно переходящий в выпускную ночь и завершающийся по традиции с первыми лучами восходящего солнца выпускным утром новой взрослой жизни.


Рецензии