Кофе в небесах, или Жажда жизни

Он родился в начале последнего месяца зимы, который прославил известный поэт: "Февраль. Достать чернил и плакать". Правда, сейчас, в наше новое время, вполне для того, чтобы "писать о феврале навзрыд", можно обойтись и без чернил: есть умные бесчернильные пишущие компьютеры. И всё же я заметил, что чернила нужны поэту и рисовальщику Сергею Шевченко: изображением одной лишь чернильной кляксы он сумел в одном и своих стихотворений нарисовать нам портрет скуки. Однако это вовсе не означает, что стихи обременены скукой. Примечательно, что в такой же день - именно третьего февраля - в богатой еврейской семье родилась американская писательница, теоретик литературы модернизма Гертруда Стайн(1874-1946), чей портрет в 1906 году создал Пабло Пикассо, с которым она очень дружила. Между прочим, ей поставлен памятник в Нью-Йорке,несмотря на то, что была лесбиянкой и выступила в 1938 году с предложением присуждения Адольфу Гитлеру Нобелевской премии Мира, за что её назвали "одержимой бумагомарательницей".
Общаясь по скайпу с автором данной, своеобразно и незаурядно названной книги стихов - "Облака на десерт"(по необычайной оригинальности это "съедобное название напомнило "Кондитерскую солнц" Анатолия Мариенгофа) , я прочёл на его озабоченном компьютерными процессами лице необыкновенную и всепоглощающую тягу к творчеству, к сочинению стихов. И это выражение лица соответствует внутреннему движению его просветлённой души, которая постоянно пребывает в упорном труде над словом. Когда он сидит перед монитором компьютера и перебирает стихи, мне представляется, будто он перебирает чётки, подобно монаху. И хочется сделать отбор, чтобы не было лишнего многословия,и внушить стихотворцу правила эстетической экономии, когда, как писал о своём творчестве Константин Бальмонт, стих его "чуть-чуть неверен" и "грамматика пьяна". Немало сил тратит С.С.Шевченко на поиски своей собственной стихотворческой тропы, окрашенной солнцем, "вкусными" небесными облаками и сверкающими стаями звёзд. Выйдя на дорогу, он идёт вперёд и уже не остановится, и его стихотворная строка, подобно луне, будет совершать своё движение по просторам небесных степей. Его прельщает вселенная. На вопрос, давно ли увлекается сочинением строк, Сергей Шевченко ответил: "С той поры, как себя помню, с тех пор и не расстаюсь с рифмой."
Читая стихи этого проживающего в Белоруссии (Калинковичи, древний город в Гомельской области) поэта, мой взор остановился на строчках,которые я назвал бы космическим лиризмом:
"Если бы имел я крылья,
Пил бы кофе в небесах."
Это сокровенное желание обрести крепкие крылья для пребывания в небе тематически перекликается с давно известной украинской песней, в которой лирический герой размышляет над тем, почему Бог не одарил его крыльями сокола, чтобы покинуть землю и слетать в небо.
Однако не стоит поэту Сергею Шевченко сокрушаться из-за того, что на спине у него не выросли крылья, потому что у поэта есть Пегас, крылатый волшебный конь, символ поэтического вдохновения, способный вознести своего стихотворца-всадника в любую точку мироздания, куда угодно, хоть на Марс. В многочисленных стихах Сергея Семёновича изображён духовный мир автора, желающего дать полноценный анализ человеческих чувств во всех их разнообразных проявлениях. Трудно правильно определить, в чём именно кроется тайна и смысл его стихов, если судить по содержанию или по их названиям. Никто пока не разгадал таинственной основы тёмного горького корня бытия, отражённого в лирическом зеркале его неугомонных строк. Никто из философов или литературных критиков не дал ключа к поэзии однофамильца Кобзаря, но можно с уверенностью сказать,что Сергей Шевченко - поэт хаоса. И в этом невольно убеждаешься при прочтении многих стихотворений, которые он сочиняет быстро и почти ежедневно. И гостеприимный поэт может пригласить встретившееся ему в небе облако на чашку ароматного кофе с молоком. По-моему, особенность литературной манеры автора новой книги стихов заключается в том, что зачастую он окружающую его жизнь раздробляет на вереницу хаотических сценок, каждая из которых может  представлять собой своеобразный вьющийся лёгкой тенью комариный хоровод.
Конечно, у каждого поэта можно найти недостатки в стихах. Призванный же познакомить читателей с эскизом силуэта автора книги стихов жанр предисловия  не предусматривает поисков огрехов и замечаний, а поэтому хочу заметить, что любые погрешности его здесь являются лишь изнанкой лирико-философских достоинств.
А завершить своё небольшое предисловие хочется полными немеркнущего оптимизма, запомнившимся мне словами самого поэта, с которыми он обращается к своему сердцу:

"Стучит негромко сердца молот.
Не подведи! Ещё стучи!"

И под стуки неумолчного сердца стихи Сергея Шевченко на своих крыльях несут в мир энергию животворящих мыслей, динамику, подвижность, неукротимую и бесстрашную жажду жизни:

Кобр не страшатся сердца стуки.
Сдаваться гадам не посмей!
Желанье жить сильней гадюки,
Гремучих всех сильнее змей.

Хоть, жалости не зная, возраст
Во мне своё давно сказал,
Хоть от гадюк спасаться поздно
И трудно увильнуть от жал,

Отвыкнуть смогут ли безбрежность
И темперамент в крутизне,
И взгляд торжественный, и нежность
От жажды яростной во мне?

Одесса, 2017, осень.

Анатолий ЯНИ, академик Международной академии наук образования, культуры и искусства Великобритании и Ирландии, член Международной ассоциации писателей и публицистов, член Национального Союза журналистов Украины.


Рецензии