Сложней всего - название придумать! Из Цикла Байки

  Был на ВАСХНИЛе* в 1990-е годы художественный салон Юрия Фомичёва .Достаточно успешно работал несколько лет, пока хозяин салона не решил сосредоточиться на собственном творчестве и не отошёл от арт-бизнеса. Я искренне сожалел об этом его решении, так как смело могу отнести Юрия Николаевича к тем людям, кто ввёл меня в интереснейшую сферу сибирского изобразительного искусства, познакомил со многими художниками.
 Творческий диапазон Фомичёва был очень широк. И пейзажи, и портреты, и копии прославленных полотен, и сюрреалистические картины,- за всё он мог браться и был вполне удачлив и успешен в своей многосторонности.
  Я не очень жаловал его творения в нереалистических жанрах, но из вежливости иногда похваливал за смелость поиска.
  Задал как-то я ему вопрос, что даётся сложнее и что трудней всего в модернистских работах. Самому-то мне это было не слишком ясно. Какие муки творчества может испытывать творец, бессистемно малюя очередной шедевр.
  Со смехом Юрий Николаевич отшутился: - Трудней всего придумать название!
Мы посмеялись. Действительно, кроме "Композиций №№№№", стены тогдашних галерей и салонов заполнили полотна под мудрёными обозначениями: "Эманация", "Фрактальная улыбка", "Испепеляющая неопределённость", "Аннигиляция духа", "Эйфория беспамятности", "Торжествующая ментальность".
Решил я помочь художнику в его исканиях. Предложил подарить "Словарь иностранных слов".
Художник отказался, признавшись, что скоро уезжает в Испанию.
- Хотим поехать налегке!
Шутки шутками, а это целая проблема.
  Абстрактные художники часто дают своим работам названия-заглавия. Тем самым в специфически чистую живописную структуру они вводят то, что всегда считалось у художников  моветоном,- литературу, чужеродный смысловой фактор.
Притом этот инородный фактор наделяется решающим эстетическим значением, поскольку название организует ассоциации зрителей.
  Если некоторое сочетание цветовых пятен, линий  и плоскостей снабжено названием, к примеру, автомобиль, то зритель не то чтобы увидит автомобиль, но в этом направлении будет  искать им воспринимаемую форму. Если назвать ту же комбинацию-сочетание пятен и линий, к примеру, Осень, - и направление движения зрительских ассоциаций изменится.
  Без этой своеобразной "зашоренности", относительной предопределённости, ограниченности ассоциаций, эстетический факт восприятия затруднён.
Обдуманное творение художника подменится произвольными зрительскими интуициями.
  Если эстетическую жизнь абстрактного, даже самого "заумного" произведения определяет название, то при этом непоправимо подрывается сам принцип абстрактности как принцип воздействия только живописными средствами.
Так что, может быть, прав был Юрий Фомичёв, когда не принял в подарок "Словарь иностранных слов".
    В настоящее время Ю.Н. Фомичёв  творит в Испании. Там он востребован и успешен.Я искренне рад за него.

                * - ВАСХНИЛ -он же г.Красноообск, пригород Новосибирска, аналог Академгородка в сельхоз- ипостаси

                на фото Ю.Н. Фомичёв   в Испании.


Рецензии