Яндаре
(Бутков П.Г., "Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803гг.", СПб., 1869г.)
_____
Как сообщает А.Н. Генко: «В конце XVII века кабардинцы покинули свое прежнее место жительства в Эндерипсе (район Яндырки.–Авт.), опасаясь кровной мести со стороны своих беспокойных соседей – карабулаков, чеченцев и кумыков.
Территория окрестностей Яндырки, вниз по Сунже, оставалась по 1781 год никем не заселенной. Кабардинцы перешли к Назрани и заняли пространство между Сунжей и Камбилеевкой…».
«До окончания войны царизма с имамом Чечни Мансуром (1785–1791гг.) не фиксируется какое-либо передвижение ингушей с междуречья Терека и верховьев Сунжи на северо-восток.
На это указывает доклад ген. Гудовича Екатерине II в 1791 году: «В соседстве с Малою Кабардою, в верховьях Сунжи, обитает горный народ карабулаки, а позади его – ингуши...»
Штедер Л. считает, что «вплоть до селений Малый и Большой Яндырь, основанных карабулаками в 1772 году… берега Сунжи, несмотря на благоприятный климат и ландшафт, слабо заселены и «лежат необработанными». Жившие здесь ранее кабардинцы ушли задолго до проезда Штедера».
(Нухажиев Н.С., Умхаев Х.С., "В поисках национальной идентичности", Грозный, 2012г.)
_____
1825 год май – июнь – восстание жителей села Яндаре под руководством старшины Джамбулата Цечоева - сподвижника Бейбулата Таймиева. Арест и казнь Цечоева http://serdalo-gazeta.livejournal.com/534515.html
"Карабулаков и ингушей в начале восстания поднимал на борьбу друг Бейбулата отважный Джамбулат Цечоев, старшина аула Яндырка, схваченный во время произнесения речи в Назрани приставом Циклауровым и казненный по приказу Грекова в крепости Грозной царскими палачами. Джамбулата шесть раз провели через тысячу шпицрутенов и уже мертвого повесили для устрашения народа".
http://chenetbook.info/knigi/istoriy...eo/page53.html
_____
Отношение ген.-от-инф. Розена к военному министру Чернышеву
о восстании жителей сел. Большая Яндырка под руководством Джанхота Азаматова
27 июля 1833 года №512
Ингушевский пристав хорунжий Гайтов донес владикавказскому коменданту ген.-м Оранскому, что имам покорной карабулакской деревни Большая Яндырка , находящейся на Сунже ниже Назрановского укрепления, Джанхот Азаматов возмущает яндырских жителей и приглашает непокорных чеченцев принять участие в предполагаемом им возмущении.
Посему ген.-м. Оранский 16-го июля послал из Владикавказа 100 чел. 3-го батальона Севастопольского пехотного полка, под капитана Пащенко, коему предписал, присоединив к себе в Назране 30 казаков и одно орудие сделать ночное движение к сказанной деревне и схватить возмутителя; но жители были предупреждены о следовании команды и когда оная на рассвете 17-го числа приблизились к Яндырке, то уже в сей деревне собралось много вооруженных людей.
Рассудя, столь незначительным числом войск, ничего нельзя было предпринять решительного, кап. Пащенко начал возвращаться к Назрани; но вскорости мятежники большими толпами конницы и пехоты, беспрестанно умножавшимися прибывшими с р.Ассы карабулаками и чеченцами, окружили команду его и несколько раз бросались на оную, будучи однако действием из орудия каждый раз останавливаемы.
Таким образом, кап. Пащенко отступал, перестреливаясь с неприятелем до дер. Майорки, близ Назрана, где выехали к нему на помощь 150 чел. Назрановцев. При сем с нашей стороны убит 1 рядовой и 2 ранены; также убито 8 лошадей.
Мятежники, как после узнано, потеряли 8 человек тяжело ранеными, из коих двое умерло; у них, сверх того убиты 4 лошади.
Ген.-м. Оранский, получив о сем донесение 18-го июля, отправился в Назрань, где, собрав отряд из 300 человек пехоты, 110 казаков, 300 ингушей и 30-ти осетин, того же числа выступил к Яндырке.
По приближении войск наших к означенному селению, жители с поспешностью удалились и скрылись в ближайшем лесу, оставив имущество свое в домах.
По занятии деревни, ген-м. Оранский приказал сжечь дома возмутителя Джанхота Азаматова и его родственников, - всего до 16-ти дворов, а равно убранный уже хлеб и имущество; 400 баранов, им принадлежащих, частью отданы войскам на порции, а частью ингушам.
Ген-м. Оранский хотел подвергнуть той же участи и остальную часть Большой Яндырки, но назрановцы убедительно просили о помиловании своих родственников, которые, как они уверяли, были введены в заблуждение своим имамом и готовы вновь принести покорность, если только будет им то позволено.
Во уважение того, что назрановцы не принимали никакого участия в возмущении яндырских жителей, несмотря на близкие с ними связи, все время оставались на своих местах и, наконец, действовали против возмутившихся родственников своих, ген.-м. Оранский, по их просьбе, объявил остальным яндырским жителям прощение, с тем, чтобы они немедленно возвратились в свои дома и в обеспечение своей покорности представили 2-х аманатов из лучших фамилий, что и было исполнено на другой день.
_____
"Карабулакского народа (деревни)
...2. Большой Яндырки - 125 дворов, 704 душ
3. Малой Яндырки - 80 дворов, 399 душ..."
«Описание народов, обитающих в Кавказских горах, разных племен по правую и левую стороны Военно-Грузинской дороги…», 1838г.
(из рапорта Владикавказского коменданта п-ка Широкова )
_____
"Кроме того, карабулакскими у вайнахов считается ряд селений по рекам Сунже, Ассе, Ачх-Мартану.
Это Яндырка, Алхастия, Оборг-юрт (Троицкое), местность у станицы Слепцовской и др."
(Н.Г.Волкова, "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в.", Москва, 1974г.)
Свидетельство о публикации №217102000104