Иваны и Иванки, не помнящие родства
По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится,и чувствовать спешит.
П.Вяземский
История учит тому, что она ничему не учит. И в первую очередь эта основополагающая истина относится к русским Иванам,Иванкам, Ивановым,Иванковым и Ванькам Жуковым, не помнящим своего исторического родства, своего исторического прошлого. И всё потому, что они жили и живут и учат жить своих детей, внуков и правнуков не прошлым и даже не настоящим, а будущим. И даже сформулировали для такой ускоренной и перестроечной жизни призывы, которые стал девизом в их жизни «Время – вперёд!» «Наш адрес не конкретные дом и не улица, не город, не село, не деревня,..а…СоветскийСоюз!». "Россия - вперёд!"."Нас не догонишь!"
Образование:начальное, среднее и высшее они подменили словообразованием, словесностью,словоблудием,славословием. И воспитывают они, в том числе и подрастающее поколение подростков, молодёжи, молодых и молодожёнов не трудом, не трудолюбием, а тоже словом, словесностью. Любовью не к труду, а к слову, к словесности, к богословию,к словоблудию, к славословию. Любовью к богословам, к служителям культа.
Культа личности, культа героя, культа кумира, которых сами же по своей простоте душевной и обожествляют, рабо-лепс-твуют перед ними, и потом сами же страдают от этого раболепия, от этой рабской привычки,зависимости любить, влюбляться и постоянно быть, находиться в неуравновешенном и подвешенном состоянии влюблённости.
Вот такие очень невесёлые, я бы даже сказал, – грустные,печальные мысли навеяла мне статья коллеги Ольги Фёдоровны Малышевой, опубликованная в Карельской газете «ТВРпанорама» 4 октября 2017 года. Название у данной газетной статьи символическое, если не сказать – мистическое, «Жизнь после жизни».
Естественно, уже по заголовку сразу легко можно сделать вывод о том, что в статье идёт речь о двух пластах исторической жизни, которую автор делит на две жизни, на две составные части.
Первая жизнь – старая, советская, большевистская, хлам, сегодня многими, особенно молодыми, уже хорошо забытая и даже проклятая.
Вторая жизнь –новая, российская, демократическая, прозападная, проевропейская, проамериканская. Между ними водоразделом, водоворотом проходят две главные исторические даты:1917 год и 1990 год. Последняя дата в народе называется «лихими девяностыми»,отголоски которой и сегодня ещё раздаются в нашей жизни.Об этом и в статье О.Ф.Малышевой.
Не буди лихо, пока оно тихо и мирно сопит в свои сопелки!
Для полноты исторической «картины не маслом» здесь не хватает ещё одной очень важной исторической даты, которая впоследствии и привела к «лихим девяностым», к распаду Советского Союза, то есть к окончанию «холодной войны»,"северной войны"...
Имеется в виду смерть Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова и вошествие на красный царский трон, престол в дорогой и золотой столице Москве его преемника, колхозного комбайнёра из Ставропольского края М.С.Горбачёва. Именно с фамилией этого советского человека и советского коммуниста -генсека весь как бы цивилизованный мир обогатился новым русским интерсловом – перестройка, которое не требовало перевода на иностранные языки. Как и советское слово «спутник».
Газетная статья О.Ф.Малышевой «Жизнь после жизни», несмотря на всю мистичность её заглавия, тоже о перестройке, но в прямом, утилитарном и приземлённом смысле данного слова. Иначе говоря, о прозе жизни, в которой, кроме государственной политики, религии, искусства…нужно есть, одеваться, иметь крышу над головой и т.д. и т.п…
Кстати, об этом же и советский художественный фильм кинорежиссёра М.М.Козакова «Покровские ворота».
Но какая большая разница, даже непроходимая пропасть, между газетной статьёй и игровым фильмом! Это как Восток и Запад!
Если в советском художественном фильме мы хорошо видим и проникаемся нескрываемой грустью и озабоченностью автора по поводу перестройки и прощания с безвозвратным прошлым, то вот этого главного и нужного авторского волшебного элемента нет в газетной статье. А без этого нет и смысла, и цели, ради которых и нужно было бы браться за перо. И всё потому, что М.М.Козаков воистину ценит и живёт воспоминаниями ярким и богатым прошлым, и как бы спрашивает себя, а заодно и зрителей, а куда уходит детство? юность? отрочество? зрелость? Куда уходит прошлое, история, старая жизнь, составной живой частью которой является и моя жизнь? Моя судьба? И не торопится ли кто-то и по причине известной только ему отправить прошлое на слом, на свалку истории, на обочину истории? А что останется от неё в наследство? на память? Какой след, какой отпечаток мы сохраним нашим детям, внукам, правнукам? Потомкам, наконец, перед всеми которыми мы, живущие на земле сегодня, сейчас, в настоящее время должны быть ответственны, а не уподобляться неразумным детям, а тем более животным.
Да и перед животными иным животноводам,ветеринарам,зоотехникам иногда бывает стыдно за свое безответственное поведение и бесхозяйственность.
После прочтения газетной статьи «Жизнь после жизни» на душе остался какой-то неприятный осадок,чувство беспокойства и тревоги.Неудовлетворённости,недосказанности от прочитанного газетного текста. И чтобы как-то загладить расстроенность чувств, я обратился к истории, к прошлому, к литературному творчеству К.Г.Паустовского, жизнь которого очень тесно была связана с севером, с Карелией. Не случайно и свой сборник писатель назвал «Северные повести», куда вошли повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озёрный фронт», очерки «Онежский завод», «Страна за Онегой».
Вот бы и О.Ф.Малышевой, прежде чем начать машинально, по привычке,по инерции водить пером, тоже взять в руки избранный томик К.Г.Паустовского. Перечитать,например, очерк «Онежский завод».Поразмышлять. Задуматься над ним. К чему он призывает? Что требует сегодня от современного публициста? То ли он делает и пишет?И то ли мы делаем? Так ли мы живём,как надо жить? Правильно ли мы живём?Шагаем ли в ногу со временем,или опять стараемся бежать впереди паровоза.Запрягать телегу впереди лошади.
Мы же ведь не просто "старые стены" здания Онежского тракторного завода разрушаем,уничтожаем! Мы же свою историю собственными руками разрушаем! Своими же собственными руками губим своё материальное историческое прошлое!Наше историческое культурное наследие. Ликвидируем исторические памятники,корни, которым цены нет! Неужели вам,петрозаводчанам, мало того, что вы бездумно и равнодушно сравняли с землёй такой исторический и культурный памятник, как Петрозаводский кинотеатр с символическим названием «Сампо»?
Недорого ли «Сампо» менять на «свечку», для которой легко можно было найти и другое подобающее ей место.Не продешевили ли вы в погоне за комфортом и уютом с тёплым туалетом?
Не уподобляемся ли и мы глупому и жадному попу из знаменитой литературной сказки «О попе и его работнике Балде»,которого сам автор А.С.Пушкин жестоко,но справедливо укорял, упрекал и осуждал : «Не гнался бы ты, поп, за дешевизной!»
А прочитав очерк К.Г.Паустовского «Онежский завод», О.Ф.Малышева, смотришь, и наткнулась бы случайно на личное литературное завещание писателя, оставленное потомкам. Нам с вами, Иванам,Иванкам,Ивановым, Ванькам Жуковым... не помнящим своего единокровного родства.
« Всё от сердца делать надо…» «Мы – потомки Пушкина, и с нас это спросится».
Я живу в городе Пудоже, который находится рядом с бывшей старинной деревней Москва, но сердце и душа у меня болят и за Петрозаводск, за Ленинград, за Тверь, за Киев, за Дамаск. И болят по одной только простой человечной причине, что чужого горя не бывает!
А за Петрозаводск я переживаю вдвойне. Там у меня учится в начальной школе внучка. И я не хочу, чтобы она и другие школьники России учили историю,прошлое, только по учебникам, которые, как очень хорошо известно из той же исторической практики, искажают реальную историю,переписывают её в угоду живому и мёртвому батюшке-государю, императору, монарху…или Генеральному секретарю ЦК КПСС...
P.S. "Почему,дружок?Да потому,
Что я жизнь учу не по учебникам.
Просто я работаю,просто я работаю
волшебником,волшебником,волшебником"
"Я работаю волшебником."
Стихи Л.Ошанина,
Музыка Э.Колмановского.
Свидетельство о публикации №217102001222