глава 20. Пробуждение

Глава 20
Пробуждение

При начале новой жизни, которую начинает Пробужденный, в нем открывается духовная мощь и смирение одновременно. Это не значит,  что он чувствует себя Голиафом, скорее Давидом, когда тот пошел на Голиафа с пращей: «Если меня избрал Бог, о чем мне заботиться? Я убью  его!» Так думал Давид.

Вот если бы человеку сказали: ты умрешь в 97 лет! Думал бы он о болезнях, страхах в сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет? Он знал, что какая бы зараза к нему не прицепилась, это пройдет, не смертельно. Сколько энергии высвободилось бы у него, лишись он страха смерти! И в ночь-полночь пойдет куда угодно, и на Эверест, и в глубину без акваланга. А сколько творческой энергии было бы сохранено для безумно интересных проектов, которые сковываются неуверенностью и  страхом. Он думал бы о том, что пришел его час сказать миру что-то новое, необыкновенно прекрасное. Неудачи переносились бы легче, потому что впереди столько времени, можно начать заново.

Но есть одно существенное «но». Этот человек должен быть творцом. Чтобы творческая энергия клубилась в нем неиссякаемым источником. Другого человека подобное знание о долголетии развратит. Сделает ленивым и прожигающим жизнь.

Пошла четвертая неделя жизни на даче. Все успели передружиться, создать свои «великие кучки», шли дискуссии, но было все как-то мелковато. Я начинала скучать, потому что готовых «нырять» в себя не находилось, а никчемные, бытовые вопросы меня мало интересовали. Я много гуляла, уходила далеко к реке и сидела на берегу, созерцая ее, как созерцаю реку жизни.
Неожиданно на прогулку со мной напросилась Маргарет. Самсон с семьей уехал, Певец тоже – у них началась своя творческая жизнь, а Маргарет в последние дни играть отказывалась. Я наблюдала за ней и ждала, когда в ней появится желание прийти на интервью. Видимо, время пришло.

Мы вышли с ней  сразу после завтрака, взяли зонты, потому что солнце припекало, а обгорать не хотелось. Шли молча, до самой реки, и в этом молчании не было особого напряжения. Я понимала: она готовится к разговору и не мешала.
На реке у меня было любимое место: маленький песчаный пляжик. Какой-то добрый турист соорудил резную скамейку со спинкой  под  разросшимися деревьями высокой кавказской  акации. Очень удобную для сидения на ней. Мы расположились, сняв халатики, чтобы позагорать в тени.

- Скажите, Алис, когда вы говорили о ЧЕЛОВЕКЕ, что вы имели в виду? О человеке, понятно, это о других мерках при подходе в любом вопросе. И в этом заложена важная мораль – воспитание готового к жизни творца. А вот что такое ЧЕЛОВЕК с больших букв?
- А почему у вас возник этот вопрос? Вас что-то тревожит?
- Да. Дочь выросла, живет своей жизнью. Я ее плохо воспитала. Она как чужая, не может простить, что в детстве часто оставляла ее на бабушку. Когда мама была жива, была мостиком между нами, а теперь мы на разных берегах.  Она кичится, говорит, что любит детей, делает для них все возможное и в старости будет жить с ними рядом.

- Не знаю, Марго, насколько вы готовы услышать то, что я скажу.
-Говорите, как есть. У меня все равно душа не на месте.
- Хорошо. Вы слышали когда-нибудь о перевоплощении? О том, что мы приходим сюда не однажды? Что наша жизнь – это результат прошлого воплощения, а встречи – это долги или вознаграждения? И следом встаете вопрос: кто мы?
- Конечно, я слышала об этом, но к себе так подробно никогда не применяла. Привыкла, что я – это я, Маргарита, и так далее…
- То есть я – это нечто физическое?
-Не совсем, я думаю, что  есть тело, дух и душа…

- Не будем с этим разбираться, потому что тут все ясно… Вы поняли из нашей прежней беседы, насколько иллюзорны наши социальные маски и роли? Будто бы вы  актер в театре – сегодня одна роль, завтра другая. И актер вживается в роль лишь на период спектакля. А ваш спектакль затянулся на целую жизнь и превратился в драму. Не так ли? А что за стенами вашего театра, вы знаете?
-Дом…

- Марго, дом  - это тоже спектакль…
- Да-да… Я кажется, начинаю что-то понимать…
- Вот мы сидим на реке и смотрим на ее движение.  Теперь представьте, что  это река жизни… Вы вышли из жизни и смотрите, как свидетель, как зритель… Вы – вне реки, вне жизни…

- Нет, Алис, пока все путается. Давайте с начала, подробнее  и помедленнее…
- Хорошо, как музыкант вы отделяете себя от зрителя? Или на спектакле от актеров и самого спектакля? Или вы сливаетесь настолько, что верите в действительность спектакля, как жизнь?
- Бывает, что долго хожу под впечатлением. Но никогда спектакль не становится моей жизнью. Я – зритель, совершенно определенно.
- Хорошо. А теперь предположим, что жизнь в целом – это один большой спектакль. Вы можете вычленить себя из нее и стать зрителем? Ведь вы наблюдаете чужую жизнь со стороны? Не правда ли? Оглянитесь – природа, небо, песок… это декорации жизни.  Река – символ ее беспрерывного течения. Вы сможете стать просто зрителем  не сливаясь с декорацией?

- Кажется, могу… Но тогда, кто я, которая смотрит? Кто – этот зритель? Если он вне жизни? Это очень странное состояние. Будто бы я – не я.
- В том весь и вопрос: кто смотрит? Смотрит ваше Реальное Я. Оно – зритель. Вы когда-нибудь играли в компьютерные игры? Не в карты конечно…
- Нет, но наши коллеги в свободное время играют…
-Представим: там есть персонажи, которым авторы игры расписали все роли, и они действуют по стандартным правилам. И вдруг один из персонажей стал действовать самостоятельно, вышел из-под контроля… Вирус… Он, как бы, ведет свою игру и сбивает всю программу…

Она внимательно следила за ходом моей мысли,
- Так и Реальное Я, – продолжила я, – наш внутренний человек, которого называют Высшим Я и так далее, выходит из игры, из спектакля. И начинает изучать жизнь, находясь вне ее.
-Вы шутите? Хотя, какие могут быть шутки? Получается, что своими ролями мы закутываем свое Высшее, реальное Я в кокон ролей?
- Получается, что так…
- И вы об это давно знаете? Голова идет кругом. Давайте вернемся на дачу, а то мне что-то нехорошо…
- Не пугайтесь, со мною и не такое было. Это называется прыжок в пустоту с пустыми руками. И не факт, что вы его сделаете. Я несколько раз убегала в привычный мир.

Мы возвращались, так же молча.  Аура Марго была грозовой, еще более напряженной, чем когда мы шли к реке. Мне казалось, что она возненавидела меня  за то, что я попыталась разрушить ее привычный  мир. Но я-то знала, что это эго страшно перепугалось. Если, конечно, проснется Наблюдатель.  Интересно, зашевелится ли «бабочка»?

Завтраки, обеды, послеобеденные чаи, ужины. Это прекрасное времяпровождение. Это напряженная коллективная аура, каждый выплескивает массу позитивной энергии в этом теплом океане приятно плавать. Вы бывали в кругу единомышленников? В походе, на рыбалке? И не обязательно быть «супердуховным», чтобы попадать в такие «общины» – их нужно создавать самим  с главным условием построения – бескорыстием. Как в пансионатах, но с обязательным легким трудом, причем любимым.  Где можно представить себе ресторатора, успешного и богатого человека, главным садовником? У себя на усадьбе? Нет, есть категория людей альтруистического склада – отдавать. У себя сколько не наводи красоту, но когда ею не пользуются многие, нет того удовольствия. Это как приготовлять изысканно-вкусные блюда и поедать их самому.

    Приехал Скептик. Он радостно встретил меня на веранде до завтрака с букетиком луговых цветов. Видимо, ранним утром выходил за аллею на луг, чтобы нарвать цветов и доставить мне удовольствие.
- Спасибо. Как вы выразились прошлый раз, Скептик, это «чтобы я плясала под вашу дудку?»
Он весело рассмеялся:
- Именно, Алис, именно.
- Боюсь, ваши усилия будут напрасными. Но цветы не верну!  Как ваш проект, он оказался интересным?
- Вполне. Но забудем о нем, у меня есть для вас новости…
- Все после завтрака…  Не портите мне пищеварение…
- Так уж и испорчу?

- Конечно. Мой мозг в настоящий момент настраивается на еду, а вы эту настройку собьете!
-  Чепуха!
- Уверяю вас!  В наше время была пословица: «Когда я ем, я глух и нем!» Почему?
- Чтобы… - он задумался.
- Чтобы мозг понимал, что ему делать: дать команду, сколько чего и куда выделить. Ему важно сосредоточиться на еде, а вы про что-то другое. Как если бы вам надо думать над проектом, а рядом кто-то сказочки рассказывал…
- Ваша мудрость – это результат чего?
- Не хотите ли сказать: возраста? Нет, Скептик, уверяю вас, возраст здесь не причем. Кстати, вы привезли записи А.? Верите их мне.
- Алис, прошу, оставьте мне их еще на некоторое время. Они работают, как катализатор. Не знаю почему, но я вчитываюсь в них и ни за что их пока не отдам. Хоть казните!
- Хорошо, пока запятую поставлю после слова «нельзя». Идемте на завтрак и – молчок.

Утром мне сообщили, что вечером у Маргарет была истерика. Помощь врачей она отвергла, никого не хотела видеть, но рыдала так, что было слышно на этаже. Я понимала, что происходило с Марго, и ждала развязки. Если она сменит столик, значит вечером уедет домой.  Но если останется, значит «гусеница начнет умирать».

Марго не сменила столик. Она сидела с заплывшими от слез глазами, почти ничего не ела и с нетерпением ждала окончания завтрака. После чая она впервые подняла на меня глаза:
- Алис, мне нужно поговорить с вами с глазу на глаз.
- Хорошо, Марго…
Она облегченно вздохнула и заметно успокоилась.

Мы пошли с ней по аллее, но она все еще не могла собраться с мыслями. В середине аллеи стояла старая скамейка, и для утомленной Маргарет она была островом спасения. К реке ей явно не хотелось, на веранде людно, а тут тихо и спокойно.
- Присядем, Алис.
- Конечно.
- Не знаю, с чего начать. Во мне что-то надломилось. И это так страшно. Что произошло?

- Вы перешли мост, по другому, «нырнули» слишком глубоко. Такое бывает. Но признаюсь, что без духовного опыта, без разрыхления эго, без предварительной и длительной подготовки, как это бывает у духовно продвинутых людей, это очень болезненно. Даже духовно продвинутые не всегда переходят, остаются «духовно жирными гусеницами».
- Вы опять загадками говорите. Я не понимаю вас.
- Как вы думаете, кто смотрел на мир, как зритель, через вас?
- Не знаю. Я ничего не знаю. Я будто потерялась в пространстве, я потеряла себя. И теперь я не знаю, где я, кто я…

- Вы когда-нибудь слышали о том, что внутри нас живет внутренний человек, Высший? Как мудрый Отец?
- Высшее Я?
- Да, что-то в этом роде...
- Слышала, но это ведь сказки…
- Да?

Она задумалась. Потом подняла наполненные слезами глаза:
- Допустим… Но как это связано со мной? Я обычный человек, даже слабо религиозный. Я верю в высшую силу, которую называют Богом, но это – внешняя сила. Она вне меня. Она – там…
Маргарет указала рукой на небо.

- Да, эту силу называют еще и Вселенной: разумной, слышащей,  приходящей на помощь.
- И она – не Бог?
- И Бог, и Божья Матерь…
- А Высшее Я – кто?
- А как вы думаете?
- Оно – дитя Божье?... - сказала и испугалась своих слов.

Я молчала. Нужно было дать улечься и впечатлению, и испугу.
- Я сегодня же уеду! Пойду в церковь и покаюсь! Не может быть в человеке дитя Божия.
- А как же слова Иисуса: «Вы – дети божии»? Как в главной книге тех, к кому вы пойдете каяться, написано: «вы созданы по образу и подобию божию»? Или вы – червь земной? Из праха вышли и в прах превратитесь. Или вы – бессмертная Душа, которая покидает плоть с последним дыханием? Кто вы – Маргарет?
- Значит, все, чем я раньше жила – это прах? Роли? Спектакль? А что настоящее? Его же нет: это все спектакль…
- Могу вас утешить: это спектакль Вселенной, БОГА. Это они раздают роли, пока не пробудится Зритель.

- И как в этом мире жить?
- А как живу я? Вполне комфортно…
- Алис, спасите меня!

- Есть «спасение», Марго. Это снова уснуть, пойти в церковь, покаяться. И никогда больше не познать большего. Не позволить Высшему Я родиться. Никогда не посмотреть на мир его глазами, не познать, что все, что вас окружает – иллюзорно, кроме Него. Пожалуйста, Марго. Я могу сказать вам, что я над вами жестоко пошутила, и вы поверите и возненавидите меня. Но всю жизнь вы будете помнить этот опыт и в самой глубокой точке своей человеческой души сожалеть о содеянном. Страх, Марго, – это естественный процесс рождения и умирания. Если поддаться страху, чтобы не видеть ужасов мира как предлагаете вы, значит надо выколоть глаза и стать слепым?

- Алис, но я простая женщины, с миллионом житейских проблем, греховная, с которой даже собственная дочь не хочет знаться! Неужели Вселенная выбрала меня, чтобы я прозрела?..
- Иисус тоже пришел не к праведникам, он выбрал простых рыбаков и мытарей…
- Господи, да за что же мне эти страдания?.. Я не хочу! Я боюсь!
- Будьте осторожны в словах, Марго. Их Вселенная слышит и может отступиться. И вас никто силой никуда не ведет. И выбор остается за вами. Подумайте, время есть.
- А как мне жить дальше?
- Как жили.  Только надо привыкать к тому, что вы – зритель. И не относитесь к этому так драматично.  Кто-то делает из этого трагедию, кто-то драму, а кто-то начинает писать собственный сценарий. Становиться Творцом своей жизни.

- А вы, Алис? Что делаете вы?
- Вы же знаете, пробуждаю творцов…
Она смотрела на меня глазами полными мистического недоверия, страха  и восхищения одновременно…

Время приближалось к обеду. Скептик ждал, и была видна крайняя степень его нетерпения.
- Так нечестно, Алис! Вы пренебрегаете мною каждый раз! Вы недружественны ко мне!
- Скептик, вы же Гений, неужели вам нужно что-то объяснять? Эгоизм – не самое лучшее свойство в человеке, он, знаете ли, перерастает в самолюбие. А я бдительно наблюдаю, чтобы такого с вами не случилось.
- Вы,  Алис,  сумеете обезоружить даже до зубов вооруженного пирата, – он расхохотался своим неподражаемым раскатистым смехом. – Прав Певец, самый разъяренный бык упадет к вашим ногам!
- Льстец! Но обещаю послеобеденный покой сменить на общение с вами.
- Я чертовски рад, милостивая госпожа… –  он скорчил преуморительную рожу, в точности напоминающую предводителя пиратов.
За обедом я наблюдала за Маргарет, несколько минут, которые мы были в разлуке, преобразили ее. Что-то неуловимо тонкое появилось в ее манерах и до того предельно интеллигентских. Эта утонченность чувствовалась лишь мною, я хорошо с ней знакома, как с признаком духовной аристократии: из глубины идущей изысканности.

Когда я подходила к креслу, Скептик уже сидел в ожидании.  Его нетерпение не улеглось, и нужно было сбить накал страстей:
- Сколько вам лет, Скептик? Иногда вы мне кажетесь совсем мальчишкой, а иногда мужем зрелым. Как вы думаете, почему?

Вопрос сделал свое дело, и мысль Скептика потекла в другом направлении. Он по обыкновению глубоко задумался в поисках «правильного» ответа. Нетерпение отступило и возникнет ли вновь? Потом он серьезно посмотрел мне в глаза, словно исследовал: не риторический ли это вопрос? Нет.  Это один из главных вопросов восхождения, и я готова была выслушать его версию ответа.
- Мне кажется, Алис, этот вопрос из той же серии, что и мои извинения. Я прав?
- Дальше.
- Это вопрос о моей эмоциональной неустойчивости. Вы хотите сказать мне, что необходимо удерживать равновесие, выбрать позицию «зрелого мужа»?  Это так?
- Продолжайте.
- Здесь возникает противоречие: возраст, который требует сдержанности и «озарения», которые требуют выхода. Тут я теряюсь…
- Вам ничего не говорят записи А.?
- Скажете, тоже! Даже в азбуке от «А» до «Я» какой разрыв. Между вашей ученицей и мной он еще больший.
- Как вы думаете, это ее первые записи?
- Думаю, нет. Она писала о дневниках, которые надо бы сжечь.
- Зачем?
-  В них много наивных и чужих мыслей.
- И? Вы считаете свои мысли, которые озаряют вас гениальными? Они требуют немедленной «озвучки» или осмысления?

- В том-то и дело. Я не могу разобраться с ними, а когда начинаю записывать, полная чушь получается. Мне нужна ваша помощь. Вы же обещали!
- Но вы не мой ученик, вы – слушатель. Мои лекции открытые, приходите, слушайте, записывайте, осмысливайте.
- Алис! Вы сводите меня с ума?
- Да что вы? И в мыслях нет. Вас могут свести с ума особы гораздо юнее вас.
- Опять шутите. Я сдаюсь, Алис! Я – не ваш  рыцарь, я склоняю голову и прошу принять меня в ученики.

- С вашим темпераментом это будет трудно.
- Кому трудно, Алис?
- И мне, и вам…
- Вы отказываете мне? – голос его упал.
- Понимаете, Скептик, ученичество – это не дело сиюминутности, в вас сейчас может быть проснулся дух познания. И я не исключаю того, что он укрепится и приведет к ученичеству. Вам известен закон: готов ученик, готов и Учитель. Это работает только так. Вы же, со своей неуравновешенностью и взрывами вымотаете себя, меня и загубите то, что могло бы состояться.

- Вы отказываете мне, – повторил он тем же упавшим голосом.
Это был серьезный удар по его самолюбию, по гордости, по скептицизму. Такого удара ему еще никто не наносил. Какая борьба шла в его душе я чувствовала по исходившим от него вибрациям. От полного отрицания всех его надежд и построений, до растерянности что от него уплывает что-то очень важное…
- Вы отказываете мне? – спросил он, слегка задыхаясь, как спрашивают своих возлюбленных, не веря и тая надежду на то, что произойдет чудо, и она согласится стать его спутницей.

- Я принимаю вас в ученики с условным сроком на год.
- На год? Что это значит, Алис?
- Это значит, выбросить всякие глупости из головы и из Скептика стать Гением. По имени, конечно…
- Вы шутите? Вы будете так меня называть?
- А куда мне деваться? Все вас так называют, не могу же я вносить путаницу в умы людей?
- Алис, я не знаю, что сказать…
- Вы же хотели со мной поговорить?
- Это – такая мелочь… Одним словом – глупости!
- Да? Из-за глупостей вы лишили меня послеобеденного покоя?
Он светился, все слова моих кажущихся упреков ничего не значили. И одно только жаждало ответа:
- С чего мне начать,  Алис?
- Вы разобрались с Душой?
Он снова глубоко задумался. И я видела, что задумался Гений. Так тому и быть…


Рецензии
Алевтина, зачем Вы мне пишите отдельные сообщения, зелёным цветом? Там кривые цифры, сколько пробовал, не получается ответить. Пишите прямо на мою страницу, право слово, а то с компом у меня проблемы. Я Вячеслав Киктенко, о Жене расскажете. Счастливо!

Вячеслав Киктенко   23.10.2017 17:55     Заявить о нарушении
Вячеслав, рада, что Вы - это Вы. Расказать о Евгении Васильевиче в двух словах нельзя, потому что с ним связано несколько лет учебы. Я, если можно так сказать, плод его трудов, не писательских, а мировоззренческих. в то время я училась в университете на последних курсах и каждый день после занятий заходила к ним домой, чтобы раскрыв уши и сердце слушать, и слушать, и слушать его. Это были последние его годы жизни в У-К, с Катей. он много говорил о литературе интересного, формировал наш читательский вкус, много желчного, Вы же знаете его. в то время он писал книгу "Золотое перо иволги", и мы,с Борей Аникиным были первыми слушателями и "критиками". Боря был литературоведом, мог оценивать с точки зрения литературы, а я - восхищалась. А что я могла еще? под его впечатлением я певрую свою книгу назвала "Золотой век Пима" - этнографический очерк о аборигенном народе обских ханты. иногда я говорила с Катей, вернее, выслушивала ее, кстати Юля делала первые наброски к самой первой книжке "Кешка и Плюх". Он уже тогда задумал уехать в глубинную Россию, но говорил об это мимолетно, будто сам не верил в это. мы были его отдушиной, потому что в разговоре он "дышал", молодел, много смеялся своим отрывистым своеобразным смехом, курил, пил черный заварной чай. про меня он говорил, что "самки не поют, только самцы", я не обижалась и продолжала упорно ходить и слушать. вы знаете, я подробно написала о нем в очерке "Сквозь пути и пространство" в "Литературной России" (архив 2005 года, я нашла его сегодня, только забивать надо Алла ЦУКОР), когда узнала, что он ушел из жизни. потом прочла его "Пушкинский дворик", потом мне написала Катя, конечно, в тоне была обида. но что делать? писатели не принадлежат себе, и я постаралась в воспоминаниях лишь одной фразой упомянуть о его семейных делах. Катя была обижена на нас на всех, потому что мы "отнимали его у семьи", и, главное, отрывали от работы. они жили скудновато, Катя работала одна, а потому и требования были определенные. но он нами "дышал", мы давали ему "воздух", и то, что он проговаривал, потом появлялось в текстах. иначе его бы убивало одиночество, тем более, что настоящей литературной, питательной среды у него не было. потому я запомнила ваше имя, имя Александра Межирова, Вадима Кожина. Какая потеря! И какой мучительный уход! Мы уехали на Север, когда он еще жил в У-К, прощались всем братством - Валька Балмочных, Боря Аникин, Сережа Миляев у нас дома. Валентин принес целую сумку разного хлеба и на мое изумление ответил: "Хлеба в доме должно быть много!" Конечно, расходились за полночь и я просила Вальку проводить Евгения Васильевича. Мне он тогда казался таким хрупким... Одиночество, клеточное существование в У-К сделали свое дело: много курил, пил крепкий чай, мало гулял. и, сами понимаете, неустроенность поэта, зависимость от каких-то неважных и ненужных дел, на которые его обрекали... Знаете, Слава, все так необратимо, и так банально... Иногда гениев, таких как Марина Цветаева (которую Курдаков не жаловал) заставляли за похлебку мыть ложки и миски... Я уже трижды бабушка, мне 64 года, но закваска, полученная от Евгения Васильевича, его взгляд, его отношение к "слову", совет писать "пронзительно" сохраняются. так и живу с его меркой, хотя, конечно, оценивается все по-другому. Алевтина. напишите мне о ваших встречах, хотя бы коротко.

Алевтина Цукор   23.10.2017 20:07   Заявить о нарушении
Я издал его первую книжку "Сад мой живой", потом вторую, а потом послал его стихи в крутую тогда "Литучёбу". Женю заметили, а потом Кожинов впился в него и, мне думается, сыграл не лучшую роль в его судьбе. Право слово, что-то вурдалачье (помимо его воли, наверное) в нём жило - почти все, на кого он положил глаз, плохо кончили: Рубцов, Передреев, мой друг Юра Доброскокин, Петя Паламарчук, и вот, Женя...- дурной глаз, так про него некоторые москвичи говорили. Но не стану ничего утверждать, настаивать на суеверии. Женя после Усть-камня жил у меня в Алма-Ате, я устроил его в журнал "Простор", он женился на Наталье (не знаю её судьбу потом), перебрался к брату в Ростов, откуда Наташа (немка), собиралась увезти его в Германию, но не успела. Перед смертью он передал мне в Москву, где живу, через знакомых последнюю свою книгу стихов...сплошь православную. Писать плохо Женя не умел, но резкий переход из мощного язычества в почти неофитское, восторженное православие не показался убедительным. Я ничего ему не говорил, но по сравнению с прежними его стихами это красивые, тщательно выписанные рисунки к Рождеству, Пасхе и т.д. В принципе, это был осознанный, благодаря православной братии в лице того же Кожинова, отчасти Кузнецова, поступок. Умный поступок. И мужской по-русски. К настоящему творчеству это не очень относимо, ну да душе виднее. Хотя сами стихи безусловно очень хорошо написаны. Да иначе это и не Женька был бы, мастер на все руки. Сейчас я пишу то ли статью, то ли повесть о нашей могучей казахстанской когорте, Жене там будут посвящено достойное место. В журнале "Москва", где я курирую молодых, мы с редактором решили дать лучшее, созданное русскими поэтами Казахстана. Моя статья или повесть должна предварить серию публикаций. Редактор согласился со мной, что казахстанская поэзия 70-80-90-х годов - это отдельный феномен в русской поэзии вообще. Кроме питерской и московской я представлю ещё одну поэтическую школу - нашу. Дай Бог Удачи!

Вячеслав Киктенко   24.10.2017 03:22   Заявить о нарушении
Слава, дай вам Бог! ему нужна была такая мощная подпитка, а мы были его маленьким ручейком. но как он оказался в Старой Руссе? Вы - тоже наш, казахстанец? Вы были в "Просторе"? да, Кожинов, согласна, оказал на него сильное влияние,потому что, как мне стало известно позже, он "внес" Е.В. в разряд лучших поэтов России ХХ века, в первую 20-ку. Я встречалась с Куняевым, после публикации (о Е.В. в Лит.России), он расспрашивал меня о нем с большим интересом, будучи у нас в Сургуте на семинаре. Видимо, так бывает с настоящими поэтами, их "присваивают" те, кто по-существу ничего дать не могут. И поэт, или прозаик, тонет в этом зыбуне, и не может выкарабкаться. Жаль. Невыразимо жаль. А вы не знаете как дела у Сергея Миляева. Он в нашей группе был самым талантливым. Что касается меня, то так получилось, что стала исследователем творчества адыгского писателя Исхака Машбаша, "паразитирую" на его исторических романах о Кавказской войне, пишу размышления над происшедшими событиями. Следую историческим фактам, не всегда соглашаюсь, мы то ругаемся, то миримся. Эта работа: "Алис, Пробуждение Творца" дебютная в плане собственного художественного творчества. Решила присмотреться к собственным силам, вроде бы что-то получается. Эта книга лежит в издательстве "Амрита-Русь", как гонорарная. Но эти несколько дней (я опубликовалась в "Прозе.ру" 16.10.2017) показали, что она сырая, требует доработки и маленькая по объему. Ну, это к слову.
Вам удачи в задуманном деле, в то время у нас с изданными книгами был, оказывается, благодаря Вам, Е.В. ("Лес и мастерская" и "Мой берег вечный") и Юра Плеслов. Остальные - неофиты. По поводу принятия глубокого православия, мне кажется, тут сыграла атмосфера древних русских городов. Он был очень чутким именно к атмосфере, к, как он выражался, глубинным состояниям Души. А потом, ближе к кончине, нужно было Душу определить. В "Пушкинском дворике" это сквозит, он был воистину русским, со всем прекрасным, и со всей желчностью. Знаете, мне приходилось быть очень близко к смерти, Душа вылетала несколько раз, и теперь я знаю, что мы бессмертны. И во время и после этого, поверьте, земное, в смысле материальное (имущество, быт, дети, родственники, муж) все растворялось и не играло никакой роли, будто это уже все позади. потом, снова приходило чувство "жизни", но это уже не та жизнь, все - со стороны. Но у меня все происходило стремительно, а у него было время... Так что он прошел свой путь так, как прошел. И если бы не Вы, его Путь мог быть еще трагичнее. Спасибо Вам за Курдакова. А где Наташа, и кто она? Алевтина.

Алевтина Цукор   24.10.2017 14:51   Заявить о нарушении
Я опубликовала очерк о Курдакове на своей странице, называется "Сквозь пути и пространства..."

Алевтина Цукор   24.10.2017 16:32   Заявить о нарушении
Наташа - редактор в соседнем с нами, "Жалыновцами", издательстве "Жазуши", серая мышка в себе, но гораздо моложе Жени. А Катька мне казалась интересной женщиной, они не раз приезжали ко мне в Алма-Ату, я гостил у них, и ощущение недолюбленности, неоконченности их давнего романа казалось даже романтичным. Они глухо цапались иногда, отчего видна была скрытая любовь-ненависть их отношений. И роман с Наташей стал неожиданностью для меня, но особенно для Кати, которая звонила мне из Усть-камня, истерила и не могла поверить - настолько была уверена в своей власти... наверное и в сексуальной (она тоже ведь помладше Жени) над ним. Я довольно жёстко прервал её попытки как-то обвинить меня чуть ли не в сводничестве, сказал, что ничего, кроме добра, Женя от меня не видел, но баб под него я не подкладывал никогда. На этом контакты и прервались. Если не считать одного нелепого случая. В 2007 году я, по просьбе гл. редактора журнала "Дружба народов" активно помогал в составлении казахстанского номера журнала, главный редактор, мой старший друг, переводчик Сандро Эбаноидзе просил помочь, обещал, кроме гонорара, чуть ли не осыпать меня золотом, и я действительно сформировал номер, вставил туда и "Балладу перевода" Курдакова. В итоге, по получения гонорара я встретил кислую рожу Сандро и укор: "Слава, зачем же ты нас так подвёл? Дочери Курдакова подали на нас в суд, как наследницы, за то, что без их спроса печатают его стихи..." Я обалдел, послал контору куда подальше, получил лишь свой гонорар за стихи и рассказ, а за всю работу по составлению журнала не получил ни хрена. Так вот "с того света" мы пообщались с Женей. Думаю, дочери тронулись умом от нищеты, непонимания современной ситуации в литературе (кто на стихах сейчас может нажиться?) и от идиотской надежды с покойного папаши сорвать какие-то баснословные бабки. И тем не менее, подборку его я всё равно вставлю в журнал "Москва", дочери, надеюсь, кое-что поняли за это время, как и то, что напомнить ещё и ещё об их отце - это лишь моё бескорыстное решение, никаких выгод я с этого не имею. Журналы русские сейчас вообще на грани вымирания, гонорары нищенские, и то, что мы ещё держимся, равносильно подвигу в современных условиях, прости за пафос. А ты Алла или Алевтина вообще? Я помню некоторых яженлькиных выучеников, печатал их, Федю Черепанова,Тихомирова, ещёкого-то... многих... хорошо помню Вальку Балмочных, его братьев-бандитов-железнодорожников-рыбаков в Серебрянске, нашу потрясающую ночь на Иртыше, у Бухтармы... я написал об этом балладу "Близорукость". Попробую вставить сюда, если объём позволит:

БЛИЗОРУКОСТЬ

Памяти близких

Глушили к полночи турбины,
И в подлой тишине сквозя,
Вновь шла под лопасти плотины
Еще вращающиеся
Слепая пелядь,
И всплывая
Вверх брюхом средь Иртышской тьмы,
К низовьям шла
едва живая
От мясорубки Бухтармы.
Вот здесь её и брали с лодки
Сачками чудо-рыбаки,
Кудесники ухи и водки,
Костров и песен у реки,
Сачками брали и горстями,
Переполняли рыбой дно…
Сказать, что были мы гостями?
Не оправданье всё равно.
Да и оправдываться вроде
Особо не в чем, – испокон,
Считай от пуска ГЭС, в народе
Добычай этот заведён.
Но почему тогда, не знаю,
Та полночь, вплоть до мелочей,
Вся высвечена, как сквозная,
В заплоте прочих полночей?
Не потому ль, что поднебесье
Всплошь полыхало, гром гремел
Над Иртышом, и словно в песне
Ревела буря, дождь шумел?
А мы, продрогшие, трезвели,
Учуяв, что творит река,
И тоже выли и ревели,
Конечно же, про Ермака.
В ладьях, набитых рыбой рясно,
К огням, мерцающим вдали,
Гроза и ужас Серебрянска,
Нас братья Балмочных вели,
И – Царствие ему Небесное! –
Смешной по-детски без очков,
Ещё так жив и счастлив песней
Был Женя, Женя Курдаков…
И Талинька, мой ангел смелый,
Ещё жива, светлым-светла,
Прильнув ко мне озябшим телом,
Нам подпевала как могла…
Ревела ночь, ревели глотки,
Уже и страх не доставал
Что переполненные лодки
Заглотит, избоченясь, вал.
А тут ещё лихие братцы
Среди стихии ледяной
Пошли на вёслах разбираться
С какой-то местною шпаной.
И разобрались. Приумолкли
Все, кроме наших, голоса,
И мы, голодные как волки,
Через каких-то полчаса
Уже в костёр всем хором дули,
Отрыв припасы под скалой,
И булькала уха в кастрюле
Над багровеющей золой…
Утихнул гром, и крупногрозды,
Грузны, над самою косой
Из туч повыкатили звёзды
Насквозь промытые грозой.
И новый гул возник… но скоро
Сошёл на стук, реветь устав:
Четыре тепловоза в гору
Тянули медленный состав,
Подъём, в Союзе самый дикий,
Одолевали,
и несли
По всем суставам
стук на стыке
Откуда-то
Из-под земли…
Мы у костра заворожённо
Молчали, слушая себя,
Как будто в нас самих гружёный
Состав прошел, скалу дробя.
И стало вдруг легко и пусто
И неторжественно, когда
С горы уже
провыл он грустно,
Прощаясь с нами навсегда,
И,неторжественный, печальный,
(Как вышло так? Что знали мы?) –
Нас всех он через этот скальный
Разлом задвинул в область тьмы,
Всех нас, весь мир наш, и, похоже,
Страну развёз по сторонам…
Кк оозналось много позже,
Не зря так пусто было нам,
Не зря он выл так отчуждённо,
На той горе, на той горе…
И – снова стуки, стыки, стоны
В иной стране, в иной поре,
Иные рейсы разметали
На картах новых…

Но зачем,
Зачем та ночь и все детали
Так странно живы,
Но за чей,
За чей же счёт мы переплыли
Ту ночь, грозой ослеплены,
За что помилованы были,
Или не помилованы?..

Ищу ответа я, но слёзы
Мешают разглядеть ответ,
И близорукие вопросы
Блуждают в мареве примет:
Весло… разорванная сетка…
Мысок… уха… топляк в костре…
В четыре тепловоза сцепка…
Колёса, звёзды на горе…


Вячеслав Киктенко   24.10.2017 20:24   Заявить о нарушении
Что сказать? Все верно, все про вас, вернее, про нас. Мы счастливы были тогда, при всей нашей неустроенности быта, какой-то бесшабашной молодостью, каким-то древнерусским духом, и, понимаешь ли, сама по себе знаю, бушующая стихия, поднимает в нас неведомые глубинные силы, да сколько же раз это испытывала и наблюдала. И это называется русская Душа. Знаешь, как-то я плыла на теплоходе по Золотому кольцу России из Питера в Москву. Десять дней: Свирь, Шексна, Ладога, Онега, Кижи, Ярославль, Кострома, Валаам... И тишина, птицы не пуганные, и шлепанье плиц по дну теплохода. многие не выносили этого пространства. я спросила капитана: этот маршрут для иностранных туристов, как они выносят это путешествие? он ответил: в каждом рейсе 2-3 покойника. И я могу понять: десять дней по великим просторам Руси и два сантиметра на карте... У них ножны маленькие для подобного русского меча!А одна дама из Литвы на программе язвительно допытывала: "Ну дифинируйте мне, что такое русская душа? Что у французов, немцев, латышей душа другая?" В том-то и дело! Я лечу четыре часа на самолете на Север, а внизу - сплошь болота, и только тонюсенькие ниточки насыпных дорог, и отсыпанные острова городков и поселков нефтяников. Только представить - ты живешь на таком пятачке среди безбрежного моря тайги и болот! Какую душу надо иметь, чтобы все это вместить? Это тебе не по неметчине за день прокатить от границы до границы. по поводу моего имени: коротко меня зовут Алла, как тебя - Слава, а полное имя - Алевтина. И с некоторых пор, я стала подписываться полным именем, так как имею дело с молодыми людьми. Для тебя могу быть Аллой, как решишь. О дочерях Е.В. писать не стала только потому, что они считают себя до сих пор обкраденными. может быть, знаешь, женщины всегда ревнивы, даже к покойным. а по поводу того. что русскую литературу убили - это точно, все, что я читаю на портале - это самовыражение и полная дрянь. за некоторым исключением. они не прошли школу, и даже если есть талантливые, когда им говоришь, иди в глубь, помогу, они решают плавать на поверхности. назови мне десяток настоящих русских писателей-современников и буду тебе благодарна. я чисто паразитирую на адыгском классике, он издает меня и еще платит деньги, а теперь еще и перевожу по подстрочникам. но все это, чтобы не забыть себя, не забыть "слово", которое Глагол. Чтобы в следующем воплощении из меня что-то путное получилось. Я для тебя вытащила про Е.В. из инета очерк, прочти, пожалуйста. Алла Цукор.

Алевтина Цукор   24.10.2017 21:40   Заявить о нарушении
Нет, Алла, и в сети есть талантливые люди. Только их не всегда видно. Мне повезло, к моей странице они сами нередко притягиваются, выходят на меня, как зверь на ловца, и знаешь, некоторые оказываются вменяемыми, слушают замечания, растут. Поскольку я курирую молодых, веду в журнале рубрику "Огни Москвы", нескольких, около десятка, уже опубликовал даже. Ну, к примеру, обалденная Ленка ВоРобей, из хохляндии, она на стихи.ру, тварь невыносимая в общении, но талантлива очень, мы её дали, а она обматерила меня за правку некоторых строк, хотя я не прикасался, это без меня в редакции кто-то прошёлся. Очень интересны Дарья Ильгова, Марина... забыл фамилию, лень лезть за справкой, Максим Матецкий, Александр Чашев из Архангельска, есть и ещё... ёлки-палки, скольких я повытаскивал из сети! И это не считая тех, кто уже утвердился "бумажно". А что ты про Курдакова писала? Пришли мне ссылку, я тогда открою, прочту, а иначе - с компом у меня отношения натянутые, хожу лишь по набитой тропе. Счастливо!

Вячеслав Киктенко   25.10.2017 03:01   Заявить о нарушении
Выйди на мою страницу, я вытащила текст из инета. Алла.

Алевтина Цукор   25.10.2017 09:20   Заявить о нарушении