Арксинус
Командир заходит в штурманскую рубку, где несёт свою вахту молодой лейтенант. Он полгода, как надел офицерские погоны, а потому еще не насытился подводной службой. Он полон свежеполученных знаний, а также у него есть желание развиваться и расти по карьерной лестнице. Поэтому он тщательно ведет навигационную прокладку, делает своевременные записи в своём журнале. Тщательно уточняет место положения своего боевого корабля, - одним словом выполняет всё, что предписано руководящими документами.
- Лейтенант! Как ты, с математикой дружишь? Не забыл?
- Ни как нет, я не медалист, но и троек у меня не было, - ответил штурман.
- Ну, и замечательно! Вот тут наши адмиралы выпустили руководящие пособие по расчету вероятности обнаружения надводных целей по данным гидролокации, - с этими словами Командир положил на стол раскрытую книгу, где на странице была замысловатая формула и листок с данными от акустиков. – справишься?
- Так точно! – по уставу ответил лейтенант!
- Вот и молодец! Через двадцать минут жду доклада, - с этими словами старший офицер вышел в центральный пост и занял своё место в кресле командира.
Штурман начал вникать в задание. Формула вроде была не совсем сложная, где-то дробь, где-то умножение, сумма. Всё это было взято в скобки, а перед скобками стоял знак «arcsin». «Арксинус функция обратная синусу. Не может быть больше единицы.» - выдал мозг молодому человеку информацию. Он начал вставлять значения и достаточно быстро рассчитал результат, - 1,76. Наверно ошибся… С кем не бывает! Еще раз пересчитал цифры, но на калькуляторе красовалось 1,76. Arcsin 1,76 – это ерунда. Все равно что делить на «ноль».
Рубка акустиков, находится за переборкой. Приоткрыв дверь, наш математик постучался к соседям.
- Акустик!
- Есть! Акустик! – ответил нёсший вахту мичман, - А это ты, Штурман! Чем обязан?
- Тут мне Кэп дал задание, посчитать кое-что по твоим данным, - протягивая листок лейтенант добавил, - Тут ничего не напутано?
- Да, что тут путать? Вон смотри, скорость звука в воде, соленость моря, наша глубина, -перечислял мичман, показывая то на приборы, то на открытые справочники. Он показал еще несколько величин и откуда они были взяты. Ошибок в листке, переданном командиром не было.
- Ну, спасибо! – задумчиво произнёс визитер. Было от чего задуматься.
- «Ты заходи, если что?» - усмехнулся акустик.
Вернувшись к себе, штурман еще раз пересчитал. 1,76 – электронные цифры калькулятора были неумолимы.
Надо идти докладывать.
- Товарищ Командир! Ваше задание выполнено!
- А лейтенант! Ну, показывай расчет!
- Товарищ Командир, в формуле, по данным акустика получается arcsin 1,76, что просто не вычисляется! Это функция задается от -1 до 1. – чётко доложил наш математик.
- Я не понял, лейтенант, - лицо командира стало одновременно удивленным и раздраженным, - ты хочешь сказать, что не можешь вычислить какой-то «арксинус»?
- Могу, но значение должно быть меньше единицы.
-Что? Ты что мне гадишь на лысину? Мозг мне взрываешь? Адмиралы, написавшие это секретное пособие, не знают элементарной арифметики? – тряс воздухе документ с злополучной формулой Кэп.
- Может это ошибка? Опечатка?- предполагал наш лейтенант и добавил, - вероятность обычно в процентах вычисляется, а тут угловая величина на выходе должна быть.
- Я покажу, тебе! «Угловая»! Ты у себя в рубке угла не найдешь! Архимед Пифагорович! - командир уже стоял в полный рост и монотонно стучал кулаком по трубе перископа.
В центральном посту, уже многие мысленно искали угол, чтоб невзначай не попасть под гнев начальника. Казалось даже приборы стали тише работать.
- А, ну марш, на боевой пост! – рявкнул Кэп, так что лампочка в плафоне над ним замигала и погасла.
-Есть! – и штурман исчез.
– Сам посчитаю, синусный ты мой! А потом тебя в тангенс сверну и котангенсом прихлопну! – сыпля терминами тригонометрии начальник спустился к себе в каюту.
Через час лодка прибыла в полигон для стрельб и об этом случае все забыли. Корабельный боевой расчет занялся выполнение задачи, - торпедная стрельба по надводному кораблю условного противника. Все внимание экипажа заняла это основнаяцель. Как отлаженный механизм работали подводники. Чётки доклады с постов, расчёты, ввод данных в торпедные аппараты. И вот звучат команды «Товсь!» «Пли!». Задача была отработана с оценкой «хорошо» и до родной базы оставалась сутки ходу. У всех моряков приподнятое настроение. Экипаж в предчувствие встречи с землей. Лица сияют в предвкушении схода на берег.
- Лейтенант! – Командир зашел в штурманскую рубку, - сколько до входа в Кольский залив?
- Восемь часов хода, товарищ Командир! – спина молодого офицера, начала инстинктивно искать тот самый спасательный угол, где бы его не смог достать гнев начальника.
- Хорошо! Вот, на тебе – презент, чтоб лучше считалось! - С этими словами на прокладчик он положил черный футляр логарифмической линейки, - не благодари.
Когда Кэп вышел, наш герой достал линейку. Хороший инструмент для штурмана, можно почти сразу наглядно высчитывать расстояния, время и другие величины, всего лишь сдвинуть среднюю часть и совместить значения. Линейка была почти новая, были только черной ручкой нанесены понятные риски. Перевернув линейку, он увидел надпись: «Арксинус не может быть меньше 1. Так держать! Командир» и подпись.
-Есть! –улыбнулся лейтенант.
Свидетельство о публикации №217102001671
Рассказ, как я понимаю, натурально приближен к флотской жизни. Мой брат был штурманом, работал на Камчатке, на гражданских судах, и его флотские рассказы так же отличались морской насыщенностью.
Успехов,
Владимир Давыденко 24.10.2021 08:57 Заявить о нарушении