Затопи-ка мне баньку по-черному
Местные жители невысокого роста, поэтому в печи помещались без проблем. Большая часть из них относилась к угро-финской нации – мере. Испокон веков в Ростове Великом русские и меряне селились в разных чертах города. Если меря принимал святое крещение, его переселяли на территорию к русским. Вот и наша деревня как мини-город – по образу жизни, речи, обрядам и даже одежде можно легко распознать кто есть кто и где его место. Но баня объединяла всех.
Однажды мне удалось стать свидетелем, совершения обряда омовения тети Сони. Отправившись, как обычно, за вечерним молоком я застала ее в раскаленной русской печи, охваченную клубами пара. Растопленная до предела печь была тщательно очищена от золы, ошпарена кипятком и застелена пахучей соломой. В глубине печи на соломе сидела намыленная тетя Соня, а дядя Коля подавал ей ковш с горячей водой. Искусство заключалось в том, чтобы вымыться, не перепачкавшись о копоть печных стен.
Но сохранилась в нашей деревне и настоящая дореволюционная русская банька по-черному. Она стояла в стороне от домов, чуть выше полутора метров, вросшая в землю. От хозяйского дома давно ничего не осталось, а о бывшей усадьбе напоминал лишь разросшийся сад из одичавших яблонь. Дверь в баню была почти по пояс, ни одного окна, и только тусклая керосиновая лампа «Летучая мышь» над дверью словно маяк указывала в темноте путь ко спасению. Стены, потолок и пол сбиты из широких дубовых досок, отполированных за многие годы до блеска и сохранивших стойкий запах старого древа.
Не каждый банщик мог искусно приготовить ее к процедуре. Здесь нужен особый навык, скорее знания банных секретов, полученные от дедов. В центре бани был выложен глубокий круглый очаг из камней. В него укладывали и разжигали дрова. Над очагом на крепких медных цепях прикованных к потолку висел цельнометаллический круглый чан с водой. Когда вода закипала, пар поднимался вверх и дым оседал в виде сажи на потолок и стены, на пол и на длинный настил, предназначенный под лежак. После того как дрова полностью прогорали, а пар очищал от копоти воздух, банщик натирал лежак мыльной пеной и обдавал кипятком. После этого баня была готова.
Низкий потолок и непроглядная тьма, закрытая наглухо дверь и замкнутое пространство без света с непривычки вызывали чувство дискомфорта и страх. Только горящие красные угли освещали бликующий чан, из которого невидимая рука банщика черпала ковшом кипяток и расплескивала по раскаленным камням. Клубы пара обдавали разгоряченное тело жаром так, что подняться после этого было невозможно.
Как ни странно, но во время парилки темная комната безгранична. В ней не видно ни стен, ни потолка, одна непроглядная тьма. Невольно уходишь в себя, отчего твой внутренний мир становится шире и глубже, а ты улетаешь в пространство и мысленно пересекаешься с теми, кто на протяжении ста с лишним лет лежал на этом широком настиле и чувствовал то же, что ты сейчас. Кто были те люди, чем занимались, какие их имена и судьбы... Теперь уже не узнать.
Почему-то мы парились только ночью. Наверное здесь так было заведено. Приходили на закате солнца, а возвращались по первой росе под сводом ночных небес в льняных банных рубахах до пят, распаренные до умопомрачения и счастливые. Как призраки с фонарями, вырвавшиеся на свободу из темного жаркого небытия, очищенные от забот и проблем и готовые к новой жизни.
Со временем баньку снесли, а землю распахали под картошку. Сохранились ли еще где-нибудь эти уникальные экспонаты или старинная «черная» баня стала историей? Могу сказать, что построенная нами обычная просторная светлая баня не смогла ее заменить.
Свидетельство о публикации №217102001733