Эх, Матильда!

             
                Эх, «Матильда»!

                Будущие воспоминания о реальных и
                вымышленных событиях и людях      
                сегодняшнего дня


                Две свадьбы
       Мне так надоело читать и слушать про самый скандальный  фильм года «Матильда», что я решил его не смотреть. Он прославился задолго до премьеры. О  нем говорили  и писали  больше, чем обо всех наших и зарубежных кинофестивалях вместе взятых. До проката фильм  почти никто не видел, поэтому оппоненты вслепую  спорили о том, стоит ли его показывать  остальным гражданам или нет.

     «Антиматильдовцы» уверяли, что он  оскорбляет  религиозные чувства православных и память  о царе Николае II, как о святом. Его нельзя выпускать в прокат и грешно смотреть по интернету. У меня, как у некрещеного атеиста, не было ни  религиозных, ни монархических чувств, хотя имелись свои понятия о святости. Об  императоре я  вспоминал только, когда о нем заговаривали другие, и мне не хотелось тратить  час пятьдесят две минуты на фильм о его  молодом увлечении.

     В общих чертах содержание было известно. Режиссер Алексей Учитель снял почти сказочное кино о любви принца и танцовщицы. Принц - цесаревич Николай, будущий император Николай II. Его избранница –  балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская.  С ними произошла обычная история, когда начинающий монарх или в самом деле влюбился, или как гвардейский офицер решил поволочиться за хорошенькой балериной. У гвардейцев это – дело святое. В жизни сей эпизод благополучно завершился ничем. Ники   женился на германской принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, а Малечка вышла замуж за его двоюродного брата Андрея Романова.

               
                Время и место

       Если для исторического памятника главное найти подходящее место, то для исторического фильма важнее всего правильно выбрать время. Учитель очень сильно опоздал. Если бы «Матильду» сняли лет на двадцать раньше, то на нее, быть может, никто бы не обратил внимания. Но в двухтысячном году РПЦ объявила Николая II святым и для фильма наступило неподходящее время.

     Как сказал знающий все подводные кинокамни Никита Михалков, каждый режиссер должен осознавать, насколько рискованно снимать фильм о человеке, причисленном к лику святых. Первой  громче всех о «Матильде» высказалась не киновед, а политик депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она собрала сто тысяч подписей против проката фильма и сама  стала почти кинозвездой, требуя не выпускать его на экран. Я тогда подумал, что если 60 млн. православных России почувствуют себя оскорбленными, то даже мирные молитвенные стояния могут сорвать премьеру.

      Так как две  лучшие подруги статистики это - ложь и большая ложь, то я для верности поискал другие цифры. Так вот на пасху в праздничную ночь храмы посетили больше четырех миллионов человек. Если кино не пойдут смотреть только они, то такую зрительскую неявку Учитель  переживет, а вот если билеты не купят  все статистические  православные, как бы ему не прогореть.


                В чем правда?   

    В сентябре начались закрытые просмотры и первые зрители смогли увидеть, сколько в  фильме   оскорбительной лжи или  обидной правды. В свой закрытый культпоход в кинозал столичного ГУМа отправились и депутаты Госдумы из Комитета по культуре. Я не рискну сказать, хорошо или плохо действует на  рекламу  положительное мнение думцев, но фильм всем понравился.

      Депутаты, по их словам, сходили на  « прекрасный высокохудожественный  фильм про любовь», в котором Николай II показан «с большой любовью и почтением». Некоторые  признались, что стали относиться к нему «лучше, чем раньше». Зам. пред. комитета Ольга Казакова восприняла фильм скорее, как художественный, чем как исторический. »Исторических искажений в фильме я не увидела, в нем есть «додумывания».

     Председатель комитета режиссер Станислав Говорухин оказался чуть строже:» С точки зрения истории в фильме допущены ошибки, хотя и незначительные». Фильм не стоит того шума, который поднят вокруг него. »Я сомневаюсь, что он будет жить долго».
 
     РПЦ не потребовала запретить фильм, но об ошибках и неправде в нем обещала говорить и дальше. Патриарх Кирилл, не называя фильма, призвал всех «быть добросовестными при работе с фактами. Избегать домыслов».

    Историки обратили внимание  по крайней мере на три эпизода, которые авторы фильма  «домыслили». В одном отец Николая император Александр III вместе с женой выбирает  для сына пассию среди балерин «Мариинки». В другом Кшесинская взбегает на хоры Успенского собора во время коронации с криком «Ники, Ники», а сам он чуть не падает в обморок. Есть и сцена, где Алиса словно мрачная фурия с ножом идет на Матильду. Художественное воображение взлетало на недосягаемую для исторической правды высоту.

     Сам я фильма не видел, поэтому за достоверность этих  сцен не ручаюсь. Я узнал о них еще до премьеры из интервью и статей спорщиков и записал с их слов, поэтому все вопросы к ним. В трейлерах с обрывками целомудренных постельных сцен, которые мне попались в интернете, по-моему,  нет ничего не только оскорбительного, но даже сомнительного.      То, что я увидел и услышал вполне соответствует невинному жанру костюмной мелодрамы, хотя определение «фэнтези» тоже к месту.

     «Матильда» вышла в прокат накануне 100-летия Октябрьской революции. Недообразованные егэшники, которые учили историю по мелодрамам, могли  подумать, будто в октябре 1917-го года большевики свергли любвеобильного императора. На самом деле это произошло еще в феврале, причем без большевиков. При желании докопаться до правды, не читая книжек, а сидя у экрана, самые пытливые школьники могли  посмотреть еще два  фильма. К столетию Великого Октября у нас грянул революционный кинобум и после «Матильды»  о Николае II появились  сериалы  «Демон революции» о Ленине и «Троцкий» о Троцком. Было бы интересно сравнить их по рейтингу исторической правды. Жаль, что такого рейтинга не существует.

         ___________________________

               


Рецензии