Тост

Я равнодушен к водке, по мне она хоть есть, хоть нет, с иронической улыбкой смотрю на толстые очереди страждущих и экскорты милиции возле магазинов, где её «дают». Но вот ко мне с утра нагрянули гости, и я понял: меня ждёт серьёзное испытание. Гости тоже не пьяницы, могут обойтись чаем, но день-то не совсем рядовой – 8 Марта! Хочешь не хочешь, а положение хозяина обязывает, чтоб на столе, как говорится, стояло. Пусть не пьют, пусть только смотрят, но чтоб…

    Я знал (по слухам), что прийти надо за час до открытия винного отдела, по возможности без головного убора и в одежде без пуговиц, но действительность превзошла  мои скромные ожидания.

    Пришёл я примерно за час и оказался двадцатым. Двадцать человек собралось на бетонном, метровой высоты крыльце. Через полчаса стало сто. Сотня колыхалась на возвышении, а подошедшие ещё пятьсот окружила её полукольцом. Все хотели быть первыми. Я не сразу заметил кучку тусующихся поодаль мужичков, а когда заметил, было поздно. Мужички под предлогом, что надо открыть дверь магазина, забрались на крыльцо и потеснили стоящий там народ. Кто прыгнул с крыльца, кто упал. Я полетел спиной на лёд, очередь потерял, плащ запачкал. Обидно стало за потерянное время; вновь забрался. Но тут приехал наряд милиции, потребовал очистить крыльцо, и меня милиционер сдёрнул как нарушителя. Во второй раз я приземлился удачнее: на руки. Стал размышлять над причиной невезения и пришёл к выводу, что надо находиться в центре этого толстого комка, тогда попадёшь прямо в дверь. Удалось пробраться в центр, но там оказалось наиболее сильное давление, такое, что еле выдерживала грудная клетка. Стоящий впереди меня мужичонка сказал, что он поджал ноги и висит, не касаясь земли.

    Вдруг этот самый, потерявший связь с землёй мужичонка, стал потихоньку оседать мне под ноги, и только одна его шапка осталась наверху. Я догадался, что ему плохо, крикнул: «Один сдох!» и помог подбежавшему сержанту вытащить его из людского клубка. Помочь-то помог, но плечи-головы сомкнулись, и я опять оказался вне очереди. Пошёл тогда в гастрономический отдел договориться с каким-нибудь продавцом, чтоб мне вынесли бутылку с чёрного хода. Женщина выслушала меня и сказала: «Хоть сто рублей давайте – не пойду!»

    Итак, все мыслимые варианты отпали, и с телефона-автомата я позвонил домой. Жена посоветовала мне возвратиться, потому что здоровье дороже, но меня неудержимо потянуло в очередь. Не может быть, чтобы я, человек с высшим образованием, не открыл формулу, по которой можно было проникнуть в винный отдел; исходя из теории вероятности такая формула существовала.

    Отойдя от беснующихся на крыльце, я примкнул к очереди невдалеке и стал медленно продвигаться. Здесь было тихо. Люди молчали; лишь одна женщина  спрашивала, за кем я стою, и, поскольку я не отвечал, непрерывно отталкивала. Сначала она называла меня «этот», потом стала кричать, что я «примазался». Народ на крики не реагировал. Милиции к тому времени удалось очистить крыльцо и охватить очередь полукольцом. Я оказался внутри полукольца, и, благословляемый женским кулаком, доплыл до винной двери.

    Конечный результат выразился в форме двух бутылок водки, которые я принёс домой. Жалкая награда, но драгоценная! Пришёл в грязном, без хлястика и пуговиц плаще, изжёванных ботинках и непонятного цвета брюках, встретил виноватые лица гостей, устроивших мне испытание, но вот чего не забуду, так это тост: первый тост в Международный женский день был произнесён за мужчину, добывшего спиртное!


Рецензии