О православных, патриархе и не только
Который раз уже ко мне обращаются с вопросом о благосостоянии патриарха русской православной церкви самые разные люди. "А как вы относитесь к тому, что ездит он на бронированном мерседесе, весь в золоте и камнях драгоценных. Одни часы на его руке чего стоят?" И дальше больше. И стал я задумываться об этом, хотя раньше на это внимания не обращал. Какое мне дело до того, как одевается мой патриарх и на чём он ездит? Но по недолгом размышлении я понял, что мне это не безразлично. Действительно, нельзя просто взять и отмежеваться от своего патриарха. Неправильно это. Одно дело если чужие в этом не разобрались, совсем другое дело, если не понимают свои, православные. И стал я задавать себе вопросы:
1. Кто его осуждает?
2. Действительно ли роскошно живёт наш патриарх?
3. Обоснованы ли осуждения осуждающих его?
Конечно, осуждают нашего патриарха, в большинстве своём, люди, которые не имеют к православию никакого отношения. Зачастую это люди совсем не верующие или протестанты.Встречаются и осуждающие из числа формальных православных христиан. Ну тут всё понятно. Осуждение православного патриарха для них всё равно, что обоснование собственной значимости. Правда от мусульман я пока ничего подобного не слышал. Может ещё попадутся.
1. Атеисты и не верующие - безбожники и им нужно хоть за что-то зацепиться в осуждении верующих вообще и русской православной церкви в частности. В России РПЦ самая большая конфессия. Атеисты привыкли мерять всё деньгами и другие измерения приемлют далеко не все. Когда же они сталкиваются с духовными успехами РПЦ, то раздражаются. Вот и появляется необходимость поискать недостатки у православных. А тут есть возможность о православном патриархе поговорить. Конечно, говорят, но это и не удивительно. В пустую смоковницу камни не бросают.
2. С протестантами несколько сложнее. Они знают о духовных измерениях в человеческой жизни. Святое писание изучают поди. Но противопоставить себя РПЦ стараются хоть в чём-то. Нужно же как-то объяснить против чего они протестуют в православной России. Ведь всё многообразие протестантских церквей в России происходят из католических протестантов. Православная церковь никогда не делала того, против чего протестуют католические протестанты. Не было у нас ни индульгенций, ни инквизиции, поэтому протест нужно как-то обосновать. И вот тут удар со спины. Конечно в сторону патриарха. И не нужно громко. Клевета имеет одну интересную особенность. Чем она тише, тем слышнее. Глядишь и собственную значимость можно обозначить. А как же? Нужно же протестантам чем-то привлекать к себе внимание потенциальных адептов. Не удивительно, что так любят они верещать о том, что в православной церкви слишком роскошествует священство. На патриарха, мол, посмотрите. И всё бы ничего, да только стыдливо умалчивают господа протестанты, что православным далеко до них самих в сборе пожертвований. Протестанты берут со своих прихожан десятую часть всех доходов, а в православном храме вы можете вообще ничего не положить в тарелку и никто вам ничего не скажет. Главное, что вы пришли в дом Божий. Многие кладут по достатку своему, кто рубль, кто сто, но давно уже никто не обязывает православных отдавать десятину. Изменилась жизнь людей и их расходы. Пожертвование в храме, это личное дело каждого, но вот ведь какая штука получается. Православные и не скрывают количество собранных пожертвований. Конечно, финансовых отчётов никто не пишет. Просто строятся и украшаются храмы. Живут и служат священники, которые содержат эти храмы и платят налоги государству. Да, да. Многие люди продолжают думать, что церковь настолько отделена от государства, что не только налогов не платит, но и живёт за счёт государства. Даже такую вырсию приходилось мне слышать. Это не правда. И пенсию священники получают не просто так, а после выплаты налогов на общем основании. И коммуналку оплачивают из наших пожертвований. И есть бедные приходы в отдалённых деревнях, где трудно деньги собрать не то что на коммуналку, но и на пропитание священства. А службы всё таки идут.
Но куда тогда уходят деньги, собираемые протестантами? Они-то десятину с прихожан собирают и не отчитываются ни перед кем. Заработал за неделю 10 тысяч, одну отдай. Заработал двадцать, отдай две. И храмы у них небогатые, и пресвитеры на иномарках, якобы, не ездят. Вот и понял я, что указывают они на нашего патриарха, чтобы от себя внимание отвести. Когда за вором гонятся и кричат : «держи вора», вор убегая тоже кричит: «держи вора», чтобы сбить с толку свидетелей. Атеисты в этом смысле честнее.
3. Формальные христиане, это те люди, которых в детстве покрестили, но в церковь они не ходили. И хорошо, что они хоть по большим праздникам приходят и осознают себя православными. Но когда допускают они в себе сомнения относительно православной церкви, то отдаляются от неё. Сами не замечают как. И тогда начинают кружить вокруг них протестанты со своими осуждениями РПЦ. А что, ведь не среди атеистов же набирать себе новых адептов. То ли дело люди верующие, но осуждающие свою церковь. Это осуждение нужно подогреть и предложить свою протестантскую доктрину. А патриарх на фоне остальных людей всех ярче. И жалеют протестанты, что не могут ничего приписать ему, кроме того, что он одевается шикарно и ездит на дорогих автомобилях. Ну хоть что-то бы ещё, ан нет.
Так я размышлял, когда ко мне подошёл очередной осуждающий со своим надоевшим уже вопросом:
- А знаешь ли ты, что русский патриарх один из самых богатых людей в России? Одни часы на его руке стоят несколько миллионов рублей.
И тут меня прорвало:
- Слушайте, как вас там, нас православных в России десятки миллионов. Мы если по рублю скинемся, то купим своему патриарху такие часы за раз. Это наш патриарх. Он молится за всю нашу страну, а мы молимся за него, как за самого достойного. Я не думаю, чтобы кто-то из православных хотел бы, чтобы он выглядел менее достойно, чем выглядит. Чтобы ездил он не на бронированном авто и следом за ним не ехало сопровождение с охраной.
- Что, целых 24 машины?
- Да хоть 54 машины. Понимаете, мы, православные, можем себе это позволить. Всё, чем он сейчас пользуется, принадлежит русской православной церкви, а не ему лично и собрали это мы, православные. Мы и предки наши за более чем тысячелетнюю историю. Патриарх, если бы что-то и имел, ему и передать некому. Монах он. Его наследницей является наша православная церковь.
- Ну да, ну да. Иисус Христос ездил на осле.
- А причём тут это? Не нужно сравнивать патриарха с Иисусом Христом. Где патриарх и где Господь. Да скромно явился нам Господь в то время, когда никто Его не знал. Когда Он явится снова, мы Ему вообще всё отдадим. И всё что имеем, и наши души, а не какие-то посильные пожертвования. Но это мы, православные. Ты-то кто по вере, или по убеждениям?
Оппонент мой призадумался и явно озадаченный, медленно ответил:
- Я слышал о религиозном фанатизме, но впервые с ним сталкиваюсь.
Эта фраза меня ещё больше подзадорила.
- И в чём проявился мой фанатизм? Я что, кого-то преследую за его убеждения, которые противоречат моей вере? Может, я вам рот затыкаю? Я выслушал вас и даю объяснения, а фанатик воткнул бы вам нож в сердце за оскорбление патриарха и нашей веры. Но нет у нас таких, потому, что фанатизм противоречит нашей вере. Мы веруем в Духе и Истине. А спрашиваю я о ваших убеждениях, чтобы знать, вложили вы сами хоть что нибудь в православную кассу? Имеете ли вы право спрашивать об этом? Вот я хожу в церковь и что-то кладу на тарелку, но мне и в голову не придёт спрашивать о расходах. Вы на каком основании спрашиваете? Может быть вы вообще не из наших и к нашей кассе отношения не имеете?
Человек оказался формальным православным и когда-то он крестил своего ребёнка. Заплатил тысячу рублей за крещение и ещё какую-то сумму за приобретение необходимых вещей. Когда я ему сказал что в случае, если денег у человека нет, то покрестить ребёнка могут и бесплатно, он удивился и сказал:
- Что-то не верится мне, что священник упустит свою выгоду.
Я ответил, как можно спокойнее.
- Почему вы это выгодой называете? А вы считали сколько стоит оплатить зимой отопление в храме? Оплатить коммунальные расходы? Причём отопление включают не тогда, когда идёт служба а постоянно. А есть храмы, которые и не отапливаются из-за отсутствия средств. А ведь ещё нужно жить и питаться священнику и его семье. Ведь он никаких побочных доходов не имеет. Запрещено даже кредиты брать. Рабочий день его не нормирован. Бывают и ночные службы, и сколько, и когда он поспал вообще никого не интересует. Отпуск может быть, а может и не быть. Как настоятель решит. Если умрёт жена, то священник обязан уйти в монастырь, после воспитания малолетних детей. Второй раз жениться нельзя.
Этот разговор ещё долго длился. Мой собеседник вспомнил и о тех священниках, которые позволяют себе грешить, на что я ответил, что каждый человек сам отвечает за свои грехи. Священники тоже люди и могут поддаваться соблазнам, но вот ведь что обидно. Тех священников, кто живёт и служит добросовестно, мы не замечаем, потому что в храмы не ходим. А спроси у любого прихожанина о любом священнике и он выскажется по существу. Зато те, кто хотят увидеть непотребное поведение священнослужителя, могут надуманно истолковать даже нормальный поступок. Но это, конечно, не фанатизм. Это паранойя. А это уже совсем другая тема.
Свидетельство о публикации №217102000577