Как плотник себе жену искал. Сказка Занзибара

Перевод с английского и обработка занзибарской сказки  «SULTAN DARAI.»
Сохранена стилистика изложения английского текста.

Источник: SWAHILI TALES. AS TOLD BY NATIVES OF ZANZIBAR.
LONDON: BELL & DALDY, YORK STREET, COVENT GARDEN. 1870

Жил вдовый плотник с дочкой. Однажды он задумался: «Я мужчина. Я должен работать. А женщина должна детей воспитывать. Я остался без женщины, и мне теперь нужна другая женщина, чтобы она воспитывала мою дочь. Если я не найду себе жену, моя дочь будет страдать»,
Так подумал плотник и пошел к своему родственнику за советом, и сказал ему о том, что собирается снова жениться, чтобы было кому дочь воспитывать. Родственник ему сказал:
«Ты взрослый человек, а твоя дочка ещё не выросла. Ты представления не имеешь, как надо воспитывать девочку. Тебе надо взять жену, чтобы она воспитывала ивою дочь».
Получив столь мудрый совет, плотник сказал:
«Хороший совет. Ты дал мне хороший совет. А теперь скажи мне, - не знаешь ли ты какую-нибудь хорошую женщину, которую я мог бы заполучить в жены?»
Родственник ответил:
«Знаю я одну хорошую женщину. Это моя соседка, жена Селиха, который недавно скончался. У неё хорошая репутация. Одна долго жила с мужем, не ссорилась и не гуляла. Хорошая женщина. Муж оставил ей дочь, так что она умеет ухаживать за детьми. Не знаю, повезёт ли тебе с ней, но мне она кажется хорошей женщиной»
Внимательно выслушав родственника, плотник сказал ему:
«Иди к этой женщине и скажи, что я хочу жениться на ней. Внимательно выслушай ей ответ, и её ответ передашь мне завтра, когда я вернусь с работы».
Родственник пришел к этой женщине и сказал ей:
«Есть мужчина, который хочет тебя ( «who is come wanting you»). Дай мне ответ, чтобы я мог пойти к нему и передать ему твой ответ»
Она ответила:
«Я не могу отказать ему, ведь я вдова с ребенком. Если у меня будет муж, я буду чувствовать себя более комфортно».
«Очень хорошо. Я пойду к мужчине, который хочет тебя и передам ему твой ответ» - сказал свах.
Он пошел к дому своего родственника, который искал жену, и сказал ему:
«Я пришел к тебе, чтобы передать тебе ответ, за которым ты посылал меня вчера. Я разговаривал с этой женщиной. Она не сказала «Нет». Она сказала, что ей нужен муж»
Плотник в ответ:
«Хорошо. Я дам тебе одежды и приданное. Отнеси всё этой женщине и скажи ей: «Вот тебе одежда и приданное. Возьми. Это всё твоё. Если тебе ещё что надо, скажи мне, чтобы я сообщил об этом ему».
Родственник пошел к этой женщине, сказал ей всё и передал приданное. Женщина сказала:
«Одежда и приданное сделали меня счастливой. Скажи моему мужу, чтобы пришел ко мне в Среду».
Родственник вернулся к плотнику и сказал ему:
«Я был у этой женщины. Я дал ей одежды и приданное и спросил: хочет ли она ещё что? Она сказа, что ничего больше не хочет, и сказала «Пусть мой муж приходит в Среду».
Плотник ответил:
«Среда скоро наступит. Если я не ошибаюсь, брат, - сегодня Вторник, а значит Среда завтра. Скажи женщине, что я и моя дочь готовы».
Брат вернулся к женщине и сказал:
«Жених готов и хочет явиться»
Женщина в ответ:
«Время уходит! Пусть мой муж явится быстро!»
Брат вернулся к плотнику и сказал:
«Женщина сказала, что нельзя терять время. Ты должен быстро явится к ней!»
И оба мужчины, и дочь плотника, побежали к дому вдовы, и не останавливались, пока не добежали. Брат плотника вошел в дом и сказал женщине:
«Жених явился. Он стоит у дверей и хочет войти в дом»
Женщина ответила: «Он может войти. Пусть войдёт».
И жених, вместе с дочерью, вошел в дом невесты. И они оставались в доме ровно семь дней, По истечение семи дней, плотник сказал женщине: «Моя жена». Она ответила ему: «Мой господин». Затем он сказал жене:
«Завтра Четверг. Я должен идти на работу. Оставайся жома и позаботься о своей дочери и о моей».
Утром, чуть свет, плотник ушел на работу. Его жена приготовила еду и поставила на стол две миски: с хорошим рисом — своей дочери, и с сухим, твердым выжженным рисом — дочери плотника.
В полдень плотник вернулся на обед. Жена подала ему воды, чтобы он умылся, и он сказал: «Жена, корми меня и девочек!»
«О! Господин! Я не хочу прививать девочкам дурные привычки, и кормить их трижды в день. Утром они уже ели, так что пусть дождутся вечерней еды».
«Я не знал, что ты их уже накормила. Раз так, то пусть дождутся вечерней пищи» - сказал муж, быстро съел свою еду и ушел на работу.
Вечером, ещё до прихода мужа, жена накормила девочек: свою дочь хорошим рисом, а дочь плотника — сухим и твердым рисом. Поужинав, девочки пошли играть на улицу.
Когда муж вернулся с работы он сказал:
«Жена!»
«Да, Господин?»
«Еда готова?»
«Готова, Господин!»
«Корми меня и детей!»
«Господин! Я уже накормила детей. Я не хочу кормить их дважды подряд, чтобы не прививать им дурные привычки!»
«Хорошо. Тогда давай ужинать вдвоём»
Они поужинали, и муж потребовал, чтобы жена принесла ему жевательный табак. Женщина долго не могла найти жевательный табак, и они едва не поругались... Наконец, муж вспомнил, куда он засунул коробочку с табаком, и ссора затихла.
И так продолжалось изо дня в день. Мачеха кормила падчерицу жестким рисом. Его невозможно было есть, и девочка отдавала  рис козе, а сама плакала весь день, но отцу ничего не говорила, потому что боялась мачехи. Но это уже отдельная история.....


Рецензии