Звериный оскал

БОРИС БЫЗАЛОВ
МОСКВА
2017г.
               
               
                ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ         

   Егор Афанасьевич Нелишаев служил экспедитором в книжном издательстве. Но по своей натуре, интересам и  увлечениям он был Мастеровым. Он мог починить пылесос, телевизор, оклеить обои, отциклевать полы и  смастерить  или отремонтировать много других полезных  предметов  домашнего обихода.
   
   А неподалеку от жилища Егора Афанасьевича находился   хозяйственный магазин, открытый еще при советской  власти.
   
   Это  был замечательный магазин!  В нем можно было купить сразу все, что нужно для дома, для семьи. На полках и витринах выставлялись дверные замки и детали сантехнических устройств, гвозди и саморезы, моющие средства и швейные принадлежности, посуда и электроинструмент , провода и кабели, сенокосилки и обогревательные печи, лампы, энергосберегающие и  накаливания, спецодежда и удобрения, цветочная рассада и черенки для лопат,  семена для овощей и мебель для веранды, емкость для компоста и биотуалеты,  газовые баллоны  и ведра для  мусора, хозяйственные сумки и всевозможной конфигурации плинтусы, комплекты для парилки  и  ковровые  дорожки, слесарный и  плотницкий итнструмент,  эмали, краски и универсальные клеи. А с потолка свисали гирлянды люстр, фонарей и других светильников.
 
     Вот уж, действительно, в этом магазине можно было  найти  не одну,  а несколько тысяч мелочей.  Хороший это был магазин. Сюда приезжали из других округов столицы, а уж местное население  души в нем не чаяло! Егор Афанасьевич ходил туда, как дети  ходят в зоопарк. Даже я купил там газовый ключик "нулевого размера".  Где еще найдешь такое?

   С образа   директора  этого  магазина можно было бы писать портрет нашего современного предпринимателя, каким его рисуют  в наших  СМИ, и которых к сожалению так мало в  отечественной   экономике и общественной системе. А  персонал магазина пришел  за прилавок еще молодым, да так и состарился в нем, превратившись в  первоклассных  специалистов в своей профессии и  в обращении  с покупателями.
    
   Весной в торговом зале  неожиданно появилась странная группа из  четырех-пяти весьма деловых, одинаково одетых респектабельных граждан. Походили они по магазину, пошептались друг с другом  и убыли  восвояси , после чего на дверях магазина появилась намазанная  раствором надпись "Ремонт".

   А летом   магазин открылся вновь, но теперь  уже как продуктовый под названием "Полтинник", хотя в шаговой близости от него таковой уже  давным- давно имелся.  А  такой необходимый  и полезный для всех  трудящихся и пенсионеров района исчез, как будто его в одночасье сдуло ураганом.

   Пропал знаковый  магазин   и теперь за обычной  шлицевой отверткой нужно ехать за тридевять  земель.  Ошарашенные  граждане  "пошли   писать  в   губернию", умоляя  вернуть былое. Написал в инстанцию  и  Егор Афанасьевич, никогда ранее этого не делавший.  И в отведенное для ответов на письма трудящихся время ему в строгом, официальном  пакете пришел ответ:

        "Уважаемый Егор Афанасьевич!
   По поручению  руководителя  Ведомства   благодарим  Вас за Ваше письмо.
   Сообщаем Вам, что содержащиеся в нем данные, мысли и предложения были рассмотрены в  Секретариате  Ведомства, сочтены заслуживающими  внимания и переданы в подразделения ведомства для содержательного использования в аналитической работе и в рамках разработки и реализации концепций программ и планов в области  обеспечения  населения доступными  продуктами и   товарами. По указанным контактам с Вами свяжутся в том случае, если появится необходимость в получении дополнительной информации.
 С уважением!
   Администрация".

  И далее большими  буквами было напечатано:

  "ОТВЕЧАТЬ НА ЭТО ПИСЬМО НЕ НУЖНО".

   За дополнительной информацией к Егору  Афанасьевичу так никто и не обратился, и тогда он написал письмо в еще более высокую инстанцию, но  оттуда  пришел еще более  вежливый и формальный ответ.

   Егор Афанасьевич был человеком неглупым, оценил  реальную ситуацию и перестал возникать. Да черт с ним, в конце-концов с магазином, этим! Спокойствие и здоровье в наше время дороже. Тем более ,что перед его глазами был яркий пример  его друга - пенсионера, председателя  домкома, который вел многолетнюю борьбу  с ЖКХ, защищая  интересы собственников жилья, но так и не добился значительных успехов.

   Конечно, в "мировом масштабе",  как говорил чапаевский Петька, этот факт не заслуживает ни малейшего внимания , но как  социально политическое  явление оно приобретает определенное значение, поскольку его характерные  фрагменты носят общие черты современного российского общества.
   
   Ну, что  касается респектабельных  господ, погубивших столь нужный  населению  округи  магазин,  то с ними все ясно. Они заботятся только о прибыли  своей торговой  сети и своей лично и им плевать на  своих биологических собратьев. Мы не знаем, как это  произошло: то ли подняли арендную плату, то ли сломали самого директора, то ли все купили с потрохами.  Мы не знаем!  Не знаем из-за отсутствия  информации. Потому , что наши переживания никого не интересуют. Наверное, это и есть одно из  проявлений "звериного оскала"    капитализма, как  нас  учили на кафедрах   марксизма-ленинизма в   советской высшей школе.

   Но вот  почему  районная  власть  согласовала это? Ведь  и сейчас  где-то в этой системе работает Иванов, Петров или Сидоров, которые своей подписью согласовали это разрушающее решение! Как вы думаете, почему?

   А депутаты муниципального  образования, где они  были? Отец Егора Афанасьевича   в советской Москве  неоднократно избирался депутатом районного совета и  курировал все торговые точки района. Его как огня боялись "цеховики" и нечестные торгаши, но  хотя бы  раз он принес в семью  пакет с дефицитными продуктами или отрез на пошив обносившегося костюма.
 
   И куда подевалась та самая гласность, о которой так  все мечтали во время " разгула демократии"?  Впрочем, ее то как раз ни в России, ни в Советском  Союзе, ни после  никогда так и не было. Но ведь, именно в таких случаях и нужно проводить местный  народный "референдум".

   А переписка с трудящимися? Тоже  давняя национальная проблема! На Руси всегда полупрезрительно относились к "подметным" письмам, хотя содержание просматривать  не гнушались, а зачастую, и использовали его . Особенно в  годы большого террора, в тридцать седьмом. Нужно отобрать комнату  у соседа по коммунальной квартире,  пиши на него "телегу".

   Но ведь сегодня не тридцать  седьмой год и Егор Афанасьевич писал не анонимки. А проблемы в обращении с трудящимися осталась. Почему на верх пишут? Да потому ,что внизу не решают! Разве письмо, полученное Егором Афанасьевичем  это ответ? Нет, это , как говорил Владимир Ильич Ленин: по форме все правильно, а по существу издевательство!

   А с  другой стороны "борцов за справедливость " в России и так  предостаточно и нечего компрометировать высокое начальство перепиской с  такими сомнительными 
 авторами.  Лучше такие  письма сортировать  в секретариате и отвечать  на них самим , спасая благодарное начальство от излишней нагрузки.

И наконец, что  с трудоустройством  уволенных   сотрудников?  То-то все предстоящее перед закрытием время ходили унылыми с печатью траура на лице? И молчали  "вглухую".  Боялись, что раньше времени уволят? Или были предупреждены о неразглашении?  Не сочли возможным даже намекнуть  покупателям  о предстоящем крахе в надежде получить от них  поддержку у властей?

   Что это было? Тоже "звериный оскал" или "совковая" боязнь организации массовых беспорядков?  И где же  были профсоюзы, защитники трудящихся?  Да и были ли они там, в этом коллективе?

   Вот какие печальные мысли посетили Егора Афанасьевича в раздумьях об этом абсолютно  ничтожном, микроскопическом  событии не только в мировом, но  и в Российском  масштабе.  Да стоят ли интересы всего-то  на всего  нескольких десятков тысяч человек этих несвоевременных  раздумий?
    Да и не патриотичны они как то, эти раздумья!
 
          


Рецензии
Это еще не оскал, а пренебрежительное отношение чиновничества к народу -"быдлу".
Дождемся может и оскала.

Алекс Савин   16.12.2023 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.