Зелёное яблоко

посвящаю маме, Галине


Действующие лица:

Роджер (Сид) Баррет, 30 лет - в прошлом музыкант, ныне художник, живущий с матерью в пригороде Кэмбриджа
Мисс Баррет - мать Сида
Ребекка, 28 лет - младшая сестра Сида
Джек, 34 года - муж Ребекки
Линда, 28 лет - бывшая девушка Сида
Роджер Вотерс, 30 лет - друг юности Сида, игравший с ним в группе, ныне преуспевающий музыкант
А - загадочный господин


Пояснение: сцены должны сопровождаться ненавязчивыми фонограммами звуков природы(шелест листьев, шум дождя, ветра, лай собаки), города(шум транспорта, шум толпы), фонограммами песен:
North Star (R.Fripp «Exposure», 1979), Аt seventeen(Janis Ian), живым исполнением песен: Wouldn’t You Miss Me (S.Barrett – версия из альбома «Opel»,1970) и Wish you were here (альбом «Wish you were here», 1975)




НОЧЬ

Мисс Баррет вошла в комнату и погасила ночник.
   - Роджер, снова ты уснул в кресле. Она убрала книгу с его колен и, загнув страницу, положила на тумбочку рядом с кроватью. Аккуратно коснулась его руки: Ляг на кровать. Роджер открыл глаза и, посмотрев на неё с упрёком, побрёл к постели. Она подошла к окну. За окном начинало светлеть, погода была пасмурной, небо затянуто серыми облаками.
   - Хоть бы не было дождя – она приоткрыла форточку и глубоко вдохнула. Лёгкий ветер покачивал листья в саду.

УТРО

   - Доброе утро. Как спалось? – она стояла у раковины и мыла посуду. Постояв немного в дверях, он прошёл в кухню. Бла, бла, бла, – еле слышно проворчал он, поправляя под собой табурет.
   - С днём рождения!? Хотела побыть с тобой, но ты же знаешь, - сейчас ярмарка и в магазине меня вряд ли поймут, думаю что к обеду освобожусь… от Ребекки давно ничего не слышно, интересно как они там? Он сидел, молча уставившись в пол, приглаживая волосы на затылке.
   - Что будешь делать? – оторвавшись от раковины, она подошла к плите, и приоткрыв крышку кастрюли, обернулась к нему. Он смотрел в окно. Подошла и обняла его, робко журя(добродушно): Джерри, сынок... (Про себя): Может Бэкки приедет. Ты не соскучился?
   - Мам, да всё нормально - тихо ответил он. Медленно встав, он подо  шёл к окну и опёрся руками о подоконник: даже не знаю (вспомнив последний вопрос).
   - Завтрак готов!
   - Ты же знаешь, я по утрам не ем – он потёр краешком рукава запотевшее окно, и рассеяно посмотрев по сторонам, пошёл в свою комнату. Надо бы в саду убрать. (Было слышно, как он снова лёг в кровать).
   - Чем собираешься заняться?
   - Не знаю. Может порисую.

ЯБЛОКО

       Прошло уже несколько часов, как мисс Баррет ушла. В доме было тихо. Роджер сидел у мольберта. Сегодня он ничего не писал, просто молча смотрел на неоконченную работу – яблоко, лежащее на краю подоконника в лучах осеннего солнца льющихся сквозь виноградные листья.
       Он прошёл в кухню и налил кофе. Взял кружку и подошёл к окну. Дождь прошёл, но небо осталось серым. Подкурил и вышел в сад. В последние годы он проводил здесь всё больше времени. Он посмотрел в глубину сада, - под опавшими листьями виднелись его цветы.Сегодня ему исполнилось тридцать.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН

       Роджер сидел в открытых дверях веранды и курил, Линда, выходя следом, натолкнулась на него и он выронил сигарету:
   - Ой, вот ты где. (Тебя там все потеряли). Есть сигарета?
   - Да. Только давай выйдем в сад?
   - Давай.
Подкурив ей и себе, он опёрся о стену, помолчав немного(удивлённо)
   - Странная встреча, да?
   - Да...неожиданная.Я сначала тебя не узнала...
   - Ты к родителям?
   - Да…приехала вещи забрать.
   - А…(пауза, не знает, что сказать).
   - Ка;к ты?
   - Нормально(простодушно, кивнув сам себе). А ты; как?
   - Тоже нормально.
   - Замужем?
   - Собираюсь. Ещё не уверена. Думаю сначала учёбу закончить, я же снова вернулась в колледж. В этом году тОчно закончу(смеётся). Остался последний семестр и диплом. А что у тебя? Как там твоя музыка? Играешь?
   - Да как-то мало в последнее время...рисую.
   - Класс. 
   - Я рад, что мы встретились, что ты прошла мимо…
   - А как тЫ меня узнал?
   - Я же художник(с лёгкой иронией). А ты помнишь... тот день на пляже, в сентябре?
   - Да. Был классный день. Ты потом ещё песню написал… про иву.
   - Пустой пляж. В воскресенье!!(недоумевая) – тоже какое-то чудо.
   - Да…
   - Ты за несколько минут раздобыла целую охапку хвороста… а я весь  берег обошёл...
   -  и вернулся с одной корягой(улыбается).
   - Ты тогда кашляла, - целовал тебя, а сам думал…тоже заболею…ну и плевать. Шоколад…(смотрит на неё) – плавил на твоих губах. (пауза), а потом лежал на холодном песке и ты целовала мне спину… ничего приятней я в жизни не испытывал.
     Она спокойно улыбается и качается в задумчивости как ребёнок.
Молчание.
   - Знаешь, мне кажется лучшие дни позади.
   - Не думай об этом... Сегодня праздник! - не грузись.
Из открытого окна доносились неумелые звуки гитары…Джек(балагуря): сейчас, сейчас. Надо немного подстроить…ага, вот! Да не подбивайте же(смеясь)).
     Они стали прислушиваться, переглянулись. Она слегка хлопнула его по плечу и по-дружески просто:
   - Пойдём в дом. Холодно.
У дверей он остановился и пропустил её под своей рукой.
   - Нет, не холодно...
     Они вошли в дом.
Джек: … может споёшь? Джеронимо, признавайся, сколько лет ты не держал её в руках?
Роджер посмотрел на него спокойным сдержанным взглядом.
Мисс Баррет: Почему же… он играет иногда, в мастерской(уточняя), и мне иногда поёт.
Линда: Может правда, что-нибудь споёшь? (Совместив в голосе требование и шутку и медленно в такт своих слов толкнула его плечом) Ну же давай!
Джек: не отвертишься, девушка просит (и протянул гитару через стол) Давааай!
     Неловким жестом он взял гитару и поставил (словно по памяти) какой-то аккорд. Резко поднял голову и неловко улыбаясь, посмотрел на всех, и начал перебирать аккорды.
Линда: про иву!!!
Сид: не знаю…Окидывая беглым взглядом собравшихся, он поймал взгляд сестры, пристальный, простой и внимательный, и на секунду замерев, подмигнул ей.) И начал петь:

О, где ты теперь, малышка Ива,
Что смеялась над жизнью?
Когда я остался один
Ты вынула камень из сердца

На лету…
Головой
я коснулся земли,
я почти пропал

теребя песок…

Пожалуйса,
Пожалуйста, ну махни рукой
Я один здесь, совсем один
Неужели…
уже ль ты не будешь обо мне тосковать?

     Начиная второй куплет, он забыл следующий аккорд, и не останавливаясь пел её на одном аккорде (G), (I was half the way… down – аккорд С и далее по гармонии), он не смотрел на окружающих, а куда-то на скатерть, последний куплет он пел всё тише: уже ль ты не будешь по мне тосковать?
     Несколько долгих секунд все молчали. Сид поднял голову, вскользь посмотрел на окружающих.
Джек(зевая, шутливым тоном): Ну вот. Вечно ты печали нагонишь.
Линда(мило): А мне понравилось, хорошая песня, и ты всё также душевно поёшь.
Мисс Баррет: Мне тоже, - скромно сказала мама, наполняя графин.Только почему такая грустная?…
Сид(ненавязчиво): Мам, это ста;рая песня.
     Потом завязался какой-то обычный разговор, Джек начал рассказывать, где и как они живут, что прошлой осенью выкопал и залил фундамент под гараж и мастерскую, а за лето, работая с другом по выходным, возвёл стены, что из-за дождей не успел залить крышу, и не известно успеет ли до снега. Что дочка через год пойдёт в школу.
Во время этой беседы Сид незаметно вышел покурить и следом за ним - сестра. Присев сзади у стены на небольшую скамейку (они очень давно не разговаривали).
   - Привет.
   - А…(обернувшись, с наигранной шутливостью старшего брата) Бэкки!
   - Прохладно(накидывает на него старую кожаную куртку). Как дела? Ты не грустный?
   - Нет.
   - Извини я вам не писала… Лиза всю весну проболела… и приехать не получилось, (хотя может и стоило, - у вас теплее). Джек взялся строить гараж, много денег уходило… да и не оставишь его, сам знаешь.
   - Прошлой весной я… (мама, наверное, писала), стал иногда ходить с ней в церковь… мне кажется хорошо, что мои ноги туда пришли…Ты по;мнишь, наверное? - я долгое время, не мог слушать музыку. Однажды шёл на мессу и попал под дождь, забежал под козырёк школьной крыши, и стоял там, - шёл урок, окно было приоткрыто и оттуда звучала музыка, удивительно красивая музыка, (вздох) это не объяснить…(Пауза. Возвращаясь к повествовательному тону): Потом… я купил проигрыватель, пластинки... много нового для себя открыл. А недавно мне попалась одна книга…там… для начинающих в церкви рассказываются в общих чертах, ну как бы основы… И там буквально в пол страницы, рассказывалось про Адама и Еву. Их история. Мне стало так интересно!.. Я даже пьесу хотел написать или какой-то рассказ о них. А ведь правда… что именно они сделали? Там пишут(и все привыкли к этому)«съели плод с дерева добра и зла», - но что это значит? И почему именно Ева первая поддАлась, и сколько им было лет и сколько длилось с ними всё это?... (Пауза. Тихо): И что мы получили?… только запутались. И мы почти бессильны против всего этого. (Пауза)Сегодня днём на улице встретил такого странного человека!…
     Он пересел и переложил куртку ей на плечи.
   - Мне не холодно(опережая её возражение). Извини, - разговорился. Просто много думаю об этом...(самоироничный взмах рукой)
А как она сейчас? Почему не взяли её?
   - Поехала с родителями Джека в Европу, погреться на солнышке, ей сейчас полезно, да и наверное жутко интересно, - мы с тобой(говоря об их детстве)о таком и не мечтали!
   - Детям везде хорошо. Жалко, что не увиделись. Приезжайте на Новый год, поучу её рисовать. Чем увлекается?
   - Любит стро;ить(мечтательно, мгновенно увлекаясь)…. из всего, что попадётся под руку… весной начала строить в саду маленький город …теперь там целый мегаполис!
   - Вся в Джека?
   - (Кивает), - но сказку про город прочитала я - «Волшебника». (Переглядываются, улыбаясь друг другу). Как вы; тут?
  - Нормально. Почти не ругаемся. Мама редко меня о чём-то просит… дом я убираю, за садом присматриваю. Но вообще… не люблю день. От того что не хожу на работу внутри постоянное неудобство перед мамой и соседями. Все постоянно находят себе какие-то занятия, - я стара;юсь участвовать в этом, но если честно, мне кажется, это какая-то мания. Мне даже кажется, что из-за этого мы и не понимаем друг друга. Иногда я просто ухожу пораньше и гуляю по округе, чтобы не думать об этом. А к вечеру всё становится нормально, - она вяжет или отдыхает, - я у себя, - пишу или просто сижу, слушаю музыку. Кстати, это неправда, что я не играю, бывает, даже получается сочинять. Просто раньше это казалось чем-то волшебным и важным, а сейчас… чаще всего неуместным...(тушит окурок).
   - А вы; как?.. Ла;дите?
   - (Кивает). Когда Джек устроился в компанию, стало намного легче. Не беру дополнительных часов в чужих классах, (гордо): теперь у меня один свой! Оживляясь: Знаешь, снова стало интересно работать. И денег хватает… вот отправили Лизу на отдых. И он при деле. На работе его ценят. (Подводя итог): Я рада и вполне счастлива…(снова переключаясь на него): как ты? Мама говорит, ты успокоился.
   - Не охота говорить об этом.(Отмахиваясь): Если честно…всё это никуда не исчезло, просто, как будто осело (неглубоко), я иногда даже чувствую это всё… где-то совсем рядом, особенно когда один. Не могу сказать, что сожалею...что всё так получилось...Интересно почему?… (Полуминутная тишина) Не успокоился. Но иногда стали появляться хорошие дни. Такие как этот. (Встаёт). Пойдём?
Идут в дом. Обнимая её(журит по-братски).
На сцене плавно гаснет свет.


ВСТРЕЧА(на заднем фоне шум улицы, проезжающих машин)

      Сид остановился, постояв немного в растерянности, прикурил. Устало посмотрел по сторонам и наверх - небо прояснилось.
А: Простите, молодой человек, у вас не найдётся сигареты?
     Перед ним стоял пожилой мужчина, в старой выцветшей панаме и изрядно поношенном песочном пиджаке с торчавшей из-за пазухи, свёрнутой в трубочку газетой. Левой рукой он придерживал на груди небольшую пепельного окраса кошку, а в правой - на поводке - беспородного рыжего пса. Костюм казался удивительно старым (словно ещё довоенного покроя), но был в меру опрятен, как впрочем, и его странный хозяин.
Сид: Да, конечно, сэр - и достав сигарету, подал её незнакомцу - тот в свою очередь как то по-свойски (неуклюже придерживая кота) благодарственно приподнял панаму. Видя его беспомощность, Сид достал зажигалку.
А: Пожалуй, я позже (поясняя поворотами головы, указав на своих спутников, положил сигарету в нагрудный карман. С некоторой долей неудобства, словно имея желание завести разговор, но, не зная, с чего начать, он, окинув взглядом улицу, деревья, благодатно вздыхая): Какой сегодня день! (Сид кивнул и ответил ему вежливым, неловким взглядом).
А: Небо стало совсем ясным, удивительно! – наверное, это последний красивый жест уходящей осени. Потом отвёл взгляд в сторону, словно вспомнив что-то важное, но с той же простодушной интонацией: Надеюсь не обидеть вас своей просьбой... не найдётся ли у вас немного монет? - сколько будет не жаль.
Сид: извините, сэр, но у меня с собой ни пенса...случайно здесь оказался и не планировал…
А: Да? Ну и…ладно - последовал тот же простодушный тон. Два года назад умерла супруга и теперь иногда, когда становится тоскливо - я выпиваю. Я на пенсии, но, к сожаленью, до получения ещё 4 дня, - вот и решил попросить у кого-нибудь из прохожих на бутылочку по;ртэ. Недолго помолчав: Она(указывая на кошку) осталась от супруги, а его(указывая на пса) обнаружил весной под дверью – мои друзья! Простите(со стариковским добродушием), мне кажется, или вы грустны?(глядя ему в лицо, ловя его глаза). Чем-то расстроены?
Сид: Просто не выспался, поздно лёг…
А: А вы знаете!…(словно зная о чём говорит) мне кажется, у вас всё будет хорошо.
       Сид посмотрел с лёгкой застенчивой усмешкой, будто сейчас спросит: откуда вам знать?
А(опережая): У вас добрые глаза. Не сто;ит. Посмотрите, какой сегодня день!
Сид(негромко, к слову): мой день рожденья…
А: О…поздравляю, сэр! Если бы у меня было что выпить, я бы с радостью вас пригласил! Сколько же?...
Сид: (опережая, простодушно) Тридцать.
А: Прекрасный возраст, впереди целая жизнь! Знаете, с высоты прожитых дней, желаю вам прежде всего научиться ценить, то что у вас есть, особенно близких (начал поучительно, а «особенно близких» произнёс с глазами полными грусти и воспоминаний)...ну и повеселиться в их кругу!
Сид(кивнув): Спасибо.
А: Ну нам пора(посмотрев на своих питомцев) и поворачиваясь уйти, на ходу прощаясь, почтительно коснулся рукой панамы.
Сид: (приободряясь и как-то по-юношески) До свиданья, сэр.
А(сделав несколько шагов в сторону пешеходного перехода, сквозь появившийся вновь шум машин и улицы, повернувшись из этого шума (словно вспомнив, наконец): День ангела…

ВОТЕРС

     На часах 10. Все сидят за столом. За окнами мелькает свет от фар, паркующейся машины. В саду начинает лаять пёс.
Уже поддавший Джек: Что-то там Элвис распелся…
Мисс Баррет(поворачиваясь к окну и привставая,): Интересно кто это? (смотрит в окно) Раздаётся звонок. (Сиду): Может к тебе? – джинсовая куртка. Над калиткой рука...бутылка в руке.
(Переглядываются).
Ребекка(собранно): Мам, я посмотрю. (Возвращаясь): Джерри, это к тебе. Друг…забыла имя...
     В комнате с цветами и бутылкой, слегка растерянный, появляется Роджер Вотерс. Окинув сидящих беглым взглядом, и увидев мисс Баррет, душевно улыбнулся: Ооо, мисс Баррет…и пригнулся обнять её, она его поцеловала и едва дотягиваясь, тоже обняла.
Мисс Баррет: Как неожиданно. Рады видеть вас, в нашем скромном жилище.
     Он стоит как школьник, заложив руки за спину, и кивает её словам. Кивнул всем остальным: Здравствуйте. Сид привстал и стоял ожидая окончания их разговора(засунув руки в задние карманы). Потом Вотерс ещё раз обратил внимание в сторону Сида и дёрнулся к нему, вспомнил про цветы и отдал их мисс Баррет. В спешке пробрался к Сиду и спокойно, словно вчера только они виделись: Привет, старик. Поздравляю(стряхивая с себя зажатость, обнял его и похлопал по плечу. Сид отвык, но попытался ответить взаимностью).
     Все смотрели на них. Его приезд был большой неожиданностью. Слегка растерянный, Вотерс схватил привезённую бутылку и начиная откупоривать её бодро спросил: ну как вы? Как поживаете?
Мисс Баррет: Слава Богу, хорошо, все собрались, и ты; приехал, молодец. Бэкки вот тоже приехала.
Ребекка: привет, я тебя помню, правда совсем юным. Вспоминая: Твоя мама преподавала математику. Мой муж Джек. (Джек, привстав, подал руку Вотерсу).
Мисс Баррет: Джерри, принеси другу тарелку и бокал. (Он кивнул, и вышел из комнаты). - Ты так возмужал, похорошел. Ну как ты? Не женился?
   Вотерс (сняв джинсовку и закатывая рукава рубашки): нет, пока не женился, получается так, что слишком много дел, работа, но если честно, думаю что уже пора. Всё более менее устаканилось(утвердительно кивнув в конце фразы).
      Сид принёс тарелку и бокал, растерянность с его лица ушла и на нём появилась тихая добродушность, походка обрела бодрость.
Мисс Баррет(поглядывая на сына): Роджер у нас тоже совсем засиделся дома, - надо уже вам задуматься, мужчины...а… ведь и ты; тоже «Роджер».
     Сид поставил посуду и сел рядом с другом, слегка откинувшись на стуле.
Вотерс (наливая всем, кто подставил бокалы): Ну, за тебя, старина! (Сид, впервые за весь вечер тоже решив выпить, подставил бокал).
Джек(взглянув на бутылку, одобряя хороший выбор спиртного): о-о…кто стремится быть героем, должен пить бренди? (английская поговорка)
Вотерс(улыбнувшись Джеку, продолжая):…Рад оказаться в твоём доме, в твоей(поправляясь) вашей(любезно проводя рукой в воздухе) компании. Будь здоров! О…Линда?(только теперь узнав её): Привет.
Сид(негромко, смущённый говорить при всех): Рад тебе. Спасибо что не забываешь.
Все выпили. Между тем, после слов Джека, за столом завязалась беседа о чём-то житейском.
Сид(щурясь после выпивки. Несколько осторожно): Изменился, возмужал, такой серьёзный. Ну как ты?
Вотерс: Да нормально. Ехал к вам... оказывается ничего не забыл, да и сложно тут что-то забыть, - ничего не изменилось, только деревья стали выше. Такое ощущение, словно попал в прошлое (и увлекаясь) словно «большой музей памяти», по которому можно перемещаться на машине и на время поселяться жить. Как жизнь?
Сид: всё более-менее благополучно. Рисую. Потом можем спуститься, покажу тебе мастерскую. (Похвально поглядев на маму): Мама разобрала чулан(показывая вниз в подвал), я застеклил окна и покрасил стены, теперь есть где поторчать. Недавно купил стереосистему, она тоже там стоит. (Привставая и хлопая по карманам в поисках сигарет): Может выйдем? - хочется покурить.
Сид подкурил на веранде сигарету и начал выходить.
Сид(на ходу): Не куришь?
Вотерс(следуя за ним): Курил, но уже года два как…
Сид: А я всё никак не могу, даже Бога попросил, чтобы помог мне, но пока не получается. (Вотерс неловко улыбнулся). С сигаретой как-то проще думать и делать перерывы во время работы.
Вотерс(жестом намекая на рисование): в смысле..? Сид кивнул, понимая о чём он спрашивает. - Маслом? А что… ну..пишешь сейчас?
Сид: Чаще всего получаются абстракции, но тут недавно вдруг захотелось написать просто яблоко, зелёное яблоко, лежащее на подоконнике в осеннем свете дня. (садятся на скамейку) Большинство работ там внизу, маме не очень нравятся, но эту с яблоком наверное повесим в доме. А ты не рисуешь?
Вотерс: О-оо, нет. Забыл когда последний раз брал в руки, разве что иногда эскизы, точнее «очень условные наброски»(проговаривает важно членораздельно, как бы насмехаясь над своей формулировкой)…по работе. Да я…(ты же помнишь?) больше любил спорт, - по выходным хожу в клуб погонять мяч или в бассейн.
Сид: Не женился… - дела?
Вотерс: Даже не знаю… не дела, а скорее азарт, голова занята другим. и кажется, что не смогу найти сил на другого человека, а обременять не хочется. У меня была; в прошлом году девушка, по-настоящему интересная...простая. У неё сын и работа, а у меня творческие головоломки и дела. Она отстранилась - я не стал мешать, словно пропало притяжение. То у меня настроение и время, а у неё усталость…Жалко, что не сложилось в нашу пользу. Да я и не понял толком ничего. А ты?
Сид: У меня была; девушка лет шесть назад. Но мы расстались, и вместе были совсем недолго, но я могу сказать, что она моя единственная по-настоящему девушка, и с тех пор у меня никого не было… Да тоже что-то помешало… думаю, что тоже обстоятельства, потому что мы о;чень подходили, понимали и были интересны(насколько это возможно). Она, кстати, тоже играла на гитаре. Да не знаю…(словно возвращаясь к разговорной нити) она даже жила у нас. Мама не мешала… даже наоборот. Но видимо внутренняя неустроенность – я тогда только-только пришёл в себя… да и у неё было не будь здоров. Говорила часто, что я её не люблю, а я несколько лет ещё переживал. Одна фотография сохранилась (я уже потом заметил), что мы с ней похожи как брат и сестра. Недолгое время после этого я даже стихи начал писать(пытался разобраться). У неё сейчас ребёнок, я слышал, и если честно рад за неё, - значит, хватило терпения и сил. Одному быть тяжело, но иногда кажется, что мне «это всё»(говоря об отношениях) и не нужно. Не знаю.. (Переключая тон и голос, вроде как: расскажи лучше): Как парни?
Вотерс: Хорошо. У Рика с новой женой уже двое детей, у Ника сыну пять, но он всё такой же помешанный на своих гонках, недавно чудом остался цел, - машина вдребезги. А Рик всё такой же…тихоня. Но это и хорошо, - он единственный с кем у нас действительно нормальные отношения, и в работе и так.
Сид: А кто пишет? Дэйвид? Рик же тоже что-то делал?- я помню.
Вотерс: Дэйв пишет, и у него очень здорово получается. Лучше всех. Хороший вкус и природное что-то в придачу. Но он в основном по настроению, и материала нам бывает довольно часто не хватает(Поправляя себя): Нет, в работе он вообще молодец, вникает, активно участвует… да нет он молодчина(словно споря сам с собой). Но вообще не поверишь: теперь в основном я пишу. (Небольшая пауза). С деталями, правда, бывают проблемы, но основа чаще всего моя. Ну…аккорды, тексты.
Сид (ошарашен, и словно бы про себя, наклонившись, едва заметно кивает головой. Небольшая пауза, словно он формулирует вопрос. Но потом просто говорит задумчиво): поняяятно. О чём…ну?
Вотерс:…о человеке, обществе, или о том, что пытаюсь понять, но не могу. Себя мне сложно оценивать, но кажется, что-то понемногу получается.
Сид(всё это время удивлён и озадачен): Я вас толком никогда не слушал… Я помню, ты всегда старался…и думал.
Вотерс: Если честно, это всё мне очень тяжело даётся, иногда словно из пальца высасываешь. Одну песню недавно (ну …музыку, аккорды) придумал, (самому стыдно), разбирая в нотном учебнике примитивные примеры по гармонии... Но стихи мне всё таки даются. Иногда Дэйв что-то дописывает. А иногда голова работает на полную катушку! - очень приятное чувство(описывает жестами рук это небывалое ощущение).
Сид молча подкуривает вторую сигарету.
Сид (спокойным, скромным тоном): а я не терзаюсь. Просто живу. (Вотерс слегка поворачивает к нему голову, словно заставляет себя стать внимательным, словно человек, чувствующий какую-то свою внутреннюю неправоту перед жизнью или сомневающийся в своей правоте. Несколько продолжительная пауза)… просто живу… просто по-другому как будто бы уже и не могу…физически. Мама говорит, неплохо бы мне устроиться на работу, что так время пролетает быстрее, и после труда часто бывает легко на душе. Думаю, она права… Подзаработаю денег. Может съезжу куда-нибудь ближе к лету, давно нигде не бывал. (Вотерс еле заметно кивает, глядя перед собой). Хочется к морю.(Пауза). И как бы про себя продолжая размышлять: или к сестрёнке…у меня же племянница. Пауза долгая.
Вотерс: Где-то прочитал, что умирая Пикассо, упомянул имя давно умершего художника, Модильяни. Мне стало интересно почему? Всемирно известный художник… А потом, когда увидел его картины - понял - вместо изображений там живые люди. (Дополняя): А иногда он не писал глаза... но, наверное, не из принципа, а просто…потому что не получалось. И в этом тоже что-то есть…такое.
Сид: честное?
Вотерс(соглашаясь):…настоя;щее.
Сид: (На выдохе, спокойно, воздушно): я так рад, что ты здесь. Жалко не взяли сюда бренди, я бы ещё выпил.
Вотерс: так пойдём.
Сид кивает. (и заходя в дом): напомни мне потом про мастерскую. (Вотерс торопливо обещающе кивает в ответ).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Сид и Вотерс входят в дом.
Ребекка(тихо с лёгким упрёком): Джерри, ну вы что так до;лго?
Мисс Баррет (с шутливой серьёзностью): Да. Мы тут сидим, скучаем без вас.
Джека нет. Линда сидящая между Ребеккой и мисс Баррет возвращается к обсуждению какого-то костюма и показывая на себе, поясняет: это вполне прилично для школы, и в то же время современно и подчеркнёт твою красоту.
Мисс Баррет(парням): ну что как вы?
Сид(в хорошем настроении, немного растерянно, по-детски):…нормально.
Мисс Баррет: Роджер, он не показывал вам сад? Хоть уже и темно, но там под фонарём всё равно кое-что видно. Уже второй год Джерри сам сажает все цветы и ухаживает за садом.
Ребекка(отрываясь от разговора с Линдой, оборачиваясь): да ладно?! - переводит удивлённый взгляд на Сида.
Мисс Баррет: а что, ты думаешь, я; бы смогла..?
Сид(смущаясь перед другом, ухмыляется) и жестом приглашает Вотерса сесть(мол пока они болтают там о всяком…).
Мисс Баррет: Да. Те, что были во внутреннем саду, я сегодня возила на ярмарку – всё продала.
Сид(делая вид, что не замечает похвалы): а где Джек, пошёл спать?
Ребекка: нет, сейчас придёт.
Джек(весело из соседней комнаты, приближаясь): не дождётесь! Чтобы Джек пропустил всё весе;лье!? (Он появляется из-за штор, повешенных над дверью, разводя их руками. В руках пакет и обёрнутая подарочной лентой коробка).
Ребекка(становясь вдруг из спокойной, домашней - активной) бодро встаёт, глядя по сторонам, на всех собравшихся, поправляя и приглаживая платье, повысив голос: Так, ну раз все в сборе...(берёт у Джека пакет(поторапливает сесть, указывая глазами на его стул), тот хотел схохмить, но присмирел и садясь шутливыми жестами оправдывается перед всеми). Все поправляются, осматривая свои приборы.
Ребекка: Мы рады, что смогли приехать. Рада увидеть тебя таким(подбирая на ходу слово) приободрённым, свежим. (Теперь уже, говоря как бы перед всеми): Поздравляем тебя с днём рожденья. Прими это от нашей семьи(жестом присоединяя к поздравлению Джека).
     Сид подымается, принимает пакет, выходит из-за стола и, поставив его на подоконник(за спиной), достаёт от туда свитер, прикладывает его.
Мисс Баррет(хвалит): с размером, кажется, угадала.
Ребекка(отвлекаясь, торопясь ответить): да, боялась ошибиться, но любовь(шутливо, торжественно) помогла! Там ещё рубашка…Мама писала, что ты снова стал рисовать – мы купили тебе(берёт коробку у Джека)…здесь краски и фирменные карандаши и угли, в магазине сказали, это самое лучшее что есть. Кисточки побоялись выбирать, - сходишь, выберешь сам, когда приедешь к нам в гости. А здесь(показывает: над обёрткой коробки, под лентой)от Лизы, рисунок – она нарисовала каким тебя представляет.
     Ребекка садится. Сид с большим интересом принял всё и положил позади себя на подоконник, на секунду задержав взгляд на рисунке.
Ребекка: а, да… и там ещё(немного повышая голос, из-за стола)…посмотришь, случайно на барахолке попалась книга про художника…
Джек: Пол Сезанн.
Ребекка:…да. (понижая голос) мне кажется тебе может понравиться.
Сид(оживляясь, удивлённо восклицая): Да?! А где она? – торопливо поворачиваясь к подоконнику.
Ребекка: там, в упаковке под красками.
Сид(догадываясь, что неуместно сейчас заставлять гостей ждать): а... тогда попозже посмотрю.
Джек(тем временем, собрав бокалы и наполнив их, уже раздавал всем): между прочим очень хорошее вино. Жаль, мы не знали, что будут гости, взяли бы больше(переглядывается с Ребеккой).
Ребекка(резко подымая бокал): Джерри, за тебя!
Линда(негромко): за тебя.
Мисс Баррет: Так, ну угощайтесь, Джек…Роджер(обращаясь к Вотерсу).
Ребекка (стала ухаживать за мужем, он опять начал шутить)(они тихо между собой): Так, не выкаблучивайся.
Джек: да я и вовсе…
Вотерс(словно затевая беседу): Линда, а как ты?
Линда: Я?(застигнутая врасплох, задумываясь на ходу)…нормально. Приехала навестить родных. Вот(переглядываясь с Сидом) случайно встретились. Я переехала в Кембридж, учусь, остался последний семестр.
Вотерс: …живопись?
Линда: Нет. Я потом перевелась(без подробностей, предполагая что он в курсе)…(стесняясь, боясь непонимания, но в то же время с вызовом): школьный учитель по классу рисования.
Вотерс(удивлённо): …странно, а почему...?(подбирая аккуратное слово)
Линда(бегло объясняясь): мой парень(он преподаёт у нас)… посоветовал, т.к. потом будет проще с работой...просто так будет проще(словно боясь непонимания) просто я это поняла, ну что будет семья и как художник...(поддавая сомнению своё будущее)….а так я сохраню где-то около себя рисование и …жизнь(твёрдо, словно: тут и объяснять нечего).
Джек: А ты(обращаясь к Вотерсу) чем занимаешься?
Вотерс(просто, но серьёзно): Я играю в группе, пишу песни.
Джек(не ожидая этого ответа, и как бы с потолка): И что как? Этим можно заработать?
Вотерс(спокойно, рассудительно, деловито): да.
Ребекка(прямо и уважительно, глядя в глаза): а может споёте нам?
Джек: Да. Джеронимо уже пел сегодня.
Вотерс(повернувшись к Сиду, в полголоса, удивлённо, как будто в тайне от остальных, словно пропустил что-то важное): ты пе;л? Может Сид споёт что-нибудь?(«Сид» за столом прозвучит единственный раз).
Сид(прищуриваясь): О..о нет. (небольшая пауза). (Внушительно и спокойно, жест головы в сторону Вотерса): Спой…
Вотерс: ...вообще я не гитарист, я играю в основном на бас-гитаре(объясняясь присматривается к грифу, пробует звук струн, подстраивает ля и ми).(Колебания в сторону, настроен, как артист перед публикой, уже другим тоном): Мы сейчас готовим альбом,(наверное это будет мой любимый), эта песня совсем новая. И начинает петь «Wish you were here»:

Так ты думаешь смог отличИть?
Небо и ад,
Безмятежность от боли,
Летнее поле от ледяной колеи,
Улыбку от маски…
Смог отличить?
Кто заставил тебя променять?
Кумиров на призраков,
Деревья на пепел,
На духоту свежий бриз.
Жизнь на холодный уют
Быть рядом в бою - на главную роль, но в плену…
Так хочу,
Чтобы ты оказался здесь
Мы с тобой две заблудших души
Словно рыбы, снующих в аквариуме
Из года в год…
Ходим кругами по старой земле
Что мы нашли?
Всё те же старые страхи…

Был бы ты здесь.

     Все слушают. Линда качается в такт песне. Джек с интересом смотрит, затрудняясь понять. Ребекка спокойно, вдумчиво слушает, слегка прислонившись плечом к Джеку, иногда переглядываясь с ним. Сид сосредоточен, весь обращён в слух(он впервые слышит песню друга). Мама слушает просто, непредвзято, но с любопытством, поправляет что-то на столе, стараясь быть незаметной, встаёт, заглядывает в духовку. Вотерс поёт, немного в образе(он артист и одновременно новичок презентующий своё творение перед Сидом). Мама приоткрывает форточку и стоит глядя в тёмное окно.
     Он допел. Сид серьёзно и одобрительно кивает сам про себя, поджимая губы. Джек задумчиво допивает вино, слегка морщась. Ребекка негромко почтительно хлопает, к ней присоединяются Линда и Джек(утвердительно кивает). Вотерс почтительно склоняет голову перед публикой. Немного запаздывая, Сид тоже присоединяется к негромким аплодисментам - тихо и твёрдо произносит: классно.
Мисс Баррет(наивно):да, философские стихи. Она берёт блюдо. Ребекка (заметив) встаёт, начинает освобождать место на столе. Так, ну угощайтесь. (Незаметно обращаясь к Ребекке): а я наверное пойду, устала…
Ребекка(вразумляюще): Ма, побудь ещё…
Вотерс(спохватываясь): да коне;чно…
Мисс Баррет(присаживаясь): мне эта песня почему-то напомнила(поглядывая на детей) о вашем отце.(Сид перенёс внимание, словно отвлёкшись от раздумья). Роджер, а ваш отец ведь тоже… уже…?
Вотерс(понимая о чём речь, спокойно и внятно): очень давно. Погиб в феврале 44-го в битве под Анцио(в Италии). Мисс Баррет отвечает ему понимающим жестом, без горести, мол, что поделаешь, так распорядилась жизнь.
Мисс Баррет(подымая бокал, налитый в самом начале, из которого она ещё не пила, спокойно, светло и торжественно): Дорогой, с днём рождения, с днём ангела! Ты молодец. Я верю, что у тебя всё будет хорошо. Я очень рада, очень рада, что все вы приехали и мы празднуем не вдвоём. (Пауза). Дети, живите радостно… и уделяйте друг другу побольше внимания. Старайтесь не тратить жизнь на суету - потом не остаётся сил на что-то важное.
     Пока она говорит, Линда, стараясь быть незаметной, наливает остальным.
       Закончив тост, она села и Ребекка обняла её, наклонив к себе.
Мисс Баррет(спокойно и добро): Ладно… пойду отдыхать. Желаю хорошо посидеть. (Встаёт).
Сид(запаздывая, пытаясь быть незаметным): Мам, спасибо.
     Поцеловав детей, она ушла, поправив (прикрыв) шторы, висящие над дверью.
Джек(открывая новую бутылку, бодро): Так. Кому добавить? И начинает подливать, Линде, Ребекке (она: Мне половинку), Вотерсу. Сид (отказываясь, прикрывает бокал): Я позже… хотя давай (приободряясь, как будто у него появилась идея) - половину. (Берёт бокал, встаёт). Поправляясь (ему неловко попадать во всеобщее внимание): Спасибо, я очень рад вас всех видеть. Бэкки, спасибо(как бы цепляясь в неловкости за самого близкого). Почтительно: За вас.
Джек(по-мужски просто): за тебя, старик.
Все выпивают.
Джек(приподымая из-за стола гитару): Споёте ещё?
     Вотерс, как подвыпивший отмазывается молчаливым жестом – приподымая открытые ладони, мол, я пас и вопросительно поглядывает на Сида.
Сид(улыбнувшись и с весёлым лёгким пренебрежением – мотая головой): нее..
Джек: тогда я включу радио? А то тишина…давит на мозги.
(По радио звучит North Star – R.Fripp, потом (во время танца)Аt seventeen – Janis Ian)
Ребекка(заботясь о брате): Джерри, давай (и накладывает ему с блюда). Салат? - слегка перекрикивая музыку.
Сид кивает.
Джек настраивает громкость.
Вотерс(привстаёт, разглядывая стол): Я тоже, пожалуй, что-то съем, никак не наемся. Как у вас хорошо!(словно он давно не бывал в такой обстановке). Ребекка ухаживает и за ним. Он аппетитно жуя: Джек, а ты чем занимаешься?
Джек(просто, уже по-свойски): Я прораб в строительной компании, - разводя руками(слегка пьяный жест) словно «это объясняет всё», - стрОю, ну и ещё…(глядя на Ребекку) муж этой женщины и отец нашей дочьки(шутливо восхваляя и возвышая жену). Ребекка тем временем делает музыку тише и подходит к окну, прикрывает его, стоит глядя в темноту. Слыша последние слова мужа, улыбается (сама себе).

Указание: после ухода матери обстановка становится более раскрепощённой.

Сид(наклоняется ближе к Вотерсу, переходя на диалог): в последнее время… точнее, пока забросил…в общем, читаю книгу... меня зачаровала там одна тема и я много думал об этом. (Словно большую новость): Ты знал, что Авель переводится как «дуновение ветра», а Каин – «приобретение»? Я сквозь это пытался посмотреть на окружающих, на себя. Это удивительно! Просто зная это, обретаешь какое-то… глубокое понимание, и это уже никуда не уходит. Только подумай, это…
     Ребекка стоит у окна, к ней незаметно подходит Джек, начинает что-то говорить на ухо, она наклоняет голову к нему, а потом вниз(видимо смеётся). Он обнял её за талию – она кладёт руки на его запястья и что-то отвечает, он переспросил. А потом стал серьёзным и простым, взял её за руку, отвёл немного от окна, приблизил к себе, они танцуют, - так словно они здесь одни.
…Продолжая разговор с Сидом:
Вотерс(прожёвывая, и деловито держа, застывшие на минуту в руках нож и вилку): Я не знал. Но это действительно интересно. Рассуждает вскользь: Я тоже стараюсь вникать в эти вещи, но если честно, меня сковывают догматические учения и мнения. Когда пытаюсь что-то понять - просто смотрю вокруг и стараюсь вдуматься. (Смеётся): А иногда по той же причине включаю телевизор, и смотрю выключив звук, и вдруг(смеётся)… всё становится очень понятным. Но то, что ты сказал, я думаю, заслуживает внимания, (критически оценивая): это своего рода притча, да?
Сид(не придавая значения услышанному): а у нас до сих пор нет телевизора. Точнее он был, но сломался. Слушай, мне кажется, тебе обязательно надо жениться… перестроиться на эту волну.
Вотерс: ...знаешь, хочется просто отдохнуть, отвлечься от всего. Я понимаю. Мне самому хочется, чтобы всё это хоть иногда напоминало игру, а не работу на результат. Я иногда оправдываю сам себя тем, что это будет полезно людям или что это не ради себя, но я не знаю как правильно… у всех всё по-разному. Дэйв мне кажется, сумел поймать какой-то баланс, но он покуривает, а я... не позволяю себе, не знаю… хотя наверное он просто так устроен, я даже не могу понять как... но с ним мне нормально, он всегда свежий(говорит выражая удивление). А я, всё чаще кажусь себе солдатом…(останавливается в недоумении).
Сид(бережно и просто останавливает его - кладёт ладонь на плечо: да ладно… забудь об этом… (пытаясь разрядить беседу) я когда запутываюсь сам в себе – стараюсь отвлечься! Иду гулять в парк или уезжаю на автобусе подальше… сейчас осень… красиво! (Оживляясь, ерзая на стуле): Недавно у нас в парке на пруд приземлилась стая лебедей….(жест руки обрывается).
Линда(обрывая их разговор, игриво, но и с обидой): Эй, ну вы чего?..- оста;вили меня.
Сид: прости, увлеклись…(переглядываясь с другом) болтовнёй - отсаживается от Вотерса, уступая ей место между ними. Ну рассказывай…(в шутку, мол раз ты здесь).
       И разговор их пошёл, словно они виделись только вчера, в юности.
Линда: это вЫ - рассказывайте…(продолжая вопрос, выдавая шутку за серьёзность) как докатились до такой жизни?)
Сид: (пожал плечами - переглядываясь с Вотерсом) А ты; как?(постепенно становясь серьёзным) Как поживаешь?
      Вотерс отсев в сторону чтобы не мешать, иногда незаметно поглядывает на Сида восхищённо, (словно не веря, что видит его).
Линда(пожимая плечами): Я поняла (не теряя весёлого состояния), что «этого»(жестом головы возвращаясь к сказанному ранее, о семье и будущей жизни) всегда и искала, оказывается. Дома, тепла, простой жизни. Пауза. Сид молчит, смотрит на неё, словно ждёт продолжения.
Линда(словно теперь только они начали говорить): а ты как?
Сид(добродушно): Сегодня - хорошо.
Линда: Им по-моему тоже(оборачиваясь и кивая в сторону танцующих, склонивших головы друг другу на плечи).
Вотерс (догадавшись о чём она говорит, тоже обернулся на танцующих, встал, помешкавшись, манерно поправляя чёлку и с шутливой галантностью, подавая руку, пригласил её на танец): Мари;, позвольте…
Линда(удивлённо и шутливо, подыгрывая): avec pleasure (подаёт руку).
Вотерс(обращаясь к Сиду): не возражаете, сэр? (Линда, вставая, оглядывается на Сида).
      Сид(провожая их взглядом) широко и немного смущённо улыбается (мол, классно вы умеете). Джек, увидев танцующих, обращается(на ухо) к жене, - она окидывает их улыбчивым взглядом, смотрит на брата, стоящего у окна. (Танец Вотерса и Линды - в духе их последних фраз, Вотерс проявляет в танце несколько смелых, мужественных жестов).
      Сид оглянувшись(словно вспомнив что-то), привстаёт, подходит к тёмному окну, приоткрыв его он водит лицом из стороны в сторону, подставляя под свежий воздух. Вдруг, словно натыкаясь на что-то в своих размышлениях, замирает задумавшись, и медленно отбросив это почти беззвучно: всё нормально.
Свет плавно гаснет, музыка затихает.

ВДВОЁМ

     Сид сидит за уже прибранным столом(на часах доходит час ночи) и листает книгу про Сезанна. Все уже спят. Полная тишина. Ребекка убирает кухню, (аккуратно ставит на расстеленное на столе полотенце, вымытые бокалы, кверхногами). Стол пуст - остался лишь графин с цветами и опёртый на него рисунок Лизы. Возле Сида парит кружка горячего чая. Иногда он отпивает из неё с глубоким вздохом(трезвея).
     Сестра то появляется, то исчезает из под абажура в более тёмную часть кухни(сцены),где протирает вымытую посуду.
Ребекка(возвращаясь к неоконченному разговору):…ну вот... а он вместо того, чтобы то;же… (интонацией уточняя, что речь идёт о её импульсивном поведении)…мне отве;тить, говорит что очень счастлив, что я оста;лась с ним(пауза) и надо отдать должное - никогда не считает денег, не вмешивается в расходы и быт, после работы всегда дома, (и как бы в добавок): Лизу везде берёт с собой…
Сид(отвлекаясь от книги): Да. Я заметил, что он (утвердительно кивая) …поменя;лся. Причём характер (имея в виду его весёлый нрав) остался прежним.
     Ребекка(замерев, внимательно слушая), и возвращаясь к посуде, просто улыбнулась про себя, словно горда; и рада услышать это со стороны.
     Недолгое молчание - она расставляет посуду, он листает книгу.
Сид(восхищённо, словно про себя): …слушай, какая книга! Спасибо. Я и сам давно думал поискать его. Я читал, современники считали его неудачником. (Пауза. Понижая голос, словно снова задумываясь): но мне так не кажется…(пауза, про себя): …особенно пейзажи.
    Ребекка, услышав это, почему-то остановилась, повернулась (в тёмной стороне) и пристально, словно внезапно поняв что-то, серьёзно, просто и задумчиво смотрит на него. Он её не замечает. Она идёт к нему(несколько плавных шагов), обтирая руки о фартук(поверх вечернего платья); встаёт сзади, оперевшись о подоконник, и поглядывает на него и на страницы; Сид на секунду оборачивается, заметив её присутствие, кладёт книгу на стол и подперев голову продолжает смотреть. Перелистывает. Пауза: Это молчание - главный момент! (тишины, и близости). Она делает шаг к нему, останавливается за его спиной, прикладывает (очень задумчиво)губы к его голове, волосам, не отрывая отстранённого взгляда от страниц, кладёт руки ему на плечи(обнимает). Он, не отрывая взгляда, свободной ладонью накрывает её руку на правом плече и не отрывая взгляда(словно чувствуя душой) прижимается к её руке щекой. Минута.
Свет плавно гаснет.
Конец


г. Нерюнгри(2007-2017)

      



Рецензии