Три глупых сына султана. Сказка

Три глупых сына султана. Сказка

Перевод с английского и творческая Переработка занзибарской сказки 
 «THE SPIRIT WHO WAS CHEATED BY THE SULTAN'S SON».
Источник: SWAHILI TALES. AS TOLD BY NATIVES OF ZANZIBAR.
LONDON: BELL & DALDY, YORK STREET, COVENT GARDEN. 1870

У одного султана было три сына, в возрасте 15, 14 и 13 лет. Вы не поверите! Эти балбесы, эти недоросли не умели ни читать, ни писать, ни считать... и вообще ничего не умели, и не хотели ничему учиться. Даже, когда было нужно поковырять пальцем в носу, они призывали слуг, чтоб те поковыряли у них в носу пальцем.
А султан представления не имел, что его сыновья такие балбесы. У него просто не было времени на сыновей, поскольку всё свободное время ему приходилось уделять своим многочисленным наложницам из огромного гарема.
Но однажды, султан совершенно случайно обнаружил, что его сыновья полнейшие неучи, балбесы и глупцы. Султан нанял учителей для своих сыновей, но эти балбесы не хотели учиться, а предпочитали развлекаться. Тогда султан приказал своему визирю найти Учителя, который был бы способен научить его сыновей уму-разуму.
Вскоре визирь привёл к султану старика, который поклялся, что за один год превратит глупых сыновей султана в умников, но при этом выдвинул одно условие
«Ну и какое же твой условие?» - спросил султан.
«Через год, ты, султан, отдашь мне одного из своих сыновей, в качестве оплаты за мой труд!» - сказал статик.
«А не слишком ли много ты требуешь, старик?» - грозно проговорил султан.
«Султан! Ни один из твоих глупых сыновей не сможет  стать твоим приемником и управлять страной! А я гарантирую, что многому их научу! Так что решай.....»
И султан согласился с требованием старика, и отдал ему ему своих сыновей на воспитание.
Прошел год. К султану явился этот старик с тремя балбесами и сказал:
«Вот, султан! Я из балбесов сделал умников, как и обещал!»
«Ну, это ещё надо проверить....» - недоверчиво ответил султан, и приказал сыновьям, по очереди, читать книгу.
Все три балбеса, кое-как, по слогам, одолели по страничке книги, чем очень порадовали султана. Ну и что из того, что читают по слогам, главное, что читают!
 Затем султан устроил сыновьям небольшой диктант, и балбесы, высунув языки от усердия, стали скрипеть перьями по бумаге. На каждом из трёх листочков, султан насчитал от 30 до 60 орфографических ошибок, и это не считая грамматических ошибок... Но султан был доволен: его сыновья научились писать!
Наконец, султан потребовал, чтобы его сыновья продемонстрировали своё умение в счёте, и они очень обрадовали отца, пересчитав все пальцы на своих руках! Это было здорово! Не каждый  из министров султана умел считать до десяти!
Убедившись, что его сыновья стали умниками, султан обратился к их Учителю:
«Ну, старик, кого же ты возьмешь из моих трёх сыновей?»
«А это, султан, ты сам должен решить!» - ответил старик.
Султан быстро ответил:
«Возьми младшего! Он мне спать не давал, когда родился на свет. Всё орал и орал, орал и орал....»
И вот старик взял младшего сына султана и привел его в свой большой дом, который стоял в глухом лесу.
«С этого дня, ты должен называть меня Отцом!» - сказа старик мальчику.
«Хорошо, отец! А могу я посмотреть твой дом?»
«Можешь, Вот тебе ключи от всех семи комнат. Смотри, а я пока навещу своих друзей и приглашу их на праздничный ужин!»
Старик ушел, а мальчик принялся осматривать комнаты. К его удивление и ужасу, комнаты были наполнены костями и черепами животных и людей. Шестая комната была наполнена жидким золотом, а в седьмой — оказался живой конь.
«Кто ты и как ты сюда попал?» - спросил мальчика конь человеческим голосом.
«Я сын сын султана, а привёл меня сюда мой новый отец» - ответил мальчик.
«Этот старик- ужасный маг и людоед. Когда он вернётся домой со своими друзьями, то они съедят и тебя, и меня» - сказал конь.
«И что же делать?» - испуганно спросил мальчик.
«Бежать! Я сейчас выпью всю жидкое золото, - оно нам ещё здорово пригодится, - и буду ждать тебя у трёх дубов, что стоят на опушке леса. А ты должен убить мага, иначе нам не спастись»  - сказал конь.
«Убить отца?!» - воскликнул мальчик.
«Идиот! Твой отец — султан! Ты что уже забыл о нём?»
«Нет. Ещё помню, хотя он и отказался от меня....»
«Я понимаю твоё состояние... Но ты должен убить мага, иначе мы оба умрём....»
«Я не знаю, как его убить.....» - растерянно произнёс мальчик.
«Я научу тебя. Слушай! Вскоре маг вернётся домой со своими друзьями. Гости будут играть в нарды в гостиной и курить кальян, А маг скажет тебе: «Сынок, пойдём в лес,  рубить дрова!»
«Но я не умею рубить дрова!» - воскликнул мальчик.
«Вот так и ответь магу! Он один пойдёт за дровами, а когда принесёт их, то велит тебе разжечь костёр...»
«Но я не умею разжигать костёр!»
«Вот так и ответь магу. Он сам разожжет костер под огромным котлом, нальёт в котёл масло и скажет тебе: «Как только масло закипит, позови меня!»
«Но я не знаю, как определить, закипело масло или нет?!»
«Вот так и скажи магу! Он сам придёт, когда масло закипит в котле. И вот тут, ты должен изо всех сил толкнуть мага в котёл! Как только он свалится в котёл, беги из дома к трём дубам, о которых я уже говорил»
«А если я не смогу затолкнуть мага в котёл?»
«Тогда маг засунет тебя в котёл с кипящим маслом, а потом съест, вместе со своими друзьями!»
«Кажется, я понял.... Я постараюсь....» - ответил мальчик.
«Уж постарайся, дорогой, если хочешь жить!» - сказал конь и, выпив всё жидкое золото, ускакал....
Вскоре в дом вернулся маг с друзьями, которые тут же  сели играть в нарды и курить кальян. А старый маг сказал мальчику:
«Сынок, пойдём в лес,  рубить дрова!»
«Но я не умею рубить дрова!» - воскликнул мальчик.
«Какой же ты балбес! Даже я не смог научить тебя ничему!» - вздохнул маг и пошел  в лес рубить дрова.
Ну а дальше, всё происходило так, как и сказал конь. Мальчику всё же удалось толкнуть мага в котёл с кипящим маслом, в котором он и сварился  (*позже, его съели гости мага, полагая, что это угощение, которое им приготовил маг....). А мальчик нашел коня, взобрался на него, и конь неспеша побрёл по дороге.
«А ты можешь двигаться быстрее?» - спросил мальчик.
«Не могу. Во мне двести фунтов золота!» - ответил конь, и неспешно продолжил путь.
«Тише едешь — дальше будешь!» Вот так, неспешно, добрались они до границ большого города.
«Хорошее местечко! Давай построим здесь дворец!» - сказал конь.
«На какие такие шиши мы будем строить дворец?» - удивился сын султана.
«На золотые «шиши», которые у меня в животе!» - ответил конь и выплюнул немного золота, - ровно столько, сколько было необходимо на постройку  большого дворца.
Вскоре, на берегу реки вырос красивый дворец с большой конюшней, в которой жил наш конь со своими двенадцатью женами, - молодыми, горячими кобылицами.
Затем, на новую порцию золота, они купили множество рабов, множество различного скота, изысканных одежд и яств.
О прекрасном дворце, неожиданно появившимся на берегу реки, на границе города, узнал султан этого города и поспешил нанести визит хозяину дворца.
«Кто вы, мой юный друг?» - спросил старый султан юношу.
«Я султан этого дворца!» - последовал ответ.
«А вы  очень богаты, мой юный друг?» - Не могу и сосчитать своё богатство, - пальцев рук не хватает!» - последовал ответ.
«А вы женаты, мой юный друг?» - спросил старый султан.
«Ещё нет, но ищу достойную невесту!» - последовал ответ.
«Я могу предложить вам очень достойную невесту, мой юный друг!» - сказал старый султан.
«Да? И кто же это?»
«Это моя дочь, принцесса Ду Рё  Ха!»
«И сколько лет принцессе?»
«Уже тринадцать!»
«А она умеет читать и писать?» - поинтересовался юноша.
«Да! Недавно научилась! Умная девочка!» - радостно  произнёс старый султан.
«А считать до десяти она умеет?» - с подковыркой спросил юноша.
«Да! Намедни научилась пересчитывать свои пальчики на руках!» - радостно ответил старый султан.
«Думаю, что мы с принцессой найдём общий язык!» - подвёл итого переговоров юный сын султана.
И старый султан отдал свою умную дочь в жены умному юноше. С тех пор, в народе появилась поговорка: «Дурак дурака видит издалека!»

А теперь давайте вернёмся к тому султану, с которого и началась эта история. Так случилось, что этот султан помер и новым султаном стал его старший сын, а визирем — средний сын. И тут, в султанате началось такое, что об этом отдельную историю можно было бы рассказать. Во-первых, новый «умный» султан стал выплачивать жалование своим министрам не по одной большой золотой монете, а по десять больших золотых монет, и делал он это только ради того, чтобы все министры знали, что он, султан, умеет считать до десяти. Очень скоро, казна султана сильно истощилась, что и не удивительно... А во-вторых, новый султан стал собственноручно писать свои указы. В этих указах, как вы понимаете, было столько ошибок, что указы можно было трактовать по разному, а потому они и не исполнялись... Ну, и в-третьих, новый умный султан, довёл свою страну до полного разорения и неповиновения.... А всё почему? Да потому, что не хотел учиться уму-разуму.....


Рецензии
мда. не ту страну назвали Гондурасом...
ну что жжжж
Не в желтой жаркой Африке
А в снежной жалкой Бражнике

В кабмине выдался на днях переполох
прознали лица царские
что все министры бражские
тупые , и читать не всякий мог

Да и зачем им париться
когда и так все ладится
всласть бражничает бражеский народ
но царь вдруг опечалился
видать, кто-то пожалился
что сам премьер наш даун-идиот

Величество рачительный
решил позвать учителя
чтоб научил министров хоть считать
=что для народа правилно
и как надо внимательно
иЗ браги самогонку выгонять

Майкин Саша   22.10.2017 19:38     Заявить о нарушении