Учитесь у детей

Мне кажется, что самые искренние и мудрые существа на земле – это дети. Возможно, потому, что они пришли не так давно на эту планету и ещё не успели растерять всё самое ценное, чем наделила их природа.
Вспоминаю детство своего племянника. Антошка  был очаровательным и любознательным малышом в свои три года. Мы жили в разных городах, но, когда я приезжала к нему в гости, мы часто гуляли вместе. Он крепко брал меня за руку и деловито интересовался: «Куда мы с тобой попёрлись-то?»
Однажды мы пришли с ним в музей. Антон долго рассматривал животных, которые были там, а потом неожиданно спросил меня: «А почему они не шевелятся?» Я пришла в замешательство. Ну, не скажешь же ребёнку, что жестокие люди убили этих несчастных животных и сделали из них чучело. И я ответила ему: «Это игрушки!» Антошка с пониманием кивнул, а уже на улице сделал вывод: «А в музее-то игрушки лучше, чем в магазине!»
Однажды мы сидели с ним на берегу реки, он с удовольствием уплетал творожок, который я ему принесла. И вдруг произнёс такую фразу: «Скоро ты уедешь, а я опять один останусь, с мамой, с папой». И тут же оптимистично добавил: «Но ты вернёшься! Мы снова будем сидеть на берегу, и я буду кушать творожок!» Меня тогда насторожила его фраза: «Один, с мамой, с папой!» Наверное, ему очень не хватало общения с родными людьми. Я как-то сказала сестре: «Ребёнка надо обнимать в день не менее семи раз! » В ответ на что услышала резкое замечание: «Некогда мне его обнимать!» А я с грустью подумала: «Сначала у родителей нет времени на детей, а потом они удивляются тому, что дети не находят время для них!»
Как-то раз они с мамой приехали ко мне в гости, на мой день рождения. Было ему тогда лет пять. За столом сидело много гостей. А одна солидная тётенька пенсионного возраста решила пошутить над тем, что я тогда была одна и сказала: «Давай, Антон, скорей подрастай! Женишься на тёте. А – то она  не может встретить достойного мужчину!» Гости рассмеялись над этой злой шуткой. А Антон, интуитивно почувствовав, что-то недоброе в её словах, нахмурился и громко и внятно произнёс: «Сейчас, как дам по башке!»  Теперь уже все смеялись над его угрозой. А нетактичная тётенька растерянно залепетала: «Да, мы же не над тобой смеёмся, а над тётей!» А я подумала тогда: «Насколько искренне и непосредственно дети выражают свои чувства. Если ребёнок весел, об этом немедленно узнают все, если огорчён, тоже всем станет это понятно. А взрослые так тщательно скрывают свои чувства, так глубоко их прячут, что потом сами же от этого болеют и страдают. Любая эмоция, а особенно негативная должна находить выход. Конечно, не стоит сразу бить обидчика, но сказать ему чётко  о том, что вам неприятно это слышать и слова  его и поступки обижают вас, наверное, стоит. И этому, в первую очередь, надо учиться у детей. И не только этому. Умению радоваться каждому дню, жить настоящим, замечать прекрасное  рядом и многому другому могут научить нас дети. И чем младше они, тем больше уроков могут нам дать. Один художник, наблюдая за  младенцем, заметил: «Младенец что-то знает. Он приходит из мира, про который взрослые давно забыли. И, возможно, он что-то помнит о той жизни. Но, научившись говорить, он забывает  всё неземное и начинает жить обычной жизнью. И об этом я написала следующие строчки.
О жизни неземной что знаешь ты,
Душа младенца, что вселилась в тело?
Какие мысли, чувства мечты
Ты донести до нас сейчас хотела?
Какую мудрость ты в себе таишь,
О смысле жизни что-то верно знаешь?
О чём мечтаешь и о чём молчишь.
И в повзрослевшем теле что теряешь?
Детей мы учим, как на свете  жить
Мы - взрослые, великие, большие!
А может, нас они должны учить,
Нам тайны открывая неземные?


Рецензии