Иле-Ифе и древнегреческий стадий

Что может объединять африканский город-государство в Нигерии и древнегреческую меру длины? С точки зрения современной исторической науки – ничего. А между тем, факты позволяют утверждать, что история не столь прямолинейна, как нас пытается убедить в этом современная официальная наука.

Древнегреческий стадий вошёл в оборот во времена античной Греции ориентировочно в середине первого тысячелетия до н.э. На практике он имел три значения: олимпийский – 192 м, птолемеевский – 185 м, и географический (аттический) – 184,31 м.
Географический стадий вычислялся греками двумя способами.
Первый – через параметры пирамиды Хеопса. Он равнялся 1/5 периметра её основания (см. Тайны Великих пирамид, полный текст).
Второй – через параметры Земли. Он равнялся 1/600 пути пройдённой поверхностью Земли при повороте на один градус.
Таким образом, географический стадий (Ст) был связан с большим царским локтём (Лк), который использовали при строительстве Великих египетских пирамид, как 1 Ст = 352 Лк.
В тоже время царский локоть вычислялся древними египтянами как 1/6 длины окружности в один метр, которую измеряли на восходе Солнца.
Если изготовить окружность из любого материала диаметром один метр, и поместить её на рассвете или закате на расстоянии 100 метров (100 наблюдаемых диаметров) от наблюдателя, то эта окружность закроет солнечный диск точно по его контуру, при этом видимый угловой диаметр Солнца будет равен 34 мин 22,6 сек, что соответствует угловой видимости Солнца на восходе или заходе, за счёт атмосферного параллакса (на высоте приблизительно 5 мин 43,8 сек над горизонтом, или 1/6 м выше линии горизонта). 
Таким образом, древние египтяне определяли величину царского локтя по восходу Солнца, поднимая его проекцию 1/6 диаметра от горизонта, и наблюдая за искусственным полным затмением Солнца с расстояния 100 диаметров его проекции.
Греки вряд ли об этом знали, поэтому вычисляли свой географический стадий как 1/5 периметра основания пирамиды Хеопса, а затем, уже используя, известные египетские пропорции вычислили диаметр земного шара.
В настоящее время размер этого «стадия» по геоиду (эллипсоиду) Красовского соответствует 1/600 дуги 1° меридиана с координатами 5 град 15 мин 55 сек восточной долготы и параллели с координатами 6 град 36 мин 10 сек северной широты.
Данная точка находится в Нигерии, несколько северо-западней города Бенин Сити (6 град 20 мин 24 сек с.ш., 5 град 37 мин 23 сек в.д.) на расстоянии 210 км от него по магистрали А121 и в 10 км от самой магистрали, в 93 км от побережья, в пустынной местности.

Находки Лео Фробениуса (1873 – 1938) в 1910 году в Нигерии позволяют по-новому взглянуть на историю древнегреческого географического стадия.

Европейцы открыли для себя античную культуру Африки с первых лет её колонизации. На западном побережье Африки ими обнаружены остатки некогда одного из самых могущественных государств тропической Африки. Его столица город Бенин своей величиной, благоустройством, размерами зданий и дворцов поражала европейских путешественников. В XVII веке голландский врач и историк Олферт Даппер (1636 – 1689) писал:
 «Город, вместе с царским дворцом имеет в окружности 5 или 6 миль. По одной его стороне тянется высокая стена 10 футов вышиной... Дворец имеет четырёхугольную форму. Он занимает такую же территорию, как город Гаарлем (1 Город в Голландии.), и окружён особой стеной. Он разделён на многочисленные роскошные помещения, к нему ведут красивые длинные четырёхугольные галереи по размерам такие же, как Амстердамская биржа. В городе тридцать совершенно прямых улиц, содержащихся в большой чистоте...»

В конце XIX века Англия решила прибрать к рукам Бенин, с которым ещё в XV веке наладили торговые отношения португальцы. В 1897 году несколько англичан во время религиозного праздника вопреки наложенному запрету явились в священный город. Двое из них были убиты. И тогда карательная экспедиция Её Величества подошла к стенам Бенина. Ядра и фугасы уничтожили тысячелетний город.
Разгребая в поисках добычи, ещё дымящиеся руины бенинского дворца, английские солдаты нашли около двух тысяч бронзовых фигур.
Вскоре эти скульптуры появились в антикварных лавках. Исследователей этнографических музеев Европы поразило совершенство изделий африканских металлургов, которые, как признали учёные, не уступают образцам эпохи Возрождения и в чем-то походят на них. Это казалось невероятным.
Когда исследователи начали изучать историю Бенина, выяснилось: ещё в XVI веке португальские мореплаватели и путешественники, побывавшие в этом городе, записали легенды о том, что некогда Бенином управляли цари более могущественного города - Ифе, столицы народа йоруба, и что именно оттуда пришло в Бенин искусство бронзового литья. Легенды называли даже имя первого металлурга, пришедшего из Ифе: Игве Игха.

И вот в 1910 году немецкий этнограф и археолог Лео Фробениус, основываясь только на этих легендах, начал раскопки в Ифе. Всего два месяца провела экспедиция Фробениуса в Ифе, но то, что было открыто за это время, превзошло все ожидания. Буквально в первые же дни раскопок вблизи полуразвалившегося дворца одного из правителей археологи нашли куски терракотовой скульптуры, изображающей человека. Фробениус записал в своём дневнике:
«Это были следы очень древнего и прекрасного искусства. Эти раз-розненные остатки были воплощением симметрии, живости, утончённости формы, которая непосредственно напоминает Древнюю Грецию... Ценность находки не оставляет никаких сомнений: она указывает на что-то, безусловно, экзотическое, на существование необычайно древней цивилизации... Ещё немного, и я с уверенностью смогу утверждать, что мы находимся сейчас там, где некогда стояла священная обитель Посейдона...»

Дело в том, что Фробениус был уверен в существовании Атлантиды - а совершенство найденных скульптур в Ифе казалось ему неоспоримым доказательством того, что именно «страна йоруба с её пышной растительностью, с её цепью озёр на побережье является Атлантидой, родиной наследников Посейдона, бога моря, названного йоруба Олокуном, страной людей, о которой Солон сказал: «они распространили свою власть вплоть до Египта и Тирренского моря». И когда Фробениус в священной роще йоруба, где, по преданию, пребывал дух бога моря Олокун, нашёл бронзовую, покрытую многовековым налётом патины прекрасную скульптуру, отличную по манере исполнения от бенинских фигур и превосходившую их по техническому мастерству, последние сомнения у исследователя отпали, и он записал в дневнике:
«Перед нами лежала голова изумительной красоты, чудесно отлитая из античной бронзы, правдивая в своей жизненности... Это был в самом деле Олокун, Посейдон Атлантической Африки».

В 1938 году там же в Нигерии были случайно обнаружены восемнадцать бронзовых голов; опять-таки очень близких античному искусству. Однако на этот раз поражала ещё и несомненная портретность скульптур. И снова начались споры. И снова многие выводили истоки открытой культуры от берегов Средиземноморья.
В 1940 году неподалёку от Ифе археологи обнаруживают множество керамических изделии той же культуры, а также погребение с пятью терракотовыми головами, причём две из них выполнены в стилистической манере, типичной для африканской скульптуры, какой она представлялась до открытий в Бенине и Ифе, а три другие - в стиле, характерном для этих открытых памятников. Эти находки уже не оставили сомнения в том, что искусство Ифе своим возникновением обязано местным африканским традициям, а кажущаяся необычность его для Африки говорит лишь о том, что науке, по сути дела, ещё очень мало известно об африканском искусстве.
В 1943 году в одном из оловянных рудников Северной Нигерии, вблизи селения Нок, под восьмиметровым слоем породы были неожиданно найдены фрагменты керамики. Английский археолог Б. Фэгг, тщательно исследовав рудничные отвалы, откопал огромное количество ранее просто незамеченных фрагментов глиняных изделий: терракотовые головы, статуэтки... А радиоуглеродный анализ показал - эти скульптуры были изготовлены ещё в начале I тысячелетия до нашей эры. Иначе говоря, искусство Нок оказалось более чем на тысячелетие старше бронзовых и глиняных скульптур Ифе.
Вскоре выяснился ещё один важный факт: эта культура не сосредоточивалась лишь вблизи селения Нок. Общая площадь распространения её оказалась равной примерно 180000 квадратных километров!

Оценочная датировка артефактов культур Нок, Ифе и Бенина позволяет выделить три не связанных между собой хронологических периода, но в тоже время имеющих безусловную культурную связь.
Первый период: 700 – 600 года до н.э. (культура Нок)
Второй период: 200 – 400 года н.э. (культура Ифе).
Третий период: 1300 – 1500 года (н.э. культура Бенин).

В интервалах между этими периодами, на этой территории господствовала культура примитивных народов, ни чего общего не имеющая с культурами рассмотренных периодов.

Учитывая то, что первый культурный период (культура Нок) по времени совпадает с ведением древними греками в оборот понятия «географический стадий», можно с уверенностью предположить, что африканская и греческая культуры того времени имели один корень, который очевидно был так или иначе связан с культурой Древнего Египта.

Вопрос, как распространялись эти культурные связи и почему они носили циклично-эпизодический характер, ещё ждёт своего исследования. Но уже сегодня совершенно очевидно, что исторический процесс это не линейная последовательность событий, а очень сложный циклический процесс, природа которого нам сегодня ещё неизвестна.


Рецензии