Битва проектов. Проект М. Хазина
Одним из докладчиком был М.Хазин. Его проект назывался «Не либеральная модель экономики». Он заявил, что «если мы посмотрим на историю, то увидим, что было два направления: 1 интерпретация скрижалей заветов, это и христианский проект, это и исламский проект, это и коммунистический проект и 2 альтернатива – золотой телец. В 1991 году, как и написано в Ветхом Завете победил золотой телец. Эта победа довольно быстро закончилась поражением. Перед нами встал вопрос о возврате к исходной модели, к скрижалям. Нужно думать о новой модели. Мы должны придумать новую модель экономического развития, которая построена на принципах, которые в скрижалях.
Последняя попытка создать экономическую модель с интерпретацией библейских правил – советская - завершилась крахом. Если посмотреть на СССР это была абсолютно та же капиталистическая модель, но только СССР в ней выступал государством-корпорацией, в которой все граждане были акционерами. И социализм был в системе распределения, но не в экономической модели.
С точки зрения Маркса это и не могло получиться, потому что переход к коммунизму возможен только тогда, когда этот переход произойдёт по всему миру одновременно. В этом смысле СССР это специфическая конструкция, в которой изначально теоретически марксовской логикой не предполагалось.
После 1991 года весь мир стал капиталистическим, и мы подошли к ситуации, которая описана Марксом, что капиталистическая модель подошла к своему логическому завершению. И в этом смысле, теоретически, быть может, можно было бы перейти к логике коммунистической, но я пока не вижу, как бы это могло произойти, потому что никаких тенденций к этому нет, а соответственно времени осталось очень мало до развала.
Если новая модель не будет предъявлена в течение нескольких ближайших лет, то в этом случае мир сваливается в ситуацию конца девятнадцатого начала двадцатого века, то есть множества независимых центров, которые между собой будут жёстко конкурировать в рамках капиталистической модели.
Фактически мы будем вынуждены прожить двадцатый век снова, потому что мы не смогли ничего придумать. Поэтому, я считаю, представители моего проекта должны в течение ближайших двух-трёх лет предъявить модель нового экономического развития, которая будет соответствовать библейским заповедям и даст возможность человечеству развиваться по совершенно новым путям».
Итак, М.Хазин увидел в истории нескончаемую борьбу «золотого тельца» со скрижалями Заветов, в которой победа периодически переходит, что называется, из рук в руки. «В 1991 году, как и написано в Ветхом Завете победил золотой телец. Эта победа довольно быстро закончилась поражением. Перед нами встал вопрос о возврате к исходной модели, к скрижалям».
То есть, как изрёк израильский мудрец Экклезиаст, «что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», кроме «интепретации моисеевых скижалей». Однако «последняя попытка создать экономическую модель с интерпретацией библейских правил – советская - завершилась крахом». Поэтому нужна новая интерпретация. «Мы должны придумать новую модель экономического развития, которая построена на принципах, которые в скрижалях». Мы это господин Хазин. Это нужно сделать за два-три года, иначе ХХI век повторит век ХХ-й. «Всё вернётся на круги своя».
В общем, вернулась «ситуация, которая описана Марксом». «Капиталистическая модель подошла к своему логическому завершению», к марксову государственному коммунизму. «И в этом смысле, теоретически, быть может, можно было бы перейти к логике коммунистической», но пока господин Хазин не видит, «как бы это могло произойти, потому что никаких тенденций к этому нет».
Дело в том, что, по мнению М.Хазина, в «СССР была абсолютно та же капиталистическая модель, но только СССР в ней выступал государством-корпорацией, в которой все граждане были акционерами. И социализм был в системе распределения, но не в экономической модели». То есть в том, что советская модель завершилась крахом, Маркс не виноват. «СССР это специфическая конструкция, в которой изначально теоретически марксовской логики не предполагалось». Получается, что ленинизм, а тем более сталинизм это не марксизм. В 1920-х лоханулись большевики, а не марксисты. НЭП свидетельствует, что большевики-ленинцы попали впросак.
Важно также заметить, что в советском «корпоративном государстве» «все граждане были акционерами» без акций. Ну, а советские граждане ни сном, ни духом не ведали, что они советские акционеры. Понятия народный капитализм тогда ещё не было и основоположник народного (акционерного) капитализма Л.Келсо ещё был слишком юн, он родился в 1913. Кроме того «государство-корпорация» это фашистское, национал-социалистическое государство. Здесь, видимо, сказывается «тлетворное влияние Запада», идентифицирующего коммунизм и фашизм, как преступность против человечности.
Как бы то ни было, «перед нами встал вопрос о возврате к исходной модели, к скрижалям». С одной стороны, «можно было бы перейти к логике коммунистической». С другой стороны,- говорит М.Хазин, "я пока не вижу, как бы это могло произойти». Тем не менее, «нужно думать о новой модели. Мы должны придумать новую модель экономического развития, которая построена на принципах, которые в скрижалях».
Вот такая вот перспектива обнаружена М.Хазиным. «Интерпретация скрижалей заветов - христианский проект и исламский проект» имеют место быть, а «коммунистический проект» - неизвестно, хотя «капиталистическая модель подошла к своему логическому завершению». И если коммунистический проект не возродится, то это значит, история не ходит по кругу, и направлений истории больше двух. Значит, не имеющая единства борьба двух противоположностей, «скрижалей и золотого тельца» должна подойти к концу.
Короче, новый проект это не христианский и не исламский, и не коммунистический проект. Мало того он больше «новой модели экономического развития», так как в классическом виде должен иметь «три источника три составные части» - философию, политическую экономию, и либо научный коммунизм, либо научный капитализм. Политическая экономия включает в себя политическую теорию и экономическую теорию. А «Новая модель экономического развития» это даже не экономическая теория среднего уровня. Это что-то вроде предвыборной экономической платформы, которую для В.Путина готовил и готовит А.Кудрин.
Самое главное, крах СССР и всего социалистического лагеря это крах марксизма. Он указывает на то, что погоня за прибылью привлекательней, чем её отсутствие. Вместе с тем учение о конвергенции капитализма и социализма в конце ХХ века как бы подсказывало третье направление истории. Другое дело, что его в 1990- не смогли осуществить ни М.Горбачёв, провозгласивший плюрализм, многообразие форм собственности, ни Б.Ельцин. Не смогли, так это оказалось сложней, чем думалось.
Итак, сможет ли М.Хазин произвести в теории скрещивание капитализма и социализма, трудовой теории стоимости и рыночной теории стоимости, хозяйственного расчёта и коммерческого расчёта покажет время, то есть два-три последних года. В скрещивании единство противоположностей, синтез тезиса и антитезы.
Свидетельство о публикации №217102101566