Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 40. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 40. ГЛАВА 14. СТ. 1-14. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


ГЛАВА 14. Три гунны материальной природы.

1.Шри Бхагаван Сказал.
И снова Я сообщу тебе лучшее из всех знаний, зная которое, все мудрецы из этого мира достигли высшее совершенство.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова Бог Кришна требует внимания Арджуны. Бог Знает, что Арджуна в себе несколько утомлен диалогом, его восприимчивость падает, его мысли становятся менее собранными и сосредоточенными. А между тем, еще только середина диалога. Диалог должен продолжаться, будет и напряжение, будет и требование реакции Арджуны, и потому Бог делает акцент на важности и следующих знаний и сообщает, энергетически передает ему Своими словами то состояние, тот внутренний настрой, который будут приближать Арджуну к сотрудничеству с Богом и старанию в плане ведения диалога.

Что же касается мудрецов и совершенства. Конечно же речь не о мудрецах, а о религиозных людях, занятых преданным служением. Также, высшее совершенство – это то, чего не существует для энергий Бога, для души. Высшее Совершенство – это Божественное качество, принадлежащее только Богу. Но развить качества, угодные Богу, невозможно, не постигнув суть Иллюзорных энергий Бога, которые постоянно вовлекают человека в материальные игры и роли, развивающего порядка, которые постоянно сопровождают материальную природу, всегда направлены на все живые существа и работают только Волею Бога над их материальным и духовным развитием и от которых в свое время необходимо силою преданного служения освобождаться. Иначе дверь на духовный план закрыта.

Но для Арджуны и его современников надо было именно так сказать и так усвоить, ибо люди тяготели к доминированию, к достижениям высочайшим и неповторимым, этим мерили, это брали и в основу своего преданного служения, т.е. даже будучи религиозными. Власть, слава, деньги, сила, мощь, почитание, самонадеянность, героизм, могущество, совершенство… - вот были критерии общества, двигатели материального и духовного развития, и были позволительны такие подходы для достаточно еще не развитого ума и интеллекта. На любой ступени общество должно иметь высочайшие духовные знания, которые бы помогали в духовной практике и непременно соответствовали общему уровню развития общества, его ценностям, даже материальным, и в пределах умственного развития людей, ступени этого развития на данный период.
Теперь человек достаточно интеллектуально развит, может и понять, и принять более строгое изложение совершенных Знаний более приближенных к истине, и это только способствует материальному и духовному развитию человека, благоприятствует его подъему по ступеням собственного развития и помогает достичь таким образом качества, угодные Богу и те, через которые Милостью Бога человек может быть отправлен на духовный план, но в свое время.

2.Постигнув это знание, достигают такой же, подобной Моей Собственной трансцендентной природы, и во время сотворения не рождаются, и во время уничтожения не потревожены.

КОММЕНТАРИЙ:

Проще говоря, человек, обладая такими знаниями, непременно достигает духовный план. Однако, все же и здесь следует уточнить. Иллюзорные энергии Бога есть Сам Бог, продолжение Бога, ни есть нечто отделенное, что можно взять и употребить, как инструмент. Инструмент Бога всегда при Творце, неизменно. И Управлять этим инструментом может только Сам Всевышний. С этим инструментом также никто не может, кроме Бога, обращаться, никто не может его постичь сколько-нибудь, никто не может точно знать, как он работает. Его невозможно и толком осознать никаким материальным или задействованным в преданном служении умом.

Знание о гунах природы фактически непостижимо, как и Сам Бог. Но знать надо. Но тогда что? Что это есть инструмент Бога, что это есть энергия Бога, творящая Волею Бога План Бога. Этот инструмент направлен на творение, управляет творением так, что неотличимо от Бога и его Личного присутствия и здесь Управления. Этот инструмент не имеет границ, не имеет аналогов в мире материальных отношений, никем более не может ни управляться, ни постигаться. О нем, о его существовании просто надо знать и еще немного, что позволит в этом направлении Бог. Этот инструмент пронизывает весь материальный мир и остается в нем, есть мысль Бога, есть Личное присутствие Бога при отсутствии или полном отрешении Бога, есть то, что непостижимо, есть то, что полностью себе все подчиняет, все творение, как и Управляет, как и развивает. Не счесть этому инструменту направлений воздействия на живые существа, весь совокупный материальный мир, не счесть ему задач на творение, не счесть его и Могущества, и достоинств. Ибо это Сам Бог, неотличный от Своего проявления в виде иллюзорных энергий. Не постичь. Тем более не постичь ни через какие условия или знания, присутствующие в материальном мире, трансцендентной природы Бога. Это невозможно ни через какие усилия, ни через какие постижения или изучения инструментов Владыки. Но и не просто так сказано.
Человек, преданный Бога, увидевший через призму совершенных духовных знаний, через призму преданного служения и многих здесь духовных практик работу иллюзорных энергий Бога, непременно достигнет качеств, угодных Богу, ибо просто так понимание Бог о своих иллюзорных энергиях не дает, но старательному, но усердному, но занятому в постоянном преданном служении. А потому такой человек Волей Бога достигнет качеств, угодных Богу, и непременно, благодаря этим качествам, Милостью Бога оставит материальный план и перейдет на духовное существование. Это – да. Но в свое время. И более не коснется такого человека колесо сансары, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это Бог творению обещает.



3.Брахман – Мой источник рождения всего материального существования. Оплодотворяя его, я даю возможность всем живым существам с тех пор появляться на свет, о, Бхарата.

КОММЕНТАРИЙ:

Брахман есть Сам Бог, Тот, Кто дает живым существам возможность рождаться и воспроизводить себе подобных. Именно Бог дает семя и входит в это семя, именно Бога дает оплодотворение, именно Бог развивает зародыш, присутствуя в нем неизменно и развивая тело согласно Плану Бога, карме живого существа и согласно Цели Всевышнего на его рождение и те качества, которые в новом рождении живое существо должно и проявить, и развить, как и заимствовать у родителей.

Надо знать, что все живые существа вращаются в колесе сансары. Это относится и к растительному миру, и к животным, и к насекомым, ко всему движущемуся и неподвижному. Все обязано идти по пути материального и духовного развития. Каждое живое существо после оставления тела, непременно должно продолжить путь своего материального развития через новое тело, новых родителей, новые возможности тела, новые условия и обстоятельства. Все это непременно для каждого дает Бог. Именно Бог ведет к друг другу, соединяет живые существа для зачатия плода, именно Бог дает время и место, именно Бог дает живым существам понимание этого акта, именно Бог дает и необходимое поведение, избирательность партнера, чувства, все необходимое, связанное с развитием плода или его вынашиванием у живородящих и все другое, что связано с воспроизводством себе подобных. Именно Бог также дает само рождение и Управляет родителями или одним из родителей, чтобы ухаживать за своим потомством, оберегать его, поддерживать, обучать в свою меру согласно ступени материального и духовного развития живых существ. Все живые существа непременно, как бы ни покидали тело, при каких бы условиях ни оказывались, но всегда непременно Волею Бога рождаются и продолжают свое существование. Это – незыблемая Воля Творца во все времена, дающая жизнь, дающая возможность душе развиваться, дающая творению быть и подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития.

4.Во всех формах жизни, о, сын Кунти, для всех форм тел, в которых появляются на свет живые существа, для них Брахманом, источником рождения всего материального существования являюсь Я, дающий семя Отец.

КОММЕНТАРИЙ:

Материальный мир непременно должен идти по пути материального и духовного развития. Это закон Бога, неукоснительное требование Бога, и именно сюда направлен труд Бога. Развиваться должен материальный мир в лице всех живых существ, всех форм тела и форм жизни, во всех средах, всех уровней, от малейших и мельчайших… Этот процесс в материальном мире нескончаемый, постоянно поддерживается и направляется Богом, непременно обеспечивает рождение каждому живому существу, включая и весь растительный мир и сверх того и более того, начиная с микроскопических форм жизни. Все обязано быть, жить, наслаждаться жизнью, идти по пути преодолений, обновлять свои тела, свои условия жизни, обретая новый опыт, материальные знания, новые возможности. Сам Бог постоянно поддерживает и направляет этот процесс извне и изнутри, являясь и семенем, и процессом оплодотворения, и зачаточного состояния, и рождения, и становления живого существа. И этот процесс поддерживается Богом постоянно, направляя живые существа вновь и вновь в колесо сансары.

Только Бог Знает, что ждет живое существо после рождения, Знает, какие качества оно приобретет, Знает, какова будет судьба живого существа и Знает, когда оно снова поменяет тело. Только Бог Знает, все о каждом, все рождения каждого, все качества каждого, все возможности и все пути, которые еще предстоит живому существу пройти. Именно Бог причина рождения, но при этом Бог работает через Свои иллюзорные энергии, давая живым существам определенные чувства, устремления, надежду, радость от половых отношений, давая понимание среды, где может происходить половой акт, давая живому существу строго предназначенную для него пару и взаимопонимание, и восприятие, как и весь эмоциональный окрас события и его значимость.

Только Бог через иллюзорные энергии дает живому существу понимание себя матерью, отцом, если надо, дает понимание семьи, ответственности, долга, необходимости защищать и воспитывать. Все это через иллюзорные энергии, которые работают и с человеком, и с живыми существами более низкой ступени развития. Все чувства, которые Бог дает в связи с рождением детенышей, непременно работают и на развитие мыслительного процесса, и на качества живого существа, на те качества, с которыми он в свое время войдет в тело человека.



5.Добродетель, страсть и невежество есть качества (гунны) материальной природы, порождаемые материальной природой. Они связывают, о, Сильнорукий, в этом теле вечные живые существа.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что материальная природа сама есть энергия Бога самых разных уровней и полностью Управляется Богом. Сама материальная природа ничего не порождает, ничем не управляет, не может сама по себе, по некоей своей инициативе развивать и себя и другие элементы природы, ибо недвижима, и все другие элементы природы в нее включены… Но материальная природа есть особая энергия Бога, многоуровневая, куда входят и живые существа всех ступеней развития, и растительность, и горные породы, и воздух, и эфир и все другое, куда ни устреми взгляд. Цель Творца на материальную природу – ее развитие. При этом Бог использует для развития одних ступеней природы, другие ступени природы. Все это процесс недоступный для понимания человека, который (человек) также в некотором роде имеет отношение к материальной природе и также, как и все остальное, находится в постоянном процессе развития.

Материальная природа в своей сути есть совокупность проявленных и непроявленных энергий Бога, которые только Бог Знает, как употребить, давая энергиям свойство, направление, силу, могущество, и все другое, что в таком случае Владыка считает необходимым. Все ступени развития материальной природы, так или иначе, находятся в осознании себя, в осознании окружающего материального мира, но в свою меру. Дерево должно осознавать свою структуру, лето и зиму, знать голод, знать боль, знать и другие живые существа, то же самое в свою меру знает трава, кустарник, любая растительность. Птица должно понимать, что она птица, ей свойственно летать и не бояться высоты, что она должна защищать себя, свое потомство, что надо думать и о зиме и надо беречь свое тело. Насекомое также должно осознавать свой образ жизни, потребности, опасности, голод, нужды… Камень имеет также понимание о своей монолитности, о том, что вокруг него есть такие же собратья, что он может быть брошен, поднят, обожжен лучами солнца, может быть в воде…

Все имеет свою толику понимания, ибо все идет по пути сначала материального, а потом и духовного развития уже в теле человека. Но чтобы дать понимание живым существам, чтобы дать интерес, устойчивое чувство себя, чтобы человек осознал себя врачом или ученым или родителем, а заяц осознал опасность или голод, или тревогу, чтобы лев осознал свою силу или внешнюю среду, чтобы жираф осознал свою высоту, чтобы каждый выбрал в материальном мире предназначенную ему еду, укрытие, среду обитания, для этого в материальном мире всегда присутствуют иллюзорные энергии Бога, работающие с каждым, тоже входящие в материальную природу, сопровождающие ее, являющиеся ее неотъемлемой составляющей, но той, которая Управляется Богом в направлении работы со всей материальной природой всех уровней, адресно, согласно ступени  материального  и духовного развития каждого.


При этом о духовном развитии можно говорить в самой простой или примитивной форме и касательно некоторых живых существ низшей природы, которые знают, развивают в себе качества доброты, милосердия, ответственности, долга, помощи, что присутствует в дикой природе и не только и направляется на детенышей, собратьев, семью, на поддержание законов своего вида. Таким образом, в материальном мире всегда присутствуют гуны природы, распределяющие пищу, кров, дающие осознание себя и своего места, дающие понимание своего потомства, болезней, добычи… Но также все эти гуны природы способствуют проявлению и развитию качеств живых существ, переходу их из одного состояния в другое, с одной ступени развития и с проявления одних качеств на другую ступень к другим качествам, что происходит постепенно, индивидуально. Эти гуны природы можно как угодно для понимания человека систематизировать, ибо это несколько для мыслящего живого существа приоткрывает полог работы Бога через Божественные энергии, на самом деле неотличимые от Личности Бога, Который через них присутствует и в живых существах и вне их, постоянно и непрерывно  помогая им и поддерживать свои тела, и входить в контакт с внешним материальным миром, и участвовать в тех или иных материальных играх и ролях, и осознавать себя частью материального мира, вида, человеческого коллектива, и, согласно пониманию, брать на себя ответственность, чувство долга, устремления к труду или любой деятельности.

Т.е. нельзя гуны природы отрывать от Бога, нельзя их приписывать природе, как таковой, нельзя их считать самостоятельными. Также само понятие гун природы создано именно для человека, для его религиозного пути, для осознания, что он полностью управляем Богом, что зависит от Бога, что все дает ему Бог, все чувства, все состояния, все восприятия себя и других. И таким инструментом является многообразие энергий Бога, которые для упрощения и более легкого восприятия Бог разделяет на три категории, что есть вещь весьма условная, но допустимая и полезная, отвечающая на вопросы о ступенях развития человека, о качествах человека, о труде человека преимущественно. Но и любые вопросы существования мыслящий человек может попытаться решить, обратив свой взгляд на гуны природы и непременно стоящего за всем Личность Бога.



6. Поскольку гунна добродетели самая чистая, она просветляет и  освобождает от последствий греховной деятельности. Также, о, безгрешный, она связывает счастьем в общении и знанием в общении.

КОММЕНТАРИЙ:

Гуны природы можно рассматривать неограниченно в отношении всех проявлений материального мира, на всех уровнях существования, видимого и невидимого, движущегося и неподвижного, куда ни кинь – везде они присутствуют и работают неутомимо, поднимая весь материальный мир, все творение по ступеням собственного развития.

Но надо говорить о человеке. Человек тоже есть природа, энергетическая субстанция Бога, имеющая, однако, уже ярко выраженные личностные качества, есть единение тела и души, где такая составляющая, как душа, и в теле человека имеет непременно не только материальные, но и духовные ступени развития. И их надо  в некотором роде человеку в себе оценивать, дабы он понимал или осознавал себя ни природой, ни ее основной частью, ни ее простой составляющей, но уже тяготел к более точному осознанию себя, как развитой частицы Бога. А это возможно осознать через осознание своих качеств, их ступени развития и через деятельность человека, что также имеет ступени развития. Поэтому для человека вводится понимание гун материальной природы, не только как управляющих и развивающих энергий Бога, но и как разделяющих людей по ступеням их уровня развития. Этих ступеней развития человека под влиянием гун природы не счесть, но Бог для определенности все работающие над человеком гуны природы подразделяет на три, для упрощения понимания, для приемлемости этого факта сознанием, но и для того, чтобы человек хоть примерно представлял картину своего развития, откуда и куда он идет и потому усваивал, почему это надо.

Гуны природы, иллюзорные Управляющие энергии Бог разделил для человека на три группы – гуна невежества или тьмы, гуна стрости и гуна благости. Бог как бы дает человеку обратить внимание на себя и несколько скрывает Свое Личное Божественное присутствие за работой гун природы, дабы человек просто разобрался в некоторой степени со своей сутью, со своим положением в материальном мире, с тем, что управляем и ведом, непременно находится всегда под воздействием иллюзорных энергий Бога, поднимающим человека по ступеням собственного развития, помогая через гуны различить хотя бы три основных этапа материального и духовного развития каждого человека в материальном мире, не перегружая его особо подробностями работы гун природы через скрупулезное их исследовании в плане непрерывной и многоступенчатой работы над человеком.

Но все же, представляя человеку гуны природы, нельзя гуны природы возводить в ранг самостоятельности. За ними Личность Бога, непосредственно Сама Управляющая материальным миром и здесь каждым живым существом индивидуально, непрерывно, направляя гунами природы на материальное и духовное развитие через труд, проявление качеств через игры и роли, саму двойственность материального мира. За всем стоит только Бог. Это упускать из виду нельзя и тогда, когда речь идет о гунах природы, как действующих, и развивающих, и воспитывающих, и все знающих энергиях. Но эти энергии никак ни есть плоды самой природы, но есть творение Бога, сопровождающее материальную природу, или развивающие инструменты Бога, направленные Волей Бога на творение, но действуют в условиях материального мира и направляются только Творцом.

Гуны природы, таким образом, разделены на три. Но каждая гуна есть или характеризует путь и уровень качеств живого существа в определенном отрезке его развития и проявления себя; каждая гуна тянется и развивает человека ни одну жизнь, обуславливая в этих пределах свое развитие качеств, свое общение, свою работу, свое образование, свои интересы и привязанности… В каждой гуне человек идет по пути развития, но в рамках данной гуны, т.е. в каждой гуне имеются свои многочисленные подступени, начиная от самых низких, далее средних и тех, что относятся к категории развитых, подводящих к более высокой гуне развития человека, но к ее низшим ступеням развития, где человек начинает снова подниматься по ступеням новой гуны, что отражается на его качествах, интересах, привязанностях, самопроявлении, в работе и снова, минуя низшие ступени, средние, человек переходит в категорию развитой новой гуны и переходит  таким образом под влияние третьей и завершающей гуны природы, которая также ведет по ступеням материального и духовного теперь развития, обеспечивает качествами высшего порядка, деятельностью высшего порядка и постепенно выводит за пределы влияния гун природы, собственно, на духовный план.

Абсолютного выхода из-под влияния гун материальной природы или иллюзорных энергий Бога нет, но есть тот уровень проявления и качеств в условиях гуны благости, которых достаточно, чтобы получить Милость Бога и быть выведенным на духовный план.

Таким образом, человек поднимается с низших ступень гуны невежества, достигает низшие ступени гуны страсти, здесь, развиваясь, достигает низшие ступени гуны благости и здесь, поднимаясь, выходит за пределы материального существования.

Примерно такую картину своего развития, очень приближенную, человек должен понимать и таким образом осознавать себя существом ведомым, имеющим свою позицию на общей лестнице развития, осознавать себя постоянно контролируемым, постоянно развивающимся и непременно, так о себе понимая, должен видеть цель своего пути, Ведущего, Личность Бога, и потому должен ориентировать себя на сотрудничество с Богом, на преданное служение, ибо любое самое малое непослушание, отклонение от Законов Бога и требований Бога к творению карается наказанием, о чем свидетельствует путь в материальном мире, наполненный страданиями и преодолениями.

Но теперь человек знает, вооружен пониманием, ему дается Божественное руководство через Святые Писания, и дается в свое время желание преданно служить Богу в условиях материального мира, что и будет способствовать развитию качеств и выходу за пределы влияния гун материальной природы или иллюзорных энергий Бога.

Теперь вкратце о гуне благости. Это достаточно условное понимание об уровне реальной ступени материального и духовного развития человека. Но приемлемо, чтобы хоть как-то человек мог ориентироваться или на что-то надеяться, обозревая свою возможную ступень развития. Снова надо предупредить, что доподлинно о ступени каждого знает только Бог. Но Бог Милостивый и дает некоторые ориентиры, дает и мыслительный уровень, чтобы обозреть свой путь, свои качества, проследить и свои возможности, как и оценить. Но не заостряться и отпускать.

Гуна благости наиболее малочисленная, ибо здесь уже не задерживаются, но выходят Милостью Бога на духовный план. Здесь преимущественно присутствуют преданные Бога, но и могут быть те, кто уже на подходе к преданному служению или благосклонен к преданным, привлекается Совершенными Духовными знаниями и не может заняться полноценным преданным служением по тем или иным обстоятельствам, связанным с отдачей долгов Богу Кришне, что есть путь очищения или путь страданий и преодолений, или вследствие развития тех качеств, которые ущербны и еще препятствуют этому пути и подлежат развитию или искоренению в условиях именно материального преимущественно существования.

Также на ранних ступенях гуны благости человек, хорошо это не осознавая, может быть еще несколько материалистичным, привязанным к посулам материального мира, но в той степени, когда не очень переживает, если приходится претерпевать, воздерживаться от благ или побуждается Богом к простому образу жизни и здесь ослаблению материального обеспечения и удовлетворения чувств даже насущным.

Но в развитой гуне благости человек добродетелен, устремлен к изучению Святых Писаний, духовной практике, немногословен, никого не осуждает, терпелив, смиренный перед Богом, непременно поклоняется Всевышнему и занят деятельностью на благо живым существам. Счастьем в общении такой человек занят может быть лишь на первых ступенях гуны благости, но, а на развитых ступенях гуны благости это общение становится религиозным, направленным на духовное развитие, на проповеди; и тем человек может находить себе удовлетворение и питать свои духовные и в некотором роде даже материальные чувства.

Знание также в гуне благости человек может получать, как непосредственно из Святых Писаний, так и через общение или разговор с религиозными людьми, через слушание духовных наставников, через сам путь преданного служения, который есть неисчерпаемый Волею Бога кладезь духовных знаний. Гуна добродетели непременно уже не подернута гуной страсти в большой мере, не наделяет человека материальным счастьем и радостью, никак не связывает человека привязанностью сильной к материи, но в некотором роде, необходимой, чтобы поддержать свое тело и выходить на связь с людьми, которые от тебя зависят или от которых все еще зависит человек сам. Свободы никому эта гуна в полной мере не дает, и это надо понимать правильно.



7.Гуна страсти, знай, проявляется в привязанностях живого существа,  порождаемых из страстного желания в общении. Она связывает, о, сын Кунти, воплощенных кармической деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ:

Гуна страсти почти на всех своих подступенях очень влиятельная и связывающая человека гуна. Это самая многочисленная гуна, которая берет на себя ответственность за все привязанности человека, его устремление к наслаждениям, власти, славе, деньгам, общению, работе; она, гуна страсти, отвечает за процветание человеческого общества, материальные науки, войны, за творчество, искусство, медицину, образование, космические достижения, политику, власть… Все, что процветает, что преодолевает, что достигает, что выискивает пути, что уничтожает, что подавляет и многое другое греховное и неутолимое произрастает отсюда, как и добродетель, как и защита, как и противостояние и справедливость; все, имея чисто материальную основу, не видя за всем стоящего Творца, приписывающее все себе и своему желанию и цели… - все именно проистекает из гуны страсти, развивая человека через его греховную деятельность и пожиная плоды этой греховной деятельности неизменно Волей и Планом Бога через путь страданий и преодолений, так поднимающего по ступеням материального и духовного в некотором роде развития Свое неуемное и жаждущее наслаждений, разумное в некотором роде творение, привязанное к наслаждениям и плодам любого своего труда.

На эту гуну приходится наибольшее количество преступлений, насилий всякого рода, страданий, как последствий греховной деятельности, материальных наук, открытий, развитие технологий, все космические дерзания, все проникновения в глубь Земли и в глубь атома, все поиски истины, все творения рук человеческих, не знающих за всем стоящего Бога и потому горько и на каждом шагу за это расплачивающихся. Эта гуна вращается в колесе сансары дольше всех, дольше всех ищет Бога и человек под влиянием этой гуны проходит через колесо сансары самое большое количество религиозных направлений и практик, проходит через воплощение в самых разных нациях, проходит самый разный опыт материального существования, развивает мыслительный процесс до ступени, подходящей, чтобы перейти на уровень преданного служения в следующей гуне благости.

Здесь, в гуне страсти, как нигде, человек понимает боль, страдания, прагматизм, потери, милосердие, устает от посулов материального мира, учится терпеть и понимать, приобретает качества подходящие, чтобы быть вовлеченным в преданное служение в свое время. Эта гуна превозносит знания, науки, активно пользуется плодами цивилизации, начинает активно бороться за мир, справедливость, добро, порядочность и другие духовные столпы материального мира, таким образом противостоя низшим проявлениям человека преимущественно из той же гуны, но в изощренном и греховном проявлении. Именно гуна страсти вовлекает человека в самые непростые игры и роли и постоянно запутывает человека в последствиях греховной деятельности, и именно представители этой гуны усиленно чистятся Богом и призываются насильственным путем к аскетизму, добродетели, простому образу жизни и религиозному пути. Гуна страсти самая представительная и самая разношерстная гуна и самая трудовая, а потому наиболее вовлекаемая в исправление всеми средствами Бога, ибо со всех сторон уязвима, ибо хорошо на все Божественные средства Управления и воспитания реагирует, понимает их или осознает достаточно, чтобы извлекать уроки и таким образом подниматься вверх по ступеням материального и духовного развития.



8.Но гунна тьмы, знай, рожденная невежеством, вводит в иллюзию все живые существа. Она связывает безумием, ленью и сном, о, Бхарата.

КОММЕНТАРИЙ:

Гуна тьмы – печальная гуна, при обозрении ее с любой стороны. Но сама в себе она не плохо себя чувствует, не напрягает себя особым мыслительным процессом и знаниями, действует без особых внутренних установок, интуитивно, чуть по реакции близка к представителям животного мира. Человек в гуне невежества или тьмы проявляет качества достаточно не высокого уровня, как правило, жаден, любит много спать, вспыльчив, способен к насилию и жестокости, не испытывает сочувствия, понимания страдания других, не может дать правильные советы, не устремляется помогать, не может говорить логично, четко, опираться в себе на материальные знания и ими аргументировать, не любит учиться, более тяготеет  в лучшем случае к физическому или простому труду, с людьми не умеет говорить, боится своей речи, боится людей, четко не понимая почему. Но в меру понятлив, в меру трудолюбив, в меру и активен согласно требованию своей ступени. Часто может выглядеть, как нелюдимый, неаккуратный, не очень понятливый в более сложных вопросах, не докапывается, не пытлив умом…

Но так стоящий человек очень быстро реабилитируется, часто для более уверенного проявления себя наделяется подходящим телом, лицом, некоторыми внешними данными, позволяющими легче входить в контакт с другими людьми, вовлекаться в материальные игры и роли, что позволяет через последствия греховной деятельности, что есть страдания и преодоления, и с помощью материального общества и его общей ступени развития и достижения технологического прогресса, как и моральные и нравственные ценности и культуру и пр., поднимать человека более быстрыми темпами по пути материального и духовного развития и скорее переводить его под влияние гуны страсти, где уже с первых ступеней этой гуны человек начинает активно развиваться через семью, долг, обязанности и прежде всего через труд, религии подходящего уровня.



9.Гуна добродетели проявляется в счастье, гунна страсти проявляется в кармической деятельности, о, Бхарата, но гунна тьмы, покрывая знание, проявляется, сказано, в безумии.

КОММЕНТАРИЙ:

Очень не просто по поведению человека, по его речи или образу жизни точно определить, под влиянием какой преимущественно гуны он находится. Ибо в каждой гуне из трех есть и проявление элементов двух других гун. Каждый человек, переходя под влияние следующей гуны, полностью от качеств и проявлений предыдущей гуны или двух гун не освобождается. Но есть некоторые очень приблизительные признаки, показывающие через определенные проявления человека, под влиянием какой гуны преимущественно находится человек. Такие указатели приведены и в данном стихе. Но все же и эти указатели и достаточно зыбки и не подвластны любому уму, чтобы их зафиксировать и сделать хотя бы предположение о ступени человека и гуне, под влиянием которой он находится.

Гуна добродетели проявляется в прежде всего преданном служении или когда человек уже качествами готов. Но кто это может знать? Только Личность Бога. Но отличительные качества такого человека преимущественно: добродетель, аскетизм, религиозность, терпение, изучение Святых Писаний, контроль ума, желаний чувств, тяготение к простому образу жизни, не привязанность к наслаждениям и посулам материального мира. В разной степени, но это может быть свойственно человеку под влиянием этой гуны.

Что касается счастья, то оно более чувствуется в тех, кто под влиянием гуны страсти, ведом преимущественно иллюзорными энергиями Бога. В благости человек внешне никак не проявляет особого счастья ни по каким признакам. Это более внутренняя удовлетворенность, которая не имеет особой внешней выраженности. Это результат религиозности, милосердия, любви… Но это не изобилие так проявленных чувств и никак не связано с внешним материальным миром. Хотя преимущественное общее состояние внутреннего света присутствует, хотя непременно подернутое и преодолениями, и потрясениями, и прочими проявлениями материального мира.

Что касается гуны страсти, то под влиянием этой гуны человек постоянно находится в зависимости от иллюзорных энергий Бога, сулящих и власть, и славу, и деньги, и могущество, и счастье, и успех…  Но для достижения этого человек все же должен работать. Работа в гуне страсти есть залог любого успеха. Это преимущественное направление развития тех, кто под влиянием этой гуны, на любых ступенях ее развития, но здесь помимо такого направления имеется и азарт, и греховная деятельность преступного порядка и греховные пристрастия…, но труд есть все же доминирующее направление людей в этой гуне, ибо это самое универсальное средство развития качеств, то, что и поднимает Волею Бога человека по ступеням материального и духовного развития и переводит под влияние гуны благости, где человек уже остывает к труду, к плодам труда, как к средству достижения разного рода успехов, вручает плоды труда Богу, Тому, Кому изначально все принадлежит, уже не считает себя производящим и распоряжающимся, ибо преимущественно здесь уже люди обладают духовными знаниями и видят за всем стоящего Бога.

Что касается гуны тьмы, то безумие ни есть определение людей, а есть как бы описание или определение самой ступени. Здесь могут проявляться достаточно низменные качества, устремления, вещи, неприемлемые человеческим обществом. Неразвитый в достаточной мере ум, нежелание постоянно работать, пристрастия греховного порядка, низменное поведение, иногда жестокость и насилие, не понимание других людей, жадность, направленность на постоянное удовлетворение плоти, включая насилие… вот примерный перечень и далеко не полный того, что можно ждать от людей, находящихся под влиянием этой гуны невежества или тьмы.



10. О, Бхарата, человек находится под влиянием гунны добродетели, когда она преобладает над гуной страсти и невежества. Также, непременно, человек находится под влиянием гунны страсти, когда она преобладает над гуной добродетели и невежества. Таким образом, человек находится под влиянием гунны невежества, когда она преобладает над гуной добродетели и страсти.

КОММЕНТАРИЙ:

Этот стих подтверждает то, что человек никогда не находится под влиянием той или иной гуны в чистом виде. И в гуне тьмы человеку свойствен героизм и трудолюбие, как и любознательность и религиозность и многое другое из других гун. Точно также и в гуне страсти человек может быть ленив, груб, не желать учиться, или быть добродетельным в такой мере, которая свойственна только в гуне благости, но при этом устремляться и к славе, и к власти… И в гуне благости человек может быть привязан к работе и считать себя причиной плодов своей деятельности и не очень стремиться к простому образу жизни… Только Бог точно может знать, под влиянием какой преимущественно гуны природы находится человек, что ему мешает и как это искоренить.



11. Когда на все врата в этом теле знание проливает свет, тогда, знай, так говорят, развивается гунна добродетели.

КОММЕНТАРИЙ:

Говорить о вратах тела – это очень мало. Но если все же человек, обладая совершенными духовными знаниями, уже может их применить, если человек уже понимает, что всеми вратами тела Управляет Бог, если человек также знает, как употребить дозволенным образом врата в преданном служении, то в таком случае можно понимать, что он уже на пути или уже в условиях преданного служения, он уже задается вопросами о поле деятельности, он уже устремляется свои вопросы, связанные с телом, разрешить не через материальные знания, но через Святые Писания. Сказать, что человек уже находится в развитой гуне добродетели рано, но то, что он уже пытается правильно ставить вопросы и решать их через Святые Писания, можно, как и можно сказать, что он или на пороге гуны добродетели или вначале. И если есть такое движение к Богу, то обратного хода не будет. И Личность Бога поставит перед человеком и более сложные вопросы и даст более зрелые духовные ответы. В этом не должно быть сомнений.

Но в данном конкретном стихе что означает то, что знания на все врата тела проливают свет? Это означает, что человек получает религиозное авторитетное понимание, что можно есть, что можно слушать, что можно смотреть, что можно говорить, что можно осязать, как использовать половые органы и анус. Это знать – дело не малое. Невозможно стать преданным, но здесь, в таких вопросах быть невежественным. Человек не может идти к Богу через наслаждения, через принятие запрещенной пищи, через грязное тело, через неопрятный вид, через неподобающую речь, через привязанность к материальным ароматам, через слушание праджалпы и участие в ней… Эти знания начальные в начале гуны благости, не первостепенные, могут иногда и в соответствии с теми или иными обстоятельствами нарушаться, но и без них врата к преданному служению закрыты.



12.Жадность, стремление к деятельности, в работе неподдающиеся контролю желания – все это проявляется в гунне страсти, когда она развивается, о, Бхаратаршабха.

КОММЕНТАРИЙ:

В гуне страсти много чего проявляется. Не только указанные качества, но и устремление к материальным знаниям, гнев, зависть, жестокость, привязанность непременно к труду и плодам любой своей деятельности, к славе, власти, деньгам, богатству, к признанию, к творчеству, к общению, к еде, к моде, азартным играм… Не счесть. Но нет одного направления такого, чтобы оно было главенствующим или определяющим, или присущим только гуне страсти на любом этапе ее развития. Гуна страсти многолика, многофункциональна, направлена на все области проявления человека, везде требует себе успех и признание, никак не желает отказаться от самонадеянности и никак не может фактически признать или смириться с тем, что Управляема, подчинена, зависима в лице каждого или огромной гвардии людей, так еще идущих в самом центре гуны страсти, не признающих в своем большинстве ничего и никого, кроме своей воли, своих желаний и своих усилий. И потому все Земные страдания в основном приходятся на долю тех, кто находится именно под влиянием гуны страсти, и им в этой гуне, не смотря на все иллюзорные плюсы, достаются страдания неисчерпаемые и, как правило, непрерывные; и даже религиозный путь так идущих, по сути, материальных людей их не спасает. Но тем не менее, все управляемы Богом, с каждым Бог работает индивидуально, каждому приходится отдавать страданиями за греховную деятельность, каждый в колесе сансары добирает качества и ум, как и отрешенность от плодов труда, и каждый в свое время непременно достигнет гуны благости, и в этом не может быть сомнений.



13.Темнота, также бездействие, безумие, также непременно иллюзия проявляются в гунне невежества, когда она развивается, о, Курунандана.

КОММЕНТАРИЙ:

В гуне невежества проявляются самые низменные, неразвитые качества человека. И лень, и грубость, и упрямство, и отсутствие разумности в необходимой мере, и само невежество… Но такие люди Волею Бога не для того проявляют  эти качества, чтобы их лицезреть и чтобы они приносили страдание другим, но, чтобы, проявив себя, качества своей ступени через деятельность, через общение, через работу, они поднимали нагара эти и другие свои недостатки, обозревали их, получали им оценку со стороны общества и таким образом, чтобы общество данными обществу средствами этих людей, приносящих обществу и его нормам беспокойство, наказывало, воспитывало, поднимало на более высокий уровень развития через материальные знания, культуру, искусство, творчество, закон и нормы нравственности и морали, донося этим низшим формам проявления людей через также наказание, собственно, требование Бога, ибо Бог таких людей развивает и поднимает уже наработанными Волею Бога средствами материального мира, через непосредственные наказания, через воспитательные меры, через понижение материального благосостояния, закон в человеческом обществе. Так или иначе, но человек постепенно и неизменно вовлекается в нормы человеческого общежития, вынужден и понуждается с ними считаться и брать за основу проявления себя и своих качеств. Основополагающим приемом развития качеств человека и на низших ступенях является труд, мнение людей и принуждение к требованиям коллектива и на работе, в домашней среде, и в общественных местах. Таким образом, Бог усмиряет, доносит человеку нормы поведения и также вращает в колесе сансары, давая каждому на себе через других опробовать суть греховных качеств и последствия, этим помогая отказываться от греховных качеств и постепенно подниматься по ступеням материального и духовного развития.



14.Но, когда гунна добродетели развита и воплощенный идет к смерти, тогда он достигает чистых планет великих мудрецов.

КОММЕНТАРИЙ:

Когда гуна добродетели развита, человек уже не может и не должен привлекаться сколько-нибудь материальным планом. Это было сказано для Арджуны, ибо на тот период все религиозные пути, так или иначе, но обещали достижение райских планет и здесь наслаждений. Поэтому, в этой струе Бог и обещает Арджуне и его современникам. Ибо люди были привязаны к материальным наслаждениям, славе, власти, мистике, к успехам в работе и понятия особого не имели о духовном плане и здесь своем изначальном положении и долге перед Богом. Что хотели, то и обещал Бог, ибо надо было мотивировать религиозные усилия человека, дать ему устремленность согласно его ступени материального и духовного развития. На самом деле гуна добродетели должна, призвана изначально завершать материальное существование и выводить на духовный план, должна привлекать человека к преданному служению, к осознанному развитию качеств, угодных Богу, человек должен становиться непривязанным к материальным наслаждениям, понимать, Кто за всем стоит, не вовлекаться в материальные игры и роли и таким образом понимать и видеть вещи, как они есть на самом деле, что в свою меру считается выходом из-под влияния гун природы или двойственности материального мира, создаваемой иллюзорными энергиями Бога.


Рецензии