Двери, двери, двери...

     Я всю жизнь был уверен, внучок, что нет такой двери, у которой бы не было одной из сторон. Когда тебя всю жизнь окружают двери, ты просто не можешь представить себе другого. Поэтому расскажу тебе небольшую историю о нашем городке – добром и тихом, по-настоящему удивительном, старом Дверном. Хотя, какой он старый?!...
     Ты сиди, не ёрзай, и внимательным будь! Видишь, расписалось серебром время на моих волосах? Чтобы не думал, что это от того, что люблю Луну высматривать через окно… Да, хм, через окно! Окно, понимаешь? Необычно это звучит для нашего городка, не так ли? Ничего, подрастёшь – поймёшь.
     А если спросишь, зачем же тогда я, старик, тебе всё это рассказываю, если вижу, что усов, на которые всё можно намотать, у тебя ещё не выросло, так я тебе отвечу просто – эта сказка нужна мне для самого себя. Хотя, всё равно верю, нет, вижу по твоим умным глазкам, что всё ты понимаешь. Возможно, что даже лучше меня самого. Ведь что нам известно о детях, если они нам ничего не говорят, а что думали мы в их возрасте – сами не помним?!
     Так вот. Тебе ещё расти и расти, а уже с самых пелёнок знаешь – у каждого здесь, от мала до велика, за поясом вязка ключей: от спальни, от кухни, от ванны, от чердака, от потолка, от чего только нет у нас ключей. Как известно, у каждой двери существует свой ключ, но не дай бог потерять его от самой главной из них – от своей души. Впрочем, эта история совсем не о ключах, а о том, что происходит за дверями с обеих сторон.
     Много лет тому назад, ещё до моего рождения, здесь было пусто – хоть барабань по пустому бочонку, никого бы не потревожил, ни человека, ни даже зверя. Так было до тех пор, пока один чудак, коллекционирующий двери, не решил пустить их все на пользу. «Зачем мне столько дверей, - говорил он, - если все они пыль собирают?» Но раздавать никому он их не хотел, и тогда придумал, что можно поставить все двери в поле, а потом вокруг них построить дома и улицы. Так и появился наш городок.
     Ох, много воды убежало с тех пор… Слушаешь меня? Смотри мне!
     Так вот, собрались здесь самые разные люди и основали город. А двери все, естественно, были разные. Этот чудак был бы ещё большим чудаком, если бы коллекционировал одинаковые двери. Были одни высокие, другие низкие; одни красивые, другие не очень; одни широкие, другие узкие; одни толстые, другие тощие. А ведь уже стоят – двигать их с места нельзя было, таково единственное условие для приезжих чудак поставил.
     Поэтому и разбросаны дома так странно, и смотрят в разные стороны. Не каждому же хочется, чтобы входные двери были корявыми, низкими, узкими и тощими! Лучше уж обходить дом каждый день по нескольку раз, чем приглашать гостей в те самые – кривые и тощие... Так и много лет никто их не трогал.
     А зря! Одного не рассказал жителям этот чудак. Эти самые кривые и тощие, как оказалось, были дверями особыми! Нет, особенными – по-настоящему волшебными! Первым жителем, который потревожил их несмазанные старые петли, был человек, который сидит здесь, перед тобой.
     Да ты что, правда, не понял?! Это я – он самый!
     А произошло это случайно, в потёмках, когда я очень спешил. Дёрнул ручку, открыл двери, - заскрипело так, будто Земля перевернулась, - и провалился я… Даже не знаю, как бы это сказать. Как в самого себя, что ли?
     В первую минуту страшно было – до жути, никогда не замечал, чтобы у меня коленки тряслись. Но я быстро понял, что бояться там было нечего, и тогда коленки мои вмиг успокоились. Мне показалось, что попал я на небеса – всё кругом светилось голубым цветом, хотя и другие цвета, словно дымка или облака, тоже присутствовали. Смотрю под ноги – ничего нет, всё точно так же, как вокруг, но понимаю, что ступать можно. Оглянулся – а там те самые двери, которые мы всегда избегали. Вот оно что, понял я тогда!
     Далеко я идти не осмелился – вдруг бы потерял из виду единственную знакомую вещь, и как бы я тогда вернулся? Поэтому уже через несколько минут я вернулся домой, и первым делом побежал к родным, чтобы рассказать об удивительном приключении, которое я пережил. Но никто мне не поверил.
     Тогда взял я отцовский набор инструментов, и поставил его в дверном проёме, чтобы двери не закрывались. Расчёт мой оказался верным, и вскоре все увидели, что двери не вели на улицу, как это должно было быть… Такая шумиха поднялась в Дверном! Никогда такого ещё не было!
     Целый день народ бегал из дома в дом, открывали и закрывали каждую дверь, наверное, раз тысячу, не меньше. У соседей напротив комната за волшебной дверью светилась оранжевым светом, а в доме моего лучшего друга – зелёным. Каких только цветов по всему Дверному не обнаруживали. Ни одной похожей по цвету не было, да и по запаху тоже. Ой, я разве не сказал? Мы заметили, что за каждой дверью пахло по-особому. У нас – малиновым пирогом, у одних соседей – сушёной травой, у других – травяным чаем, а в доме лучшего друга – подушками с перьями.
     Именно в тот день исчез чудак-основатель. Больше никто его не видел… Ничего, эта история не о нём. Я продолжу рассказывать о том, что было обнаружено за теми дверями.
     Когда любопытство пересилило опасения, начали люди уходить вдаль, конечно, сперва обмотав себя длинной верёвкой, чтобы можно было найти обратный путь. Оказалось, что чем дальше ты заходишь, тем больше всего интересного можно было там найти.
     Например, я много лет мечтал о велосипеде, и когда там попался мне на глаза новёхонький - словно с завода, то не мог найти себе места от радости. Люди находили пишущие машинки, телескопы, краски и холсты, мотоциклы, фотоаппараты, наборы для резки по дереву – в общем, к чему у кого душа лежала, то человек и находил. Все жители Дверного словно обрели другую жизнь.
     А ещё в мире за дверями такая особенность, что там ты словно остаёшься наедине с собой, потому что никого там не было слышно. Поняли это почти сразу, когда пытались заходить туда вместе. Облака, казалось, играют музыку, в воздухе царят едва слышимые звуки, но вот рядом с тобой кто-нибудь стоит – и только видно, как губами шевелит. Ничего не слышно!
     Не спи! Потерпи ещё немного – история уже подходит к концу…
     Со временем ажиотаж на задверные миры сошёл на нет. Тому было несколько причин. Во-первых, далеко заходить не было смысла. Вещи, которые иногда можно было найти, на каком-то расстоянии уже не появлялись. Некоторые на три дня уходили – и возвращались ни с чем. Говорили, границ там никаких нет, но и делать там было нечего. Всё, что нужно было, находилось всегда достаточно рядом. Во-вторых, когда все увлеклись тем миром, не заметили, сколько дел накопилось в Дверном. Люди забыли о своей работе, о домашних животных, даже о детях. Ещё немного, и могло показаться, что город вмиг опустел, был брошен на произвол, люди из него бежали.
     Так с тех пор и принято – иногда открывать двери, немного там прогуливаться, что-нибудь уносить с собой, но обязательно возвращаться. Рано или поздно ведь становится скучно: ничего не поделаешь, ни с кем не поговоришь. Некоторые оставляют двери открытыми, просто бросают свой взгляд туда, когда проходят мимо – им достаточно такого вдохновения. Люди поняли, что всё, что оттуда можно для себя вынести, должно приносить пользу здесь.
     Многие нашли себя там. Нашли там, но проявились уже здесь. Ведь сколько было среди нас тех, кто вяло передвигал ногами, усталыми глазами скользил по окружающим предметам, пока не нашли того, чего им так не хватало в жизни. За это жители Дверного благодарны чудаку, который собрал эти двери и основал наш город.
     Бесчисленное количество листьев с тех пор сбросили деревья в нашем саду… Но, кажется, теперь понял я кое-что в жизни. Всё же есть в мире такие двери, у которых нет обратной стороны. В одну из них ты пришёл в эту жизнь, внучок, а в другую я… Кхм, как же это сказать. Рука моя трусящаяся уже держится за ручку от неё, да… Этих дверей никто не видел, они вроде нигде и не находятся, но всё же через них проходит каждый из нас.
     Эх, двери-двери! Сколько же мы проходим сквозь вас – тысячи, миллионы раз, а не задумываемся о вас почти никогда. Повезло нам, жителям Дверного, что у нас есть волшебные двери, а ведь у других их совершенно нет. Поэтому, внучок, цени их – они тебя могут многому научить. Будешь вспоминать мои слова, когда вырастешь, и ещё будешь гордиться тем, что я тебя на руках держал…

21.10.2017, Волгоград.


Рецензии