Загадки Исхода. 1. Суккот - шалаш из тростника

Библейская история исхода евреев из Египта широко известна и обросла домыслами в силу её безусловной загадочности. Чего стоят лишь волны моря, расступившиеся перед беглецами и в одночасье похоронившие армию фараона, спешащую вдогонку. Рискнём обозреть захватывающую панораму Исхода с высоты умения гуглить и через призму здравого смысла. А после того, что увидит наш пытливый взор, попробуем сделать выводы, если потребуется.
Оставим за пределом поиска казни египетские и прочее. Обратимся к тексту Торы и его переложению в Библии.

Книга Шемот, 12:
37 Вайисъу бней Исрайэль ме Рамсэйс сукота кшеш-меот элеф раглей агварим левад митаф,
38 угам эрев раэв ала итам у цеон вэбарак микнэ кавэд меод.
---
37 И отправились сыны Исраэйлевы из Раамсэйса в Суккот, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме отпрысков.
38 А также многочисленный сброд вышел с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
---
Книга Исход 12:
37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.

Итак, число ушедших от фараона - шестьсот тысяч взрослых мужчин. У каждого - в среднем одна жена. Семьи евреев, согласно предыдущим главам книги Шемот, были многодетными, что тревожило древнеегипетскую элиту, - но пусть детей в каждой еврейской семье было лишь трое... Итак, столицу фараона покидали: 600000х(1+1+3)=3000000 - три миллиона человек со стадами коров и отарами овец, которых было вряд ли меньше. Даже если не брать во внимание представителей многочисленного сброда, толпа будет приличная - три населения Красноярска. Кстати, о сброде. Фантазия переводчика-дилетанта при словосочетании «эрев раэв», означающем в Библии «разноплемённых людей», рисует тех, кого иудеи пренебрежительно величали то ли «вечерними раввинами», то ли «арабами-раввинами», но сейчас не об этом.

Рассматриваемые события происходили или при Рамсесе II Великом (1279—1213 до н.э.), или раньше. Население Земли в период с 2000 по 1000 годы до н.э. выросло, по оценкам западных учёных, с 27 до 50 млн. человек. Пусть в год Исхода (допустим, 1250 до н.э.) на планете жило 45 млн. Выходит, что каждый пятнадцатый житель Земли принимал участие в Исходе. Странно, но возможно.

Итак народ вышел из Египта в Суккот, что в переводе на русский означает «шалаши из листьев». Исход случился весной - в месяце авив. С тех пор в эти дни по лунному календарю евреи целую неделю празднуют Песах. Почему неделю? Не по той ли причине, что организовать для похода многомиллионную толпу за один день при практически полном отсутствии СМИ просто невозможно? Пожалуй, да.

Заметим, что по времени года Исход предшествовал разливу Нила, по берегам которого рос тростник - материал для постройки шалашей. То есть, «из Раамсэйса в Суккот», вероятно, означает: вдоль правого рукава дельты Нила, который встречается с водами Средиземного моря (Ям Тихон) в районе местечка Пелусиум. На правом берегу пелусийского рукава Нила начиналась пустыня предстоящих сорокалетних странствий.

33 глава книги Бэмидбар (кн. Числа в Библии) в стихах 5-37 и 41-48 описывает маршрут скитаний от начала Исхода до прибытия к Ярдэйну (Иордану). Интересно, что 41 переход практически соответствует числу лет, в течение которых евреи скитались по пустыне. Достоверность описанного маршрута пока что оставим в стороне, а вернёмся к Суккоту.

Поскольку Суккот это шалаши из листьев, то его местоположение - побережье любого водоёма, а вот время празднования Суккота - тоже, заметьте, целая неделя! - осень, и соответствует завершению разлива Нила.
Что это может означать, если библейская история происходила не в мультфильме, а в реальном Египте?
Очень простую вещь. Моше убедил фараона отпустить рабов. Их было очень много. Они уходили как минимум неделю - длинным караваном - и пошли со стадами по тем местам, где была вода для питья - и ночевали во время путешествия в шалашах. Ушли от фараона - и тут разлился Нил. Без рабов поля остались невозделанными, а преследовать уходящих рабов с большой армией фараон, даже если и хотел, то не мог до окончания наводнения, ведь для форсирования водных преград потребовался бы огромный флот. А мудрые последователи Моше уходили, хоть и медленно, но всё дальше и дальше. Фараон, разумеется, быстро понял, что без труда рабов на полях скоро кушать будет нечего - и пустился в погоню, как только позволил ему батюшка Нил, вернувшийся в свои зимние берега. К тому времени наступила осень и караван беглецов черепашьими темпами достиг берега Красного моря (Ям Суф).
Или не так?
Но это ещё не конец истории.


Рецензии