Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 38. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 38. ГЛАВА 13. СТ. 13-24. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


13.Познаваемый Тот, Я объясню тебе, познавая Который, пробуют на вкус нектар, не имеющий начала Мой Высший Дух, Который, говорится, вне причин и вне следствий.

КОММЕНТАРИЙ:

Познаваемый есть Сам Бог Кришна, Который и есть Высший Дух. На самом деле Бог Кришна есть все. Все, что присутствует в материальном мире, все знания, науки, практики, все события, все опыты, все народы, все нации и государства, все космические тела, все виды деятельности, куда бы человек ни обратил свой взгляд, все есть труд Бога, все создано Волей Бога из Божественного Великолепия. Чем бы человек ни занимался, на чтобы ни направлял свои усилия, что бы ни познавал, к какой бы цели ни устремлялся, независимо от того, знает он это или нет, он занят изучением, познанием, постижением энергий Бога, Божественного труда, Божественные качества и сталкивается только с Божественным Управлением и присутствием.

Бог постигается и никогда не может быть постигнут, все материальные науки направлены на Бога, все изучают именно Тело Бога, Божественную Волю, работу  и присутствие Божественных энергий, неотличимых от Бога, все на самом деле ищут ответы только  у Бога, все делают открытия условностей и условных закономерностей, которые Бог дал материальному миру, ибо Сам Бог не подчиняется никаким закономерностям и обусловленностям, но материальному миру дал Себя, дает Себя условно, но в свою полную и развивающуюся меру, позволяя ракетам летать, ученым проникать вглубь атома, давая незыблемые и в то же время обусловленные законы и поддерживая их, и в любую минуту мог бы эти законы перенаправить на противоположные, и они бы также работали, и вода текла бы вспять, и на землю бы не упало яблоко, и ток имел бы совсем другую причину, нежели направленное движение электронов… Бог дает незыблемость, Бог ее поддерживает, ибо за всем стоит цель Бога на развитие творения, которому надо создать устойчивую и незыблемую иллюзию достижений и преодолений, интереса и борьбы, успеха и наслаждений. Сколько все ни изучают Бога, никогда не постигнут Высшего Творца через все Божественные проявления, даже через самые грандиозные материальные успехи и здесь процветание, подтверждающее направление исследований и достижений человечества. Бог дает каждому веществу его свойство, каждому предмету его объем, цвет, строение, запах и все другие параметры и характеристики. Бога также постигают во всех материальных играх и ролях, слышат Волю Бога из уст других людей, Бог дает обстоятельства, выводит из ситуаций или наоборот вовлекает в достаточно непростые игры и роли. Бога постигают по причинам и следствиям, по милосердию и помощи.

Но никогда невозможно ни в материальном мире и ни за его пределами постичь Личность Бога, как есть, ибо Бог Кришна Непостижим, невозможно понять работу Бога никаким материальным умом, Бог Непостижим и преданными Бога Кришны. Все качества Бога, которые Бог дает в материальный мир, никак не помогут понять Бога и Величие Бога в полной или частичной мере, но есть то, через что можно мыслить о Боге, ибо так допустимо или позволительно. Но постижение Бога – нектар, даже если человек занят материальными науками, творчеством, поиском… Припав к Богу, человек не может оторваться. Художники, поэты, композиторы, работники искусства в самом эпицентре великолепия Божественных качеств, как и ученые, как и путешественники, как и просто домохозяйки, занятые приготовлением блюд… Все есть наслаждение Богом, сопровождается великолепными Божественными энергиями… Человек любит жизнь, ибо, даже не зная Бога, всегда с Богом, и в любви, и в горе, в общении и в одиночестве, в труде и в отдыхе… Даже боль в Боге переносится с внутренним гимном и в торжестве преодолений… Человек никогда не бывает ничем не занятым. Он всегда с Богом мыслит и творит, постигая Личность Бога и не умея жить иначе, даже в чисто материальном пути. Бог никого не оставляет, Бог никого не избирает и не возвышает… как бы ни показалось. Каждому в колесе сансары хватает и власти, и денег, и творчества и талантов, и почестей и уважения и роскоши и также преодоления и страданий, и любви, и подъемов и падений…

14.Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы, лица. Везде в мире имея уши, все покрывая, Он существует.

КОММЕНТАРИЙ:

Очень образно, очень или крайне приблизительно, штрихами ничего не имеющими на самом деле с Личностью Бога, Бог дает Арджуне понимание о Себе, ибо надо сказать и убедительно, и кратко. Самое главное, чтобы и Арджуна и все осознали Божественный факт, Бог Кришна – Везде. Сам, Лично Сам, Своим полным целым. Все видит, слышит, Знает, во все проникает. В этом суть. Да убоятся все Бога. Да будут мыслить о том, что каждый на Божественной ладони обозрим в любое мгновение, со всеми своими помыслами и деяниями. Бог не простерт, не покрывает, а пронизывает, Бог не «над». Но Бог – «в», в сути вещей, в каждом, на все смотрит не время от времени, а непрерывно и не смотрит, а Управляет, вершит, ведет, направляет. Каждое мгновение и каждого, всех, всех уровней. Это знание может быть доступно, и это знание должно быть понятно; и Бог будет именно это понимание развивать в каждом на благо духовного подъема, на благо преданного служения. В этой мере надо знать Бога и надо знать, как к Богу идти. И это есть суть совершенных знаний, направляющих на Высшее руководство, Указание Бога – на преданное служение. Вот две вещи, которые человеку надо донести. Величие и Могущество Бога, Божественный неуклонный контроль и Управление творением и, во-вторых, путь преданного служения.


15.Властитель всех чувств и качеств, Он Тот, Кто независим от чувств. Будучи ни к чему непривязанным, Он Тот, Кто все поддерживает, также Независимый от гунн материальной природы, Он Тот, Кто ими управляет.

КОММЕНТАРИЙ:

Но доносить творению Высоту Бога надо с самых разных сторон, разными средствами, разной Божественной методикой. Нужно постоянно человеку об этом напоминать, ибо творению свойственно впадать в забвение на свой счет и быстро утихомириваться  и продолжать грешить, забывать, что каждый под неусыпным взглядом Бога, наказание идет непрерывное. То там, то здесь… Бог предупреждает, напоминает, требует…
Бог Кришна – Высочайшая Личность, абсолютно Управляет творением, Властитель чувств, мыслительного процесса, всех внутренних состояний человека, Бог Отрешен, независим от чувств, от желаний, от Своего труда в материальном мире, не имеет долга, обязанностей, не зависим от гун материальной природы, поддерживает материальное творение, входит в него Своим полным целым и в то же время вне Своего творения, вне Своих энергий, вне Своего труда… Личность Бога Непостижима,


16.Он Тот, Кто расположен во вне, так и внутри всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Он также Тот, Кто Непостижим вследствие своей тонкой природы. Также, Недосягаемый, Он Тот, Кто совсем рядом.

КОММЕНТАРИЙ:

Личность Бога пронизывает Собой весь материальный мир и остается в каждом живом существе, видимом и не видимом, движущемся и неподвижном полным Своим целым. Бог присутствует в Своем творении, неотъемлем от него, работает с ним, направляя по пути материального и духовного развития и в то же время будучи абсолютно Отрешенным, не привязанным ни к Своему творению ни к Своему труду над ним. Также, Личность Бога Непостижима, невозможно увидеть в себе присутствие Бога никакими органами чувств, никакими приборами зафиксировать, невозможно никак и осознать себя постоянно перед Лицом Бога. Но только через религию, через Совершенные Духовные Знания Бог Указывает на Свое неизменное присутствие в материальном мире.

Если человек не религиозен, если он не может основываться в себе на Святые Писания, он никогда не сможет и осознать свою изначальную Божественную природу, но будет привязан к материи, будет ею восхищаться и наслаждаться, сюда устремлять свой ум и непременно будет жить в страхе за свою жизнь. А отсюда и великая греховная деятельность, ибо, не зная Бога, человек не может уповать на Бога, не может благодарить Бога, не может и увидеть Милость Бога, непременно будет устремляться к благам материальным, будет их копить, на них направлять цель и смысл жизни, будет понимать, что он есть это тело и этот ум и потому, отождествляя себя с материей, перекроет себе пути духовного развития, будет посягать на жизнь, здоровье и благополучие других, не зная страх перед Богом и таким образом стремиться обеспечивать себя и свое потомство, полагая, что живет один раз и ни перед кем не отвечает за свои грехи, да и свою греховную деятельность будет оправдывать своими низменными целями. В таком случае такой человек, не знающий Бога в себе, не узнает и мира в себе. Бог, видя все потуги такого человека, направленные на обогащение, славу, власть, деньги, непременно, вращая его в колесе сансары, даст ему не слабые уроки, даст ему на пути таких же гневных, корыстных, жестоких и непременно изведет страданиями и потерями через чужие не менее низменные качества и цели. Бог Знает, какими путями помочь человеку осознать, что он на ладони Бога, Бог покажет ему Волю Бога, Бог преподнесет Уроки, которые заставят искать Бога, молиться Богу, просить и уповать на Бога. Но чтобы направить человека к Богу, необходимы совершенные духовные знания, необходимо, чтобы человек знал Величие Бога, Божественное присутствие в материальном мире, что Бог находится в каждом, что Бог Высший Свидетель всех дел человека, дабы каждый понимал, что ни сам по себе, чтобы знал свое изначальное положение перед Богом, чтобы убоялся, чтобы мыслил о Боге и не шел на поводу меркантильного и корыстного ума, чтобы не вовлекался в греховные игры и роли, чтобы просил Бога не искушать, чтобы только на Бога надеялся и устремлялся к добродетели, аскетизму, к простому образу жизни, чтобы развивал качества, угодные Богу и достаточные, чтобы в свое время быть призванным Богом на путь преданного служения.



17.Также Неделимый, Он расположен во всех живых существах, как если бы был разделен. Поддерживающий все живые существа, Он также известен как Тот, Кто все поглощает и всему дает рождение.

КОММЕНТАРИЙ:

Высочайшая Личность Бога Непостижима. Никогда человек не сможет понять, как, каким образом Божественная Личность Своим полным целым расположена в Своем творении, в каждом живом существе, во всем движущемся и неподвижном, работая с каждым абсолютно индивидуально, в пределах судьбы каждого, давая каждому свой мыслительный процесс, свои желания, свои чувства, которые постоянно меняются, давая человеку или любому живому существу понимание полноты жизни, обособленности, независимости, свои желания, свои пути преодолений, свои игры и роли. Непонятно, как Бог одновременна вещает многими ртами, мыслит многими умами и направлениями одновременно, помогает одновременно каждому, дает одновременно каждому свои страдания и преодоления, идет с каждым в его направлении во всех смыслах. Непонятно, как Всевышний подает каждому свою память, свое внимание, свои акценты, свои ценности и убеждения. Непонятно, как Бог может равно находиться в Своем творении и развивать с одинаковыми Божественными усилиями, Своим полным целым и человека, и травинку, и животное и микроскопическое живое существо. Как Бог помнит все воплощения каждого и тотчас это знание применяет, как Божественная Личность Знает прошлое, настоящее и будущее каждого и все это соединяет, увязывает в карме и текущей жизни и в будущей каждого, как Бог творит истории, нации, ведет народы, как Бог дает культуру, обычаи, каждому человеку именно свое развитие, своего уровня и следит за каждым неотступно… Как вообще все это может быть? Как устроен Бог? Как Бог всех может охватить, оставаясь Единым и Неделимым, как Бог может одновременно с каждым мыслить о его делах и точно знать каждое мгновение, как и кто себя может и должен проявить и не только знать, но и каждым Управлять, помогая каждому уникально, проявляя к каждому Божественную Милость, каждого развивая, поднимая по ступеням собственного материального и духовного развития, как можно при этом, при таком большом количестве живых существ защищать интересы каждого, каждого спасать, к каждому проявлять Божественную Волю и Справедливость. Как Бог может давать всем жизнь, следить за ее продолжительностью, поддерживать ее и уничтожать тела? Как Бог решает вопросы воплощений в новом теле? Такие вопросы могут задавать себе во время медитации на Бога преданные, понимая Непостижимость Бога, Величие Бога, Могущество Бога… Это не передать. К такому осознанию человек приходит в процессе преданного служения и с удивлением смотрит в себе на Бога, потрясаясь качествами Всевышнего и не находя ответ.


18.Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.

КОММЕНТАРИЙ:

Для уровня развития Арджуны можно было сказать, что Бог во всех светящихся предметах есть свет. Это очень мало сказано. Но с тем, чтобы человек мог и это использовать для памятования о Боге. Верховная Божественная Личность Выше каких-либо сравнений, вне сравнений. Но как человеку передать Высоту Бога, Высочайшие Божественные качества, Безгрешие Владыки? Как донести хоть в небольшой степени или в доступной мере Высочайшее положение Бога. Это можно сделать не так или не только через Святые Писания, но через практический путь полноценного преданного служения. Это постижение называется вхождением Бога, шаг за шагом, через поклонение Богу, через следование Воле Бога, через аскетизм и добродетель, духовную практику. Только тогда. В таком случае Бог будет постепенно приоткрывать Свои качества человеку и то не Личного порядка, а те, на которые можно медитировать и направленные на развитие творения. Это уникальный труд Бога над человеком, абсолютно индивидуальный и Непостижимый.  Только преданное служение, старание перед Богом, поклонение Высочайшей Личности устанавливает между преданным и Богом некую связь такой силы, что человек теряет всякий интерес к материальному миру. Он перестает (как бы) самостоятельно мыслить, выбирать, входить в игры и роли, но все делает «осознанно», в сопровождении с Богом, именно отсюда постигая качества Бога (направленные на творение), изумляясь откровениям Бога в себе, тем, как уникально Бог проводит его через пути преодолений, как выводит его из непредвиденных ситуаций, как Говорит Свою Волю через внутренние в человеке энергии… Бог постигается преданными каждое мгновение. Преданные свидетельствуют друг другу о небывалых чудесах проявления Бога и Воли Бога, Бог привносит в сердца преданных немалую радость и ликование. Но в основном это проявляется через индивидуальную работу Бога с душой, что для каждого имеет свои особенности, свои впечатления, свою личностную основу. Душа не может как-то сравнить свою связь с Богом и эту связь оценить у других преданных. Каждому непременно кажется, что у него сильней, точнее, изысканней, он более избран, более удачлив, более даже успешен. Это, такая работа Бога, не имеет аналогов нигде и ни в чем, нет ничего, что могло бы хоть сколько-нибудь подобным образом поразить человека и напрочь начинать его уводить из мира материальных отношений. Состояние преданного невозможно передать, невозможно поделиться, невозможно как-то и описать. Нет таких слов, нет такой и возможности. Но все же. В основе таких впечатлений, такой духовной радости, такой и духовной практики только совершенные духовные знания. Но и без преданного служения они не войдут, не помогут. Но всем Управляет Личность Бога; и, дав совершенные знания, Бог даст и саму практику преданного служения и через эти врата даст постигать и входить в Себя, вкушать этот нектар, который по сути неисчерпаем.


19.Таким образом, Мною вкратце описаны поле деятельности, также Знание и Познаваемый. Мой бхакта, осознав это, полностью достигает Моей Природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Познать поле деятельности человека, любого живого существа можно только и неотъемлемо через постоянную медитацию на Бога Кришну в себе. Всевышний на основе этих здесь приведенных совершенных знаний может дать человеку индивидуально достаточно обширные, уникальные духовные знания, превышающие здесь изложенные до неограниченности. Бог с каждым работает индивидуально через Божественные энергии, через внешние обстоятельства, через других людей, через игры и роли и все внутренние чувства, и мыслительный процесс. Незаметно для себя шаг за шагом человек может входить в Бога в процессе преданного служение и получать Милостью Бога знания сокровенные, столь прекрасные, которые будут сопровождаться такой великолепной энергией наслаждения, что пить этот нектар можно будет непрерывно и вход в Бога в себе станет самой желанной практикой для человека, и это будет также и внутренней необходимостью, как воздух, как пища. Пойдут знания уникальные, потрясающие, и крупицами, и лавиной, дополняя этот сокровенный диалог и здесь данные знания и углубляя и заставляя проповедовать, ибо их трудно в себе удержать, трудно не следовать за ними и не передавать. Нет у Бога избранных, тех, кто эти знания записал и точка. Все – слуги Бога и всех Бог подключает и всеми этими душами пополняет неиссякаемый родник совершенных духовных знаний. Поэтому надо здесь данное Богом принять за основу, но это в каждом великое начало и к знаниям, и к Богу, и к Высочайшей Милости Бога, ибо невозможно знаниями утолиться, невозможно в них поставить точку или запятую, невозможно постичь им конец.

Постоянно, во всех направлениях Бог дает Себя каждому старающемуся, каждому приоткрывает Свой уникальный запасник неисчерпаемых совершенных знаний, каждый сюда направляем со своей стороны и каждый пополняет в себе эту бесценную копилку совершенных знаний в свое время. Но и при этом надо знать, что все это путь к Богу, постижение Личности Бога; и каждый, постигая главное в Боге, постигает и то, что принадлежит только ему, у каждого своя вотчина знаний, каждый может ими делиться и вновь пополнять и утолять свою жажду; и чем больше человек отдает себя преданному служению, постигая Бога, тем более бездонней его знания; и нет такого направления в постижении Всевышнего и Знаний о Боге, которое могло бы себя исчерпать. И никогда эти знания не отдадут полностью Бога, ибо Бог Сам Неисчерпаемый; но входить в Бога через знания высшего порядка и преданное служение человек может безгранично и не просто, но через личностные отношения с Богом. Но и надо не забывать, что, отдавая Себя, Бог никого не выделяет, никто не входит в Бога глубже, чем другие, никто не может тем более всецело постигнуть Личность Бога. Но Бог Себя дает так, что человеку кажется, что с избытком и ему надо набираться вновь и вновь духовных сил, чтобы идти дальше…. Ибо это нектар и это необратимо.


20.Знай, и материальная природа, и живые существа, оба, не имеют начала. Все изменения и непременно гунны материальной природы, знай,  порождаются материальной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Материальная природа – это энергетическая субстанция Бога, находящаяся на своей ступени развития (ступень развития энергии Бога – материальная природа, энергетическая субстанция, которая имеет свои многочисленные подступени, хорошо видные в материальном мире) и не прекращающая Волею Бога свое развитие никогда, но идущая через этот процесс только Качествами, Милостью и Трудом Всевышнего. Материальная природа всегда присутствует в Теле Бога, постоянно развивается и видоизменяется, может быть и в проявленном и в непроявленном виде, и в движущемся и в неподвижном; и все это многочисленные и необозримые ступени ее развития. Как Бог не имеет Себе Начала, так и Тело Бога, так и все бесчисленные и разнообразные энергии Бога присутствуют в Творце изначально. Это относится и к высшим ступеням Божественной энергии, т.е. к живым существам, и к низшим ступеням развития материи, т.е. к материи неподвижной и как бы себя не осознающей. Но на самом деле в Боге нет ничего себя неосознающего, ибо все есть Тело Бога, все в развитии, все движется от низших ступень к высшим. Это для человека непостижимо, это невозможно и правильно воспринимать человеческим умом, но дается человеку в допустимой форме, ибо человек не может развиваться, не может правильно осознать свое изначальное положение и свою изначальную природу, если ему хоть в очень слабой форме не приоткрыть Творца, не показать  Высшую Причину всему творению и не указать, откуда все и куда все в итоге направляются, и для чего материальный мир и материальная природа, и что здесь делает человек и до каких пор, и какова роль материи, и что человека ожидает после круговорота сансары.

Поэтому Бог описывает Арджуне природу, как то, что вечно в своем развитии поддается изменению, показывает и какую роль природа играет для живых существ. Но надо сказать, что все изменения в материальном мире есть только процесс развития и не благодаря самой природе, но это есть только и однозначно труд Бога. Нет и не может быть другой причины. А природа есть просто Управляемый инструмент Всевышнего и для развития ее самой и подъема по ступеням своего материального развития до тел и форм живых существ и далее тела человека; и также она используется Богом для поддержания тела человека и собственно его развития, которое происходит именно в материальном мире, через его блага и возможности и непременно через контакт с этим миром через тело живых существ, наделенных чувствами, Волею и Планом Бога.

Что касается гун материальной природы, то это энергии Бога ни от чего, по сути, не зависящие, т.е. не зависящие от самой материальной природы, но Волею Бога привязанные к материальному миру или именно в нем имеют свойство себя проявлять и только Волею Бога.

Таких привязок у Бога очень много или условностей, куда входят и законы, обеспечивающие материальный мир, которые, собственно, регулируют и контролируют закономерность в условиях материального мира, делают его однозначным и понятным, ожидаемым, делают его восприятие адекватным, делают его надежным домом всех живых существ, помогают человеку правильно или точно себя проявлять, опираться на неписанные законы Бога и этим обеспечивать себе мир и надежность. Например, условность, что есть работа иллюзорных энергий Бога, – тяготение Земли. Все точно знают, что предмет с высоты падает вниз, все точно знают вкус воды, все точно знают, что именно это лекарство от головной боли, все точно знают, что, войдя в здание школы, энергетически почувствуют себя именно в здании школы, все точно знают, что на поминках будет чувство печали, а на свадьбе – чувство торжества… Все это везде обеспечивают иллюзорные энергии Бога, без которых материальный мир пуст, без красок, не воспринимается, не влияет, не порождает, не наслаждает, не создает эмоциональный фон, не способствует созиданию и развитию, не приспособлен для жизни, хотя и так мог бы существовать…

Весь мир материальных отношений и как бы рукотворный человеком (ибо все есть на самом деле труд Бога) и в условиях природы или материального быта пронизан иллюзорными  и постоянно работающими Божественными энергиями, согласно которым мы везде чувствуем себя адекватно, и это - Закон, это естественно, как дыхание… Но это – условности, и ими управляет Бог, а не природа, не сам человек. Все это декорации, обуславливающие жизнь, ее проявления и в этих условиях надежности дают возможность развития живым существам. Любая условность убирается, как только нет в ней того, на кого она направлена и кому способствует в его существовании и развитии.

Но материальный мир всецело пронизан Божественными иллюзорными энергиями, связан ими, ими контролируется, поддерживается и направляет все своим путем на развитие, что есть извечная Божественная цель и труд. При этом есть те иллюзорные энергии, которые неизменно работают в одном направлении и есть те энергии Бога, которые меняются, меняя поведение живых существ, их быт, желания, перенаправляя на те пути, которые обновляют мыслительный процесс, дают новые возможности. Это и энергия любви, и энергия долга, и энергия могущества или славы, или власти, это энергия, удерживающая семью и отводящая от семьи, это энергии гнева, доброжелательности, мира… все это тоже гуны природы, но те, которые изменчивы и так людьми и воспринимаются безболезненно или не опасно для их развития или жизни… Все это работа Бога, все под контролем, никто не может быть сам по себе, никто не испытывает энергии Бога случайно или не по назначению, Бог никого и ни с кем не перепутает, дает адресно, строго в свое время, с Божественной целью, согласно ступени человека, согласно его качествам и карме.


21.В вопросе создания, говорится, природа является причиной всех причин и следствий. В вопросе наслаждения, сказано, живое существо есть причина счастья и страдания.

КОММЕНТАРИЙ:

Это все было сказано для уровня развития Арджуны и его современников. Должно быть понятно, что Причиной всех причин является Личность Бога, а природа есть энергия Бога, энергетическая субстанция очень не высокой ступени развития, включая все ступени развития (видимые и невидимые, движущиеся и неподвижные, как то: животные, рыбы, птицы, насекомые, растительность, горы, скалы, сама Земля, солнце, ветра, воды, погода, стихии, эфиры, недра Земли, включая ископаемые, все природные ресурсы…. Все, что человек охватывает взглядом), все есть инструмент Бога в совокупности и по отдельности, через который Бог управляет материальным миром, ведет его по ступеням материального и духовного развития. Бог назначает видимые причины и дает видимые те или иные ожидаемые и неожидаемые следствия. Но Арджуне надо было сказать именно так, поскольку и это уже было откровение, это уже могло послужить определенному мыслительному процессу по пути материального и духовного развития. Надо было, чтобы человек приходил к осознанию, что он, человек, есть зависимое существо, что первична по своему происхождению и возможностям природа, а он, человек уже есть следствие ее работы, то, через что он поддерживает свое тело и то, что дает ему и само развитие. По сути, и современный человек, немного поразмыслив, мог бы себе сказать, что все, что он достиг, все это благодаря самой природе, именно она кормит, она дает силу, она наслаждает, она дает энергию, она дает жилье, она дает средства для материального и духовного развития и процветания, не человек управляет природой, но она им… Это мышление не верное, ибо Бог Всем Управляет, но оно позволительно ярым материалистам. Пусть хоть так осознают свою зависимость. Но для тех, кому уже пора, Бог Говорит, Кто именно за всем стоит, Кто всем Управляет; и это следует принять, ибо другой мыслительный процесс, не видящий за всем стоящего Бога, есть греховный, ведет к греховным и наказуемым деяниям, ибо здесь есть лазейка для человеческого мышления возвеличить себя и назвать себя тем, кто природу покоряет… Увы. Это уже подвластность иллюзорным энергиям Бога; это дает греховное мышление, поступки, за чем непременно последуют и страдания. Но в таком случае надо человека перестраивать на точное мышление, на Бога, а это путь страданий и преодолений, но меньшего порядка, путь развития качеств, путь, направляющий в итоге на преданное служение.

Что касается вопроса наслаждений и того, что человек есть причина счастья и страданий, то и это не истина, ибо все есть однозначно работа Бога. Ничему и никогда человек не может быть причиной. Бог поднимает человека по ступеням материального и духовного развития. Для этого надо развивать качества человека, приближая их к уровню подходящему, чтобы вовлечь человека на путь преданного служения, который и выводит людей за пределы материального мира. Но развитие качеств не может стать целью самого человека, ибо не может человек сам себе точно обеспечить те игры и роли, пройдя которые человек получит тот опыт и знания, те убеждения, которые и позволят ему перейти на более высокую ступень материального и духовного развития. Качествами человека занимается Личность Бога Единолично, полностью Управляя человеком, ведя его по пути ошибок и преодолений, вовлекая в необходимые игры и роли, ибо есть что исправлять в человеке, есть что искоренять. Это - самонадеянность, лживость, гордыню, устремление к власти, деньгам, богатству, роскоши, насилию, свойственны также гнев, жестокость, зависть… Чтобы эти качества убрать, непременно надо проводить человека через пути страданий и преодолений, что и происходит не за одну жизнь, но в колесе сансары. Этот процесс развития качеств и в частности отрешения от материальных наслаждений очень не прост, ибо человек всегда в материальном мире направлен на наслаждения, на удовлетворение чувств, что есть греховная деятельность, камень преткновения живых существ, привязывающий к материальному миру, и потому одна из целей Бога вести человека по пути аскетизма и простого образа жизни. Сам человек добровольно от такой привязки к материальному миру не может отказаться, ибо в некотором роде видит для себя здесь защиту. Идя по пути страданий и преодолений, что понуждает Бог, человек, будучи нерелигиозным или слабо религиозным, непременно хочет обеспечить себя и своих детей на будущее теми благами, в которых они усматривают свое спасение, свое убежище, то, что обеспечит им кров в любом случае, как и еду, как и статус в обществе. Не зная Бога, такие люди достаточно долго пребывают в состоянии постоянного стяжательства, что непременно поддерживают через греховный образ жизни, как и греховный мыслительный процесс. Но так настраивая себя, к этому устремляясь, этим делая себе защиту, через это удовлетворяя свои чувства и наслаждаясь, человек зарабатывает себе автоматически и путь страданий, ибо занят греховной или запрещенной деятельностью. Поэтому Бог непременно шлет материалисту последствие греховной деятельности, как страдания и наказания.

Т.е. надо понимать, что и процессом обогащения и греховного мышления, и устремления человека и проявлением греховных качеств Управляет Бог, погружая человека, согласно его качествам, в греховный мыслительный процесс и деяния; и Сам Бог через страдания, как реакции на греховные деяния, показывает человеку, к чему приводят эти его привязанности и каким образом они могут быть наказаны, ибо человек, согласно своим качествам, идет по пути преступной деятельности, достигая свои блага за счет жизни, здоровья и материального благополучия других. Т.е. Чтобы поднять человека с низших ступеней материального развития, Бог поднимает в нем нагара, практически основываясь на его качества, его низшие устремления, Сам Бог им позволяет при определенных условиях проявиться и далее Сам Бог эти низшие устремления, что есть устремление прежде всего к наслаждениям и удовлетворению чувств, искореняет, приводя человека к пониманию греховности таких неконтролируемых желаний на своем собственном что называется теле через таких же алчных и корыстных. Т.е. причиной страдания (или наслаждений) живое существо само не может быть, но его качества или ступень материального и духовного развития, согласно которым и только Волей Бога человек вовлекается в греховные игры и роли, предназначенные для исправления живого существа через последствия в виде страданий. Все страдания даются Богом, как и наслаждения (как побуждающее средство для поднятия нагара греховных качеств, подлежащих исправлению). Но страдания даются и не просто так, а с целью извлечь нагара Божественными средствами, т.е. ролями и играми низшие качества человека, проявить их через наказуемую греховную деятельность и опять же средствами Бога их искоренить, что и есть путь страданий и именно вследствие низшей ступени человека, где человек согласно этой ступени и своим низшим качествам, устремлен постоянно именно на удовлетворение чувств, собственно, неограниченное.



22.Живое существо, непременно расположенное в материальной природе, наслаждается порождаемыми материальной природой гуннами. Такая связь с гуннами материальной природы является для всех живых существ причиной для благоприятного, так и неблагоприятного во всех видах жизни, рождение за рождением.

КОММЕНТАРИЙ:

Гуны материальной природы есть иллюзорные энергии Бога, создающие полный фон жизни, как вне человека, так и внутри. Но все они непрерывно Управляются только Богом. Гуны природы постоянно держат человека в заблуждении, но именно это состояние дает человеку и полноценное проявление себя. На самом деле, изначально душа, как частица Бога, полностью отрешена и неподвижна. Ей все-равно, ничто ее не потрясает, она никак сама ни на что не реагирует, она просто склонна к бездействию и здесь такому вот блаженству. Но ее изначальное положение – служить Богу. Ее надо несколько растормошить, научить мыслить, устремляться, входить в сотрудничество с Богом и неосознанно и осознанно. Для этого и сотворены гуны материальной природы, которые работают в материально мире непрерывно и над каждым, не давая спать, но устремляя постоянно реагировать и отвечать от низших форм проявления к высшим. Именно гуны природы дают половое влечение, чувство семьи или материнства, чувство наслаждения при созерцании красот материального мира, ибо сама по себе душа безразлична. Ее надо приучать к такому восприятию окружающего мира, чтобы выводить на игры и роли и начинать работать с тем, что ей дается – мысль, понимание, ум, разум, умение оценивать, выбирать… Все это надо развивать. На это и иллюзии, незаменимые слуги Бога. Именно через них душа чувствует себя индивидом, наполняется о себе пониманием, мнением, оценкой себя, других, понимает вокруг себя мир нужным образом, входит с ним в контакт, заинтересовывается, начинает различать плюсы и минусы материального существования, втягивается в борьбу, ибо хочет есть и понуждается себя и свое потомство  беречь и укрывать, и спасать, входит в понимание, что есть природа, что есть труд, что есть родственные связи, что есть другие отношения, что есть опасность, что есть наслаждения; и в теле человека этот  путь и процесс достигает своего высочайшего уровня, ибо развит ум, развит интеллект, технологии, человеческий опыт, культура, национальные принадлежности, обычаи,  достижения человеческой цивилизации… Все это делает ум изворотливым, обходящим, исследующим, заинтересованным, любопытствующим, подстраховывающим себя, предвидящим, скрупулезным, анализирующим, подсчитывающим, учитывающим, планирующим просматривающим наперед... Так человек именно через гуны природы, но Милостью и Волей Бога, окружает себя всеми наслаждениями, по сути переданными Богом через гуны природы или вследствие присутствия Личности Бога в каждом, где Бог мыслительный процесс направляет, дает понимание человеку, но и дает опыт, постоянно повторяющийся; и человек не может не заметить, что все наслаждения требуют и греховное проявление в той или иной мере, а это, как правило, влечет за собой страдание постоянно или тотчас, или со временем.


23.Также Наблюдающим, Дозволяющим, Хозяином, Высшим Наслаждающимся, Высшим Управляющим, в этой связи также называемым Высшей Душой, в этом теле является другая, Высшая Личность.

КОММЕНТАРИЙ:

Несомненно, вкус к наслаждениям у человека не сам по себе и не согласно его желанию. Это чувство, как и все другие, дает только Бог, но по ступени материального и духовного развития человека или согласно его качествам и Плану Бога на человека, ибо именно вкус к наслаждениям и вовлекает в материальные развивающие игры и роли. Если Бог пожелает, то душа никак не отзовется ни на какие материальные блага и посулы. Но тогда она и не сможет развиваться, не вовлечется никак в материальные игры и роли, не согрешит и не извлечет урок, и не поднимется по ступеням собственного развития, и никак не сможет выполнить свое изначальное предназначение преданно служить Богу и в условиях материального мира и на духовном плане. Только Бог в материальном мире дает вкус, только Бог понуждает, ибо живое существо должно ценить жизнь, хотеть жить, должно бороться за жизнь, должно изыскивать методы и выжить, и насладиться и какой-то период именно привязываться к материальному существованию. Все, абсолютно все и каждому дает Бог, и все есть непременно труд Бога, поднимающий живые существа по лестнице материального и духовного развития через саму жизнь, через те возможности, которые дает Сам Бог, через колесо сансары, которое обновляет тела и дает новые возможности и игр и для новых игр, пока душе не приестся путь постоянных наслаждений тела, пока душа  не разовьет качества, несовместимые с пребыванием в материальном мире, пока душа не увидит, что все наслаждения приходят и уходят и очень часто сопровождаются страданиями, как последствиями греховной деятельности, которой занят человек, добывая себе наслаждения, ибо согласно своим качествам идет  на запрещенную деятельность и получает реакции подчас незамедлительные.

Но Бог, давая душе те или иные наслаждения, отнюдь Сам не наслаждается. Бог – РАБОТАЕТ. Это надо понимать. И никак для Себя не воспринимает эти чувства человека и никак в них для Себя не доминирует. Здесь нужно преимущественно говорить не о том, что Бог есть Высший Наслаждающийся. Это человеку не постичь. Но надо говорить об удовлетворении Бога, когда человек начинает идти по пути отрешения, когда не желает вовлекаться в материальные игры и роли греховного порядка, какими бы ни были стоящими за ними посулы материального мира в лице гун природы, когда человек достигает качества, угодные Богу и те, которые позволяют направить его на путь преданного служения. Но и это удовлетворение Бога не имеет отношение к самому человеку, но к труду Бога. Сам человек есть лишь кукла в руках великого кукловода и по сути ведом полностью и его заслуг в таком случае как таковых нет и не может быть.


24.Тот, кто так знает Высшего Наслаждающегося, материальную природу с гуннами материальной природы, такой человек, опять же, как бы ошибочно ни был направлен его ум, впоследствии никогда не рождается снова.

КОММЕНТАРИЙ:

Знать Личность Бога надо, но ни как Высшего Наслаждающегося. Бог дает человеку достаточно определений Бога, помогающих правильно думать о Личности Бога и качествах Бога. Также, ошибочно направленный ум в преданном служении – это беда для преданного. В основе неверного мышления могут стоять качества, неприемлемые Богом, может стоять ущербность в изучении Святых Писаний, пренебрежение Словом Бога… Однако, на сколько точно мыслит человек в преданном служении или о материальном мире, насколько он правильно проявляет качества, угодные Богу, это может знать только Личность Бога. Никто на самом деле не обладает и правильным мышлением и совершенными знаниями. Но чтобы все же приближаться к норме, необходимо стараться в преданном служении, необходимо изучать Святые Писания, непременно надо прислушиваться и к тому, что человеку о нем Говорит Бог через других преданных, духовного учителя или наставника. Бог непременно разными путями человеку дает направление. Для того, чтобы следовать Указаниям Бога, видеть их и через свой мыслительный процесс и извне, для этого надо быть смиренным, старательным, трудолюбивым, аскетичным, постоянно стремиться понимать в себе Волю Бога, быть добродетельным и доброжелательным ко всем, никого не осуждать, контролировать свои желания, чувства, мысли, непременно надо посвящать свой труд и плоды труда Богу, уповать на Бога постоянно и смиренно принимать  и страдания и преодоления, как и видеть во всем постоянную помощь Бога и всегда благодарить Бога, поклоняясь вновь и вновь. Поэтому, знать Личность Бога, что Бог есть - не достаточно. Нельзя себя этим усыплять и свое старание перед Богом, нельзя прощать себе греховные мысли и проявления, нельзя думать, что Бог может попускать только потому, что ты преданный. С преданными Бог особенно строг и требователен. Это надо знать.


Рецензии