Егис отб ацбпдп

- ЕГИС ОТБ является основой защищённого информационного закрытого пространства обеспече-ния деятельности в сфере обеспечения безопасности населения на транспорте, - монотонно бубнила девица.
За окном шелестели листья, и было это куда менее монотонно, чем жужжащий на одной ноте голос. А ещё за окном нет-нет, да проглядывало из-за облаков солнце, и Александр, вздыхая, прислушивался к давно забытым ощущениям. Это было как в школе: хотелось сбежать с урока, вырваться от тупой училки и идиотского никому не нужного зубрения никому не нужного предмета, пробежать по школь-ному пыльному коридору, выскочить на улицу… Где солнце, ветер… «И пиво», - закончил мысль Александр. Пива он сегодня выпил уже банок шесть.
- Можно выйти? – гаркнул он. По аудитории прошли смешки. Александр, не дожидаясь ответа, по-шёл к выходу. Первые два раза он выходил из-за пива, теперь – просто от раздражения.
Закрыв дверь, он постоял, слушая монотонный бубнёж, доносившийся теперь из-за двери слишком глухо, чтобы разобрать слова. А потом принялся любоваться носившейся вдоль окна мухой. Муха села на раму и стала потирать лапки.
- До чего не лекторшу похожа, - сказал Александр и выругался. Ему представилось, как эта худо-сочная девица в коричневом костюме потирает ручки после получения зарплаты. Получалось очень похоже.
Он прошёлся по коридору взад-вперёд, борясь с раздражением. Вместо выходного сидеть на «учё-бе» - само по себе неприятно. Но если бы ещё учёба была учёбой – им второй день подряд на голубом глазу зачитывают белиберду. Абракадабру. Полностью лишённый смысла набор слов, не имеющий никакого отношения к «антитеррористической учёбе».
«Шесть тысяч рублей с человека платит парк за учёбу одного водителя, - начал вновь подсчитывать Александр, - это сколько на круге…» Получалось много. Сумма, впрочем, была подсчитана ещё вчера перед началом занятий. И уже тогда водители ядовито посмеивались и недобро усмехались, понимая, что кто-то за два дня лекций получит уж очень лёгкие деньги. Возмущаться начали ещё до того, как выяснилось, что учёбы как таковой нет, а есть только имитация… Но возмущались молча. Протест выразил только Серый, за что и поплатился.
Александр вернулся в аудиторию, сел и опять начал смотреть в окно.
- Важно отметить, что ЕГИС ОТБ находится в собственности у Российской Федерации, - читала по бумажке девица, - для ведения ЕГИС ОТБ было специально создано Федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс», которое является оператором ЕГИС ОТБ, осуществ-ляющим в т.ч. и сбор информации в автоматизированные централизованные базы персональных дан-ных о пассажирах, сокращённо АЦБП. При этом важно отметить, что порядок формирования и веде-ния АЦБПДП определяется Приказом Минтранса России №243 от 19 июля 2012 г...
«Государственные ведь деньги тратятся, - разорялся Александр, - а кто эти деньги зарабатывает? Мы, водители, и зарабатываем. А уходят они кому? Ну Муха… ну тварь!»… Александр, конечно, по-нимал, что Муха тут – всего лишь рядовой соучастник, но это было сейчас не принципиально.
Он не хотел повторять вчерашний «подвиг» Серого, а всё пока что шло к этому. Серый вчера день «учёбы» уподобил своему обычному законному выходному: начал его с пива. И вовремя не остано-вился. А потому не сдержался: выразил протест в такой форме, что немедленно вылетел с работы. Ко-нечно, называть лекторшу овцой и высказать предположение, что она такая тупая от отсутствия рядом мужика – это, по мнению Александра, было слишком. А тем более тут же предложить ей решить её проблемы по мужской части.
«Неправильно по форме, но верно по содержанию», - усмехнулся Александр, вспомнив услышан-ную где-то фразу.
Он оторвался от окна и завертел головой. Кругом со скучными лицами, даже не пытаясь маскиро-ваться, ковырялись в телефонах. Лекторша, впрочем, ни на кого и не смотрела – она всё равно не от-рывала головы от бумажки. Да и не могла оторвать, потому что пересказывать своими словами текст, абсолютно лишенный смысла, не в состоянии ни один человек.
- Каждый из перечисленных компонентов системы выполняет функцию организации информацион-ного обеспечения для выполнения следующих групп задач… - жужжала она, и Александру казалось, что это жужжит муха, сидящая на окне.
«Интересно, это та муха, из коридора? Или другая? – думал он, - Не отличишь ведь. До чего одина-ковые! И те мухи одинаковые и эти, - заключил он, переведя взгляд на коричневую костлявую девицу. – А вообще, ловко. Даже теракт им на пользу пошёл. Только-только взрыв в метро – пожалуйста. Уже организуются курсы (явка обязательна) для водителей, за которые парк (т.е. государство) платит кому-то (кому, не нашего водительского ума дело) по шесть тысяч рублей за каждого слушателя. Причём вместо курсов – ничего. Вообще ничего. До чего ж ловкие мухи! Из всего пользу извлекут… Хотя, и это с какой стороны посмотреть... Вон в парке уже и так половина чёрных. Если бы нам что-то реальное про терроризм рассказывали, им бы, небось, очень на пользу пошло. Рассказали бы обо всех особенно-стях нашей борьбы с терроризмом у себя дома. В Чечне, да в солнечном Дагестане… Вот был бы ЕГИС ОТБ на всю катушку…».
Он оглянулся на парту с чеченцами. Мага рассматривал свои отполированные – будто из косметиче-ского салона – ногти на холёных руках. Второй – Александр забыл, как зовут новенького – с садистской звероватой ухмылкой уничтожал в телефоне каких-то монстров.
Александр сосредоточил ненавидящий взгляд на бровях девицы. Искусственных, вытатуированных на месте удалённых собственных. Опять захотелось что-то сделать. Что-то эдакое… «Один вчера уже сделал, хватит. - Подумал он. – Хотя… Хотя Серый вчера был настолько пьян, что еле на ногах стоял… И сказать ничего не сказал. По делу не сказал, только нахамил этой бабе… Мухе этой… А если по делу сказать… Нет, стоп…».
В отличие от уволенного коллеги, Александр вчера пришёл на учёбу трезвый. Но подхватил пьяный протест Серого, будто какой-то вирус, и утром встал уже «больной». Возмущённый и профанацией «учёбы», и воровством государственных денег, и увольнением Серого, и тем, что вместо выходного надо второй день подряд идти и участвовать в этом абсурде, Александр взял – и напился. Имеет чело-век, в конце концов, право выпить в свой выходной? Имеет. А сегодня законный выходной, и на иди-отскую «учёбу» положить с прибором!
- Контроль предоставления персональных данных о пассажирах в АЦБПДП по принадлежности со-стоит из сегментов в зависимости от соответствующего оператора. И из контуров по уровню конфиден-циальности информации… - бубнила Муха.
Александр резко повернулся к окну и вдруг смахнул свою сумку на пол. Муха прервала чтение.
- У вас какие-то проблемы? – глядя на Александра, спросила она с нерусской интонацией. Такие интонации Александр слышал только в американских фильмах.
- У нас проблемы с этими грёбаными засранцами, - сказал Александр гнусавым голосом переводчи-ка фильмов из девяностых, - мы выбьем из ублюдков всё их чёртово дерьмо.
Когда водители закончили хохотать, Муха сказала:
- Я сообщу о вашем поведении вашему начальству. Вы пытаетесь сорвать лекцию.
Александр вздохнул, поднял сумку, встал и вышел на середину. Повернувшись лицом к залу, он сказал всё то, о чём думали все. Пусть сумбурно, пусть не совсем трезвым голосом, и излишне часто раскатисто упирая на слово «прр-ррофанация!», но он, тем не менее, высказал всё. И про загубленный выходной. И про государственные деньги, которые ушли вот таким мухам. И про то, что деньги эти зарабатывают они, водители, а воруют и проедают всякие мухи. И про то, что Серый был неправ, ко-нечно, по форме. Но по существу прав, потому что эта прр-ррофанация не может не возмущать. И про то, что толку от этой учёбы ноль целых ноль десятых. И про то, что даже теракт всякая сволочь умуд-ряется использовать для того, чтобы из бюджетных потоков отвести ручеёк в свой карман…
- Я что, неправильно говорю? – закончил он в гробовой тишине.
Все в комнате, не исключая Муху, знали, что Александр правильно говорит. Набычившись, он сто-ял, повернувшись лицом к рядам парт, и по-пьяному хмуро смотрел на коллег. Те в тишине смущённо отворачивали глаза. Александр искал их взгляды и не находил.

- Ты, Саша, это… Зря ты...
Коллектив окружил Александра и выражал сочувствие многоруким похлопыванием по плечу и со-чувственными интонациями в голосе. Александр молча пил.
- Ты Саша, пойми, там же ФСБ в теме. Ведь зачёты по этой херне мы в ФСБ потом будем сдавать. Значит, этот дурдом контора крышует. А против неё не попрёшь…
- Точно! Если б не контора, я бы и сам!
- И я бы тоже. Но контора же. Сам понимаешь…
- А вообще, ты прав. Суки они все.
Все разводили руками и высказывали сочувствие пополам с одобрением, чеченцы молча жали руки, дагестанцы хлопали по плечу и говорили «брат, брат». Александр молча допивал которую уже банку пива. Пил он нечасто, и забрало его сильно.
Разговор под воздействием пива менялся. Первый порыв прошёл, и высказав сочувственные слова, водители постепенно переходили от восхищения к снисходительности и даже к пренебрежению. Дес-кать, ой, дурачок ты, Саня, и куда это тебя понесло! И уже нелюбимый в парке жлоб Веталь начал по своему обыкновению наставлять Александра на путь истинный:
- Тебе, Саня, надо было ещё вот что сказать, - начал он тоном учителя, - про ФСБ тему надо было затронуть. Если у нас в автобусе взорвут что-то, то кто виноват будет? Водитель и будет виноват. Ты курсы прослушал? Прослушал. Расписался в ведомости? Расписался. Так почему же не предотвратил, сукин сын!? Стрелочников заранее готовят, сволочи… Вот ты б взял, да и высказал про это дело, раз уж рот раскрыл...
Александр резко встал и посмотрел на коллег. Они отводили взгляды. Как и тогда в аудитории он искал их глаза и не находил.
- Пойду я… - сказал он, закидывая на плечо сумку.
- Ты это, Саша… Давай до дома довезу. Я на колёсах.
- Я на метро…

На эскалаторе ему позвонили с работы. Завтрашний выходной отменялся, необходимо было выхо-дить на работу вместо заболевшего сменщика. Не выйти было нельзя под угрозой взыскания – вплоть до увольнения. И угроза была вполне реальна, на Александре висел не снятый выговор. Он обещал выйти и повесил трубку.
«Знают уже, что я выпил столько, что завтра не пройду врача. Не протрезвею. Придёшь на работу – вилы. И не придёшь – вилы. Ловко… А откуда они знали, что я после учёбы ещё догоняться пошёл? Ведь какая-то падла из наших настучала…». Садясь в вагон, он открыл очередную банку пива, и ре-шил, что на работу завтра всё-таки пойдёт. Почему нет? Хоть в глаза гадам взглянуть…
«Уволят, суки… уволят, суки», - отдавалось в голове в такт отстукивающим колёсам.
«А ведь и повод железный… - думал Александр, глядя на пятно на полу, аккурат между его ногами в старых ботинках, – пятно-то на муху похоже... уволят суки…ладно, свет клином не сошёлся. Прожи-ву как-нибудь… ничего, пока таксёрить буду, а там – видно… уволят, суки… Прямо перед отпуском выгоняют… Муха-то, небось, на Мальдивы какие-нибудь полетит отдыхать. Или куда там такие мухи летают… Матери лекарства нужны… Дорогие…»
Он вспомнил старческие материны руки. В морщинах, бессильные, трясущиеся от холода даже в тёпле... Из груди к горлу подступил колючий шар, и чтобы загнать его обратно вглубь, Александр пьяно и как-то по-лошадиному мотнул головой, задвигал челюстями. Скрипнули зубы. Он достал из кармана ещё одну банку пива, встал и, с пьяным вызовом глядя перед собой, нагнув голову, лбом впе-рёд, пошёл через вагон к передней двери. Остановился, открыл банку, хлебнул. Спазм окончательно прошёл. Поезд подходил к его остановке. «Уволят – и пёс с ними!» - сказал он вслух, сунул руку в сумку и достал наугад из пачки лист бумаги. Убрав банку в карман, поднёс к глазам лист и глядел на него некоторое время. Потом равнодушно скомкал. Двери вагона открылись, и он бросил бумагу на рельсы. Шагнул в открытые двери вагона, будто провалился в дыру…
Скомканный лист не упал в щель между вагоном и платформой, поток воздуха подхватил его, и он пошуршал по перрону, словно зажил своей жизнью. Жизнью, не имеющей ни малейшего отношения к жизни живых людей, будь то взрывающие, взрываемые или предотвращающие…1

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасно-сти, являющаяся собственностью Российской Федерации (ЕГИС ОТБ).
В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и связи, создана
Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности,
являющаяся собственностью Российской Федерации (ЕГИС ОТБ).
ЕГИС ОТБ - основа единого защищенного закрытого информационного пространства
обеспечения безопасности населения на транспорте. Она создает техническую основу для
реализации функций информационного обеспечения деятельности в сфере обеспечения
транспортной безопасности в настоящее время, а также в будущем - в указанной сфере и иных
сферах транспортного комплекса.
Информационная система состоит по функциональному предназначению -
из компонентов:
Основными системообразующими частями ЕГИС ОТБ являются:
• компонент обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• компонент персональных данных о пассажирах;
• компонент интеграции данных;
• компонент контроля и надзора.
Каждый из перечисленных компонентов системы выполняет функцию организации информа-ционного обеспечения для выполнения следующих групп задач:
Для компонента обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и транс-портных средств (КОТБ):
1. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
2. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
3. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4. контроль выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности субъек-тами транспортной инфраструктуры;
5. идентификация опасных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; • аудит и инспекционный контроль безопасности объектов;
6. формирование и реестров категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транс-портных средств, ведение паспортов безопасности объектов;
7. мониторинг текущего состояния защищенности транспортной системы;
8. управление процессами выведения транспортной системы из внештатного состояния;
9. анализ состояния безопасности транспортной системы и планирование мер по повы-шению уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Для компонента персональных данных о пассажирах (КПДП):
1. сбор, обработка персональных данных о пассажирах;
2. формирование и ведение автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах.
Для компонента интеграции данных (КИД):
1. обработка запросов пользователей ЕГИС ОТБ;
2. предоставление данных авторизованным пользователям ЕГИС ОТБ;
3. взаимодействие с информационными системами и автоматизированными системами управления федеральных органов исполнительной власти;
4. обеспечение информационной безопасности ЕГИС ОТБ.
Для компонента контроля и надзора (ККН):
1.   контроль предоставления персональных данных о пассажирах в АЦБПДП.
по принадлежности - из сегментов:

- центральный (или сегмент Минтранса России);
- сегмент воздушного транспорта (сегмент Росавиации);   ь
- сегмент железнодорожного транспорта (сегмент Росжелдора);
- сегмент автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (сегмент Росавтодора);
- сегмент морского и внутреннего водного транспорта (сегмент Росморречфлота);
- сегмент контроля и надзора на транспорте (сегмент Ространснадзора).

по уровню конфиденциальности информации- из контуров:
- контур персональных данных пассажиров;
- контур конфиденциальной информации;
- контур сведений, составляющих государственную тайну.

ЕГИС ОТБ, в том числе автоматизированные централизованные базы персональных данных о пасса-жирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП), является основой системы информа-ционного обеспечения безопасности населения на транспорте (СИОБНТ), создаваемой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г.№403 в рамках «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г.№1285 р.

Основными задачами ЕГИС ОТБ являются информационное обеспечение деятельности уполномочен-ных федеральных органов в сфере транспортной безопасности, а также формирование и ведение АЦБПДП. АЦБПДП предназначены для автоматизации процессов сбора и обработки персональных данных о пассажирах, формирования и ведения соответствующих баз данных, которые используются при решении определяемых государством правовых, организационных и иных задач обеспечения транспорт-ной безопасности в сфере транспортного комплекса. При формировании АЦБПДП реализуется уста-новленный действующими нормативными правовыми документами комплекс мер по защите и поряд-ку использования персональных данных как отдельного вида конфиденциальной информации.

Формирование АЦБПДП организуется на основе данных о пассажирских перевозках, предоставляе-мых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов), при формировании списков пассажи-ров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами, при фор-мировании персонала (экипажей) транспортных средств. К регистрируемым операциям в ходе предос-тавления транспортных услуг в зависимости от особенностей существующей технологии организации пассажирских перевозок тем или иным видом транспорта могут относиться: бронирование проездного документа (билета), его приобретение, возврат (отказ от поездки), посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Порядок формирования и ведения АЦБПДП определён Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 г. №243. Предоставление источниками информации данных в АЦБПДП осуществляется в электронной форме по защищенным каналам связи (VPN-каналам сети Интернет или каналам защищенных отрас-левых сетей):

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» распоряжением Минтранса России № 155-р назначено оператором Еди-ной государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (АЦБПДП)

1. Далее следует подлинный лист из раздаточных материалов для сдачи водителями автобусов зачёта по антитеррори-стической безопасности. Лист был взят из  пачки наугад.


Рецензии