Влахерноба

  7.00 утра. Ещё достаточно свежо после ночи, но чувствуется, что день будет таким же, жарким, как и предыдущие. Сегодня 15 июля – праздник положения честной ризы Божией Матери во Влахерне. Когда мы собирались в Грузию, то специально старались подгадать свой приезд к этой дате. Ведь, здесь, в Грузии это особый праздник. Праздник, который празднуют не только все грузины, но и многочисленные паломники, чтущие Божию Матерь и её честную ризу. Раз в году, именно в этот день, святыню с большими почестями выносят из городского музея города Зугдиди (бывшего дворца князей Дадиани) и несут мимо Влахернской церкви, что не вмещает уже давно всех желающих ей поклониться, к новому собору Иверской иконы Божией Матери. Процессия вытягивается во весь город, заполняя собой всё пространство центрального проспекта, с его газонами и тротуарами. Люди поют величания Божией Матери на разных языках, но это не мешает чувствовать общность в происходящем и только усиливает наш душевный трепет.

  В Грузию мы летели три с половиной часа рейсом Вильнюс-Кутаиси. Кутаиси, кстати, единственный аэропорт в Грузии, который принадлежит государству. Аэропорт небольшой, но уютный. Видно, что построен недавно и ещё достаточно свеж и неизношен. Прямо на выходе с лётного поля, перед пограничным контролем, образовалась большая очередь. Я пристроился в её хвосте, за мной вся наша группа. Завидев меня, в облачении и с крестом на груди, от стойки контроля отделился пограничный офицер (видимо старший смены) и, не торопясь, подошёл ко мне.
– Мамао, пойдём за мной.
 И знаком предложил обойти очередь и стать в самом её начале. Я хотел было отказаться от непривычной, в этом смысле, для западного человека вежливости и поблагодарить учтивого стража границы. Но, оглянувшись назад, увидел молящие глаза многих из своей группы, лица детей, которые были с нами… и произнёс:
–  Я не один, с группой.
–  Давай с группой, мамао, проходите!
  В очереди, которую мы, таким образом, обошли, никто не возмутился. Мы быстро прошли паспортный контроль, за которым нас уже ждали наши грузинские гиды – Заза и Робизо. Обменявшись приветствиями, мы вышли в жаркий воздух Грузии из прохладного здания аэропорта и погрузились в автобус. Сначала Кутаиси и его монастыри, затем – всё остальное!

 Надо сразу отметить, что хватило бы и Кутаиси с его окрестностями для полноты пребывания в те семь дней, которые мы сами себе подарили этой поездкой. Неисчислимое число церквей Имеретии, знаменитые монастыри Гелати и Баграти, пещеры Прометея и многое другое. Всё это не пустует, наполнено жизнью и кажется, что для изучения деталей не хватит и года! Но наши гостеприимные хозяева приготовили нам обширную программу, не оставив и свободной минуты для осмысления и переживания хотя бы части увиденного за неделю.

 От Кутаиси до Зугдиди два часа езды на машине. Испросив накануне у тамошнего владыки благословение на визит, мы рано утром отправляемся из гостиницы, чтобы к девяти утра поспеть к началу праздника. В гостинице нам упаковали завтрак в виде сухого пайка в несколько больших целлофановых пакетов, что оказалось очень предусмотрительным. Дело в том, что в Зугдиди, после праздничной службы, мы бы нигде провианта не раздобыли. Все кафе и рестораны города были заранее заказаны и работали в закрытом режиме.

 По прибытии на место оказалось, что хотя мы уже были не первые, народ ещё не собрался. Во Влахернской церкви, что у самого музея-замка, народу не много. Бросалось в глаза обилие профессиональных нищих, которые неотступно следовали за каждым вновь прибывшим, дёргали за рукава и речитативом выдвигали настойчивые требования к обильным жертвам в их пользу. Всё это время у наших ног пыталась пристроиться огромная беременная сука неизвестной «дворовой» породы. В конце концов, когда уже народу собралось достаточно, мы переместились ближе к воротам замка, откуда должны были вынести ризу. Собака перешла вместе с нами и улеглась прямо посреди дорожки, ведущей к воротам. Через какое-то время появились архиереи, которые должны были нести ковчег с ризой. Высокие и ладные, с крупными чертами лиц, как братья – дети одного отца, архиереи величаво шествовали в сопровождении архимандритов и протоиереев. Собака даже не пошевелилась. Всем пришлось аккуратно через неё переступать. Она не возражала. Когда, после изрядной давки у ворот, ковчег со святыней всё-таки вынесли из музейного комплекса и понесли, даже собачка поднялась и пошла с нами. Мы не возражали.

 Путь был неблизкий, солнце ещё было не в зените, но было уже очень жарко. Всё-таки – середина июля, а здесь, в Закавказье, это начало самого знойного времени года. С хоругвями и песнопениями, в сопровождении почётного караула из числа местных военных и джигитов в национальных костюмах, мы долго шли к новому собору. За это время успели познакомиться с группами паломников их Киева и Новосибирска, Санкт-Петербурга и Тбилиси. Причём именно здесь нашла своё лишнее доказательство теория, что мир православия достаточно тесен. Обязательно, с кем ни заговори, найдутся общие знакомые или события, или места, объединяющие людей, едва знакомых друг с другом. Так священник из Новосибирска служил срочную армейскую службу в Литве. А женщины, свято уверенные, что я не имею представления об их затерянном в сосновом бору, где-то в окрестностях Санкт-Петербурга, храме, были просто поражены тем фактом, что я знаю их любимого настоятеля отца Александра. Более того, их батюшка, не далее как две недели назад, имел удовольствие служить Божественную службу в нашем храме в Клайпеде. Вот так вот!

 Когда мы, наконец, подошли к месту службы, оказалось, что наши, уже знакомые, нищие нас опередили и атаковали входящих в церковь на паперти и внутри здания. Собака, всё время неторопливо шедшая впереди нас, улеглась прямо на дорожке, а мы, вежливо обойдя её, направились прямиком внутрь храма. Огромное монументальное здание собора, ещё без конечной отделки и росписи, хотя внутри и оказалось очень вместительным, всё равно не смогло вместить всех желающих быть здесь. Единственной возможностью не быть зажатыми в толпе среди жары и духоты, было подняться на огромный балкон с временными перилами, чем не преминули воспользоваться мои спутники. Мой же путь лежал прямо в алтарь, который  явно не проектировался под такие грандиозные Богослужения. Пять архиереев, огромный сонм священников и диаконов, иподиаконы и пономари, да и просто лица мужеского пола (некоторые даже с младенцами-мальчиками на руках). Все эти люди, плюс ковчег с ризой, и второй ковчег с мощами Георгия Победоносца, великомученицы Марины, мучеников Кирика и Иулиты, каким-то образом уместились в трёх помещениях алтарной части: ризнице, собственно алтаре и пономарке. Было очень тесно, но, вместе с тем, и интересно! Наблюдать за общением собратьев в алтаре, их тёплым и неформальным отношением друг к другу, да ещё при этом слушать пение грузинского мужского хора – это, я вам скажу, нечто!

  После Причастия и запивки нас представили правящему архиерею местной епархии – владыке Герасиму. Нас – это меня и батюшек из Киева и Новосибирска. Поздравив с праздником, владыка пригласил нас на праздничный обед в один из ресторанов города. Каждый из нас, приезжих священников, был не один, и мы вежливо отказались, не преминув при этом отметить про себя вежливость и внимательность владыки.

 Дождавшись, когда все из нашей группы приложатся к вынесенным из алтаря святыням, мы отправились на поиски нашего автобуса. Водитель нас предупредил заранее, что будет искать возможность забрать нас где-нибудь неподалёку от главного собора. У нас с собой было питание из гостиницы в Кутаиси, и мы собрались потрапезничать. Решили проситься в ближайшее кафе со своей едой, но оно тоже было заказано. Были ещё не заняты три столика на улице под небольшим навесом и нам любезно разрешили их занять.

 Только пропели «Отче наш», как я опять имел возможность убедиться, что теория «тесноты православного мира» работает. По дороге мимо кафе шёл Спиридон – мужчина, с которым я случайно познакомился в прошлом году, когда приезжал в Грузию на свадьбу к другу. Было это в Зестафони – небольшом городке в Центральной Грузии, в двухстах километрах отсюда. Я пришёл тогда на венчание немного загодя. В храме никого ещё не было. Был только Спиридон. Мы разговорились. Спиридон бывал в русских монастырях и много хорошего сказал тогда о русском Богословии. Наше общение продолжалось минут десять-пятнадцать. После этого мы ни разу не виделись.
 - Спиридон! – закричал я и помахал ему рукой. Он обернулся, остановился в нерешительности, стал медленно приближаться.
 - Батюшка, как вы меня узнали?
 - Господь указал на тебя, иди к нам!
 Во время трапезы выяснилось, что Спиридон сейчас  трудничает  в монастыре далеко отсюда, в горах. Как раз в том монастыре, куда мы сегодня собирались заехать после службы. Опять чудо! Спиридон напросился ехать с нами, чему все несказанно были рады. Божий человек оказался занимательным собеседником и интересным гидом…
 
 Когда день уже близился к закату, мы уставшие, но ободренные пережитым сегодня, попрощались. Диди мадлоба! Даст Бог свидимся ещё, Спиридоне! 
Октябрь 2017
Примечание:
Диди мадлоба – большое спасибо (груз.)


Рецензии