Текст Дмитрия Глуховского

Прекрасный новый мир?

Новый роман Дмитрия Глуховского "Текст" вызывает неоднозначные эмоции, как и все его предыдущие книги. На мой взгляд, это хорошо. По моему убеждению автору необходимо вызывать у людей эмоции. Неважно даже какими они будут. Если людям нравится или наоборот не нравится очередное творение, если они спорят, ругают или восхваляют его - это добрый знак. Значит, произведение как минимум заслуживает внимания. Значит, оно их зацепило за живое. А не в том ли состоит главная цель любого творчества?

С детства многие из нас читали фантастические романы о прекрасном новом мире Будущего, в котором технологии достигнут небывалых высот и позволят человечеству преодолеть барьеры пространства и времени. И вот, это будущее наступило. Точнее, мы с вами находимся в его, этого самого будущего, начале. Технологии развиваются стремительно, несмотря на кризисы и неспокойную обстановку в мире.

Глуховский характеризует новое творение, как первый реалистический роман в его творческой биографии. И это в общем-то так. Хотя скажи кому-то ещё пятнадцать лет назад, что в самом скором времени мы сможем свободно общаться по видеосвязи, причём не только с помощью стационарного компьютера, но и по смартфону, все только бы скептически хмыкнули. А теперь смартфон и его фактически безграничные возможности по обмену разнообразной информацией являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Он дарит нам новый, во многом куда более интересный, чем окружающий нас мир. Скажем так, улучшенную, глянцевую версию старого, привычного мира. Помимо этого смартфон способен хранить многие яркие моменты жизни. Мы уже привыкли к этому. Нам этого не хватает.

А потому, учитывая изложенное, стоит ли удивляться, что главным героем нового романа Глуховского является именно смартфон? Не озлобленная жертва Илья Горюнов и его во многом невольный палач Петя Хазин, которым по ходу повествования суждено поменяться местами, а именно бездушная машинка со стеклянным экраном и ячеистой памятью. Парадокс, скажите вы? Отнюдь. Просто слепок времени. Дмитрий Глуховский совершенно точно уловил суть момента и написал трогательную историю, являющуюся отражением нашей с вами реальности. Без прикрас, без слащавости и без иллюзий. Многие рецензенты, видимо пока ещё не знакомые со всеми сторонами жизни в нашей стране, отмечают жёсткость материала. Но ведь ни для кого не является секретом позиция Глуховского по поводу известных событий, людей и явлений. Он высказывает её регулярно и открыто, поэтому неудивительно, что многие его наблюдения и переживания нашли отражение в книге.

Смартфон покинул Хазина и перешёл к Горюнову. Мир Хазина далеко не идеален, но полон событий, чувств и эмоций. А мир Горюнова оказался пуст, холоден и выхолощен. Благодаря смартфону Горюнов с головой уходит в жизненное пространство сначала ненавистного, но к концу повествования ставшего едва ли не самым близким человека. Пусть ненадолго, но жизнь Горюнова наполнилась новым смыслом, осветилась светом не его звезды, но осветилась, согрела чужими чувствами, но согрела. Подобная игра не могла продолжаться слишком долго. И мир Хазина в итоге уничтожил чужеродный элемент, пытавшийся в нём прижиться.

Палач и жертва вызывают сочувствие фактически в равной степени, что не так уж часто встречается в литературе. Потому что оба запутались и пошли не той дорогой, по которой возможно должны были бы пойти. И привела она их к печальному финалу. А смартфон? Да, что смартфон. Выполнив свою функцию он разрядился и погас. Вот только в отличие от своих хозяев он ещё может вернуться к жизни. Стоит только зарядить аккумулятор. Как поётся в одной старой песне - "Если я заменю батарейки". А ещё в той же песне поётся: "Я должен начать всё сначала".


Рецензии