Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 41. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 41. ГЛАВА 14. СТ. 15-27. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


15. Достигая смерть в гунне страсти, человек рождается в обществе тех, кто привязан к кармической деятельности. Также, встречая кончину в невежестве, человек рождается в низких формах жизни.

КОММЕНТАРИЙ:

Если говорить о достижении смерти в гуне страсти, то имеет значение, на каком этапе влияния гуны страсти человек оставил тело, ибо и здесь имеются свои подступени. И это, несомненно, определяет и рождение в следующей жизни. Вообще, вопрос о том, среди кого родится человек, если он в прошлой жизни был под влиянием гуны страсти, Бог решает абсолютно индивидуально. Однозначность была необходима Арджуне. Современный человек должен понимать, что могут быть разные варианты рождений, и это зависит от Плана Бога на человека, от того, какими он качествами обладал, какие имел все же заслуги перед Богом, какие имел желания, на какой ступени собственного развития был, даже находясь под влиянием гуны страсти (в начале, середине или в развитой гуне страсти). Это все не праздные вопросы, это все Бог решает скрупулезно и непременно с учетом и последующих рождений, которые также уже теперь на человека планирует Всевышний.

Вообще, если человек в прошлой жизни жил среди людей, привязанных к работе, не посвящающих свой труд Богу, считающих себя причиной своего труда, то возможно все же любое рождение: и рождение среди преданных Бога Кришны и среди материалистов, привязанных к своей работе, и среди, собственно, людей, занятых греховной деятельностью преимущественно. Нет у Бога жесткой связи между тем, среди кого жил человек в прошлой жизни и среди кого должен родиться в следующей. Такой обозримой для человека связи нет. Он такую связь просто не увидит, ибо такими знаниями и такой продолжительностью жизни не обладает. Только Бог Знает, почему человек рождается в том или ином окружении, среди людей преимущественно того или иного вида деятельности или привязанности, или проявления себя, того или иного материального обеспечения. В любом случае, ни один путь, который может предстоять в следующем рождении, не будет дан не во благо и не обоснованно. Из любого пути человек извлечет для себя те качества, которые в этом новом рождении и наметил Бог; пройдет те страдания и преодоления, отдаст те долги Богу, которые и наметил Бог, получит те последствия и своей благочестивой деятельности, которые и наметил Бог. Также особо мыслить человеку отнюдь не следует, среди кого он может родиться. Это ничего не даст, да и точного ответа никто у Бога не получает о своей судьбе или о судьбе другого, как и никто и никогда не сможет выявить никакую здесь закономерность, связывающую прошлое и будущее рождение. Это абсолютно непредсказуемо, не имеет никакой формулы, никакого понятного человеку закона. Но просто предположить, согласно стиху, что ожидает материального человека, занятого запрещенной кармической деятельностью, в следующем рождении, можно. Но и не забывать, что привязываться к этому утверждению не следует. Неисповедимы пути Бога.

Что касается человека, который умирает в невежестве. В своем невежестве человек отнюдь не виноват. Для него это в любом случае,  по сравнению с предыдущим рождением, только подъем вверх. Хоть на очень мелкую ступень, но человек будет поднят, и это в его следующем рождении отразится. От рождения к рождению, даже будучи под влиянием одной и той же гуны, человек непременно поднимается только вверх. Никогда даже в невежестве жизнь не проходит без развития качеств человека, его пониманий, его убеждений. И это становится плацдармом в новом рождении, обеспечивая человеку более высокий уровень в общении, работе, устремлении, дает ему возможность использовать тот багаж, который приобрел в прошлой жизни, ибо ни одна жизнь не проходит впустую. Непременно в новом рождении придется и отдавать кармические долги, но и это поднимает далее по ступеням собственного развития. Поэтому с новым рождением ситуация не ухудшается, Бог дает человеку окрепнуть, набраться понимания, усилить мыслительный процесс и иногда дает наказания тогда, когда человек и умом, и разумом, и качествами уже способен не только преодолеть, но и правильно извлечь для себя уроки. Но так, чтобы человеку поставить в вину его качества и направить в животный мир…  Это Бог делает только с очень греховными людьми и после очень многих наставлений и предупреждений средствами материального мира.

А невежественный человек среднего уровня просто обучается Богом несколько щадящим образом, ибо сначала надо дать человеку опору в себе – основы нравственности и морали в человеческом обществе, законы общества и только потом Бог дает ему понимание, что греховная деятельность наказуема. Также, чтобы помочь живому существу из животного мира влиться в человеческое общество, Бог может дать подходящую семью, внешность, благоприятные условия еще слабому с неразвитыми качествами человеку, помочь ему находить контакт с людьми и учиться строить отношения. Бог учитывает в человеке и старания, и возможности ума, и опыт, и склонности, и сам мыслительный процесс и не стремится дать начинающему человеку большие наказания, но в меру, но по уму, но по качествам, во благо, без сильных потрясений, но тех, которые все же в помощь.

Но в некоторых или исключительных случаях люди в самом начале человеческого пути входят в человеческие отношения не сразу, но как бы в колебательном процессе, то рождаясь человеком, то домашним животным, то снова человеком, то снова домашним животным; или человек из животного мира может приходить в тело человека или осваивать тело человека и здесь отношения, рождаясь среди отсталых народов, скажем, в африканских племенах или рождаясь неполноценным или слабоумным человеком… И только потом рождение в теле человека может стать уже необратимым и полноценным. Но все во благо, все предусмотрено Богом, все только путь вперед и все по силе живому существу.

16. Тот, кто в работе добродетельный, о нем говорят, что он в гунне добродетели и плоды труда его чистые, но страдание плоды тех, кто в гунне страсти, невежество – плоды гунны тьмы.

КОММЕНТАРИЙ:

Все неоднозначно. Арджуне надо было говорить конкретно, кратко, понятно для его ступени материального и духовного развития, в основном, чтобы дать ему примерную картину влияния на человека гун материальной природы в разных случаях: в работе, смерти, в общем проявлении человека… Но каждый путь каждого человека уникален, абсолютно индивидуален. Невозможно здесь разбить всех людей по каким-то параметрам и работать с группами, как под копирку. Разделения у Бога существуют, более, чем три группы, но это сокрыто, это человеку не понять. Но и в таком случае к каждому строго свой подход, свои требования, у каждого свои пути преодолений, свои проявления, свой мыслительный процесс, своя кармическая предыстория, свои качества.

Не всякий добродетельный в работе человек находится под влиянием гуны добродетели. Человеку это визуально не видно ни касательно себя, ни касательно другого. Это Знает только Бог. Под добродетелью в материальном мире могут маскироваться и из гуны невежества и из гуны страсти. Не разберешься. Даже если будешь четко понимать, что значит быть в работе добродетельным. Не счесть вариантов причины добродетели. Не счесть и мыслительных процессов, которые за этим могут стоять. Даже если речь идет о преданном Бога Кришны, который посвящает свои плоды Богу и не привязан в процессу труда, то и здесь степень отрешенности от плодов труда, чтобы можно было говорить о добродетели, может быть очень и очень условной. Но внешне добродетельный в труде может выглядеть и старательным, и терпеливым, и отзывчивым, и не претендующим на плоды, и знающим или профессиональным, и немногословным, и контактным и дающим разумные советы… Но и при таких качествах только Бог знает его истинную добродетель в труде или ее степень. Добродетельным в труде также можно быть и через раз… по настроению, можно быть добродетельным просто к людям, исходя из значимости этого слова…
Скорее всего, в стихе идет речь не о добродетели, как качестве, которое успешно проявляется в труде, а о том, в преданном ли служении выполняется труд или нет. Т.е. речь идет о карма-йоге. Тогда действительно плоды труда человека чистые и в работе он проявит качества, угодные Богу, что есть не привязанность к плодам любой своей деятельности. Такого человека можно назвать добродетельный в труде, но с учетом, что здесь имеется ввиду только занятие карма-йогой, а ни какое внешнее проявление или расположение к другим или к самой работе. Т.е. здесь путать не следует. Или еще можно сказать так: каждый, кто занят карма-йогой считается добродетельным в труде, но любой, кто проявляет добродетель в труде, не может быть непременно занятым карма-йогой.
Но преданные о своем внутреннем мыслительном процессе во время исполнения работы никому не сообщают. Поэтому на их счету в основном старание, миролюбие, немногословность, доброжелательность… что может быть и видно и не видно или не каждому видно, но и ни каждый из этого может что-либо для себя извлечь, чтобы осознать – в карма-йоге человек или нет.. Работает человек и работает. Только Бог знает, кто и на сколько или в какой степени добродетелен, т.е. на сколько труд человека в гуне добродетели. А для других это ничего не даст, ничего этим не возможно измерить и ни к чему особому для себя прийти. Просто в любом случае, если ты преданный Бога, надо заниматься карма-йогой. И все. Никакой другой мыслительный процесс ни на себя и ни на тех, кто рядом. Просто стараться.

Теперь о людях, которые находятся под влиянием гуны страсти, и об их плодах. В гуне страсти человек преимущественно считает именно себя причиной любой своей деятельности, такой, как добродетель, работа, аскетизм… Такой человек, непременно считает себя и тем, кто распоряжается или претендует на плоды или результаты своего проявления в материальном мире, не видя за всем стоящего Бога и Волю Бога. Видя причиной себя или других людей, человек вовлекается в материальные игры и роли, устремляется через них к посулам материального мира, не ведая страха перед Богом, не контролируя свой мыслительный процесс и деяния и вследствие этого пожиная плоды любой своей деятельности и в виде наказаний, и в виде вознаграждений. Но и вознаграждения могут оборачиваться страданиями для того, кто не видит или не желает видеть за всем стоящего Бога. Не воздавая Богу, не благодаря Бога, не молясь Всевышнему, присваивая себе плоды любой своей деятельности, человек снова и снова вовлекается в последствия материальной деятельности в виде наказаний. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны страсти, действительно устремляются достичь успех именно через труд и, по сути, занимаются запрещенной кармической деятельностью, которая и есть причина страданий в материальном мире. Но надо понимать и то, что страдания ни есть цель Бога, но есть воспитывающий процесс, непременно подводящий человека к причине его греховной деятельности, указывая на те качества, которые и послужили причиной. Именно страдания дают опыт, понимание, что можно, а что нельзя, помогают человеку точнее в себе слышать голос Бога, контролировать свои желания и чувства, принимать Законы Бога и руководствоваться ими.

Вращаясь в колесе сансары, человек постоянно идет по пути развития качеств именно через или вследствие страданий и преодолений, вследствие осмысления своих ошибок и более точного выбора и ориентации. Именно путь страданий и поднимает в итоге человеке на уровень развитой гуны страсти, дает ему религиозность и дает возможность перейти под влияние еще более прогрессивной гуны – гуны благости, которая уже выводит к преданному служению и далее выводит за пределы материального существования.

Надо уметь понимать страдания, как прерогативу материального существования вообще. Бог использует условия материального мира постоянно для назидания живых существ, для их развития, ибо под влиянием любой гуны человек имеет уязвимые качества, склонен к греховному мышлению и выбору, и никто не исключается; до последнего дня существования на Земле человек, так или иначе, но страдает, потрясается и таким образом обучается, ибо Бог скрупулезно работает со своим творением и точно знает, в чем душа греховна, и не опускает и мгновения, чтобы его не употребить в дело развития и воспитания. Но все же наибольшие страдания приходятся на долю того, кто в развитой гуне страсти, кто не религиозен, самонадеян, идет что называется напролом, не дорожит чужой жизнью, здоровьем, имуществом, работой, благополучием и устремлен обеспечивать свое благосостояние за счет чужого труда, здоровья, жизни.

Но, а каковы плоды тех, кто в гуне тьмы? Невежество – это то, что сопровождает человека в этой гуне и собственно диктует ему. Но плоды все же – развитие и преимущественно материальное или можно сказать, бытовое. В этой гуне человек не наделен еще быстрым умом, интеллектом, опытом материальной жизни. Он входит в мир человеческих отношений со ступеней животных, чаще всего кошек и собак. Может войти и с уровня приматов, дельфинов, лошадей, реже птиц… Качества поэтому не блещут цивилизованностью, но разумность все же присутствует. Человек, однако, достаточно быстро осваивается, но проявляет себя на уровне своих пониманий, ибо другого взять еще не взял, и это все будет постепенно даваться Богом через человеческое общество, его нравственность и законы, через не очень сложные пока игры и роли, через и не очень жесткие наказания, ибо они должны быть соизмеримы с пониманием человека, с его возможностью извлекать уроки и с тем, на сколько человек действительно виновен, ибо этот уровень не всегда имеет преднамеренность. В этой связи человек в любом случае поднимается вверх, направляется Богом через родителей, через интерес, через условия жизни, через наслаждения. Бог дает человеку в гуне невежества несколько и щадящий путь, может дать и некоторый талант, позволяющий лучше адаптироваться в обществе и не бояться людей, своей речи, общения, высказываний… Бог также таким людям дает не очень сильную веру, но удерживает в ее рамках и через нее провозглашает Закон Бога и Волю Бога. Сначала надо человека обставить как бы не сложными знаниями и требованиями, дать ему несколько в себе также уверенность, дать ему совершить и некоторые греховные деяния и потом ему воочию показывать в чем суть греха, который он может рассматривать как свой ошибочный выбор, и чем это для человека может обернуться. Также Бог такому человеку дает на пути или в его семье людей, обладающих примерно такими же греховными качествами и показывает на его собственном теле и внутренних страданиях плоды или результаты таких качеств, давая человеку таким образом к ним отношение и выводя на отказ от них в себе через убеждения, и таким образом происходит обретение новых качеств по самым разным направлениям.

Таким образом, человек и в гуне невежества получает от Бога необходимые уроки и постепенно поднимается по ступеням собственного развития. Т.е. невозможно сказать, что плоды в гуне тьмы есть невежество. Скорее плоды все же развитие, и именно это цель Бога на творение; и на это направлены гуны природы изначально. Ибо гуны природы есть Сам Бог. Но, а Арджуне надо было сказать так потому, что очень глубоко все ему объяснять еще было рано, но главное надо было показать работу иллюзорных энергий Бога в материальном мире, и таким образом стимулировать к выходу из-под влияния гун природы через преданное служение (что не совсем осуществимо) или устремление дать хотя бы к гуне благости…



17.Гуна добродетели порождает знание, также гунна страсти непременно порождает жадность, и гунна тьмы непременно порождает безумие, иллюзию и невежество..

КОММЕНТАРИЙ

Все гуны природы работают только на развитие человека, ибо это Сам Бог, Управляющий материальным миром, каждым живым существом, поднимая всех и каждого по ступеням материального и духовного развития.

Но из всех гун природы именно под влиянием гуны благости человек идет по пути не столько материального, но преимущественно духовного развития, и здесь речь может быть именно о духовных знаниях человека. Надо понимать, что путь к совершенным духовным знаниям в гуне благости есть контролируемый Богом последовательный процесс, где человек достигает уже того уровня мыслительного процесса, тех качеств, угодных Богу, того интеллекта, имеет уже тот багаж, те материальные и духовные знания на предварительных ступенях развития предыдущих гун, когда преданное служение для него в гуне благости становится и неизбежным и естественным и логическим завершением материального пути.

Это, преданное служение, становится также и первейшей потребностью человека, который уже не может жить материей, не может жить на уровне материального ума и желаний, но еще не может перейти на духовный план. Это внутреннее несоответствие, упирающееся в еще не совсем развитые качества, надо преодолеть через путь преданного служения, который дает необходимые  ориентиры и средства преодоления,  осуществляющие развитие духовных качеств именно через Святые Писания, которые становятся основой развития материальных и духовных качеств человека. Другого путь нет и быть не может. Именно Слово Бога должно осветить путь, сделать преданное служение неуклонным, грамотным, строго соответствующим требованиям Бога. Т.е. гуна благости сама по себе ничего в человека не привнесет, а только исполнит Волю Бога на того, кто уже готов, для кого это уже обеспечивает реальное продвижение вперед, ибо человек не может стоять на месте, его несет на гребне его всех предыдущих уровней и ступеней развития, он готов. Для него это естественно и неотвратимо, как воздух, и Бог ему в этой гуне и обеспечивает совершенными Знаниями, давая их постепенно, неотступно, вместе с духовной практикой, с развитием духовных качеств, в соответствии с Планом Бога на живое существо.

Гуна страсти сама по себе правильно будет сказать понуждает к жадности, накоплению, к стяжательству… И не только к этому качеству… Люди под влиянием гуны страсти очень привязаны к материальному миру, его благам, к родственным связям, к прошлому, настоящему, будущему, к наукам, искусству, к деньгам, власти, славе, к успеху, счастью, к благополучию, к ограждению себя от проблем, беспокойств, связанных с другими людьми, тяготеют к стабильности и переменам одновременно, любят комфорт, творчество, признание… Не счесть. Самая привязанная к материи и ее проявлениям гуна.

Но из всех и многих квалифицирующих ее составляющих преимущественное или немаловажное значение имеет отношение к работе людей под влиянием гуны страсти, зависимость от работы, понимание себя за того, кто сам исполняет работу, считает себя производящим и распоряжающимся плодами своей деятельности, не желая понять, что и труд и все необходимое для работы, как и все чувства, речь, знания, мыслительный процесс, все дается Богом, и не желающие посвящать труд Богу, поклоняться Богу, признать Бога, как дающего работу, исполняющего работу и распоряжающегося плодами работы, что и влечет непременно последствия греховной деятельности для всех людей, находящихся под влиянием гуны страсти на любом этапе ее развития.

Из этой гуны люди выносят не жадность, как таковую, а усталость от извечных проблем, поиска счастья, иллюзорности успехов, от того, что все по сути имеет начало и конец, нет никогда стабильности, полного удовлетворения, жизнь полна неожиданностей и не слабых страданий, неиссякаемых переживаний и страхов. Почти ни на что невозможно положиться, ибо все временно и далеко не всякое состояние счастья здесь сохраняется, но часто переходит в свою противоположность. Отсюда поиски смысла, жизни, неудовлетворение, отсюда и развитие живых существ, обращающих внимание на то, что человек зависимое и подчиненное живое существо, что в человеческом теле уже невозможно бравировать, невозможно надеяться на себя, человек действительно не сам строит ситуации, но принимает их ка данность, как проявление низших качеств других, как и свое бессилие. Именно гуна страсти вызывает в ее развитой части понимание, что человек бессилен, ничтожен перед лицом катастроф, никакими науками не может создать себе надежную защиту, что все непредсказуемо, и начинает постепенно направлять свой взгляд к Богу, желая понять свое предназначение в этом мире и куда дальше идти и что брать за основу цели и мысли.

На самом деле гуна страсти берет на себя полную подготовку человека через страдания и преодоления к преданному служению, отсеивая, убирая качества более низкого порядка. Ну… гуны природы… - это образно. Но не следует забывать, что за всем стоит только и единственно Воля Бога, ведущего и развивающего Свое творение. А что касается жадности, то материальный человек и не может быть расточительным, ибо все ему Бог дает с превеликим трудом, в неслабых материальных играх и ролях, и не просто в материальном мире все удержать в руках, ибо мир кишит и теми, кто готов жить за счет других, проявляя низшие качества, вовлекая неискушенных в такие материальные игры и роли, где люди теряют если не все, то многое. Но и всякой жадностью или расточительством Управляет Бог, давая все в свою меру, или по ступени развития человека и в соответствии с его уровнем понимания, кармы, Плана на него Бога. Но только в гуне благости человек полностью учится вручать себя Богу и постепенно теряет страх касательно хлеба насущного, ибо Бог постоянно показывает человеку, что помогает ему, в результате чего человек легче управляем, легче может расстаться с материальными благами, достаточно становится терпелив и аскетичен, и начинает понимать, что добродетель, отдающая людям, ставит человека в условия независимости от материального мира, не вовлекает в материальные игры и роли, не ставит человека в условия накопления и зависимости и делает жизнь более простой и в некотором смысле отрешенной, что и закрепляется практикой преданного служения.

Но что порождает гуна тьмы? Безумие, иллюзию и невежество? Гуна тьмы отсюда начинает. Это самые первые шаги человека с такими качествами и в таких условиях… Но эта гуна тянется для человека ни одну жизнь и не для того, чтобы с чем человек в нее вошел, с тем чтобы и вышел. Отнюдь. Гуна тьмы все же не есть безликая и непонятливая или произвольная слуга Бога. Это – Сам Бог. И цель Бога на творение – его развитие. Никто под влиянием этой гуны со своими первоначальными параметрами не засиживается. Над каждым живым существом Бог работает через иллюзорные энергии Бога непрерывно и направленно. Мечтательность и иллюзии низкого порядка отрабатывают свое и уходят. На их место приходят пусть и иллюзорные, но желания более зрелого порядка. Пока так. Потом Бог даст обозреть душе и средства достижения той или иной цели и не все будет очень иллюзорно, ибо и это методы развития тех, кто стоит на низшей ступени материального развития и только мечтает. Бог даст человеку те игры и роли, где человек примет желания и не слабого порядка и устремится, и планы начнет с Богом строить и преодолевать. И кое-что Бог даст вновь достичь и насладиться результатом. Все во благо, все для развития, все для материального опыта и знаний и в этом направлении и эту и другую жизнь. Бог даст проявить и глупость, Бог даст и разумные мысли и поможет эти мысли усвоить и присвоить и на них начинать строить более сложный или нравственный мыслительный процесс. Поэтому гуна тьмы порождает развитие материальное преимущественно, но и не откажет в религиозности в свое время.

Таким образом, все гуны природы во благо, все направляют на развитие интеллекта и качеств, все помогают осознавать в свою меру свое положение и в обществе и в мире и дают представление о собственно своем изначально подчиненном положении. Все гуны природы прямо и косвенно, но ведут человека к развитию качеств, а вслед за этим и подготавливают  к преданному служению, цель которого вывод человека за пределы материального мира на духовный план.



18.Вверх идут те, кто находится в гунне добродетели, в середине обитают те, кто находится в гунне страсти. Люди, находящиеся в гунне невежества, занятые деятельностью, где проявляются отвратительные качества, идут вниз.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле все идут только вверх, проходя все ступени материального и духовного развития под влиянием этих указанных трех гун материальной природы, ни одну ступень не перешагивая, не игнорируя, никак не пропуская, все ведомые Самим Богом Кришной, все идут по пути развития своих качеств, по пути страданий и преодолений, через материальные игры и роли, через последствия греховной деятельности, все, непременно развивая свои качества, интеллект, понимание… в круговороте рождений и смертей. Но действительно за пределы материального мира идут уже из развитой гуны благости.

Те, кто находится под влиянием гуны страсти, находятся в постоянном движении вверх, т.е. идут по ступеням собственного материального  и духовного развития, ведомые Личностью Бога, но идут достаточно долго в пределах влияния гуны страсти, ибо им есть что сказать и чему научить, есть, как и что вынести в этом отрезке своего пути; но, а те, кто находится на низших ступенях человеческого развития, т.е. под влиянием гуны тьмы, то они там, не потому что им так хочется, не потому что им там достаточно комфортно, но потому, что это их естественное пока на тот период состояние развития, и непременно к ним, как к более слабым, есть у Бога свой щадящий режим развития, обеспечивающий в любом случае подъем вверх; и воплощение среди животных бывает в самом начале, пока живое существо не адаптируется к форме тела и жизни человека; и это отнюдь не наказание, а просто регулирование процесса вхождения в тело и образ жизни  человека; и в любом случае это надо рассматривать, как подъем живого существа только вверх и в районе влияния низших гун природы и далее, ибо и нет никого, кто бы на низших ступенях развития и не побывал и нет никого, кто бы там задержался. Проявление низших качеств постепенно корректируется и создаются те условия жизни и формируется то понимание, при котором нужда или потребность в низших качествах отпадает, ибо приносит беспокойство людям и мешает их полноценному развитию, как и пользоваться плодами цивилизации в человеческом обществе.



19.Когда наблюдающий хорошо видит, что кроме гунн материальной природы нет другого исполнителя, а также знает, Кто Управляет гуннами природы, он полностью достигает Моей природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Гуны материальной природы – это Сам Бог, Верховная Личность Бога, Которая поэтапно развивает Свое творение, переводя его последовательно из-под влияние одних иллюзорных энергий под надзор других. Это увидеть материальному человеку категорически невозможно и до некоторых пор и неблагоприятно. Но и находиться в невежестве с некоторых пор также неблагоприятно.

Но наблюдающим за гунами материальной природы Бог делает человека только в гуне благости на последнем завершающем этапе его материального и духовного развития в условиях материального мира и через непременно путь преданного служения. Но этот путь начинается и постепенно развивается по мере усвоения совершенных знаний, подкрепленных духовной практикой, дающей Милость Бога, когда Бог направляет сюда, на гуны природы, мысль, внимание, знания человека, его опыт, память, его постоянный мыслительный процесс.

До этого периода человек Волею Бога в основном занят под влиянием более низких гун природы развитием своих качеств через вовлечение в материальные игры и роли, где обязан считать себя причиной, где должен идти на поводу своего эго, непременно считать, что сам преодолевает, что от него все зависит и он все решает. Это важное требование Бог сохраняет до тех пор, пока человек не разовьет в пути страданий и преодолений те качества, которые и могут вывести его на уровень преданного служения, и только здесь Бог через Святые Писания и с целью дальнейшего развития человека открывает ему, Кто на самом деле за всем стоит и начинает перестраивать его мыслительный процесс и устремления в том направлении и с помощью видения везде присутствие Личности Бога через гуны материальной природы, где речь уже может идти и о полноценном преданном служении и о выходе за пределы материального существования.

Однако, речь не может идти о полном достижении природы Бога ни в условиях материального мира и ни на духовном плане. Но так надо было сказать Арджуне, вкладывая в эти слова смысл выхода за переделы материального мира. Но достижение природы Бога есть на самом деле нескончаемый процесс, ибо Бог изначально Непостижим.



20. Когда воплощенный преодолевает влияние этих трех гунн материальной природы, порождаемых телесным существованием, тогда он вкушает нектар, освобождаясь от рождений, смерти, старости и страданий.

КОММЕНТАРИЙ:

Вкус нектара – вещь достаточно ускользаемая, ее почти невозможно зафиксировать умом и полностью насладиться, ибо и Бог не даст, ибо и рано радоваться преодолению гун природы, ибо и не преодолеваются… Но иллюзия такая (независимости от иллюзий) тоже может быть дана. Но так дается, что человек постоянно будет ловить себя на мысли, что иллюзии его все же ублажают и заласкивают и искажают реальное положение дел. Сам Бог будет преданному показывать, что, вот, он опять на поводу своих чувств, на поводу материальных игр и ролей, на поводу привязанностей… Даже будучи очень старательным, даже полностью отвергающим материальные блага, ведущим простой и аскетический образ жизни, все-равно будет ловить себя на мысли, что и то и другое хочет, что ему в чем-то невмоготу и от чего-то не желал бы отказываться… Материальный мир непременно, будет влиять на полноценное преданное служение, выбивать и мешать всеми путями. Бог такого преданного, видящего как бы, как работают иллюзорные энергии Бога, изведет и их все же к нему взаимным вниманием. И тем не менее, человек, старающийся в преданном служении, будет подниматься по своим качествам и видению Бога только вверх, и постоянно Бог ему будет показывать его уязвимые места, его ошибки, его неполноценность и в стараниях и в результате.

От смерти, старости и болезней он, конечно, будет освобожден на духовном плане. А вот от страданий, от обучений в полной мере, от непривлекательных внутренних состояний – вряд ли. Ибо полноценная в Боге жизнь, служение Богу не может быть нектаром или продолжительным нектаром. Но только приносить удовлетворение, которое Бог всегда поможет рассеять, дабы на этих лаврах бесполезно не почивать и употреблять Милость Бога, присутствующего в душе, только на труд, посвященный Богу, что есть преданное служение изначально. Именно труд, посвященный Богу, может воодушевить человека, дать ему чувство блаженства, перемежающегося и с многими другими чувствами, выводящими на Бога, на диалог с Богом, на решение Божественных вопросов именно в святом диалоге, что на духовном плане есть непрерывный процесс. И этот диалог с Богом есть основополагающий на духовном плане и такой значимости, что человек никак не захочет никаких духовных наслаждений на духовном плане другого порядка, никаких увеселений; и Бог его на эти увеселения или отдых будет побуждать Божественной Волей, ибо оторваться От Бога и работы для Бога – это уже болезненно, это уже и мучение, это почти материя. Душа… и не поймет, что это и есть нектар. Очень большая привязанность к Богу. Но для нее это естественно, для нее это жизненно необходимо, ее воздух, ее вообще смысл. Только Бог и служение Творцу.



21. Арджуна сказал.
О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.

КОММЕНТАРИЙ:

Есть… Бог дает ориентиры, чтобы узнать преодолевшего гуны природы. Но это все иллюзии. Бог никогда не Говорит однозначно, ибо однозначности в духовных многих вопросах для человека просто не существует. Но человек не может быть не конкретным в духовных знаниях. Ему необходима точка опоры. И Бог дает. Но и надо предупреждать человека, что любой ему ответ Бога есть мизер из того, что еще и еще и еще можно ему сказать. Но все в свое время и своим путем и может несколько иначе, но и опять это не все.

Вообще признаки есть то, по чему можно однозначно по некоторым внешним проявлениям человека сказать, что он преодолел гуны материальной природы. Но это также невозможно, как заставить свой ум не функционировать или его ослабить или дать ему направление мысли. Или его постоянно контролировать. Будет безуспешно. Ибо здесь бразды правления изначально принадлежат Богу. То же самое можно сказать о гунах природы.

Не следует забывать, что гуны природы есть иллюзорные энергии Бога, Сам Бог, работающий через свои энергии над творением, именно через них развивающий живые существа и поднимающий их по ступеням собственного материального и духовного развития. Как работают гуны природы над человеком? Об этом уже было сказано неоднократно. Они вовлекают человека в материальные игры и роли, обосновывают это вовлечение через качества человека и свойственные его уровню качеств желания. Далее, гуны природы дают человеку внутреннее определенное отношение к цели, дают возможность осмыслить методы достижения цели, человек делает выбор, согласно своим качествам, за чем следует чаще всего греховная деятельность. За этим следует наказание. А наказание влечет за собой пересмотр выбора, пересмотр и качеств, дает новые убеждения, дает новый выбор. Эта работа иллюзорных энергий Бога не прекращается вплоть до оставления материального мира и перехода на духовный План, ибо на всех ступенях человеческого развития человек всегда уязвим и есть, что и как в нем развивать. Поэтому не наступает такой момент, когда гуны природы свою власть над человеком останавливают даже на непродолжительный период. Поэтому нет смысла говорить о признаках того, чего по сути и нет.

Но, тем не менее, есть все же такая ситуация, когда человек через преданное служение в некоторой степени уже может Милостью Бога (дающего и такую иллюзию) достаточно себя контролировать и не вовлекаться в материальные игры и роли. Т.е. влияние как бы иллюзорных энергий ослаблено. И это не заслуга человека, но результат работы Бога над ним, вследствие чего человек достигает те качества или входит в те качества Милостью Бога, которые достаточны, чтобы прекращать особо сильно человека соблазнять условностями материального мира; и создается Богом видимость, что человек достиг некоторые результаты. И достижение условно и качества условны. И все же Бог их закрепляет, делает далее процесс к Богу необратимым, и эти качества кладутся в основу дальнейшего духовного развития человека уже на духовном плане. Но какие качества необходимо закрепить человеку. Об этом в следующем стихе. Но всегда надо понимать, что качества не дарятся, не добываются в одночасье, не есть заслуга человека, но есть условность, есть дань стараниям человека и есть результат вхождения в Святые Писания и утверждения в них через практику преданного служения,  а это тоже работа Бога. А это План Бога. А это и поддерживаемая Богом практика преданного служения, где человек ведом, где человек управляем и где человек теряет постепенно связь с материей и получает открепление качеств от условностей и наслаждений материального мира. Все дает человеку только Верховная Божественная Личность.



22-25. Шри-Бхагаван Сказал.
В ком просветление и занятие кармической деятельностью, а также, непременно, иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они  развиты, и кто не сокрушается, когда их нет, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим, кто неизменен в счастье и страдании, кто погружен в себя, кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное, устойчив разумом, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов, кто в полном отречении от всех устремлений, он, сказано, преодолел гунны материальной природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Но Арджуне относительно признаков независимости от гун природы Бог дает простые, как бы понятные, логичные пояснения. Чего проще. Бог Указывает на то, что о человеке должно как бы бросаться в глаза о другом, есть возможность через это проконтролировать и себя и о себе получить понимание, чтобы понять, на сколько ты или другой свободен от гун природы. Увы. Качества человека - вещь не столь доступная к обозрению. Это заритушевано Богом в немалой степени. Только намаешься, пытаясь хоть что-то понять о себе и других. И не надо. Все Бог делает Сам, автоматически, полностью ведет человека. Просто старайся. Просто делай свое дело в преданном служении. Просто изучай Святые Писания, и ни на что не претендуй. Но все же кое-что держи в уме, хотя бы для себя, чтобы немного понимать, на что ориентироваться в себе. Вот примерные ориентировочные качества человека, кто этот человек:

1.Человек должен равно относиться и к преданным, достигшим успех в преданном служении, и к людям, занятым запрещенной кармической деятельностью, никого не выделяя и ни к кому за его ступень развития не испытывая неприязни или особого почтения.

2.Кто также не сокрушается о людях, находящихся на низкой ступени материального развития и не устремляется непременно их просветить, зная, что всему свое время и всем Управляет Личность Бога.

3.Кто также в любых материальных играх и ролях, не очень опечален потрясениями, кто понимает, что эти игры и роли помогают человеку проявить себя, заработать последствия своей греховной деятельности и через страдания развить те качества и убеждения, которые поднимают вверх по ступени личного материального и духовного развития. Кто понимает, что все желания даются Богом через гуны природы, что Бог через гуны природы дает человеку, согласно его качествам, и гнев, и зависть, и миролюбие, и устремление к цели и кто понимает, что за всем стоит Бог, так работающий с творением; такой человек непременно достигает также не очень большую зависимость от гун природы, зная, как они работают, Кем Управляются и какое их изначальное предназначение и роль в развитии живых существ.

4.Также человек, понимающий, Кто за всем стоит и как работают гуны природы, должен быть уравновешенным, не привязанным, не вовлекающимся в материальные игры и роли, должен не устремляться к наслаждениям материального мира, быть независимым от всех проявлений двойственности материального мира, порождаемой иллюзорными энергиями Бога, т.е. человек должен быть равен к камню и золоту, неизменен в счастье и страдании, равно принимать желанное и нежеланное, как и благоприятное и неблагоприятное.

5.Человек должен быть твердым разумом к посулам материального мира и непременно устойчивым в преданном служении, должен утвердиться умом в совершенных знаниях и следовать им неукоснительно, входя в них, ими мысля, ими выбирая, через эту призму и видя материальный мир и через эти знания ища и находя ответы любого порядка.

6.Человек должен быть также невозмутим, постоянно внутри себя сосредотачиваться на Личности Бога и вручать себя Богу во всех вопросах духовного и материального порядка.

7.Человек должен равно принимать любое к себе отношение, не пытаться что-либо доказывать другим о себе, не должен защищать себя словами, не должен судить о других или осуждать.

8.Человек должен понимать, что материальный мир состоит из несовершенных качеств, все только учатся и потому не различать  и не делить людей на друзей и врагов, не должен ожидать к себе особого отношения, благодарности, защиты, поддержки от материальных людей, и любое проявление относительно себя видеть, как Волю Бога и понимать, что Бог его учит непрерывно всеми качествами других людей, и это непременно пополняет его материальный опыт и знание, и это все только во благо и способствует материальному и духовному развитию.

9.Человек должен переставать ставить перед собой любые цели материального порядка. В духовном плане должна быть только одна цель – полнокровное преданное служение и здесь усердие. Все остальное поможет или даст Бог, Знающий, как вести человека и что ему благоприятно.

10. Человек должен быть в понимании, что он обязан сотрудничать с Богом, быть ведомым, послушным, следовать Слову Бога и непременно устремляться по пути отрешения, а это также означает отказ от плодов любой своей деятельности.

Вот, примерно такие маяки могут свидетельствовать о том, что человек не очень сильно зависим от гун материальной природы. Но эти данные о себе и о других людях Бог не даст. Ибо и ни к чему. Ибо и недосягаемо. Просто надо преданно служить и проявлять старание. В остальном – положиться на Бога.






26.Также тот, кто неустанно преданно служит Мне, занимаясь бхакти-йогой, он, преодолев эти гунны материальной природы, поднимается на уровень Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ:

Неустанно преданно Богу служат все, но это Бог дает каждому в свое время. И тот, кто как бы не очень старателен, и тот, кто в самом начале преданного служения, и тот, кто неустанно служит, - все непременно ведомы Богом. Каждый занят в преданном служении на том уровне, на каком пока ему Бог позволяет согласно его качествам. Но нет ни одного, кто бы служил Богу в итоге шатко-валко. Бог не позволит. Но прежде Бог помогает человеку полностью войти в преданное служение, осознать в нем требования Бога, начать усваивать Святые Писания, начать постепенно входить и в духовную практику, постепенно давая желание, возможности, устремление в этом направлении, заинтересованность, осознание некоторых и успехов, дает радость при поклонении Богу, дает нектар духовных знаний. Все это шаг за шагом, по возрастающей, давая также понимание старания, вовлекая человека в чувство усердия и понимания, что он полностью перед Лицом Бога. Нет среди преданных нерадивых, ленивых, не понимающих, безответственных… Но есть те, кто еще идет по пути духовного развития и пока не могут проявить те качества, которые бы уже способствовали выходу за пределы материального существования. Но Бог работает с каждым, Знает недостатки каждого, как и причины, Знает, как и через что можно помочь преданному. И в преданном служении человек постепенно поднимается по своему развитию, и нет таких, кто шел бы вспять, кто стоял бы на одном месте. Но только Бог доподлинно Знает ступень каждого в преданном служении. Только Бог Знает, на сколько он угоден Богу. Все в итоге идут за пределы материального существования. Но никто не может подняться на уровень Брахмана. Ибо Брахман есть Сам Бог. И это надо понимать всегда.



27.За Брахманом, нетленным, Извечным, Который также есть эта изначальная религия и в Котором единственное счастье, надо видеть Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

Так надо было знать Арджуне, ибо на тот период Брахман считался безличным аспектом Бога. На самом деле Бог есть Личность, Бог есть Высочайший Творец, в Боге нет ничего безличного. Это надо Знать. Бог – Высочайшая, осознающая Себя Личность.




            


Рецензии