А. П. Чехов Скучная история
Прочитал я эту повесть совсем недавно и делюсь впечатлениями. После описания одной из героинь, Кати, дочери друга главного героя, действительно стало скучно. Сюжет больше не развивался, автор может и хотел что-то придумать и повернуть линию в другую плоскость, чем-то заинтересовать читателя, но такое впечатление, что интерес у него самого к повести пропал, да и всех героев он завел в тупик, из которого им не выбраться в силу наделенных им характеров. Вроде как появляется новое лицо, у Кати поклонник, но он хоть и старше её, и мог бы смелее добиваться её расположения, но получается это у него жалко и беззубо, не смог заинтересовать Катю и привлечь её внимания.
Герои довольно однообразны и инфантильны. Профессор, от чьего имени ведется рассказ, прожил жизнь неинтересную, в силу своего упорства и характера, ума и любопытства достигнув высот на избранном поприще, а именно, в медицине, по жизни следовал установленным правилам, ничего не нарушая и следуя по течению. Женился, увлекшись красивой барышней, завел с ней детей, которых толком и не любил, учил студентов, развивал себя в медицине, а в старости потерял и к этому интерес, и сил уже нет, и желаний тоже. Для чего жил и зачем? – спрашивает он себя и ответить не может. Есть только раздражительность, усталость и безразличие ко всему. И к собственной смерти относится с апатией и без горечи от бесцельно прожитой жизни.
Жена его давно уже потухшая женщина, принимающая окружающий мир как нечто однообразное, скорее по привычке и без всяких эмоций. Ну не берут замуж её дочку, но возьмут же когда нибудь, не этот, так другой, любит – не любит – какая разница? Вон ухаживает один – и слава Богу, кажется, сладится, не в девках же сидеть, все разнообразие какое-то.
Дочка Лиза двадцати двух лет ходит учиться музыке, за ней ухаживает непонятного звания неприятный для профессора молодой человек. У Лизы женихов кроме него и нет, поэтому то ли от скуки, то ли от женского созревшего и безусловно страдающего организма, Лизе все равно, с кем уже посвататься и наконец, жить как хозяйка своей семьей и утехами.
А Катя, воспитанница профессора, та сама тянется и ведет себя по жизни. Увлекается, вовлекается в круговорот событий и людей, из-за неимения опыта и поддержки близких, теряет и надежду, и смысл жизни, возвращается ради передышки под крыло профессора, но не находит и в нем опоры и пользы для себя. Её он выслушивает, старается понять и утешить, на её вопросы что делать, видит выход в замужестве или в служении, но она отвергает все, ей скучно и противно еще раз начинать заново; думается, что другого развития не будет и не должно быть. В последней сцене она встречается с профессором, еще раз просит его совета, но он не знает, что ответить ей, равнодушен в принципе к её жизни и занят теперь только собой, и напоследок говорит ей: прощай, моё сокровище, так ничего и не дав ей.
Вот такая получилась история. Не большая, не маленькая. Что хотел сказать автор? Наверное, что все мы приходим когда-то к осознанию того, что же мы сделали в жизни. Наверное показывает героев как они проявляют себя и есть ли в этом смысл. Но все это в общих чертах, и не может быть чтобы они не задумывались и не видели в жизни что-то хорошее, вселяющее надежду и веру. Их души не умерли и свободны, в любой момент могут изменить направление и открыть новое. Вероятно, Антон Павлович этого не захотел развить, поленился, как я уже сказал вначале, и вышла история без определенного смысла.
21.10.17
Свидетельство о публикации №217102102352
Во-первых, гениально написано. Каждый абзац - клад. Уже это собрание драгоценностей великолепно.
Появлялись и не исчезали любимые места: о приеме у главного героя - студента, коллег и т.п.; о странностях Кати; о лекции профессора...
Во-вторых, речь об огромном таланте. В царской России светила - таланты (сейчас, замечу, светила - не имеющие голоса певцы, примитивные художники, Мутко и т.п.). речь - о настоящем, о реальности.
Кстати, редкая для мировой, особенно русской классической литературы тема - талант.
Ну, и т.д.
Юрий Евстифеев 10.12.2017 08:12 Заявить о нарушении
Михаил Дюпин 10.12.2017 10:30 Заявить о нарушении
Сначала, допустим, светит солнце. светит - при юморе Чехова. потом появляются описанные с отличным юмором тучи или облака.
Потом они вдруг - именно, по-моему, вдруг исчезают. И до конца рассказа светит солнце - как вначале.
Я специально беру голую схему. Приводить цитату - значит, отклоняться на юмор и прочие художества.
А схема, Вы правильно сказали в своем письме, о том, что все идет кругом - "кружит".
Абсолютно та же история, начиная со "Степи", с подавляющим большинством героев.
Они ничего не делают для решения какой-либо проблемы (личной или общей и т.п.)
Потом делают какой-то шаг.
Потом вдруг шагают назад.
Они почти все кружат.
Есть, конечно, и исключения. Дама с собачкой решилась на адюльтер. Но потом ... круги уже внутри адюльтера.
Чехов в этом смысле понятен.
Но он гениально пишет.
Что тут поделаешь?
С уважением,
Юрий Евстифеев 10.12.2017 11:42 Заявить о нарушении
Михаил Дюпин 10.12.2017 17:28 Заявить о нарушении