Глава 27. Лада

Глава 27
Лада

Конец июля самое жаркое время для гостевого сезона. Ягоды в саду отошли, банки с вареньями и компотами стояли ровными рядами в подвале, а на  деревьях висели незрелые плоды. Даже ухоженные цветы постепенно жухли, и лишь на розах завязывались все новые и новые бутоны. Общинники активные по природе скучали и превращались в счастливых бездельников. Они мирно смаковали в тиши тенистых деревьев новости, долетавшие из внешнего мира, и все в усадьбе дышало покоем.
Недели две назад ко мне приблизилась Лада, и я еще раз убедилась в том, что мысль материальна. Ведь на лекции о Карме я подумала, что хорошо бы присмотреться к этой интересной молодой женщине. Видимо она переживала драму, потому что дух ее был подавлен. Но она молчала – ее душа была не готова к раскрытию, молчала и я. Зато Лада бесконечно расспрашивала меня о моем пути и работе. Призналась: ей нравится то, что делаю я, и такая жизнь гораздо по душе, чем та, которую она ведет сама. Конечно, я молчала о главном, мы говорили лишь о том, что она наблюдала. Но что она могла видеть? Лекционную работу и индивидуальные беседы, которые общинники называли «интервью»?

Но нет, интуитивно Лада понимала, что за внешними образами «лектора» кроется что-то другое. И лишь душевная травма мешала «нырнуть» в глубину своего интереса. И это не было простое любопытство, я нашла бы метод как избавиться от назойливости. Нет, шло медленное созревание чего-то очень важного для нее и интересного для меня.

Народ в округе жаловался на засуху, скамейка в аллее больше пустовала. Лишь в предвечерние сумерки, когда с росой на землю опускалась прохлада, те, кто хотел уединения или беседы с глазу на глаз, находили там укромность и приют.

Мы с Ладой часто прогуливались по аллее и отдыхали на скамейке. Однажды она спросила:
- Скажите, Алис, вы верите в Бога?
- Конечно.  Но моя вера несколько иная.
- Можете объяснить: какая иная?
- Не думаю, что тебе понравиться, что я скажу… Ты сама – верующая?
- Да, но не воцерковлена.
- Тогда ты объясни мне свою веру. Ты чувствуешь Бога? Как ты себе Его представляешь?

- Я точно сказать не могу. Но понимаю, что есть что-то великое и милосердное, которое покрывает все. Абсолютно все. И хорошее и плохое, как солнце. Да-да, мой Бог, как солнце – это наиболее точное определение. Даже жара, которая исходит от него, воспринимается как бесконечная любовь к нам. И когда наступает ночь, мы ощущаем его присутствие теплом и отраженным светом луны. Ведь в голову никому не придет, что солнца нет. И за тучами, за самыми грозовыми и темными мы знаем, что оно на небе. Мне кажется, что люди в обыденности мало понимают совершающееся вокруг них. Пространство напоено Богом, как светом солнца, а для многих оно кажется пустым. Ведь так, Алис?

- А ты видишь знаки, которые посылает нам Вселенная, которую я также называю Богом?
- Мне кажется, иногда вижу, …
- Например?
- Вот засуха. Идет активное созревание урожая, это как женщина в последние сроки беременности. Для природы нужно чередование тепла и влаги, и засуха факт нарушения равновесия. Человечеству надо приблизиться к Богу, к  Природе,  но он вместо этого изобретает технические средства, которыми, по сути, тягается силами с Богом. Идет путем прогресса, а не разумного сотрудничества с высшими силами.

Эх, куда ее понесло: к алхимии, к древним знаниям, от которых остались одни обрывки. Не простая эта Лада, и Бог, который существует для нас обоих, похоже один и тот же…

- А что ты скажешь про сердце?
- Сердце – это место присутствия Бога в человеке.  Насколько сильно от него веет божественной любовью, настолько заботливо оно в отношении других. И те радостные ощущения, которые иногда заполняют сердце до краев, есть присутствие или касание Бога, нежно любящего и ласкающего человека. Если он открыт таким касаниям. Наверное, подобную радость называют благодатью. Во всяком случае, в такие минуты человек ощущает родство со своей Великой Семьей, которая за пределами Земли… И если человек недоступен дурному и наносному, то он становится жителем двух миров: земного и небесного.

- И это с тобой происходит?
- Когда сохраняется душевный покой. А если приходит смута, тогда мое «небо» затягивается «тучами» и в душе бушует гроза.
- А что же Бог?
- Он отступает, потому что это испытание, которое нужно пройти самостоятельно. Бог наблюдает и готов прийти на помощь к тому, кто старается одолеть себя. И если у кого не хватает силы, и он падает, Бог подхватывает его, чтобы через время человек снова мог взлететь.

Вот почему она переживает свою драму молчаливо. Человек в таких случаях обычно стремиться найти опору вовне, найти советчика и сочувствующего. Такие периоды самые животрепещущие, и вопросы, возникающие в уме и душе, нередко ставят человека на грань духовной жизни и духовной смерти.     И как трудно удержаться, чтобы тебя не «понесло», чтобы тот гной, который заполняет душу, не прорвался шквалом обвинений и нападок, которые очень далеки от истинной мудрости. Кто соблазнится и пойдет путем человеческих решений, тот возвратится на путь страданий еще не раз, пока не одолеет в себе демона страсти. А «сочувствующие» бесплодны в помощи, потому что чем больше раскрывается рана страдальца, тем шире она становится. И если уж совсем станет невмоготу, то боль облегчит исповедь у священника. Но придет время, когда душа очистится.  От ревности, от обид, от сожалений, от горечи, что тебя в очередной раз предали. Да мало ли от чего…

 Свет истинной любви возложит на себя свои грехи и грехи обидевшего, и скажет – это моя вина, что где-то что-то недосмотрено,  пропущено, недооценено. И, прощая обидчика, может быть оставит его и пойдет своей дорогой, не порождая векового врага. Пойдет человеком свободным от груза человеческих страстей и ошибок, реальным творцом своего будущего, сумевшего изменить судьбу. Однако этот путь меньшинства – большинство боится сделать шаг, опасаясь, что он неверный. Он переплачет на плечах у многих, те скажут: все перемелется. И снова все войдет в свою колею. Но он так и останется уязвимым для многих ситуаций, которые будут повторяться с завидным постоянством. Беды и несчастья не обходят стороной тех, кто предает себя. 

Лада тоже задумалась. Иногда картины жизненных коллизий возникают наиболее ясно при осмысленном разговоре.
- Вы, Алис, говорили об агапэ. Нельзя ли расширить это понятие, чтобы видеть его проявления в обыденной жизни?
- Ты сейчас сама упоминала о некоторых аспектах агапэ. Конечно, Агапэ, назовем явление в большой буквы – это непрекращающийся поток Божественной Любви. Страдания, которые переживает иногда человек, возникают из-за того, что эта Любовь прервана. И нужно сделать так, чтобы быстрее возродить ее.  Не так ли?

- Да-да. Я это хорошо понимаю, но чтобы ее почувствовать, надо пережить то, что принесло страдание.
- Бывает, что страдание приносит ожесточение. И человек становится жестоким даже по отношению к самому себе. Он не отпускает ситуацию и заставляет себя страдать и дольше и больше. Случилось нечто, что нарушило покой, вывело из равновесия, ударило по самолюбию. Возникли страсти разного свойства. Они кипят, потому что находятся свидетельства своей правоты, своей справедливости и подлости другого. Душа заполняется гневом, хочется обвинять и взывать к мщению. Но что происходит с другим человеком? Что чувствует он? Чувствует ли он свою вину? Или все, что совершено – все  осмыслено и обдумано не раз. Может путь, который они проходили вместе, завершен. Придется выбирать разные направления? Без насилия, без упреков, без истерики и обвинений?  Из всех видов насилия хуже тот, который  наносит ущерб Любви.  Кто-то разлюбил, а кто-то продолжает любить. И что? Кто прав? Кто виноват? Кто-то стремится освободиться, а кто-то никак не отвяжется. Нельзя Любовь превращать в рабство. К тому же, подобными страстями прерывается Агапэ. Нельзя разменивать ее на земные отражения.

- Вы будто прочитали меня до дна. Мы привыкли к любви, спутниками которой являются страдания и жертвы.  Мы распинаем друг друга каждый раз, когда нарушается традиция любви. Ведь мы научены как надо «любить»,  и только тот, кто хотя бы однажды испытал Любовь, может быть благородней и милосердней. Ему легче оставить и отпустить, дать свершиться судьбе, а не тащить другого в придуманный рай. Судьба все расставит по своим местам, и каждый получит то, что заслужил.

- Да, вопрос судьбы – главный вопрос жизни. Можно ли поменять судьбу? Можно, но тут должно быть стремление встать «под  счастливую звезду». Хотя многие люди бегут из-под этой звезды. Они видят в ее управлении ограничение своей воли. Каждый из супругов, вступая в союз, объединяя судьбы, доверяет свою жизнь друг другу. И если они живут под счастливой звездой, то беды и несчастья обходят их дом стороной. Но это большая редкость.

- Но что делать, Алис, когда не хватает сил и мудрости честно довести до конца земное испытание человеческой любовью? Когда любишь и ненавидишь одновременно?  Когда не можешь ни нести, ни бросить свой крест?
-  Прислушайся к голосу своего сердца. Оно не обманет, и именно оно укажет правильный путь. В таких случаях необходимо уединение, чтобы собраться с мыслями и оценить ситуацию. Крест земной нередко человек взваливает на себя сам. При любви земной происходит ослепление, при любви небесной – прозрение. Необходимо подняться над ситуацией как можно выше, если нет опыта духовного, применить философский. Но ни в коем случае не обывательский – это приведет к падению.  Спасать человека можно лишь тогда, когда есть для этого силы, иначе утонешь сам. И знать наверняка: нужна ли ему ваша помощь? Это вам кажется, что он слаб и нищ, когда ему это состояние как раз в пору. И кто знает, что это не провокация, чтобы взорвать ситуацию?

- Но что делать? Конкретно?
- Вы бывали в театре?
- Конечно.
- Вы сливаетесь с драмой, которая происходит на сцене?
- В некотором смысле. Пока идет действие, я могу оказаться в состоянии крайнего переживания.
- И забываете, что вы – зритель?
- Получается, что так…
- А вы можете себе представить вашу ситуацию спектаклем? Можете из актера стать зрителем? Выйти за пределы сцены?
- То есть?
- Ну, вы же умница, Лада.

- Вы хотите сказать, что эта нелепая драма, все мои переживания всего лишь спектакль? И я увязла в нем, и роль превратила в реальность? Конечно же, нужно стать зрителем, наблюдающим за тем, что будет дальше. Вот что значит отпустить ситуацию! Вот что значит освобождение! Алис! Какая я глупая, столько энергии потратила, так истерзала сердце. Вы словно пробудили меня, Алис, от тяжелого сна.
- Подождите, дорогая, то ли еще будет. Если вы это испытание пройдете правильно, то вас ожидает большая награда. Обещаю вам.
- Спектакль, конечно, спектакль!
- В сущности все, что с нами происходит – это вселенский спектакль, в котором мы выступаем в разных ролях. Если мы научимся слышать голос своего сердца, то откроется источник мудрости


Рецензии