О русских в русском мире

Прочитал реферат киевского исследователя Сергея Викторовича Савченко о русских в русскком мире. Моя рецензия  оказалась слишком большой и не поместилась в перечень ответов, поэтому помещаю её на своей странице.

Сергей Викторович! Вы утверждаете, что к моменту нашествия Орды на Руси начался процесс образования трёх народов.  Украинцы и белорусы тяготели к Западу, а  русские, ориентировались на Восток.

Чем Вы обосновываете этот тезис? Эта часть русского мира к западу тяготела или её от русского мира насильственно оторвали? Это ведь две разные вещи, верно? Если Вы лично и Ваши сограждане сегодня тяготеют больше к западу, чем к востоку, то это ведь не значит, что ориентация Ваших предков , как Вы утверждаете, все более тяготела к Западу.

Если бы это было так, то почему это тяготение к Западу не сказалось на формировании менталитета Ваших предков? Почему после раздела Польши мои предки, голландские меннониты, по языку и по культуре более близкие к немцам, не "тяготели к Западу", остались там, на Западе, на обжитых местах, а бежали к вам, на Восток, к Вашим предкам, попавшим под власть российской короны?

Уловите, пожалуйста, ситуацию: мои голландские предки два с половиной века осушали болота, превратили самый чумной угол Речи Посполитой в рай земной. Когда Польшу поделили меж Пруссией, Австрией и Россией, они оказались под властью Прусской короны. Вопрос Вам, Сергей Викторович, почему они там, на желанном для Вас Западе, не остались, а бежали оттуда к вам, на восток? Прожили они там, у вас, под носом, двести лет. Это сказалось на речи моего отца. Он родился в Казахстане, на Украине никогда не бывал, но на русском разговаривал с лёгким украинским акцентом.

Согласен с Вами в том, что многие очень важные события, моменты и детали в истории Польско-Литовской унии российская историография обходит стороной. Польша является частью славянского мира и имеет перед всем миром много исторических заслуг, которые должны бы войти и в учебные программы российских школ, но до сих пор не вошли. Жаль. Это ведь наша общая история, но это уже другая тема, тоже очень интересная.

Вся Западная Прибалтика в начале 16-го века после нескольких опустошительных войн перешла от Пруссии к Польше. Часть немцев Тевтонского Ордена погибла в войне, часть бежала, городская экономика и сельское хозяйство пришло в упадок.

После пяти эпидемий чумы и семи наводнений эта местность превратилась в один огромный биотоп, в котором человек стал исчезающим видом, поэтому для польской короны голландские беженцы оказались весьма кстати. Король Сигизмунд II приглашает к себе меннонитов и выделяет им в собственность всю заболоченную Мариенбургскую низменность. "Сколько осушите, столько земли и будет вашей".

Польша сегодня заурядный член Европейского Союза, но были и другие времена. Из Западной Европы в Речь Посполитую беженцы бежали так же резво, как поляки спустя триста лет побежали из Польши в Германию. Достаточно взглянуть на карту расцвета Польско-Литовской унии, чтобы понять гордость поляков за свою историю. Неизвестно как бы выглядел сегодня Европейский Союз, если в 1683 году кавалерия Яна Собеского не спасла бы осаждённую турками Вену. Через полтора века австрияки ответили чёрной неблагодарностью и с толстым удовольствием приняли участие в разделе Польши. Польша, как страна, исчезла с карты мира на сто лет.

На этом месте сделаю небольшое замечание. Сергей Викторович, с чего Вы взяли, что Ваши предки много веков с ускорением всё больше тяготели к западу? Мне трудно представить, чтобы австрийские короны относились к Вашему народу менее коварно, чем к полякам. Вы то это как себе представляете? Отвлекитесь, пожалуйста, от актуальной украинской государственной доктрины. Она временна и имеет очень много изъянов.

Дельта Вислы перешла от польской короны обратно к Пруссии, и меннониты лишились всех своих привилегий, к которым успели за двенадцать поколений привыкнуть. Часть меннонитов уплыла за океан в Америку, другие переселились в Россию по приглашению царицы Екатерины II. Остатки голландской диаспоры прибыли в Южную Россию при Павле Первом.

Такова история Польши, в которой жили мои голландские предки. Многим эта история известна меньше, чем жизнь инопланетных цивилизаций. Польско-литовская уния, возникшая в 1569 году, фигурирует в школьных учебниках как Речь Посполитая. При этом учебники не объясняют что это название означает. Какая речь? Кем полита? Зачем полита?  Речь Посполитая означает - Республика.

После падения Рима тысячу лет таких больших  республик, как Речь Посполитая  в Западной Европе не было. От Балтийского моря аж до самого Чёрного моря! Были вольные города: Данциг, Любек, Венеция, была Псковская республика, была Новгородская республика. 

Польская уникальна  своим федератичным устройством. Эта федерация имела три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Главой федерации являлся король; его избирали на общем депутатском собрании. Этому собранию принадлежала законодательная власть, королю – исполнительная, а судебная – судам. В Республике жили представители многих народов и разных конфессий: поляки, украинцы, белорусы, русские, молдаване, евреи, немцы, голландцы и другие.

Представляю себе, какой фурор вызвали бы сегодня правдивые надписи на исторических картах, где среди разных империй, халифатов, эмиратов и ханств вместо надписи Речь Посполитая стояла бы одинокая надпись – Республика. Почему на картах название Польши стоит на польском, а не на русском языке? Ведь Германию не называют Дойчландом, Швецию Сверигой, а Китай Пиньинем, но Республику почему-то до сих пор величают Речью Посполитой.

Может быть затем, чтобы у людей о Париже, а не о Варшаве сложилось представление как об отце всех городов европейских. Париж - родина просветителей мирового значения: Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Луи де Монтескье... Эти очень умные мужчины сочинили много трактатов о том, как людям надо жить и какое государство надо создавать, чтобы общественное устройство было более справедливым.

Позвольте, но ведь задолго до этого в Речи Посполитой об этом не писали, это реально сделали. В то время как в Западной Европе католики и протестанты с оружием в руках доказывали друг другу правильность своих религиозных обрядов, а в городах Республики рядом с католическими храмами строились и православные храмы, строились также и синагоги, и мечети и прочие молельные дворцы и дома.

Различия в государственных устройствах и образе тогдашней европейской жизни разительны. Непонятно одно – почему нам о них никто не говорил. Париж, мушкетёры, Д-Артаньян, Атос, Протос и Арамис, романтика красивых рыцарских сражений на шпагах. В чём, собственно, она, эта романтика заключалась? В том, что убивали красиво? Остриём в печень или прямо в сердце. Для современного уголовного кодекса это было бы отягчающим, а не смягчающим обстоятельством.

Впрочем, убивали не только красиво, но также и очень подло, изощрённо, коварно. В 1572 году во Франции христиане-католики за одну ночь вырезали тридцать тысяч христиан-протестантов. Большинство несчастных погибло в своих в постелях. Это событие вошло в историю как Варфоломеевская ночь, другое название - Кровавая свадьба.

Учебники истории как-то обходят вниманием тот факт, что Варшавская конфедерация тут же в 1573 году официально провозгласила свободу вероисповедания и приняла всех политических беженцев, которые смогли добежать польской границы, спасаясь от репрессий в своей родной Западной Европе. 

Веротерпимость в Республике была не только провозглашена, она реально обеспечивалась государством. В республиканском парламенте были не только православные и католики, но и атеисты, что для средневековья вообще невообразимо. В Республике атеистов за атеистическое мировоззрение никто не притеснял и религиозными догматами не задалбливал.

Достаточно упомянуть знаменитое имя Николая Коперника, автора гелиоцентрической системы мира. Казалось бы, что такого – утверждать, что не Солнце крутится вокруг Земли, а наоборот, Земля вокруг Солнца. Копернику утверждать такое было дозволено, а вот Джордано Бруно за такие взгляды «казнили без пролития крови».

Республика Венеция выдала священника римским властям, те мучили его шесть лет и в 1600 году сожгли на костре. Вот и вся разница между исторически знаменитой Республикой Венеция и Речью Посполитой, страной под названием Республика. Просто Республика.

Исходя из всего этого, Ваш реферат ценен уже тем, что заставляет взглянуть на историю разделения русского мира по-другому. Его беда была в том, что поляки крестились в католических костёлах, а не в православных храмах. Территориальная экспансия Екатерининской России в отношении Польши была для славянского мира более понятна, чем расширение Российской империи на Кавказ или в Среднюю Азию.

 Его объединение могло так или иначе произойти мирным путём, неважно под какой короной, польской, имевшей славянские, а не германские корни, или под короной династии Романовых, которые изъяснялись на русском языке с немецким акцентом. Этому помешал Ватикан. Для него образование единого славянского государства от Аляски и до Адриатики стало бы началом исторической катастрофы.

Поэтому мирного объединения Польши с Россией не произошло. На неё напали со всех сторон и разорвали на части. Это и есть основная суть тех событий. Их масштабы перекрывают тот вопрос, который Вы, Сергей Викторович выбрали для заголовка: Была ли Русь захвачена Литвой?

На этом можно бы было поставить точку, но не могу обойти вниманием один Ваш постулат. Вы пишете:
«Века раздельного существования Западной и Восточной Руси в различных ценностных системах наложили неизгладимый отпечаток на ментальность населяющих их народов, что сделало не дееспособными попытки восстановления исторической Руси под властью Московии, Российской и советской империй, а также современной России.»

В этой цитате есть факты, и есть выводы:
 
1. Западная и Восточная Русь несколько веков жили раздельно
2. Западная и Восточная Русь несколько веков жили в различных ценностных системах
3. Это отложило отпечаток на ментальность населяющих их народов
4. Этот отпечаток неизгладим
5. Новый украинский менталитет сделал не дееспособными попытки восстановления исторической Руси под властью Московии
6. Новый украинский менталитет сделал не дееспособными попытки восстановления исторической Руси под властью Российской и империи
7. Новый украинский менталитет сделал не дееспособными попытки восстановления исторической Руси под властью Советской империи
8. Новый украинский менталитет сделал не дееспособными попытки восстановления исторической Руси под властью современной России

Первое. Русские долгое время жили в разных странах – факт.

Второе. Русские жили в разных культурах. Это спорно. Вернее было бы сказать под влиянием разных культур.

Третье. Это влияние сказалось на менталитете – факт.

Четвёртое. Сказалось кардинально. Это домысел

Пятое и шестое. Русские не смогли объединиться из-за различий менталитетов. Это домысел. Алтай с Россией мирно объединился. Алтайцы сам напросились. Вместе со своим первобытным менталитетом.

Седьмое. Русские при Советах не смогли объединиться из-за различий менталитетов. Это домысел. Причины были другие. Советская власть не ставила своей целью объединить русских в единое национальное государство.
 
Восьмое. Попытки современной России восстановить историческую Русь являются недееспособными из-за различия менталитетов: украинского, белорусского и русского. Если говорить о Белоруссии, то там вопрос о различии менталитетов вообще не стоит, ни на бытовом, ни на научном, ни на государственном уровне. Что касается вас, украинцев, то тут Вы лишь частично правы.

Оставаясь в душе своей истинно русскими людьми, имея в своём характере сто процентов славянских компонентов (отношение к Природе, к социальной справедливости, к семейной жизни, к любви и дружбе и так далее) вы, украинцы, и Вы лично, Сергей Викторович, приобрели ещё одно уникальное качество, навязанное вам западной «ценностной системой». Вы убеждены в том, что вы другие, особые, не такие русские, как в Московии и потому ваше национальное возрождение на основе восстановления Киевской Руси не произошло и произойти не может.
 
Вы для меня, российского немца, такой же русский человек, по менталитету очень, заметьте, очень далёкий от менталитета моих предков, менталитета французов, голландцев и моих нынешних немецких соседей. Это бесспорно, но если Вы будете возражать, то проведите сами социологические исследования и убедитесь в этом.

Не различие менталитетов мешает вашему русскому объединению, а убеждённость в том, что вы различны. Эта убеждённость – факт, но само различие – не факт. Оно есть, конечно, но оно минимально,  о нём не стоило бы говорить. Сибиряки отличаются от жителей вологодских деревень, а сахалинцы от донских казаков и что?

Если Вы обратитесь ко мне на своём родном языке, я Вас пойму, но я не смогу понять баварца, говорящего на своём диалекте, вообще не пойму о чём поют люди во время карнавалов в Кёльне, хотя знаю немецкий язык в совершенстве. Это не мешает нам, немцам Германии, считать себя немцами, представителями одного народа.

Объясните мне тогда, что мешает русским в русском мире считать себя одним нароодом? Если вы, украинцы, так неудержимо рвётесь к нам на запад, то почему бы вам, прежде всего, не перенять наши основные ценности – сохранение целостности своего народа? Всех Ваших сограждан, живущих на западе, российские немцы считают русскими и таковыми воспринимают, но лешьь до тех пор пока кого-ниибудь из них не начинает трясти при слове "Росссия". Вам не кажется, что это явление психиатр объяснит легчк, чем политолог?

Ваш реферат, несмотря на многие логические противоречия, важен сам по себе. В любом случае – это отражение проблемы, которая стала центральным пунктом всей мировой политики.   Тучи сгущаются. Вам надо бы отойти от высоких столбов, чтобы молнией насмерть не пишибло. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.