Коменты на Послание к римлянам апостола Павла. 5 г

«1 Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.
2 Через Него нам верою открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы хвалимся в надежде на то, что разделим славу Бога.
3 Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость,
4 стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду.
5 Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан.»

Павел то громами гремит, а то ласкается и рисует благостные картины – контрастным душем свою паству  взбадривает… Имея веру, мы «оправданы», как «оправдан» всякий сидящий у костра – ему тепло (хотя бы местами!) Но если мы так и будем только сидеть «в мире», то костер наш потухнет! Кто не приумножает, тот теряет и то, что имеет. Вера – это лишь допуск к работам на Божественной ниве. Детская благодать во взрослой жизни подвергнется чудовищным испытаниям и надо сильно постараться, чтобы она не погибла вовсе. Вера действительно открывает доступ к благодати – и сама является благодатью, как и любое позитивное чувство – но это не значит, что открывается доступ в рай и надо только войти. Т.е. может быть так оно и есть! Просто не сможешь ты быть настолько простым и непосредственным! Настолько безмятежным и невозмутимым, настолько невинным и гениальным! Обязательно сам себе усложнишь жизнь, заблудишься в трех соснах – обязательно и другие подкинут тебе камней под ноги, палок в колеса (да и голову будут морочить начиная аж с детского сада) Поэтому и переходит Павел к теме страданий – и вырабатываемого на их основе опыта.  Последней же фразой про любовь он хочет сказать, что если мы в результате всех страданий приобрели опыт и не потеряли позитив, то это и будет нашим спасением, ведь в нас будут господствовать и мудрость, и  самые лучшие чувства. Только на пути страданий мы закалимся, мы пройдем проверку, мы приумножимся. И я встречал в жизни совсем немало таких стариков и старушек! Они, правда, уже не имели физических сил многое делать, но сами по себе были очень хороши, имели отличную ауру – и позитивно влияли на всех окружающих (на внуков в первую очередь)… Хотя, конечно, жизнь у людей разная – и кому-то удается прожить ее почти безмятежно – где-то в полях или в садах, например – или в какой-то офисной комнатке перед компьютером! Такие люди платят за свою безмятежность наивностью слишком во многих отношениях и дай Бог им в конце концов не попасться на зубок какому-то волку. Я же, например, хоть и был изначально очень наивен (а также благодатен и полон веры), но веду жизнь исследователя самых проблемных ее зон – отчего и  страдаю непрерывно, отчего и превратился в чем-то в монстра – выруливая однако в направлении указанных мной стариков и старушек (не более, но и не менее)

При слове «стойкость» сразу вспомнил «стойкого оловянного солдатика» (в той же сказке, кстати, была и картонная красотулька) – он был одноногим и эту одноногость можно толковать как притчу: имея только веру, в жизненных испытаниях взрослой жизни тебе придется становиться малость «оловянным», т.е. неживым, чтобы выдержать – и сколько этого «олова» будет в твоем составе и в старости? Или сколько картона… Не будешь ли ты похож на макет?! Знаешь какие-то правильные слова, частично знаешь  правильное поведение и  улыбки, но сам все-таки слишком во многом  неживой… Именно оловянная наша часть делает нас технарями. Мы начинаем ощущать свое родство со всей неживой материей и общаться с нею…

Мудрец – это человек, который всю жизнь всматривался в свои страдания и изучал их причины. Обычно люди считают свои страдания неуместными и необъяснимыми и пытаются заслониться от них оловянным технарством и перебить их каким-то картонным позитивом. От себя и от своих страданий не убежишь? – да, но пока бежишь, страдания все-таки отдаляются, ведь у тебя есть иллюзия цели, твоя кровь кипит… Только мудрец может спокойно оставаться неподвижным – остальным придется пить, уходить в виртуальный мир, еще чем-то одурманивать, горячить и занимать  себя… Наши страдания сплошь и рядом горят сильнее нашей веры! И подобная ситуация всегда пахнет гибелью, нужно хотя бы равновесие страданий и веры… Если твои страдания сильны и часто преобладают, значит тебе надо срочно усиливать свою веру (я усиливаю ее через творчество и прочие позитивные дела) Еще можно не бередить свои больные места… - хотя это и похоже на обычное отворачивание от проблем… Наши страдания – это голос нашей совести? Наши боли есть следствия наших неправильных действий – к которым мы конечно привыкли, так привыкли, что готовы скорее тупо умереть, чем измениться… Страдания могут так навалиться, что даже дышать будет трудно – и тогда за благо будет возможность хотя бы немного их отодвинуть и вздохнуть полной грудью… В общем, борьба идет ужасная – как еще Достоевский показал. Ведь в городских условиях природа нам почти не помогает – а картонная суть городских красот с годами становится все заметней… Одна природа, кстати, с нашими проблемами не справится – иначе изначальный природный рай никогда бы не был нарушен и земля не покрылась бы этими фурункулами – городами. В каменных городах в бой должна вступить самая твердая наша часть – голова. Мы должны распутать эти клубки, эти лабиринты, эти чертежи! Голова породила города, она же должна с ними и справиться. С правильными идеями города рассосутся, превратятся в безобидный ландшафт (в набор скал и холмов посреди равнины, к примеру! В набор удобных пещерок! – вокруг которых зелени уже полно нарастет!) Ведь люди еще даже не понимают губительность не только общественной, но и крупной частной собственности! Я бы даже сказал, что надо уничтожать и изолировать всех, кто пытается управлять чем-то большим, чем свое собственное семейство! Иначе мы так и будем страдать, блуждать среди бесконечных химер и разбиваться как волны о камень…


«6 Когда мы еще были беспомощными, Христос в определенное время умер за нечестивых.
7 Ведь вряд ли кто отдаст свою жизнь даже за праведника, хотя, может быть, кто-то и решится умереть за доброго человека.
8 Но Бог проявил Свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.»

Иисус Христос умер за нечестивых и теперь мы должны умирать за Иисуса-праведника – но кто не решится умереть, тот постепенно снова станет нечестивым – и ему придется ждать нового Христа, способного умереть за него (а не за Иисуса только)… Т.е., если ты не умираешь за нечестивца, то и спасти его не можешь? Правда, если и умрешь, то изменит свою жизнь лишь небольшая часть нечестивцев, за которых умерли – да и то большинство из них потом забудет про своего спасителя, все быльем порастет и новыми грехами-сорняками… Причем уже никто не сможет умирать сразу за всех нечестивцев – может быть, даже ради одного-двух придется стараться… Нет, чувствуете запашок абсурда во всех этих раскладах?!... Т.е. все-таки прав был Толстой, когда возмущался Павлом?! Зачем он, в самом деле, развел эту дурацкую мистерию?! Иисус умер не за нечестивых, а из-за них! И за стремившихся к праведности – таких, например, как его собственные ученики и апостолы. Они тоже были нечестивцами?! Но надо же различать степени нечестия тех, кто последовал за никому не известным Иисусом и теми, кто после Его распинал! Полагать свою жизнь, идти не то что на смерть, но хотя бы на затраты, потери и страдания хочется далеко не за каждого «нечестивца»… Лично мне хорошо знакомо такое чувство как любовь – без всякого эроса (т.е. любовь душевная, а не любовь палки к дырке – отчего она и полов не различает. Т.е. с равным успехом я душевно люблю и некоторых мужиков, чувствую к ним признательность, что ли и восхищаюсь ими…) «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - и если они этим делом занимаются, тогда им можно и помочь. Потому как в противном случае перед вами не утопающий, а других топящий! Я никогда не буду помогать мужику, который мне вредит! И напротив всегда буду любить помогающего и давать ему ответную помощь и благо… Да, но Павел тут ориентируется прежде всего на свою личную историю – ведь он именно губил и топил праведников, а Иисус все-таки счел его не врагом, а заблуждающимся другом… И что с Иудой, кстати – он ведь тоже раскаялся в том, что пролил кровь невинную? Ему тоже можно было стать Павлом, а не вешаться?! Павел – это реинкарнация Иуды?! Видимо, грех Иуды был намного глубже, чем у Павла и поэтому он из своей ямы не выбрался… Да и Павел, по сути, своим служением всю жизнь искупал свой прошлый грех – т.е. Иисус его не просто спас и простил, иди, мол, на свободу с чистой совестью… В общем, мудрое учение Иисуса и Его безобидная, полная любви к людям жизнь всякого могут просветить и заставить раскаяться в своих непотребствах – поставить человека на путь спасения, по которому, однако, ему придется идти самому – и со знанием, что всякий подражающий Иисусу скорее всего так же плохо кончит, раз мир в целом пока ничуть не улучшился… Иисус ведь и Иуду ни разу врагом не назвал и не проклял (хотя проклятые люди все же существуют?) Но с другой стороны Он и Павлом специально не занимался – это Павел специально занимался христианами и постепенно  их истинный облик (как и облик самого Иисуса) дошел до его сознания и души через все наслоения грязи и оговоры… Павел сам был холериком, которому было дело до всех и каждого и он и из Иисуса делал свое подобие! Иисус же не только «пас овец», но и сам во многом пасся! Он жил в полях, где господствует неторопливость и безмятежность, а не в городах, где людишки – нечестивцы, в основном - без конца трутся друг об друга. Т.е. про самого Павла действительно можно сказать, что он был революционером, отдающим свою жизнь за нечестивых и язычников, чтобы спасти хотя бы некоторых из них (и самого себя) – Иисуса же, мудреца и праведника и великого чудотворца просто убили – отчего и не может не ужаснуться состоянию людей всякий нормальный человек – и этот ужас ведет его туда же, куда он повел Павла, т.е. к изменению собственной нечестивой жизни и попыткам изменить жизнь других нечестивцев… Т.е. получается, что Павел, будучи лично не знаком с Иисусом – да и с крестьянами в целом! – немного неясно видел Его и вечно смешивал с самим собой (в процессе «подражания»!) Т.е. получается, что целиком заблуждения его все-таки не покинули?! И не могут целиком покинуть заблуждения того, кто был способен заблуждаться столь кардинально?! И получается, что Толстой, как настоящий крестьянин просто ревнует к Павлу, узурпировавшему Иисуса?! Кстати, с Павлом конфликтовали и остальные крестьянские апостолы! По сути, он был вынужден жить отдельно от них! Т.е. христианство разделилось с самого начала, немедленно! И из апостолов-крестьян вышли католичество с православием, а из Павла вышло протестантство… Павел – это Христос в городах, Христос пишущий, проповедующий, без конца рассуждающий – притч про сеятелей и виноградарей не ждите от него! Почему сразу не вышло протестантства? – потому что Антика и ее города стали разваливаться – когда же они снова стали набирать силу, то и появился товарищ Лютер - к которому я отношусь с такой неприязнью… Правда, к православию с католичеством отношусь ничуть не лучше…- потому что не апостолы породили эти религии, а наоборот религии присвоили себе апостолов и все христианство – крестьянского типа религии, существовавшие и до Иисуса, взяли себе то, что ближе им, а городского типа религии, существовавшие до Иисуса, выбрали Павла… Одних апостолов было довольно много, но это же были крестьяне! – какие религии они сами могли основать?! – а другой был великим организатором, но ведь он был одиночка! Один в поле не воин, он тоже мировую религию никак не осилит. Он все думали только о своих маленьких общинах, с братской любовью и общностью имущества, их веками гоняли как сидоровых коз, убивали и жгли – и вдруг возникает гигантская императорская религия, в двух разновидностях (одну практиковали в городах, другую - селяне). Причем, удивительно(!), но возникает эта религия вместе с возникновением гигантской империи – Византии, Ромеи. Чей это был проект, Ромея? Вот они-то, эти политиканы-стратеги и решили опустошенные античные души заполнить новым Культом, новой Идеологией на базе весьма популярного в народе учения. Очень сложное это было время – ведь Рим разделился! Часть его переселилась в «Турцию» - Византия – где надо было строить новое – а часть  усиленно пыталась переварить варваров и сохраниться на старом месте. Христианство и на старом месте очень пригодилось, с его помощью, видимо, смягчали и адаптировали варваров… По сути, христианство приняли те самые первосвященники и пилаты, которые его столько распинали и сжигали, но приняли они его не раскаявшись, а решив приспособить для собственных нужд; они этим хотели сразу двух зайцев убить – свести на нет независимые народные христианские общины и усилить, очеловечить свои мертвые имперские и храмовые структуры и  организации… Не удалось христиан уничтожить силой – только создали им славу мучеников – так взяли их хитростью! Вечная история, повторявшаяся тысячи раз…  Раз «трудно богатому войти в царствие небесное», то надо некоторых христиан обогатить! А когда одних обогатишь пряником, то других уже смело можешь стегать кнутом как раскольников и еретиков! У них уже будет слава не невинных  мучеников, а преступников и богоотступников… Т.е. в поздней античности всем заправляли весьма хитрые и мудрые стратеги  и они добились едва ли не всех своих целей – и даже римская цивилизация хотя и погибла в чистом виде, однако варвары так были ею заражены, так засеяны ее семенами, что в итоге она вновь воскресла! Не хуже Иисуса воскресла, а?! думаю, каждые три дня воскресала, но потом опять засыпала во всю эту тысячу лет, которую пришлось подождать, пока она не воскресла уже окончательно… Поэтому-то сейчас Иисусом никого и не удивишь – «мы тоже воскресли!» Поэтому-то и необходимо развивать христианское учение и христианскую практику дальше. Ее максимы после всех писателей с их триллионами слов уже не впечатляют настолько, чтобы можно было перевернуть человека. А уж о практике и вовсе не слышно! «Любовь, ау!» После сталинизма и брежневизма у нас можно еще было гордиться перенесенными репрессиями, но сейчас и этого нету… А в других странах репрессий давно не было и поэтому  гордились  своей благотворительностью – но сейчас она уже слишком встала на коммерческие рельсы, на чисто практичное  «уменьшение налогов», да и не слишком уже впечатляют материальные блага, мир ими наелся…

Надо вернуться к готовности Авраама даже сына в жертву Богу отдать – эта тема мне  снилась сегодня… Есть стайерское служение Богу – изо дня в день, всю жизнь, но в полнакала – и есть вот такой максималистский спринт… Ведь время от времени ты понимаешь, что хоть «терпение и труд все перетрут», но вот Богу на это по фиг! И живешь ты на этой земле бурлаком с тяжелой лямкой на шее с минимальной наградой. Как дятлы мы выискиваем на себе мелких насекомых – в то время как наши главные драконы остаются не атакованными… Однако, Бог все-таки велел Аврааму отказаться от какого сумасшедшего максимализма – он только травмирует, только действительно сводит с ума. Т.е. к Богу по любому не пробиться? Он продолжит свое молчание, может быть, еще 10 тысяч лет, так у Него запланировано. И с Авраамом Он, конечно, не разговаривал, просто все максималисты и первопроходцы всегда разговаривают сами с собой! Больше не с кем. По себе сужу! Объявил свой внутренний голос Богом да и только. Многие так поступают – и это ведет к немалым самоуправствам и сумасшествиям – но и прорывам. Издержки прорывов: срубленные и сожженные леса, миллионы заблудших или вовсе убитых в авантюрах и пробах людишек… (которых, однако можно не так уж жалеть, потому как, помимо прочего, они и сами были весьма злобными  и безумными тварями…) Логический вывод: нужен максималистский напряг на стайерской дистанции! (но когда людишки до такого дорастут? Но я дорос же! Или не дорос? Тоже только временами когти рву… Хотя в целом мой темп все равно на порядок выше – и я хотя бы от  безнадежных ритуалов отвязался… Многие от ритуалов отвязались? Да, но тут же привязавшись к вере в прогресс цивилизации – т.е. они отвязываются только для того, чтобы пойти в обратном направлении!) Нужно постоянно слушать не только доводы «за», но и доводы «против» - и возникшая противоречивая брань поневоле заставит тебя напрягаться… Нужно завести себе двух Богов?! Или не только Бога, но и дьявола?! И христос и дьявол во мне! (а иначе кто во мне так любит ругаться матом и горит такой кровожадностью?!) Итак, во мне два Бога и один дьявол?! Причем, мои Боги вечно спорят, выясняя правильный маршрут, позволяющий придти туда, где мой дьявол сам из меня выскочит?!  Раз уже выяснено, что любое насилие  ему только на пользу, оно для него как усиленное питание. Итак, есть Боги ума и тела и есть душа – поле битвы нашего личного христа и нашего личного дьявола. А казалось бы, душа создана для отдыха и любви (для одного христа!), она полна шелковистой травой, как и любые поля… И душу невозможно понять до конца, она алогична, противоположна и разуму, и телу – а значит невозможно до конца понять ни христа, ни дьявола… - даже то, откуда все это взялось?! И как называется?! Все имена и формы условны, когда имеешь дело с водой! (и с полями…) Может быть, земля создана как завод или лаборатория, где должен сформироваться третий Бог! В дополнение к предыдущим. И пока этот Бог формируется – нами, людишками! – все Его имена условны… Пока этот Бог только 33 года протянул для пробы, да и то эта попытка была уже 2000 лет назад. А ведь в итоге все человечество должно стать Им?! И на постоянной основе (правда, какова будет численность такого человечества?! И будет ли оно размножаться…) Вернусь-ка я теперь к словечку «напряг»; разве я не убедился уже, что любой напряг искажает, уродует? Полный покой нужен не меньше! (опять противоречие, спор…) Без расслабленности не бывает любви – ведь напряг порождает только ненависть… (Без любви не бывает расслабленности?! Чего легче достичь – расслабленности или любви?! С чего легче начать на пути трансформаций яйца в курицу и обратно…. Не могу разрешить этот спор, поэтому так: где можешь, расслабляйся, где можешь, люби… Вообще, расслабленность – это интровертное, внутреннее чувство, а любовь всегда направлена вовне (разрешил противоречие?!) Расслабленность – это любовь к себе! Другие не дают повода любить их? Так хотя бы буду любить себя – хотя бы за те же усилия и напряги…; буду хотя бы жалеть себя за то, что так уродуюсь… Буду добродушно, иронично и сожалеючи наблюдать и за собой и за другими; все суета сует, но это повод только к добродушию… Кругом уроды, да я и сам урод? – ну что ж, на всех нас еще вырастет прекрасная трава! юные детки с самыми благими намерениями… Хотя нынешний назойливый мир их будет уродовать уже прямо в колыбели… «Информационная эра» - назойливая! Интенсивным духовным спиртом – который я тут и предлагаю – нужно постоянно промывать себя, чтобы не зарасти сначала лапшою, а потом и настоящим дремучим лесом… Мой спирт сам как дремучий лес?! Да, мы опять имеем войну равных и в чем-то похожих сил, христа и дьявола… Может быть Боги тела и разума  выращивают не третьего Бога, а энергию, которая рождается в этом насквозь противоречивом месте – питаются нашей энергией? Скрашивают свои скучные досуги, наблюдая за нашими кипучими битвами?! И подкинули нам идейку любви только для того, чтобы мы в этих битвах совсем уж не отчаялись –потому как с отчаяния можно уничтожить самого себя… Это не наша любовь к себе, а Их любовь к нам, но любовь совсем небескорыстная и прикладная – они любят не нас, а наши битвы; или даже не сами битвы, а только рождаемую в них бессмертную энергию… Райское солнце обещает нам чуть ли не жизнь на золоте, но по факту мы только как проклятые бьемся и все…; райское солнце только скользит по губам (в рот же только в виде вина и прочих плодов попадает – иди-ка, дыньку поешь, возбужденный!)  …Один раз в истории можно попробовать и собственного сына в жертву принести?! Этот Авраам, наверное, многое запретное пробовал! (наркотики?!) Не знал еще своих пределов, вырвался из своей Месопотамии как весьма энергичный дух и главарь банды… (это похоже на освоение Дикого Запада?! Он же был выходцем из цивилизации… - да, но на «Запад» он бежал от нее! Сейчас в России тоже можно вполне убежать куда-нибудь в поля и устроить всю жизнь как тебе хочется?! жаль, но это уже явно не мой удел, не мое избрание! Без жены и детей вообще нет смысла убегать… - да и без молодых сил и здоровья…) …Ну, а про то что авраамов странный поступок пророчил жертву Богом своего Сына все религии пишут… - причем, в этой жертве Бог, в отличие от человека, пошел до конца – правда, зная о бессмертии Сына… Мог бы, кстати, Авраам убить самого себя ради Бога? Ведь он немало изворачивался перед царями, чтобы те его не убили…  Авраам доказал не только свою веру в Бога, но и свое непонимание Его – как можно думать, что Бог хочет таких жертв!! Он же представлял Его как людоеда! Ни любви, ни ума Бога он еще почти не чувствовал… - и в итоге первый блин чуть не вышел комом (но «чуть» не считается! Кроме того, часто вполне съедобен даже и комковатый блин!) …Итак, Авраам был фанатиком – а человеку надо быть еще и мудрецом; только мудрость способна с фанатизмом справиться. Но может ли сам фанатик помудреть?! Может ли он стать фанатиком надчеловеческой мудрости, а не собственного самоутверждения… Вся история евреев показывает, что нет, сие невозможно (даже бесконечно занимаясь мудростью и философией, они всего лишь самоутверждаются – хотя именно в этом философском свете и становится вдруг очевиден абсурд этого самоутверждения! Пытаясь быть еще и мудрецами – а не только размножающимися накопителями и завоевателями – они вдруг рассыпаются в прах, в суету сует, как еще Соломон показал)… Хотя и все народы состоят из фанатиков того или иного сорта… - а все элиты состоят из мудрецов?! И этим элитам не хватает веры – как народам не хватает мудрости… Все разорвано на половинки, все разбито и уже никак не склеивается… (кто мудрее, баба из элиты или мужик из народа?! Баба всегда народ, а мужик всегда мудрец?! Просто под каблуками его мудрость остается втуне – а баба на всевозможных каблуках наоборот как на пьедестале…) Хотя бы в себе самом человек знает, сколько стоит его разум и почем его вера? Нет: я чувствую в себе и разум и веру, но оценить их силу до конца не могу. Знаю только, что бываю позорно боязлив и делаю вопиющие ошибки! Как и все, где-то в бесконечной середине маюсь? Но тогда почему только я такие книги пишу! Вроде как я пробил дырку в новый мир и новую эру, но сам пролезть туда не могу; хуже того, я застрял в этой дырке… Надо раздуваться в ней, чтобы расширять ее собою?! – для других уже… Или и сам я потом резко сдуюсь (брошу гордость) и войду? Я сам похож и на Авраама и на Моисея – как Моисей уже 40 лет скитаюсь по пустыням этого мира, а как Авраам, едва попав в свою обетованную землю, тут же бываю выброшен в новую разновидность цивилизации – из Месопотамии в Египет; проездом мимо истины живу… В пустынях цивилизации, как на Марсе, у меня свой оазис, своя землянка – но она еще не слишком самодостаточна, эта моя обетованная земля… (хорошо еще, что она в сторонке и про нее мало кто знает – а то бы ходили, кто ни попадя, и затоптали все…)


«9 И сейчас, когда мы оправданы Его кровью, мы тем более будем спасены Им от Божьего гнева!
10 Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более, уже примиренные, мы будем спасены Его жизнью!
11 Более того, мы хвалимся Богом через нашего Господа Иисуса Христа, через Которого мы теперь и получили это примирение!»

Мол, мы теперь друзья Иисуса, который был другом Богу – значит, мы и сами теперь друзья Богу… Но все это просто схоластическая схема, теория, которую еще надо прожить! И прожить ее легко и дружелюбно все равно непросто почему-то. Павел, по-моему, надеялся, что будет просто, что уже будет широкая дорога в царствие небесное и люди реально преисполнятся благодатями и талантами. Почему этого не случилось? Потому что самого Иисуса и таких как Иисус вечно очень быстро убивают – и люди не успевают помудреть, общаясь с ними; а таких, как Павел очень мало, единицы – остальные «павлы» сами большие путаники и они своей жизнью ради других не жертвуют. Вообще, это же удивительнейшая вещь: город породил миллионы вполне здравых и умных технарей, но  ни одного действительно здравого философа или религиозного деятеля! Павел остается едва ли не единственным (Толстой – деревенщик, а Достоевский в своей философии далеко не так разумен, как где-то между строк в своих романах…) Причем, в деревне обратная картина: технари там почему-то не рождаются, а вот здравые философы – на каждом шагу! Без здравости в деревне быстро станешь уродом, запьешь и будешь убивать… Итак, народ в деревне здравый, но все-таки не мудрый и любви им явно не хватает… - может быть, это просто технари второго типа, имеющие дело не с мертвой материей, как в городах, а с живой биологией. Живая биология провоцирует не изобретательство – попытки сделать мертвую материю живой! – а накопительство – попытки затопить биологической жизнью смерть в себе! Имеем две разновидности ограниченности – и выход на широкую волю из этих загонов логично начинается с очень узкой тропы… Только любовь  (кроме деревенской бани и городских ванн!) может размягчить технарей двух типов, всегда похожих на сухие корки и снять с них оковы косности – после чего они и стронутся с места… Но им же хватает обычной плотской любви? (помимо бани и ванны, опять же!) Нет, плотская любовь у сухих корок или очень коротка (хотя и подлиннее полового акта!) или же невелика (не оргазм совсем!) Люди или срастаются и становятся одним целым или разбегаются – этот процесс или не очень длинный или не очень полноценный. По мне, так межполовая любовь (как и баня и ванной!) не закрывает, а только открывает тему любви – а любовь к другим людям связана уже не с телом (и членом), а с разумом. Возрастание в любви невозможно без возрастания в разуме – без разума любовь будет домом на песке, она разрушится, перегорит, приведет в ад, как обычное благое намерение (вспомнились почему-то революционеры – они посчитали, что люди уже очень разумны и можно их осчастливить братской любовью. Не хотели видеть ни злобных дураков, ни циничных лицемеров – а ведь те на самом деле по-прежнему преобладали… - как и сейчас преобладают. Любящие волонтеры и умные компьютерщики не делают погоды! И даже среди них полно лицемеров и дураков… Христианство говорит, что начинать надо с себя, а продолжать не в государствах, а сначала в семьях, а потом в «церквах», т.е. в собраниях единомышленников и единочувствующих. Государства с их армиями, полициями, бездушными школами и т.д. будут просто не нужны, когда эти сообщества достаточно размножатся и усилятся – они прорастут сквозь него без всякого насилия, эволюционно! И форсировать этот процесс все равно, что тянуть растение, чтобы оно росло быстрее! Мы  не должны думать об этих глобализмах и практических пользах больше, чем наслаждаемся жизнью! Как говорил Иисус, посмотрите на птиц! посмотрите на лилии!)


«12 Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом – смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что в нем все согрешили.
13 Еще до того, как был дан Закон, грех уже был в мире, но грех не вменяется там, где нет Закона.
14 Однако же от Адама и до Моисея смерть уже царствовала и над теми, кто не согрешил как Адам, преступив Божий запрет.
Адам, в каком-то смысле, является прообразом Того, Кто должен был прийти.
15 Но дар благодати действует не так, как преступление Адама. Если множество людей умерло из-за согрешения одного, то тем более благодать Божья и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, в изобилии даются многим!
16 Последствия греха одного человека не могут быть сравнимы с тем, что дает этот дар. Суд за одно преступление повлек за собой осуждение, а дар благодати принес оправдание от множества преступлений.
17 Если из-за преступления всего лишь одного человека воцарилась смерть, то тем более через одного Человека, Иисуса Христа, будут царствовать в жизни те, кто принимает богатство благодати и дар праведности!»

Адам как бацилла, заразившая всех грехами – и Иисус как бацилла, которая заразит всех добрыми делами – но бацилла греха будет воевать с бациллой добра! А с другой стороны, сам Адам, как и сам Иисус – это плод, это итог жизни всех, кто был до, они не могут взяться ниоткуда, возникнуть на пустом месте (соответственно, самые-самые начала и самые-самые концы нам все равно не видны, они за горизонтом – наша земля все-таки круглая, а наша жизнь все-таки достаточно длинная, она не умещается в пределах прямой видимости, у нее есть естественное искривление…)

Закон – это косное добро, оно выявляет зло, говорит, что надо его избегать – но сил для этого в достатке не дает; особенно молодым трудно – образ почтенного праведника для них меркнет перед образом  бабы с плодами! В итоге, люди тысячелетиями жили так: в молодости грешили напропалую, а в старости начинали становиться моралистами и «верующими». Да и сейчас ничего не изменилось! Т.е. от законов и правил произошло разделение на слова и дела – и родились лицемерие с раздраем. Закон с одной стороны машинообразен и оттого ограничен и крайне жесток, а с другой он сродни благим намерениям и зарокам («все, больше не буду грешить», «все, больше не буду курить и ругаться» «все, больше не буду порнушку смотреть» - но через пару недель, глянь, от этой решимости уже не осталось и следа…)   Иисус и Павел – это бациллы любви, самопожертвования и гибкого, настоящего ума… - и они не столько воюют с бабами и их бесконечными духовными,  душевными и материальными соблазнами, сколько предлагают свою позитивную программу. Если твоя война больше, чем твоя стройка, то ты еще не христианин! Только более сильная, чем соблазны греха позитивная программа поможет человеку выбраться из трясины. Позитивная программа – это творческое и любовное отношение к делам и к жизни; ведь и мы должны быть «заразными бациллами» добра! Если ты никого добром не заразил и ничего «заразного» после себя не оставил, то тебе будет трудно оправдать свою жизнь на этом свете… Баба – это материально-душевная субстанция; материя – это земля, душа – это вода, т.е. баба – это грязь и болото! Но это и отличные орошаемые земли, если лишнюю воду с помощью разума удастся отжать; если вода будет протекать, а не застаиваться – а когда мы течем? Когда путь совершаем, когда выполняем позитивную программу… Бабы же с помощью законов и школ, церквей и культур коснеют в догматах – отчего их земля твердеет и превращается в камень. Получаются такие каменные бездушные  праведницы, «единственный» недостаток которых – безбрежная водянистая болтовня… Наверное, надо рассматривать все это как метафизический пейзаж, как метафизическую природу! По ней можно даже не без интереса путешествовать, если есть здоровье и силы, только все припасы надо брать с собой –  эти земли дики и  невозделаны, на них можно перебиваться только собирательством… К примеру, можно поплавать в озере бабской болтовни (хотя и утонуть можно, если еще не умеешь плавать!) Или взобраться на утес какого-либо догмата и сверху осмотреть местность… Да и в болотах, наверное, какие-то ягоды растут – если знаешь тропинки, «узкие пути», можешь пользоваться… Итак, христианство и истинное крестьянство неразрывны! Возделывание детей и  баб и собственных душ, которые к тем бабам прилепляются, признавая их над собой главенство, немногим отличается от возделывания непаханой земли! В городах мы от земли и пахоты только прячемся! В городах мы теряем все свои естественные способности – не до конца теряем лишь по причине несовершенства этих городов! Раньше работал следующий механизм: на определенном этапе удушения человека и всего человеческого в городах просто исчезали нормальные исправные работники, они превращались в зловонные помойки и саморазрушались, освобождая человека – и он постепенно приходил в себя на природе, ему приходилось браться за ум и за свои физические силы ради элементарного выживания -  но сейчас у дьявола есть надежда и вера и любовь к технике, к автоматам и роботам, мол, они доведут процесс уничтожения человека до конца сами, уже без его собственного участия! И вся надежда только на очередных варваров! Они приходят на наши изможденные цивилизацией земли и души (заменяя ставших уже неисправными белых работников, но неся и помойку в города!) – и они относятся к нашим автоматам и роботам без малейшего пиетета, просто как к домашней скотине! Они никогда им не будут молиться! Не позволят им погубить себя! Правда, это означает деградацию техники – она без любви и пиетета развиваться не будет… В общем, все повторяется, все как в древнем Риме… И западные твари, похоже, это понимают – и пытаются уничтожать варваров даже и миллионами в высосанных из пальца конфликтах; главное, пытаются стравить их друг с другом! Но сила размножения сильнее!! А конфликты делают варваров только воинственнее, с одной стороны, а с другой вытесняют «мирных» варваров на тот же Запад!

Павел парадоксальным сравнением соблазняет (!) людей христианством – мол, как зло оказалось соблазнительно и сильно, так и добро окажется! Закон – это всего лишь забор, трудно и даже скучно жить всего лишь за забором – надо построить настоящий дом, суть которого уже не в стенах, а в интересной  начинке за стенами!

Вначале же Павел говорит, что именно по причине греховности мы смертны… - но тут же начинает противоречить сам себе: до закона грех не вменяется?! Как же не вменяется, когда становишься смертен?! когда изгоняешься из рая… Если бы грех не вменялся, то и законы были бы не нужны! Закон – это первая попытка борьбы с грехом, с сорняком, потому как люди уже осознали их, грехов, смертоносность… (Может быть, Павел и не противоречит сам себе, а что-то другое имеет в виду под словом «вменяется»? Если  бы было написано «грех не понимается там, где нет Закона», то все было бы правильно…)

По сути, Моисей верил, что если выпалывать сорняки, то хорошие растения сами размножатся! Т.е. он не призывал к сеянию добра, к размножению и селекции добрых растений! Оригинальная у него была концепция… Борьба с сорняком, кстати, самое нелюбимое мое занятие! Бесконечное и неплодотворное… (но чистюли и педанты вроде любят?!) Евреи же изначально были чистыми скотоводами и кочевниками – а в скотоводстве этот принцип работает: надо только выпалывать-отбраковывать больных животных. Они попытались применить этот же принцип и в земледелии и в общественной жизни! Но  там тучи всевозможных заразных семян, «сперм» летает по воздуху!! Стоит зазеваться, пустым местечко оставить, как, глядь, тебя уже оплодотворили десять раз! Т.е. скотоводство – это следующая стадия развития человечества после первобытного собирательства… - к которому, кстати, я отношусь вовсе без презрения, потому как сам всю жизнь им в лесах занимался! И даже с большей любовью, чем к скотоводству, потому как скотоводство неразрывно связано с убийством животных… Т.е. собирательство – это плюс, скотоводство – это минус (не верю в добрых скотоводов! Вы, например, на Стерлигова посмотрите! Скотоводы  настолько добры, насколько примитивны?! – это я уже о мусульманах…; да и о всех крестьянах…; это все резервуары варварства, о котором я писал чуть выше!), а земледелие – новый плюс… Дальше уже идут города и техника – новый минус…; горожане тоже настолько добры, насколько примитивны… - а вот земледельцы (как и собиратели) должны быть людьми изощренными, настоящими мудрецами! …Примитивные скотоводы и примитивные горожане могут жить почти по Моисею?! Примитивность горожан уже другая – и у них свои моисеи… Евреям не хватило Моисея только потому, что они перестали быть чистыми скотоводами…  Но Иисус был плотником, его ученики – рыбаками? – да, чистых земледельцев и виноградарей невозможно оторвать от земли ни за какие коврижки! Только силом, как рекрутов… Что делает плотник, кстати? Строит дом и убранство дома! – самое христианское занятие… (хотя духовные мудрецы уже вовсе как ветер, как боги, они бродяги и не в рукотворенных домах живут -  о чем я писал где-то выше…) Если земледелец не философ, то он и не христианин, а если философ, то его философия обязательно окажется христианской! Если земледелец (или собиратель) не философ, то он покрывается коростой, от него начинает смрад исходить; практицизм превращает его в какой-то ходячий земляной ком! …Павел делал палатки – подходящее жилище для бродяг! для богов и мудрецов… Павел ведь тоже был бродягой, ему тоже часто негде было преклонить голову… (Павел занимался шитьем – не слишком ли женское это занятие?! Но тем более мужским был его ум! У Иисуса скорее обратная картина – его занятие насквозь мужское, но характером Он был слишком мягок для мужика…) …Изощряясь, горожанин обязательно сходит с ума (а изощренный скотовод всегда становится человекоубийцей!) …Скотина будет пастись на невозделанной земледельцами земле, пока этих последних  будет еще слишком мало! …Кстати, без определенной тупости мясо вообще есть невозможно! – иначе муки убиваемой скотины будут стоять перед глазами и ты просто куском подавишься! лишишься аппетита… Да, но как же тогда быть с историей Каина и Авеля – земледельческие плоды Каина вдруг оказались неугодны Богу?! Каин-земледелец оказался убийцей Авеля-скотовода! (выглядит как притча о будущем) Авель оказался невинным мясником, а «травоядный» Каин – жестоким убийцей! (выглядит как притча о парадоксальности жизни, в которой все возможно – хотя и господствуют схемы…) Все это, разумеется, притча и миф (хотя за ними и может стоять определенная реальность) – и уж конечно у скотоводов будут распространяться и укореняться сказки про добрых пастухов и злых земледельцах! Про добрых своих и злых чужих… «Адам» (адамовы  поколения людей) жил в раю собирательства – и когда он был выгнан оттуда, то он не мог сразу дорасти до земледелия – он стал сначала звероловом (собирателем зверей), а затем   и пастухом (когда увидел, что собранных зверей не обязательно сразу убивать, что их можно держать в загонах и пасти), и стал покрываться шкурами, как о том пишет и Библия... Когда же стали появляться первые земледельцы, то на них начались гонения примерно как на первых христиан! И начались не только гонения, но и страшные слухи, оговоры. Неслыханные же занятия!! Сколько мы знаем в истории убийств тех, кто был облыжно обвинен в том, что сам кого-то убил! Я уверен, что «Каин» (каиновы племена и  народы земледельцев) потому и стал скитальцем, что его преследовали! И он основал города-крепости для защиты от озверелых скотоводов! А кто там, в поле убил некоего Авеля, Бог весть! Хотя и может быть такое, что земледелец кого-то убивает – до мудрости и миролюбия христианства им конечно же было еще очень далеко… Раздули из одного сомнительного убийства огромную историю и поубивали и повыгоняли целые народы… Т.е. даже и речи быть не может, что Бог – мясоед и предпочитает мясо травоядной пище! (Иисус, к примеру, ни разу мяса не ел! только рыбу, да и то, думаю, чтобы не обижать своих рыбаков – т.е. поступал так, снисходя к жестокосердию людей…) …Да, но к примеру в древнем Египте земледельцы существовали так давно, что уже и память потеряна о тех временах, когда и там еще господствовали скотоводы… - и евреи, проживая там веками, конечно тоже переняли земледелие… - т.е. притча об Авеле и Каине – это просто очень древняя притча, которая уже мало что значила даже в библейские времена… Она говорила людям не о преимуществах скотоводства – эти споры давно решила сама жизнь (земледельцы, как и христиане, конечно, на порядок лучше, вести жизнь скотовода, как и законника, приходится только вынужденно, на неудобьях) – она говорила им о братоубийстве, раз и о том, что Богу своими дарами нелегко угодить, что Бог бывает непонятно капризен (как всякое творческое и тонко чувствующее, далекое от утилитаризма, чувствительное к ауре и атмосфере существо!)… И еще она говорила, что всякий убийца, если даже и не будет Богом убит в отместку, будет проживать весьма омраченную и жалкую жизнь… Я, кстати, дивился этой притче еще в самом начале, чуть ли не с первого прочтения! Не укладывалась она у меня в голове. Ведь если Каин был зол и туп с самого начала, причем настолько, что это сказывалось на всех его плодах (уродских, горьких и червивых?!), а Авель был пастушком со свирелью, отсекающим башку своим вкусным  овечкам даже не моргнув глазом,  то не библейского уровня выходит история! Скорее для дурацкой назидательной книжки…

Этим своим сравнением с Адамом Павел и  Иисуса превращает в миф?!  Да, Он уже для него был легендой – и нигде не пытается пересказывать Его реальную жизнь, хотя, казалось бы, она была еще так недавно и вокруг полно людей, которые много могут рассказать (рассказать их об Иисусе он, повторяю, этих рыбаков все-таки заставил, причем письменно…)  А где миф, там начинаются и абстракции… - и всякие искажения… Павлу было писать легко, но все его писания – это уже облако над Иисусом, а не сам Иисус…. Нам нужно чувствовать самого Иисуса, чтобы понять Его силу! И нам надо чувствовать самого Павла, чтобы понять, почему он не мог все понять! В Павловом понимании Иисуса есть толика отвлеченности… - уже одно то, что он не был крестьянином! Нельзя Иисуса превращать в символ! – писать по христиански будет легко, а вот жить по христиански будет трудно. Творчество и символ – вещи несовместные, ведь символ – это знак, печать, знамя, это зерно, из которого еще ничего не выросло. Т.е. иисус есть и символ, но на символе ни в коем случае нельзя останавливаться: кто не бросит зерно в землю, у того оно так и останется одно… Лишь при контакте чистенького и сияющего  символа с грязной земной реальностью начинается творчество, которое есть бурление и борьба за победу добра…


«18 Итак, как преступление одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок Одного принес оправдание, дающее жизнь всем.
19 Как непослушанием одного многие стали грешниками, так и послушанием Одного многие станут праведными.»

«С кем поведешься, от того и наберешься» - ей Богу, эта пословица лучше объясняет! Причем, штука все-таки в том, что с Адамами, поедателями плодов, потребителями нам гораздо удобнее и легче водиться, чем с чудотворцами! Невозможно стать праведным, если не стал и чудотворцем?! Наверное, праведности ничуть не легче достичь, это такое же чудо… Праведен ли я, чудотворец ли? – есть признаки, что – да! Но есть и обратные приметы… Любое дело содержит в себе творчество, а любое творчество содержит в себе чудо? (дело – медь, творчество – серебро, чудо – золото…) Если бы я верил, что какие-нибудь старообрядцы или виссарионцы, или баптисты праведны, я бы обязательно постарался примкнуть к ним. И если бы я верил в чудесность наличных поэтов и художников, было бы то же самое… И я, кстати, уже примыкал к баптистам, с одной стороны и к поэтам-художникам, с другой… Причем, не скажу, что вконец разочаровался, но удовлетворен все-таки не был. Баптисты (как и прочие религии) стоят на семейственности, а ко всем остальным относятся достаточно формально - т.е. их праведность не выходит за рамки семейного круга; у поэтов-художников круг еще уже – они замкнуты на самих себе… Т.е. от первых пахнет шаблонами, от вторых эгоизмом – и не просто пахнет, а так бьет в нос, что с ног сшибает! Ни у кого нет щедрого выхода в реальную жизнь – в реальности они такие же послушные, убогие и скопидомные винтики, как и все остальные… Крестьяне ищут праведности, а не чудес, потому как они живут в природе, которая вся одно сплошное чудо (но без праведности ты познакомишься с ее изнанкой, грязью), а горожане ищут чудес, а не праведности, потому что геометрия так строга, что не забалуешь (а сейчас еще и камеры повсюду стоят), а вот украсить эти чертежи чем-то хочется… Наибольшую симпатию у меня всегда вызывали синтезные люди – например, верующие, которые хоть как-то, но рисуют или умеют петь или поэты, которые таки претендуют на праведность и разумность… Если бы люди смогли достаточно долго идти по этим дорожкам, они бы оказались там же, где я – да и  друг с другом встретились! Им надо только уравнять эти два начала в своей душе – чтобы началась борьба и диалектика развития… Этого уравнивания как раз ни разу и не встретил! Всегда одна «нога» служит другой – а не шагает с ней на равных! Люди не понимают, что в праведности надо не стоять, а идти, что до чудес надо добираться. Они стоят или в семье или в одиночку, а перемещаются только на конвейерах работы и машинках развлечений… Семья чудесна сама по себе? Мне даже удивительно, почему это из каждой семьи не произрастают отдельные народы?!  С одной стороны, вся беда в том, что нельзя жениться на родственниках, а с другой, в том, цивилизация изначально направлена на растаскивание и обессиливание семей…  О чем говорить, когда крестьяне веками и вовсе были рабами! А если и не были, то ограничивались несколькими десятинами земли! А богачи, у которых есть земля, так не размножаются, потому как их семьи далеко не так чудесны… Теперь об одиночках: таких только чудо может спасти! По себе сужу! Только потому и ищу чудес, что иначе в одиночестве гибель, неверие в себя и падение во всевозможные грехи, а то и извращения…

В общем, здесь хорошо видно, что Павел излишне оптимистично был настроен…  - ну а как иначе, когда, типа, сам Бог взялся за спасение людей и послал им такую мощную чудесно-добрую бациллу?! Бог постыжаем не бывает! Не может миссия Мессии окончиться крахом! И ведь люди действительно загорелись! Вот только все пошло, как у Иисуса в притче: одно зерно попало на камни (цивилизации), другое заросло сорняками (учениями других религий), третье упало при дороге и его похитили птицы суеты. Где-то нашлась и добрая земля с добрыми крестьянами-христианами, но это все напрочь безвестные местности и люди. Без «духа святого» мудрости не избавиться от цивилизаций, с одной стороны и сорняков, с другой – и от суеты прямо по центру… С мудростью у людей не заладилось – новые Павлы не возникли! А их должно быть тысячи, целое воинство! да и Иисусы должны жить чуть ли не в каждой деревне?! Надо не преклонять колени перед Иисусом и Павлом, а активно подражать им! Только с чудесами не стоит спешить – да и глобалистской схоластикой, к которой Павел нередко склонялся, не стоит увлекаться…


«20 Закон же пришел, чтобы умножилось преступление. Но там, где умножился грех, возникло и изобилие благодати,
21 чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа.»

Была все-таки легкая путаница у Павла в башке?! Легкая фантастика из смеси грехов и благодати… Умножаются грехи, фонтанирует благодать – и рождается целое кипучее море жизни, которое каждую минуту рисует тебе все новые картины, ставит тебя в самые разные ситуации. Ясно только, что нам нужны праведность и благодать в чистом и реальном виде, а не праведные законы с благодатными грехами. И зарубите себе на носу: от законов преступления только умножаются!! И сами борцы с грехами и врагами омрачаются (а от омрачения происходят все новые преступления – менты их совершают вряд ли меньше, чем сами преступники!) и мы, простые людишки испытываем соблазн выбраться за загородку закона, чтобы чувствовать себя не овцой в загоне, а свободным человеком… Повторяю: сверял ли я свои действия с законами? – ни разу в жизни! А вот с совестью, с душевным состоянием приходится считаться каждый день, каждый час и даже каждую минуту – да и башку свою слабоватую напрягать столь же часто приходится… (И самая благодать – когда ты чутко и ясно настроен, когда веришь в свой кураж и свою интуицию…) …Кажется,  забыл про еще одну зарубку на носу:  «благодать» грехов тебя обязательно отравит и обманет, тебе обязательно придется за них расплатиться саморазрушением и душевными муками (а так же и глупостью)… Праведные законы с благодатными грехами… - причем, одно всегда идет вместе с другим; если видите возвышения и кафедры, то знайте, что где-то рядом есть и грязные подвалы; и если  кто-то залез на эстраду, то знайте, то этот же тип обязательно спускается и в подземелья… (Путин тоже выступает на кафедрах? – но не с кафедральными и возвышенными речами! Только по должности, будучи не только хозяином, но и рабом Системы… Но значит, он не получает и удовольствия, благодати ни от чего?! (даже и грешит бесстрастно?!) Да, безблагодатность его таки сушит и эта сухость лежит на его лице…; но с другой стороны он просто самый настоящий праведник, жертвующий своей жизнью ради народа, а кроме того он прекрасно чувствует жизнь и законы ее благодати…; все благодатные люди очень мягки, а Путин очевидно мягок (может быть, даже чрезмерно?! Не погубит ли его мягкость, как погубила она Горбачева? Пока он все-таки соблюдает баланс – даже во вред себе регулярно становясь  сухим и жестким…)


Рецензии