Перстень для Фанни Бейкер

                П Е Р С Т Е Н Ь     Д Л Я      Ф А Н Н И     Б Е Й К Е Р.   

   «Дыши, думай, делай.»
               
                Золотое  правило   водолаза.               
 


У  капитана  Гарри  Бейкера  начинался  обычный  будний  день. Его  небольшое  судёнышко, приспособленное  для  спасательных  работ, всегда  было  в  полной  готовности  и  могло, если  позволяла  погода, отправиться  к  месту  кораблекрушения  сразу  же  после  сообщения  об  аварии. Как  сам  капитан, так  и  его  экипаж  являлись  специалистами  редкой  и  опасной  по  тем  временам – начало  ХХ  века  профессии  водолаза. За  свою  многолетнюю  работу  Гарри  Бейкер  успел  изучить  крутой  «нрав»  Великих  Озёр  -  Гурон  и  Эри, этих, подобно  морю, огромных  водохранилищ  пресной  воды.

Непостоянство  погоды, которая  менялась  здесь  буквально  на  глазах: частые  ветра, усложняющие  управление  судном, осенние  шторма, не  уступающие  океанским   -  всё  это  делало  судоходство  по  Великим  Озёрам  небезопасным  и  трудным. Берега  Гурона  и  Эри  усеяны  обломками  кораблекрушений  и  телами  погибших  моряков. Любому  кораблю  не  устоять  перед  гигантскими  волнами, прозванными  в  этих  краях   «Тремя  сёстрами», когда  водяные  валы  высотой  до  20  метров  идут  один  за  другим. Моряки  не  любили  Великие  Озёра, преподносящие  неожиданные  сюрпризы, часто  приводящие  к  кораблекрушениям.

Последнее  время  Гарри  Бейкера  беспокоило  одно  обстоятельство, его  единственная  дочь  Фанни  стала  проявлять  повышенный  интерес  к  опасной  работе  водолаза  -  сугубо  мужскому  делу. Девочка  родилась  в  Детройте  и  с  самого  детства  ей  приходилось  постоянно  видеть, как  её  отец  надевает  водолазные  доспехи  и  готовится  к  погружению, чтобы  отыскать  на  дне  останки  затонувших  кораблей.

Водолазы  Гарри  Бейкера  использовали  гидрокостюмы  Л. Норкросса  в  составе  тяжёлого  ( 19  кг )  медного  или  латунного  шлёма, в  который  по  шлангу  подавался  воздух  для  дыхания, а  в  верхней  его  части  располагалось  отверстие  для  удаления  испорченного  воздуха. Воздух  нагнетался  в  шлём  помпой  по  длинному  гибкому  шлангу. Колёса  помпы  на  судне  вращали  крутильщики. Тяжёлые  ботинки  с  грузами  удерживали  водолаза  на  глубине, предотвращая  его  всплытие  на  поверхность. Сам  костюм, облегающий  тело, был  изготовлен  из  плотной  парусины.   

Отец  постоянно  напоминал  Фанни  об  опасностях  работы  водолаза, но  девушку  это  не  останавливало. Ей  казалось, что  стоит  только  опуститься  под  воду, как  она, подобно  рыбе, будет  чувствовать  себя  легко  и  свободно. Фанни  старательно  изучала  всё, связанное  с  работой  водолаза, заучивала  команды, подаваемые  водолазу  на  глубине  и  старательно  всё  запоминала. Недавно  ей  исполнилось  18  лет, и  отец, всячески  отговаривающий  её  стать  водолазом, наконец, смирился  и  начал  приглашать  Фанни  на  своё  судно, участвующее  в  поиске  затонувших  кораблей.

На  озере  Гурон  дул  коварный  норд – ост. Бот  Гарри  Бейкера  ожидал  улучшения  погоды, чтобы  затем  выйти  в  квадрат, указанный  собственником  одной  затонувшей  баржи. Вот  ветер  стих, правда,  никто  не  знал, когда  и  как  он  поменяет  направление, и  бот  направился  на  поиски. На  палубе  хозяин  затонувшей  баржи  шумно  сожалел  о  ушедшем  на  дно  грузе  и  благодарил  Господа  о  спасшемся  экипаже. Увидев  Фанни  на  борту, он  сокрушённо  покачал  головой:  «Там, на  дне, осталась  одна  вещица, которой  я  очень  дорожу  -  кольцо  с  бриллиантами. Это  будет  чудо, если  Ваш  отец  достанет  его  со  дна  озера!»      «Я  достану  его  Вам»,  -  неожиданно  твёрдо  заявила  девушка.                Она  ещё  не  совершила  ни  одного  погружения, а  тут  представился  такой  случай  испытать  себя. Фанни  вопросительно  посмотрела  на  отца. Он  всё  ещё  колебался. Умоляющий  взгляд  дочери  требовал  принять  решение. Отец  с  трудом  согласился  отправить  Фанни  на  поиски, но  только  в  паре  с  опытным  водолазом.

Они  опустились  на  глубину  15  метров  и  вскоре  увидели  в  толще  воды  очертания  затонувшей  баржи. Фанни  следовала  за  своим  партнёром  вдоль  борта  судна, а  затем   с  его  помощью  вскарабкалась  на  палубу. Внезапно  она  почувствовала  сильную  головную  боль  и  испугалась  неожиданному  кровотечению  из  носа, однако, упорно  продвигалась  вперёд, вскоре  достигнув  рубки  баржи. Фанни  просигналила  своему  партнёру, что  она  хочет  войти  туда  первой. По  описаниям  владельца  затонувшего  судна  нашла  в  углу  небольшой  шкафчик, внутри  которого  и  находилась  заветная  коробочка  с  перстнем. Тут  Фанни  охватило  необычайное  волнение, и  она  споткнулась, но  сохранив  равновесие, крепко  зажала  коробку  в  руках. Затем  Фанни  выбралась  на  палубу  баржи  и  просигналила  наверх  о  подъёме.

Первое  погружение  отняло  у  девушки  столько  сил   -  и  физических, и  моральных, она  ещё  долго  находилась  в  изнеможении. Когда  самочувствие  Фанни  пришло  в  норму, к  ней  обратился  владелец  затонувшей  баржи: «Леди, Вы  очень  смелая, не  каждый  отважится  на  такой  рискованный  шаг  в  бездну. Пусть  наградой  для  Вас  станет  этот  бриллиантовый  перстень, который  Вы  сами  нашли. Он  должен  принести  Вам  удачу. Носите  его, не  снимая»,  -  произнёс  он, протягивая  ей  дорогое  кольцо.                «Ну, что  Вы, Сэр, я  не  могу  это  принять,  -  смущённо  отвечала  девушка,  -  я  просто  выполняла  свою  работу.»                «Берите, берите, это  подарок  в  честь  Вашего  первого  успешного  погружения»,  -  настаивал  судовладелец. Все  на  боте  были  восхищены  смелостью  Фанни, особое  чувство  гордости  за  дочь  долго  не  покидало  Гарри  Бейкера. Это  первое  погружение  и  стало  для  Фанни  началом  трудной  и  опасной  подводной  работы, её  призванием.               

В  другой  раз, во  время  шторма  на  озере  Гурон  затонула  одна  шхуна,  её  экипаж  спасся, за  исключением  одного  человека. Его  тело  и  необходимо  было  найти, если  он  остался  на  корабле, и  поднять  на  поверхность. Один  за  другим  водолазы  спускались  к  лежащей  на  дне  шхуне, но  найти  пропавшего  не  удавалось. Фанни  наравне  со  всеми  участвовала  в  поиске. Обследуя  пространство  грузового  трюма, она  бросила  взгляд  наверх, и  её  глазам  представилось  ужасное  зрелище: призрачное  белое  тело  мёртвого человека  было  зажато  между  двумя  палубными  брусьями  прямо  над  её  головой.

Фанни  нередко  приходилось  смотреть  прямо  в  лицо  смертельной  опасности. Во время  одного  из  погружений  она  запуталась  в  обломках  кораблекрушения  и  почти  20  минут  яростно  вырывалась, высвобождая  страховочный  конец, чтобы  подать  сигнал  о  помощи. Однажды, крутильщик, работающий  на  помпе, замешкался  и  случайно  уменьшил  подачу  воздуха  в  её  шлём, чуть  не  задушив  Фанни. Как  тут  не  поверишь  в  волшебную  силу  талисмана   -  перстня  с  бриллиантами, который  носила  девушка. Она  стремилась  стать  лучшим  водолазом  Великих  Озёр, единственная  женщина  этой  профессии  среди  мужчин. Подобно  отцу  и  другим  водолазам  её  заработок  составлял  порядка  от  50  до  2000  долларов  в  день. За  два  года, прошедших  со  дня  её  первого  погружения  Фанни  заработала  приличную  сумму  денег  для  постройки  кирпичного  особняка  на  одной  из  престижных  улиц  Детройта.

Случилось  так, что  транспорт  «W. H. Stevens», загруженный  доверху  медными  слитками  направлялся  в  Буффало  и  Нью – Йорк. Рейс  проходил  благополучно  только  до  озера  Эри, а  там  корабль  загорелся. Экипаж  вынужден  был  покинуть  судно, всё  произошло  в  шторм, поэтому  никто  толком  не  знал  где  затонул  «W. H. Stevens». Спасательные  команды  из  Буффало, Кливленда  и  Детройта  пытались  найти  это  место, но  безуспешно. Проходили  месяцы, никому  пока  не  удавалось  определить  место  гибели  судна  с  ценным  грузом. Загадкой  «медного  корабля»  заинтересовалась  Фанни  Бейкер, она  тщательно  изучила  причины  возникновения  пожара  на  судне, направление  ветров  и  течений  в  тот  злополучный  день  в  предполагаемом  по  её  мнению  месте  где  затонул  транспорт. Исследования  Фанни  указывали  на  район  около  порта  Барвел. Обозначив  его  на  карте, она  провела  окружность  радиусом  в  несколько  миль  вокруг  него. «Если  мы  протралим  этот  круг,  -  утверждала  Фанни,  -  подобно  тому, как  фермер  проводит  борозду  на  своём  поле, мы  найдём  и  медь  и  корабль.»

Водолазный  бот  Г. Бейкера  вместе  с  другим  судном  прибыли  на  место  предполагаемого  крушения  транспорта. Оба  судна, идущие  параллельно, примерно  на  расстоянии  150  метров  друг  от  друга,  протралили  стальным  тросом, закреплённым  на  них, дно  предполагаемой  акватории. Однажды  утром  трос  зацепился  за  что  -  то  твёрдое  на  дне, всем  стало  ясно, что  груз  обнаружен. Промер  глубин  лотом  показал  значительную  глубину  -  25  метров. Фанни  настояла  на  своём  участии  в  этом  погружении, когда  работа  водолаза  под  водой  строго  ограничена, а  путь  возвращения  на  поверхность  занимает  значительное  время, необходимое  для  декомпрессии. Понадобилось  несколько  дней, чтобы  поднять  медные  слитки, но  работа  водолазов  была  щедро  оплачена.

Шло  время, однако, сведений о  дальнейшей  судьбе  девушки – водолаза  Фанни  Бейкер  история  не  сохранила. Возможно, она  вышла  замуж  и  стала  носить  фамилию  мужа  или  продолжала  заниматься  своей  любимой  и  опасной  работой  вдоль  канадской  стороны  Великих  Озёр, либо  у  берегов  Америки. Один  лишь  раз  газетная  статья, датированная  1904  годом  упоминала  её  имя  в  связи  с  участием  в  спасении  экипажа  и  пассажиров  затонувшего  при  пожаре  колёсного  парохода  «General  Slocum». КАК  БЫ  ТАМ  НИ  БЫЛО, В  ИСТОРИИ  ПОКОРЕНИЯ  ВОДНЫХ  ГЛУБИН  ФАННИ  БЕЙКЕР  ОСТАЛАСЬ  ОДНОЙ  ИЗ  ПЕРВЫХ  ЖЕНЩИН, ОТВАЖИВШИХСЯ  ВЫПОЛНЯТЬ  ТРУДНУЮ  И  ОПАСНУЮ  РАБОТУ  ВОДОЛАЗА, ДЕЛАЯ  ЭТО  С  ИСТИННОЙ  ЛЮБОВЬЮ  И  БЕЗУПРЕЧНО.

ПРИМЕЧАНИЕ:  Колёсный  пароход  «General  Slocum»  -  корабль, названный  в  честь  американского  генерала  времён  гражданской  войны, затонул  в  результате  страшного  пожара  15  июня  1904  года  у  северо – восточного  берега  острова  Норт  Бразер  Айленд. Катастрофа  стала  трагедией  всей  Америки  и  унесла  жизни  почти  1000  человек.

19   октября  2017  года                Вячеслав  Прытков
         


Рецензии