Свет села Култаево
Всякий путник, коему довелось отправиться на ямских от бескрайних зарниц южного Прикамья в далёкий губернский город, рано или поздно попадает в дремучий среднекамский лес, простирающиеся на многие версты, да такой густой, что свету белого не видать. Станут в таком лесу человеку страхи ночные чудится: то леший выглянет из-за сосны, то птица чудная пролетит, а то бес из омута рыло покажет. Перекрестится суеверный мужик, да только знай своё - на упряж налегает, да мчится под звон бубенцов до самого края леса, туда где меж деревьев играет солнечный свет. Выедет мужик из чащи да сощурится: всюду луга и нивы привольные, добрые избёнки, частоколы и крестьянские дворы, а в поднебесии солнце в лазури нежится да посылает на землю такой яркий свет, что глазам смотреть больно.
Приглядится ямщик, приохотится да и улыбнётся во все свои усы, ибо в таком уголке, после лесного страха, сердце поёт и радуется, да и дышится как то свободно и легко. Лошади бегут весело и задорно. Скоро покажется губернский город, и там уж отдохнёт заскучавший ямщик, а после отправится на поварню да будет с кухарками балагурить до самого утра… Но что это? Слева от дороги, посреди села, показался маленький живой огонёк, точно второе солнышко, кое невиданный мудрец зажёг на земле. Сперва уставший путник попытается приглядеться, а потом и свернёт с пути, понукая лошадей, на чудо прикамское посмотреть.
Дивной громадой с изящными окошками вырастет перед ним белоснежный Иоано-Предтедтеченский храм, да такой ажурный точно невиданный мастер вырезал его из изящного самоцвета в уральских горах, да и поставил на этом месте. Вышел храм на зависть гостям губернии: величественные своды, изящная резьба и невообразимые по своему масштабу святые купола, кои при солнечной погоде точно жар горят. Дивятся такому храму все заезжие купцы да ни как понять не могут: как такая жемчужина, достойная лучших улиц столиц, оказалась в глухом селе близ губернского города. Ответ на этот вопрос, наверное, - главная загадка храма, как и всего села, имя которому Култаево – дивная жемчужина Пермской земли
А началась история этого уголка далёкой седой порой, в буйный семнадцатый век, в кой не стояли на камских кручах крупные русские города, а первые поселения непременно окаймлял высокий неприступный частокол… Тогда то в уральскую глушь двинулись со всей святой Руси разного рода охотники за счастьем, будь то раскольники, казаки или беглые крепостные, коих в таёжные дали гнало безземелье и невыносимый господский гнёт. Ни кто не ведает когда да вышел однажды в долину Мулянки некий крепостной, выстроил себе избёнку, обзавёлся хозяйством, а позже – семьёй. Рядом с первой избёнкой вскоре появилось вторая, кою возвела семья Хохряковых. Так и стали жить семьи друг напротив друга, а позже – породнились. Росло и множилось новое село. Место было доброе, леса даровиты и богаты, а окрестная земля давала такой урожай, что и казак с Кубани позавидует.
Были первые жители села бойки да работящи: быстро они расчищали пашни да выкорчёвывали вездесущие пни, отодвигая линию леса на десятки вёрст. Той далёкой порой служивый люд, коему случалось проезжать через небольшое село, прозвал деревушку «Польской» в честь окрестных зарниц, да только название не закрепилось.
Неведомо откуда приехал однажды в это селение некий татарин Култай, пожил 3 года да и уехал неведомо куда. С тех самых пор стали называть село Култаево да величают и по сей день…
В 1723 году, когда на карте страны появился город Пермь, прорубили крестьяне к новому поселению лесную просеку дабы возить на ярмарки свой товар, с купцами заморскими торговаться. И всё бы было хорошо, да только вместе с купцами по новой просеке повадились ездить в село различные наместники от графа Голицына да графа Шувалова, устанавливая крестьянам непосильный оборок. Долго терпели жители села, да только во время Пугачёвского восстания взялись за оружие и показали ненавистным господам, какого это обижать уральского мужика. Вместе с крестьянским царём прошли они лавиной по городам и сёлам, заводам и весям, сея разруху да вымещая неукротимый гнев. Были потом и суд и следствие, только с той поры стали господа относиться к култаевцам с большим уважением, помня о том, к чему ведёт народный гнев.
В 1796 году появилась в селе маленькая часовенка, но уже через век стала она мала разросшемуся селу. В 1870 выстроили местные крестьяне новый деревянный храм да подняли на него колокола. С той поры каждое утро на десятки вёрст вокруг разносился от села Култаево дивный малиновый звон, призывая на службу жителей деревень Аникино и Копылово, Шумки и Ясыри, Болгары и Болдино, Чащевки и Дикой Гари.
Бывало, едет по Казанскому тракту в ту пору служивый человек, услышит благовест да остановится и заслушается, а то и на службу зайдёт. Такова была чудесная сила Култаевских звонов. В храме между тем служили в ту пору двое священников, прославившихся на всю округу своей воистину христианской добротой и теплом. Своими силами создали они при храме библиотеку, в собрании которой значилось свыше 300 книг, да взялись обучать простой люд грамоте и приохочивать к чтению. В виденье прихода находились в ту пору восемь часовен, а также несколько земских школ. Стараниями батюшек стали преображаться и прихожане. Из дремучих крестьян, некогда населявших свою землю страхами да суевериями, обращались они в людей просвещённых, чьими стараниями в дальнейшем создавалось могущество губернского центра - города Перми.
Не долг век большинства деревянных церквей, вот и храм в Култаево к началу двадцатого века обветшал и пришёл в совершенную негодность. Тогда-то по благословлению священников отправился церковный староста Георгий Степанович Осинских на далёкую пристань Конец-Бор. Там он зарисовал да снял чертежи с величественного храма, дабы построить в родном селе его брат-близнец. Дочь Георгия Степановича, учительница земской школы сделала необходимые расчёты и в 1904 году заложили Култаевцы новый каменный храм. Целых тринадцать лет возводили селяне новую церковь, кто денег даст, кто сам на стройку подрядится, и, 28 августа 1917 года , соликамский епископ освятил новый Иоано-Предтеченский храм.
Вышла церковь на славу, выстроили уральские мастера её в причудливом византийском стиле, сделали высокие своды, в коих торжественно и величаво звучал приходской хор. Стройные барабаны венчали величественные шлемовидные купола, напоминая о победах русского воинства и торжестве православия на нашей земле. Каждый такой купол блистал на солнце точно изысканный самоцвет, привлекая своим сиянием заезжих гостей со всей Пермской земли.
Не обошли Култаевский храм и суровые годы революции. В 1918 году Протоиерей Николай Бельтюков и священник Александр Савелов были убиты отступающими красными войсками только за то, что не пожелали оставлять свой храм и прекращать окормление паствы. Думали красные командиры, что обескровили приход, да только христианский подвиг двух святых отцов не подвергся забвению. Были они прославлены в лоне новомученников и не оставили свой приход, а вошли в собор Пермских святых.
В лихие годы безверия прихожане долго отстаивали свой храм, да только всё равно уберечь не смогли. В 1930 году храм был закрыт, а ещё через шесть лет под его сводами разместился обычный колхозный склад. Так и стоял он серой поруганной громадой, покуда, в 1991 году, не взялись за него реставраторы. Подобно предкам столетие назад, собрали култаевцы с миру по нитке, дабы возродить величественный храм. Постепенно стали проводиться в церкви службы, а в 2003 году взметнулись над Култаево святые колокола. 4 января жители окрестных деревень впервые за много лет услышали малиновые звоны, которые, как и прежде, созывали на службу жителей окрестных деревень наполняя добром и светом людские сердца.
И сегодня каждый, коему случилось странствовать из Южного Прикамья до Перми выехав по трассе, которая как и в древности проходит через густые дремучие леса, рано или поздно видит на своём пути боголепный Иоано-Предтеченский храм, который подобно величественному маяку блеском своих куполов освящает для каждой души самую важную тропинку - путь к обретению самого себя….
Свидетельство о публикации №217102201635