Погружение в среду



В небольшой сельский магазинчик входит женщина средних лет. Она приехала недавно из города в отпуск и отдыхает, наслаждаясь природой, тишиной, а заодно и толстовской идеей опрощения, погружаясь в простую народную среду и приобщаясь к истокам и корням. А потому с любопытством смотрит по сторонам и впитывает речь, ловит фразы, наблюдает нравы.

Она здоровается и встаёт в хвост очереди из пяти человек. Покупатели и продавец отвечают ей шестикратным разноголосым «здравствуйте».

– Хлеб привезли? – интересуется Надежда Павловна.

– Привезли-привезли! – громко откликается стоящая последней полная женщина в цветастом платье.

Она крепко держит за руку славненького очаровательного мальчика-крепыша.

Мальчик – просто загляденье, вызывает умиление, он словно сошёл с обложки журнала. На нём чистенький голубой костюмчик: наглаженные, со стрелочками, шортики и рубашечка. На ножках у него чистенькие полосатые носочки и светлые сандалики. На голове – небесно-голубая кепка с эмблемой – сказочным мишкой. Из-под кепочки вьются блестящие льняные кудри.

На круглом симпатичном лице – огромные васильковые наивные и в то же время серьёзные, впитывающие мир глаза.

Пленяют длинные ресницы, пухлые румяные щёки и трогательные влажные розовые нежные губки.

Одна его ладошка зажата в загорелой крепкой бабушкиной руке, а другой он прижимает к груди плюшевого бежевого толстенького медвежонка.

Надежда Павловна стоит за парой бабушки и внука, разглядывая витрину в раздумьях, что купить.

– Лен! – обращается кто-то из покупателей в продавщице. – Сосиски хорошие?

– Хорошие, – откликается та, – я брала, вкусные.

– Вкусные-вкусные, – подтверждает стоящая перед Надеждой Павловной женщина. – Моим тоже понравились.

В дверном проёме тихо и неспешно появляется маленькая старушка в неброском платье и беленьком в мелкую редкую синюю крапинку платочке, повязанном «через голову».

– Здравствуйтя, – степенно и с достоинством говорит она.

– Здравствуйте, – почти хором откликается очередь.

У Надежды Павловны появляется приятное чувство причастности к чему-то древнему и красивому.

Живи она здесь постоянно, где прожили многие поколения её предков, не уезжай в большой город, она тоже с течением лет превратилась бы в такую же сухонькую старушку, доила бы свою белую козу Маруську, полола по утрам длинные борозды картошки, кормила кур и так же неторопливо, хорошо и приветливо обращалась бы к людям: «Здравствуйтя!»

Продавщица тем временем отпускает товары, выкладывает на прилавок буханки и батоны, взвешивает на электронных весах то сосиски, то конфеты, выходит в подсобное помещение за тем, что у неё просят покупатели. Очередь понимающе и покорно ждёт.

Стоящий перед Надеждой Павловной мальчик нетерпеливо переминается с ноги на ногу и крутит головой. Видно, что ему очень скучно, что он устал от долгого стояния и ожидания. И кажется, что совсем скоро он начнёт дёргать бабушку за руку от невыносимого однообразия и желания поскорее выйти на улицу, где так хорошо, славно и светло, так приятно дышится, где растёт зелёная травка и можно бегать, прыгать и радоваться жизни.

Но очередь и скучные разговоры в ней никак не заканчиваются.

– Тёть Кать, – спрашивает стоящая впереди них женщина его бабушку, – ты лук-то ещё не выбирала?

– Завтра буду, – отвечает бабушка, – а то усы пустит, – и она заводит долгий агрономический разговор с соседкой.

Малыш топчется на месте. Чувствуется, что его терпению приходит конец, что он истомился и ищет новых впечатлений. Он поворачивается к Надежде Павловне и принимается смотреть на неё снизу вверх долгим изучающим взглядом.

Надежда Павловна видит мучения маленького человечка и решает немного приободрить, поддержать и развлечь его.

– Ой, какой хорошенький мальчик! – говорит она. – Как тебя зовут?

Хорошенький славненький трёхлетний мальчик смотрит на неё своими пронзительно-синими огромными глазищами в обрамлении длиннющих загибающихся кверху ресниц и с плохой артикуляцией, немного шепелявя, изрекает трогательно-наивными пухлыми, ещё каких-то пару лет назад сосавшими материнскую грудь губками фразу…

Таких слов ошарашенная и ошеломлённая Надежда Павловна никогда бы не произнесла и не позволила бы никому воспользоваться в своём присутствии подобной лексикой. Да никто никогда и не обращался к ней с озвученным ребёнком предложением.

Однако же очаровательный малыш бойко и уверенно в трёх словах, коротко и доходчиво, афористично и лаконично предлагает неизвестной тётеньке отправиться по широко известному ненормативному адресу.

Мысли об опрощении сразу выскакивают из головы Надежды Павловны.

– Вот это да! – ахает она от неожиданности. – Кто же тебя этому научил?

– Это соседка-соседка! – тараторит, оправдываясь, слышавшая диалог бабушка.

– Ты больше так никогда не говори, – советует малышу Надежда Павловна, – это нехорошо.

«Куда же мчишься ты, Русь?» – захотелось спросить ей вслед за Николаем Васильевичем Гоголем. (1)

И осознала она, что нет ответа на этот вопрос. Не нашёл разгадки никто: ни классик, ни потомки. И, продолжая тему, надо бы добавить, что разве что пошлёт она куда подальше любознательного собеседника устами невинного младенца, наученного окружением.

Больше Надежда Павловна хорошенькому мальчику ничего не сказала.

А вскоре он, мелко семеня маленькими ножками в трогательных бело-голубых носочках, покидает торговую точку всё так же – за руку с бабушкой и с зажатым под мышкой мягким медведем, шею которого венчает алый бант.

По дороге, громко матерясь и грозно-оглушительно щёлкая кнутом по земле, гонит стадо сельский пастух.

– А ну, пошли …! – угрожающе кричит и рычит он во всё горло.

И это то немногое, что можно повторить из его длинного оглушительного монолога, обращённого к животным.

Усталые и измученные июльской жарой, оводами, мухами и грубой бранью коровы идут после обеденной дойки по пыльной раскалённой от жары дороге на пастбище за деревню. Они мотают головами, поводят ушами и бойко обмахиваются хвостами. А на их белых чистых мордах с влажными розовыми губами проглядывают оскорбление и подчинённость жестокой силе.

Встречая впоследствии Надежду Павловну, красивый мальчик больше никуда не посылал тётеньку. Научила она его всё-таки хорошим манерам.

Однако толстовская идея об опрощении окончательно покинула Надежду Павловну.

А всё погружение в среду!


1.«Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа». Н. В. Гоголь. «Мёртвые души».


(«Гуманитарная миссия». Рига. 2017)


Рецензии
Дите как губка запоминает все,
Хорошее, плохое, ему то все равно...
(а где взрослые что научить должны?)

Спасибо!

С теплом!

Варлаам Бузыкин   19.11.2025 15:27     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик, Варлаам!
Вот такое окружение.
Рассказали это довольно давно.
Думаю, что малыш заметно вырос.

С благодарностью и добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   19.11.2025 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.