Ломоносов. Гимн бороде. Сатира на что и на кого?

Для того, чтобы разобраться,  против чего и кого направлено сатирическое перо Ломоносова, стоит познакомиться с предысторией  появления темы «бороды».
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой? http://www.proza.ru/2017/10/23/1831

 В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя  над самим указом «О бороде» и налогом на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде».

Проанализируем это произведение. Начнём со строк, звучащих  рефреном на протяжении стиха: «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена».

Казалось бы, в этих словах  есть что-то антицерковное и даже кощунственное. На самом деле ничего подобного.
Поводом для этого иронического четверостишия явилось не какое-то кощунство, а следующий факт: при Крещении человек  трижды полностью погружается в святую воду, в том числе,  погружается срамная часть тела, то есть та, которую стыдно показывать. (Толковый словарь Ожегова).
При погружении крещаемого длинная борода всплывает, и в воду полностью не погружается, то есть, как бы, и «не крещена». (Надо заметить, что в те времена всех крестили в младенчестве, а взрослыми крестились иноверцы)
У  автора есть некое шутливое противопоставление бороды и «срамной части», не в пользу первой. И он «жалеет» «предорогую бороду»,  что она не крещена. В этом присутствует  ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и  в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам (борода не погружается полностью, значит, не крещена!).
На это следует заметить, что Святое Крещение человек принимает полностью, всем своим существом, а не отдельными своими частями. И будучи глубоко верующим человеком,  Ломоносов это прекрасно знает.
Автор называет бороду - предорогой, не только потому, что она некоторым была дорога сердцу как символ патриархального порядка, но и потому, что она из-за налога реально стала «предорогой».   

Итак:
1) Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю: Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным,
Что под старость наших лет Уважают наш совет.

Автор пишет, что не языческим «богиням» он приносит жертву в гимнах, а гимном прославляет бороду, что как бы уравнивает бороду с идолами язычников. Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды.

2) Попечительна природа О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим И наш первой взор возводим.
Не явится борода, Не открыты ворота.

Не смею назвать то, что Михайло, с его крестьянскими корнями, припоминая  грубоватый деревенский  юмор, имеет ввиду.) И как только цензура пропустила подобное?! Возмутительно!!!)))

3) Борода в казне доходы Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой Безголовым с бородой.

4) Не напрасно он дерзает, Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы; Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой Достает он бородой.

3 строфа начинается с упоминания налога на бороду, который из года в год даёт казне хороший доход. И далее  о том, кто «Керженцам* (старообрятцам с Кержи) любезной брат», вероятно, известный при дворе старообрядец,  приносит ко двору двойной налог за бороду, и просит с низким поклоном  лишить его скорее головы, чем бороды.  При этом он поощряет самосожжение «любезных братьев» - старообрядцев с Оби и Печеры, и пользуясь тем, что он близок ко двору, присваивает их богатства.

5) О коль в свете ты блаженна, Борода, глазам замена!
Люди обще говорят И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак.

Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза  плевал бы всяк». Перекликается с простонародным выражением: «Иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду».

6) Если правда, что планеты Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут.

Ломоносов был защитником и веры и науки. И здесь он защищает науку от «жрецов», некоторых церковнослужителей и чиновников, которые отвергали  науку, считая, что она противоречит вере. Но это не так. Наука и вера - две стороны познания мира, дополняющие друг друга.
Священный Синод (церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что в его произведениях «многие, а инде и бесчисленные миры» проповедуются, «что и священному писанию и вере христианской крайно противно есть и многим не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». И это доставляло учёному много неудобств и хлопот при публикации своих трудов.

Автор также намекает на  католическую церковь, которая  во времена инквизиции осудила на сожжение Джордано Бруно, как принято думать, «за учение о бесконечности вселенной и множестве миров». Но справедливости ради нужно сказать, что Д.Б. никогда не был учёным, а сожгли его за занятия оккультизмом, астрологией, алхимией и магией, и за его еретические труды, которые он активно пропагандировал. Разбирательство тянулось 8 лет, и у него была возможность покаяться, на что и надеялся Ватикан. Но он не захотел. Инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». В конце концов, его сожгли как еретика, оккультиста, астролога и «служителя диавола», что во времена инквизиции было делом обычным.

7) Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден
Для великой бороды: Таковы ее плоды!

Опять Ломоносов высмеивает обладателей «великой»,  пышной бороды. Не секрет, что пышность бороды вызывала почтение и зависть порой большие, чем должность и богатство

8) О прикраса золотая, О прикраса даровая,
Мать дородства и умов, Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных, О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,Чем заслуги заплатить?

9)Через многие расчосы Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу, По всем модам наряжу.
Через разные затеи Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки И крупичатой муки.

10) Ах, куда с добром деваться? Все уборы не вместятся:
Для их многого числа Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости, В жирной влажности расти.

В последних четырех строфах, по мнению современников поэта  и историков,  имеется в виду конкретное лицо, а именно —  противник Ломоносова, Гедеон Криновский, которого можно было узнать по последним стихам «Гимна бороде»: он был не знатен, беден, худощав и прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 г., когда положение его резко изменилось.  «Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден». Гедеону посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии проповедью, Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка: «Гедеон нажил миллион». Бывший казанский семинарист обратился в записного придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками. Вполне вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил — как говорится в «Гимне» — «по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или даже припудривал «крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени допускали такую кокетливость»

2. Итак, на что или на кого направлено острие сатиры Ломоносова:

1) Строки рефрена  «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена» не содержат ничего антицерковного или кощунственного.
Есть ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и  в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам. И намёк на то, что из-за налога  борода реально стала «предорогой».   
2) Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды и поклонению ей как языческому идолу.
3) О второй скромно умолчим.))
4) В 3, 4 – о конкретном человеке – старообрядце (расколнике), близком ко двору, который щедро оплачивает право ношения бороды, оправдывая это своими убеждениями, при этом поощряет самосожжение за убеждения «своих братьев» по вере, чтобы овладеть их имуществом.
5) В 5 – Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза  плевал бы всяк».
6) В 6 - ирония по отношению к некоторым церковнослужителям и чиновникам, к Синоду
(церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) который в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что он в своих произведениях «многим … не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». Хотя Ломоносов прекрасно знал, что наука и вера не противоречат друг другу.
Автор также намекает на  католическую инквизицию, и сожжение Джордано Бруно, хотя этому  были иные причины, а не «противоречия» между наукой и верой.
7) В 7 - 10  строфах насмешка над тем, что, не имея особых достоинств, достаточно произвести хорошее  впечатление при дворе и создать видимость разумности. И за ней как за ширмой не будут видны ложные мнения, и посыплются от высоких особ все дары – достатки и чины. Главное  - холить и лелеять  эту видимость – ширму – «бороду».

Как мы видим,  объектов сатиры в стихе Ломоносова достаточно много. Заблуждаются те, кто думает, что этот сатирический стих направлен  против Церкви и веры. Достаточно привести некоторые высказывания и стихи великого учёного, чтобы понять его глубокую веру и его отношение  к Церкви, как к Матери. Именно так относятся к Церкви православные люди.

3. Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...

Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...

Ломоносов считает, что наука только подтверждает БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А  Любовь БОГА к людям подтвержается тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего Сына.

Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.

Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине...

А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...


*В XVII—XIX веках на берегах Керженца существовали поселения старообрядцев (Керженские скиты или просто Керженец), скрывавшихся от властей. По названию реки старообрядцев иногда называли кержаками. Имя реки в связи со старообрядцами стало нарицательным.

Использованы фрагменты из: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 1070-1071.(Нужно иметь ввиду, что это издание времён воинствующего атеизма. Поэтому все нападки на Церковь и её осуждение на совести составителей. Ломоносов был глубоко верующим, воцерковлённым человеком) 
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) из книги: "Беседы с русским народом»
«Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?» АиФ.ру


Рецензии