У матушки Ксении

Прежде чем вести группу детей воскресной школы на Смоленское кладбище к святой блаженной Ксении Петербургской, мне удалось выбрать время, чтобы заранее съездить туда на разведку. Я на месте уточнила некоторые детали маршрута, получила из первых рук свидетельства о новых исцелениях, - мне даже подарили газету Смоленского храма с письмами о чудесах по молитвам матушки Ксении, - и договорилась о чаепитии в «Монастырской трапезной».
Была у меня еще одна мысль: попытаться найти место захоронения знаменитой детской писательницы Лидии Чарской, произведениями которой зачитывалась когда-то вся Россия. Ее могила, как я выяснила, находилась недалеко от часовни на пересечении Миклашевской и Рождественской дорожек. Битый час я бродила вдоль и поперек этих ориентиров, непрестанно молясь святой Ксении, чтобы она вывела меня на верный путь, но все было тщетно. Попытавшись найти хотя бы место первого захоронения Александра Блока, я и тут потерпела неудачу: не смогла отыскать даже Блоковскую дорожку…
Сбор группы был назначен на десять часов в вестибюле метро «Ладожский вокзал». С самого утра выяснилось, что все было против нас. Во первых, шел дождь… Он начался еще ночью, шел все утро, а небо так заволокло тучами, что не оставалось никакой надежды на улучшение погоды… Во вторых, нашу группу, еще не успевшую полностью собраться, в 9 час 50 минут неожиданно выдворили из здания метро на улицу, так как была объявлена срочная эвакуация из-за угрозы теракта…
После небольшой суеты мы посовещались и решили добираться до кладбища наземным транспортом, по дороге как-то собирая отставшую часть группы. Я попросила детей помолиться святой Ксении, чтобы она помогла нам объединиться и благополучно доехать до часовни. Они сосредоточенно примолкли и через несколько секунд, раскрыв зонтики, мы двинулись к остановке. Вскоре мне пришлось замедлить шаг: зазвонил телефон. Отставшая часть группы сообщала, что метро только что снова открыли, и они ждут нас в условленном месте… Такой резкий поворот событий показался мне не случайным:
- Ребята, святая Ксения слышит ваши молитвы. Попросите у нее, чтобы еще и дождь прекратился!
Когда мы вышли на станции метро «Приморская», дождя уже не было…
По тенистым дорожкам старинного кладбища с его каменными надгробиями, могилами, высокими деревьями, мы подходим к Смоленскому храму, который помогала строить святая Ксения. Вместе с детьми вспоминаем житие блаженной странницы, получившей от Бога дар пророчества и чудотворений. Рассказываю о недавнем случае чудесного исцеления девочки по молитвам ее бабушки в часовне святой Ксении, о котором мне поведал дьякон Смоленского храма в мое прошлое посещение.
Дальше наш путь лежит к часовне, ее купол сияет золотом сквозь зелень деревьев, совсем слегка подернутых желтизной. Заходим внутрь, прикладываемся к гробнице, батюшка нас помазывает. По народной традиции обходим вокруг часовни, останавливаясь для молитвы по всем четырем ее сторонам.
Снова собираемся в кружок. Я рассказываю о замечательной детской писательнице Лидии Чарской, которая похоронена недалеко от часовни. Предлагаю попытаться найти ее могилу. Искать надо белый металлический крест в черной оградке со скамеечкой внутри. Мальчишки срываются с места и наперегонки бегут по дорожкам, вращая головами в разные стороны. Девочки устремляются за ними. И, удивительное дело, вскоре раздаются восторженные крики:
- Нашли! Нашли!
Мы все подходим к черной оградке, внутри которой стоит белый, словно кружевной крест с фотографией писательницы в центре. На оградке висит табличка, на которой начертано первое детское стихотворение Лидии Чарской «Звезды». Кто-то из родителей читает его вслух:
"Звезды, вы, дети небес,
Пойте свой гимн светозарный,
Пойте: "Спаситель Воскрес!"
Ангел сказал лучезарный.

Дальше наш путь лежит к захоронению блаженной Ирины, о которой почти нет никаких сведений, и блаженной Анне Лашкиной, повторившей подвиг святой Ксении.
Где-то рядом находится и могила Блока. Говорю ребятам:
 - Может быть, вам удастся найти и первую могилу Блока? Я в прошлый раз, как ни старалась, не смогла ее обнаружить…
Ребята снова срываются с места и, к моему великому удивлению, вскоре бегут назад с радостными криками:
- Нашли! Нашли!
Непонятно, как я могла не заметить довольно большой крест и белую плиту с надписью: «Александр Блок»?
Сгрудившиеся возле меня мальчишки спрашивают с энтузиазмом:
- А что еще нам надо найти?
Я смотрю на их разгоряченные лица и думаю: «Как хорошо, что матушка Ксения не стала в прошлый раз потакать моим настойчивым просьбам…».


Рецензии
Большое спасибо, уважаемая Лариса, за очень интересную информацию. Я тоже с большим благоговением отношусь к святой Ксении, мне подарили ее икону. Но так и не смогла попасть на ее могилу.
Впервые слышу и о первом захоронении Блока и о могиле Лидии Чарской. Я, конечно, не уверена, но мне кажется, что я видела ее книги в библиотеке, очень красочные, новые.
Поздравляю Вас с Днем Казанской Божьей Матери и Днем народного единства.
С уважением,

Нина Мелодина   04.11.2017 16:49     Заявить о нарушении
Давно не заходила на проза.ру, извините. Да, Чарскую сейчас издают. Даже полное собрание ее сочинений есть. Удивительная судьба, ее книгами зачитывалась вся Россия, а потом - полный запрет... С уважением,

Лариса Калюжная   09.11.2017 01:10   Заявить о нарушении