Статья о творчестве Овидия
Овидий Назон (43 г. до н. э. – 18 г. н.) – римский поэт.
В городе Констанце в Румынии возвышается памятник Овидию Назону с надгробной надписью, эпитафией, сочиненной им самому себе:
«Я здесь лежащий, я тот кто шалил, любовь воспевая,
Даром погублен своим. Имя поэта Назон,
Ты же, мимо идущий, коль сам любил ты, промолви:
«О, да будет легка праху Назона земля».
Публий Овидий Назон родился в городе Сульмоне, недалеко от Рима. Он происходил из зажиточного всаднического рода. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. Молодой Овидий скоро убедился в своей полной негодности для судейских и политических должностей, которые он пытался занимать. Уже в молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта. В Риме Овидий вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима – Тибулла, Проперция, Горация. Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы, Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом стихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и мотивы, которые вступали в противоречия с политикой Августа, мечтавшего возродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияние Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г. н. э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, в город Томы, на Черном море. Овидий умер в Томах после десяти лет изгнания.
Первый период творчества Овидия занимает время приблизительно до 2 г.н.э. и посвящен исключительно любовной элегии (Стихотворения состоящии из двустиший гекзаметра с пентаметром). Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержанию по преимуществу легкомысленной тематикой. «Песни любви» - это первое произведение поэта в этом роде. Тематика – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений.
«Я не пойму, отчего и постель мне кажется жесткой
И одеяло мое на пол с кровати скользит?
И почему во всю долгую ночь я сном не забылся?
И отчего изнемог, кости болят почему?
Не удивился бы я, будь нежным взволнован я чувством…
Или, подкравшись, любовь тайно мне козни творит?»
«Героиды», или «Послания», состоят из 15 посланий мифологических героинь к своим возлюбленным (Пенелопы к Улиссу и т.д.) Эти произведения сходны с предыдущим сборником в том отношении, что и здесь риторика любовного языка на первом плане. «Героиды» полны глубокого психологического содержания. Сами героини здесь отличаются яркими и индивидуальными чертами, и ни одну из них нельзя отождествить с другой. Пример – Письмо первое – «Пенелопа – Улиссу»:
«Неторопливый, тебе эти строки шлет Пенелопа;
Не отвечай мне письмом – сам возвращайся, Улисс!»
Произведения связанные с темой любви: «Медикаменты для женского лица», где автор доказывает необходимость для женщины следить за косметикой лица на том основании, что внутренние свойства души устойчивы, а физическая красота мимолетна и нуждается в поддержке, даются разные рецепты сохранения белизны лица; «Наука любви» - дает советы мужчинам, как привлечь женщину; «Средства от любви» - советует женщинам, как привлечь мужчин.
Второй период творчества Овидия – первые годы новой эры, до его ссылки. В своих произведениях поэт пытается восхвалять растущую империю. «Метаморфозы» («Превращения») - являются главным произведением этого периода, В «Метаморфозах» Овидий ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, а также на римских – Катулла, Цинну, Макра. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря.
Одновременно с «Метаморфозами», Овидий создает «Фасты», которые рассказывают об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов. Овидий вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, катона и Флакка. Третий период творчества Овидия (время ссылки») характеризуется определенной монотонностью содержания его произведений. «Тристии» - включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о помиловании. «Письма с Понта», изданы после смерти поэта; их содержание напоминает «Тристии».
Язык и стих Овидия совершенны, полны очарования и изысканной простоты. Поэт вносит в свои произведения новую неведомую тональность – иронию, придет им риторическую окраску и блеск остроумия. «Метаморфозы» позже называли «Библией язычников» и «Библией поэтов».
Свидетельство о публикации №217102202120