Глава 15

Январь кружился за запотевшими окнами заячьего дома в быстром танце с красавицей-метелицей. Снежные вихри бились о стекло, не в силах попасть в теплое, надежное укрытие. Уже несколько дней зайчата не выходили на улицу, наблюдая за бурей со стороны. Снег сыпался с неба, не переставая, а на земле ветер подхватывал его и разбрасывал по крышам домов и веткам деревьев. Все лесные тропы замело, каждый домик выглядывал из-под высокой снежной шапки.
Зайцы пережидали метель по-домашнему уютно. Именно в холода заботливо заваренный чай становится особенно вкусным, свежеиспеченный пирог удивительно ароматным, а обычные заботы превращаются в приятные хлопоты.
Миссис Кэррот баловала семью аппетитными блюдами и выпечкой, на кухне не переводились пирожки, кексы и пончики. Отдыхая от домашней работы, мама зайчиха вязала шерстяные шарфы и носки. Она любила посидеть немного в стороне, повязать, помечтать и понаблюдать за мистером Кэрротом и зайчатами.
Вот и в этот морозный день все устроились в гостиной: мама заняла мягкое кресло у огня и стучала вязальными спицами; папа заяц и Капусткин что-то мастерили из дерева на полу чуть поодаль; Морковкин и Фасолинка забрались с лапками на диван и погрузились в раскрытую книгу.
- Это слишком сложно! – услышала мама раздраженный возглас Фасолинки. – У меня ничего не получится!
- Вовсе нет, - убеждал зайчонок, - ты научишься читать, если будешь тренироваться!
Фасолинка насупилась и стала пристально изучать белые горошинки на своем шерстяном платье вишневого цвета.
- Сестренка, ведь ты так радовалась, когда увидела этот букварь под елочкой! – терпеливо продолжал Морковкин. – Я нарисовал и написал его специально для тебя! На этих страницах есть всё, что тебе нравится! Попробуй еще. Все зайчата учатся читать не сразу, а постепенно, по несколько слов в день!
- Ну хорошо… - согласилась Фасолинка, вздохнув. – Какая красивая картинка! – вдруг воскликнула она, - это же Лакомка!
- Верно! – подхватил Морковкин. – А что здесь написано?
- БЕЛ-КА, - неуверенно прочитала Фасолинка.
- Ты умница! – подскочил зайчонок. – А дальше?
- БЕЛ-КА ДРУ-ЖИТ С ЗАЙ-ЧИШ-КОЙ, - продолжила Фасолинка. – Ой, она дружит с зайчишкой! Интересно, с какой?
- Я не знаю, - лукаво подмигнул зайчонок, - читай дальше.
- ЕЁ ЗО-ВУТ ФА-СО-ЛИН-КА, - продолжила сестренка. – Со мной! Лакомка дружит со мной! Ты и меня нарисовал, спасибо тебе, Морковкин! Всё, я научилась читать! – с победоносным видом заключила зайчишка и захлопнула книгу.
- Подожди, Фасолинка, - смутился старший брат. – Ты пока не научилась… Давай еще почитаем? Ты ведь не устала? Дальше есть две страницы про твои любимые платья, банты и тряпичных зайцев.
- Я просто не такая умная, как ты! – опустив глаза, призналась Фасолинка. – Ты так быстро и уверенно читаешь, я так никогда не смогу! Это очень сложно! Нужно держать в памяти все буквы, и соединять их в слоги, и произносить! Ужас, как трудно! Я не смогу так хорошо читать!
Морковкин обнял ее за плечи и тихо прошептал ей на ушко:
- Ты сможешь читать, как я, и даже лучше! Я поделюсь с тобой секретом.
- Секретом? – у Фасолинки в глазах загорелось любопытство.
- Да! Не думай о том, чтобы научиться хорошо читать сразу всё – сложные слова, слова не по слогам, слова-исключения. Не думай о том, чтобы запомнить все правила. Каждый раз, когда садишься заниматься, думай о том, чтобы прочесть одну страницу. Всего одну страницу букваря по слогам. И тогда тебе не будет так страшно и трудно учиться! Ты можешь читать одну страницу в день?
- Могу, конечно! – радостно воскликнула Фасолинка, с нежностью смотря на Морковкина.
- Вот и хорошо! – улыбнулся он. – Тогда отдохни немного, и дочитаем эту страницу. А завтра – следующую. Ты и сама не заметишь, как научишься хорошо читать!
Миссис Кэррот счастливо улыбнулась и подмигнула Морковкину. Спицы в ее лапах усердно стучали, сплетая теплый шарф из белой, как облака, пряжи. Затем мама зайчиха бросила взгляд в другой конец комнаты, на мистера Кэррота и Капусткина. Они удобно устроились на полу и вырезали деревянные домики. Папа заяц работал острыми инструментами, а Капусткин, высунув от усердия язычок, обрабатывал изделия наждачной бумагой, чтобы они были ровными и гладкими.
- Давай построим целую деревеньку! – попросил Капусткин, ставя в сторонку очередной готовый домик с покатой крышей и уютной печной трубой.
- Пусть будет деревенька, - смеясь, согласился мистер Кэррот, подготавливая для работы новое березовое полено.
- А я буду играть, что я в этой деревне самый главный! Хозяин! – мечтательно протянул Капусткин.
- И что же ты будешь делать, хозяин? – поинтересовался мистер Кэррот, подкручивая усы.
- Я поселю в эти домики игрушечных зверят. И буду ими командовать! Они будут делать все, что я захочу: петь, плясать, развлекать меня! – Капусткин даже потер лапки от нетерпения, предвкушая новую игру. – Мне хочется немного побыть главным. Ведь у нас дома ты главный, папа!
Мистер Кэррот улыбнулся:
- А разве я вами командую? Заставляю вас делать то, что вам не нравится? Быть главным – это совсем другое. Я, как глава семьи, отвечаю за маму и за вас. Несу ответственность за то, чтобы у нас был дом, еда и одежда. Я забочусь о вас, слежу за тем, чтобы все мы жили в безопасности и покое. И если бы я, как ты, захотел управлять деревней, даже игрушечной, я бы построил колодец, где зверята смогут набирать воду; сложил бы печи, чтобы им было тепло, и они могли готовить еду. Поставил крепкий забор, чтобы они не боялись вторжений из чужих лесов. Вот что значит быть главным…
Капусткин выслушал папу, а затем вдруг крепко обнял его и спросил:
- Папа, а ты поможешь мне вырезать из дерева колодец? Я хочу быть хорошим хозяином деревни.
Мистер Кэррот посмотрел поверх его макушки на маму зайчиху. Она спокойно продолжала вязать, словно ничего не слышала. Но он заметил, что она украдкой смахнула со щеки крохотные, как снежинки, слезы радости.
Так проходили в семье зайцев ветреные январские вечера. Горели свечи; в небе зажигались серебристые звезды. Время измерялось выпитыми чашками чая и прочитанными книжными страницами. Неукротимая метель несла в своих снежных ладонях волшебство, уют и добрые беседы.

Автор: Ульяна Сергеева


Рецензии