Путешествие в прошлое. Донской монастырь

Путь к Донскому монастырю был выстлан кружевом из опавших кленовых листьев. Оно и понятно. Наступал канун Покрова Пресвятой Богородицы. В памяти невольно всплывали строчки из стихотворения Г. Иванова: « Гляди – туманы тают, светлеет синева. То утро расцветает Святого Покрова». Осень в самом разгаре, поэтому среди красок природы преобладал желтый цвет различных оттенков. Будто остатки солнечных лучей затерялись в листве деревьев и под ними, на чуть пожухлой траве.

Оказалось, что монастырь расположен на небольшом взгорке. Стены ограды из красного кирпича, с ажурными навершиями в виде корон, окружались переплетенными ветвями старых деревьев и оставались незаметными издали. От этого отсутствовал простор обозрения и возможность издали бросить взгляд на древний монастырь-крепость, чтобы удерживая глазами купола храмов, неспешно подойти к сей обители. Так и казалось, что тесно ему на отведенном пространстве. Взят он в кольцо современными постройками: прошлое соседствует с настоящим.

Вот показался вход в виде арки под колокольней с надвратной церковью Праведных Захарии и Елисаветы, закрывающейся на ночь массивными дверями. Возводилось это чудо, устремленное вверх, около двадцати лет в середине века XVIII. Тут же разместились церковные и книжные лавки.

Всегда испытываю душевный трепет при входе на подворье любого монастыря. Так хочется в этот момент отрешиться от мирской суеты и погрузиться в тишину и созерцание сохранившейся старины.

Взору предстала довольно широкая дорога к паперти пятикупольного Большого Донского собора. По обеим ее сторонам простирались цветники и множество деревьев, почти полностью закрывающие свободный обзор территории. Получается как в сказке: прямо пойдешь, в собор попадешь; свернешь на левую тропинку и прочитаешь надпись на маленьком шлагбауме – «вход запрещен»; направо пойдешь и окажешься возле Малого Донского собора, а затем Некрополя.

Каждый монастырь имеет собственную историю и судьбу, связанную с пространством и временем своего возникновения и бытия. Если верить древним преданиям, то именно здесь в 1591 (по иным источникам в 1592 и даже 1593) году находился стан русских воинов, вышедших навстречу коварному крымскому хану Казы-Гирею. Жил он мирно с царем Феодором Иоанновичем и даже иногда писал ему дружеские письма. И вдруг совершенно неожиданно с войском в 150000 человек вторгся в пределы Московского государства, затем перешел Оку, разбил воеводу Бахтеярова и подступил к самой Москве.

Место же это между Даниловым монастырем и Воробьевыми горами было наименее защищенным. В своем обозе русские устроили «гуляй-город» – передвижную на телегах крепость, обнесенную снаружи щитами, а в центре поставили походную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Пока Б.Ф.Годунов руководил сооружением укреплений, набожный царь Феодор Иоаннович молился в Благовещенском соборе Кремля перед чудотворным образом Донской Божией Матери. По его повелению епископ Суздальский и Тарусский Иов совершил крестный ход – пронес Донскую икону вдоль городских стен Москвы, а затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в Сергиевской церкви. Царь Феодор Иоаннович слезно молился перед Донской иконой о спасении Москвы от «нахождения иноплеменных варвар». В видении государю открылось, что грядет победа «силою Христа и представительством Его Матери».

Хан Казы-Гирей остановился со своими главными силами возле села Котлы и начал высылать к русскому обозу небольшие отряды, изнуряющие русское войско мелкими стычками. Наконец, конница татар ударила с двух сторон – от основного стана и с Воробьевых гор. Целый день продолжался бой, в котором ни одна из сторон так и не смогла одержать верх. На рассвете следующего дня, неожиданно для всех, хан со своим войском в панике бежал. Одержанную победу приписали заступничеству Богородицы.

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща», – писал И. Е. Забелин в «Историческом описании московского Донского монастыря» в 1865 году.

Искусствоведы датируют время её написания 1382—1395 годами, а автором считают Феофана Грека, либо одного из мастеров его окружения. Как всегда при описании старины имеется много дат и предположений. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день ее празднования икона доставляется в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Интересен факт, что в 1598 году именно Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. С середины 1580-х годов стал он близким его сподвижником. Именно при содействии Годунова был возведён в митрополиты Московские (1586 год), а позднее, 26 января 1589 года согласно старому стилю поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские.

Существует и иная версия столь неожиданной победы, согласно которой объявился в ханском стане перебежчик. От него и узнал Кази-Гирей, что движется на помощь Москве от Пскова и Новгорода несметная рать. Повторял перебежчик свои слова и под пытками. Задумался хан, сопоставил силы и понял, что не одержать ему победы. В одну ночь были свернуты шатры, и отошли ханские войска от города.

В народе распространилась молва, что был тот перебежчик специально подослан Борисом Годуновым, руководившим обороной, дабы посеять панику во вражеском стане. Недаром современники говорили о нем – «муж чудного разумения».

Первое упоминание о монастыре содержится в «Житии царя и великого князя Феодора Иоанновича», составленном около 1605 года патриархом Иовом. Говорится в нем, что на том месте, где стояла в обозе походная Сергиевская церковь с чудотворной иконой «повеле устроити» Феодор Иоаннович общежительный монастырь. И возник Донской монастырь «по прохождении же единаго лета или мало вящее», что соответствует 1591 или 1592 годам. Первой была возведена церковь, получившая название «во имя Пречистыя Богородицы и славные Ея Похвалы». В то же десятилетие для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донская». Так начиналось строительство обители. Это все страницы истории, которой пронизан и дышит монастырь.

Наконец, оказалась я внутри Большого Донского храма. Сумрак. Мерцающие светлячки горящих свечей. Запах ладана. Неповторимая и завораживающая атмосфера далекого прошлого. Таково первое впечатление. Рука невольно тянется ко лбу, а губы начинают шептать молитвы. Такова святая сила этого храма. Не помню, сколько времени простояла я в храме, пытаясь унять мятущиеся чувства. По истечении времени в памяти остались лишь мимолетные воспоминания: высокий иконостас с деревянной золоченой резьбой, чарующий своей красотой; чугунные узорчатые плиты под ногами; на северной стене икона Серафима Саровского; рака с мощами святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Работая над статьей о житие митрополита Антония Храповицкого, пришлось прочитать много различной информации. В это время и попалась мне одна из ранее неизвестных фотографий патриарха Тихона. Неожиданно увидела я лик, с которого смотрел он прямо в душу глазами моих прародителей. Это отступление обусловлено тем, что одна из причин посещения Донского монастыря была вызвана желанием поклониться праху патриарха-мученика. Именно в Донском монастыре находился он в заключении, стойко перенося клевету и травлю со стороны новой власти и «обновленцев». Скончался патриарх Тихон 7 апреля 1925 года в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая…. Долгая». Хоронила его вся православная Москва. Пришел и художник Павел Корин. Потрясенный всем увиденным и услышанным, решил он написать картину «Русь уходящая», хотя и не успел осуществить свою задумку. Остались лишь замечательные эскизы.

Справа от Большого Донского монастыря уютно расположился Малый, возведенный почти на сто лет ранее. Однако в тот день был он закрыт. Не приходилось мне видеть церквей такого архитектурного стиля, приземистых и столь чудным образом украшенных. Стоя вблизи смогла я запечатлеть лишь его маковку.

За три часа пребывания в монастыре не удалось увидеть мне ни одного монаха. Значит обитель сия, возглавляемая наместником игуменом Парамоном, не очень многочисленна. Хотя территория его большая, напоминающая по форме квадрат, внутри которого расположены одиннадцать церквей, часовни и иные постройки.

Говорить о художественной ценности сделанных мной снимков не имеет смысла. Цель была иная – запечатлеть мгновения, совпадающие с состоянием духовного напряжения и работой мысли. Это была не прогулка и тем более не фотопрогулка, о которых так часто и не к месту пишут в Инете (разве можно прогуливаться в действующем монастыре?), а долгожданная реализация внутренней потребности посетить столь древнюю обитель и поклониться ее святыням.

                Спит в Донском монастыре русское дворянство...               

Только после этого отправилась я на старое Донское кладбище, чтобы поклониться праху известных и неизвестных его обитателей. Наиболее почитаемыми среди московской аристократии считались места в Старом соборе и непосредственно возле него. Как пройти мимо простой чугунной плиты, выкрашенной серой краской и не постоять у могилы Петра Яковлевича Чаадаева?

Чуть далее, рядом с иными родственниками (бабушка, две тети), оказалась почти не ухоженная могила Василия Львовича Пушкина, поэта и дяди А.С. Пушкина. Запустение...

В отдаление нашла упокоение муза русской литературы - Александра Осиповна Смирнова-Россет, известная фрейлина императорского двора, знакомая, друг и собеседник А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. На камне высечена надпись: "Вдова тайного советника Александра Иосифовна Смирнова. Скончалась в Париже 1882 г. 7/19 июля". Отошла в мир иной далеко от дома, а похоронена в Москве. Будто предчувствовала, что останется это место единственным надолго сохранившимся монастырским кладбищем.   

Камни... Простые могильные плиты, иногда - причудливых форм, есть и настоящие произведения искусства таких мастеров классицизма, как И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Витали. Высечены на них имена, известные всей России. Покоятся представители древних дворянских родов: Вяземские, Долгорукие, Черкасские, Трубецкие. Писатели и поэты: А.П. Сумароков, М.М. Херасков,В.Ф.Одоевский, В.И. Майков.

Темнота пала неожиданно. Заморосил дождь. Природа как бы вынуждала покинуть это святое место. Пришлось подчиниться ее прихоти. А в памяти и по сей день мелькают желтые листья, выстилающие все подступы к могилам, саркофагам и родовым усыпальницам.

 

Авторский фотоколлаж: Колокольня с церковью Захарии и Елизаветы (слева); Большой Донской собор (1684 – 1698 гг.); Малый Донской собор (1591 – 1593 гг.); Памятная доска на Малом Донском Соборе (сверху вниз).


Рецензии