Кукольный театр

Сначала в углу детсадовской спальни нашей средней группы появилась ширма – жёлтый атлас, натянутый на деревянные рамы, боковые части которых были прикреплены к центральной, широкой части и открывались и закрывались наподобие дверей. Мы раздумывали: что это такое? Но никто так и не смог догадаться. Разрешила наши сомнения нянечка тётя Шура, которая время от времени смахивала влажной тряпкой пыль с непонятной конструкции.
– Дети, это ширма для кукольного театра, – сказала она. – Воспитательница будет показывать вам спектакль.
Мы ужасно удивились и обрадовались. Все закричали:
– Ура! Кукольный театр!Мы стали ждать, когда наконец нам покажут спектакль.
И вот однажды зимой, когда прогулка была отменена из-за сильного мороза, Любовь Михайловна, наша воспитательница, после полдника вынесла из спальни ширму и установила её рядом со своим письменным столом. Потом она взяла со своего стола мешок из синего атласа, похожий на сумку Деда Мороза.
– А ну-ка, ребята, расставляйте стульчики и рассаживайтесь, – сказала она, а сама с синим мешком скрылась по другую сторону ширмы. Её высота позволяла Любови Михайловне уместиться там во весь рост.

Мы похватали свои стульчики, перетащили их от окон в центр группы и поставили поближе к ширме. – Э, нет! – сказала Любовь Михайловна, выглянув сбоку из-за ширмы, – так дело не пойдёт! Если вы будете сидеть так близко, то ничего не увидите.
И правда, я сидела в первом ряду, и перед моими глазами была только сборчатая жёлтая ткань ширмы.
– Отодвиньте стульчики подальше, – сказала Любовь Михайловна. – Вон туда, где начинается ковёр.
Мы подскочили с мест и опять ухватились за свои стульчики. Нянечка тётя Шура помогла нам расставить их двумя рядами и рассадила всех по росту: в первом ряду сидели самые маленькие, а во втором – высокие дети. Так я оказалась во втором ряду. Но оттуда всё равно было хорошо видно.Все замерли в ожидании. За ширмой что-то происходило. Мы слышали шорохи, и от этого сильнее разгоралось любопытство. Что же нам покажут?
И вот в углу ширмы показался теремок. Это был бревенчатый домик, почти как настоящий.
– Я знаю, что это будет! – закричал Юрка, самый невыдержанный мальчик нашей группы. – Это будет сказка про теремок.
– Подумаешь, знает он! – возмутилась моя подружка Саша. – Я тоже знаю, что это теремок.
– Тише, – раздался из-за ширмы голос Любови Михайловны. – Если зрители будут шуметь, придётся отменить спектакль.
Все зашикали на Юрку, а Павлик даже слегка ущипнул его за толстый бок. Юрка пискнул и примолк.
И вот из-за ширмы раздался голос воспитательницы:
– Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Вслед за тем над верхней границей ширмы появилась мышка, и раздался тоненький писклявый голосок воспитательницы:
– Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
– Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?Мы знали сказку наизусть. И прекрасно понимали, что говорит за неё наша воспитательница. Но, на удивление, спектакль настолько вырвал нас из действительности, что нянечка тётя Шура заглянула в группу из спальни, где мыла пол, и сказала удивлённо:
– Ах ты, господи, смотри-ка, замерли и сидят, а я уж подумала, куда подевались? Очень уж тихо!Вслед за мышкой появилась лягушка-квакушка, заяц-побегаец, лисичка-сестричка, волк-зубами-щёлк. Пришла очередь медведя. Все дети замерли на стульчиках. Ведь сейчас этот негодник раздавит своим тяжёлым телом теремок! Он, и правда, раздавил. Я уже готова была разреветься, так мне было жаль несчастных обитателей теремка. Но в конце воспитательница сказала:
– Навалился Мишка на теремок, теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал. Где ему, такому косолапому!
Тут мы все завертели головами и увидели сбоку от наших стульчиков нянечку тётю Шуру.
– А теперь хлопайте в ладоши! – подсказала нам она и сама первая захлопала.
И мы тоже все захлопали, а Юрка даже крикнул: «Ура!».Когда сказка закончилась, мы отнесли стульчики на место и выровняли их в ряд вдоль окон. Воспитательница унесла ширму, а кукол сначала сложила на свой стол. Мы обступили его, с интересом разглядывая мышку, лягушку, зайчика, лисичку и волка с медведем. Вблизи медведь не показался таким уж страшным. Он был сшит из тёмно-коричневого плюша.
Вернулась воспитательница и объяснила:
– Дети, такие куклы называются перчаточные. Видите, снизу есть отверстие для руки, – и она показала нам, как двигаются «артисты».
Оказалось, голова приводится в движение средним пальцем, а лапы – указательным и безымянным. Любовь Михайловна дала всем попробовать управлять куклами. Но это было не так просто. Если медведь качал головой, то лапы его оставались без движения. Всё-таки это так трудно – быть артистом кукольного театра! Но ничего! Я ещё немного подрасту и обязательно сделаю кукольный театр у себя дома.После этого первого представления мы часто просили свою воспитательницу показать нам ещё какую-нибудь сказку. И она показывала нам «Лисичку со скалочкой», «Три медведя» и другие спектакли.Прошло время, я уже училась в пятом классе, когда вспомнила о своём плане про кукольный театр и рассказала об этом сестрёнке.
– Вот здорово! – сказала Света. – Только где мы возьмём кукол? Наверное, мы не сумеем их сшить.
Она подумала и предложила:
– А давай их нарисуем на картоне!Для начала решили показать не сказку, а коротенькую басню Крылова «Стрекоза и муравей».
И работа закипела. Света акварельными красками рисовала на альбомных листах муравья и стрекозу, а я декорации – летнюю природу (зелёные деревья и яркие красные и синие цветы) и осеннюю (голые деревья, гнущиеся от ветра). Потом рисунки просушили и наклеили на листы картона, а когда и они подсохли, аккуратно вырезали. К фигуркам наших персонажей снизу приклеили полоски толстого картона, за которые нужно было их держать.

Потом я написала слова Муравья и Стрекозы на отдельных листочках. Осталось только решить, кто будет играть роли и придерживать декорации. В спектакле участвовало четыре человека: я, Света и наши соседи Лена с Андрюшкой.Андрюшке, как самому маленькому, было доверено держать картонные картинки с «летом» и «зимой». Света должна была выучить роль Муравья, а Лена – Стрекозы. Я была самая взрослая, к тому же басню давно знала наизусть, поэтому взялась за слова автора.

Мы долго репетировали, чтобы спектакль прошёл удачно. Наконец всё было готово. В воскресный день мы пригласили к нам родителей Лены и Андрюшки, два стула занавесили покрывалом – это была наша ширма. Родители уселись на диван. Всего зрителей было четверо – наши мама с папой и тётя Надя с дядей Толей.
Все очень волновались, чтобы не забыть слова. А я говорила:
– Уж не опозорьтесь, пожалуйста! У вас же слов совсем мало! Вот у меня много слов!Перед самым началом спектакля оказалось, что трудно не волноваться, когда на тебя смотрят четверо взрослых зрителей.Когда артисты спрятались за ширмой, я вдохнула побольше воздуха и торжественно объявила:
– Дорогие зрители! Сегодня вы увидите спектакль по басне Ивана Андреевича Крылова «Мураза и стрековей»!
Родители почему-то засмеялись, а я сначала не сообразила, почему они смеются, а когда поняла, то покраснела и чуть не забыла свой текст. Я посмотрела на маму, она слегка улыбнулась и сделала ладонью небольшое движение, как будто подкидывает мячик. Это она меня подбадривает, значит, надо продолжать! И я начала: «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…».Спектакль вышел хоть и коротким, но очень удачным. Андрюшка вовремя менял декорации, Света тоненьким голоском озвучивала роль Муравья, Лена говорила за Стрекозу. И только я, которая всех учила, как надо читать текст, опозорилась в самом начале.У нас были прекрасные зрители. Они хлопали, наверное, дольше, чем длился спектакль. У наших мам подозрительно блестели глаза, а папы кричали «Браво!».А мы, маленькие артисты, ужасно гордились, что справились с этим важным делом.После этого спектакля мы показывали другие – длиннее, но каждый раз, когда слышу про кукольный театр, я вижу этот, самый первый спектакль, и себя, торжественно объявляющую: «Дорогие зрители! Сегодня вы увидите спектакль по басне Ивана Андреевича Крылова «Мураза и Стрековей».


Рецензии